Долгое путешествие мадонны с цветком

создал одухотворенный женский образ, исполненный земной прелести. Юная мадонна в нарядном платье флорентийской горожанки, улыбаясь, протягивает ребенку цветок, наблюдая за неуверенными еще движениями младенца, тянущегося к лепесткам. Обе фигуры, тесно вписанные в картину, заполняют собой почти без остатка всю её поверхность, только справа, наверху расположено небольшое стрельчатое окно. Небольшая картина приковывает внимание, заинтересовывает, волнует.
Конец легенде
Интересна судьба этого шедевра. Трудно сказать, когда картина на дереве покинула Италию. Долгие годы считалось, что в 1824 году ее приобрел купец Александр Петрович Сапожников у заезжих циркачей. Но в 1974 году в Государственном архиве Астраханской области обнаружили «Реестр картин г-на А. П. Сапожникова, составленный в 1827 году». И там числилась «Божья Матерь, держащая предвечного Младенца на левой руке… Вверху с овалом. Мастер Леонардо да Винчи… Из коллекции генерала Корсакова». Получается, что история покупки «Мадонны» у нищих артистов лишь легенда, семейное предание. Но почему оно возникло?
Генерал Алексей Иванович Корсаков, скорее всего, продавая картину на полусгнившей доске, и не подозревал о ее ценности. И лишь после того, как реставратор Евграф Егорович Коротков, работавший над картинами в Эрмитаже, перевел «Мадонну с цветком» на холст, выяснилась ценность приобретения. Сапожников, естественно, захотел, чтобы полотно осталось у него навсегда. Корсаков мог потребовать вернуть картину обратно. Но продавал на дощечке, а здесь - полотно, купленное у итальянских артистов. Это лишь версия автора.
Что осталось от дощечки Леонардо
Как – то непривычно для не специалиста звучит фраза, что реставратор перенес картину великого итальянца с дерева на холст. Как проходил процесс восстановления. Вот, что пишет в книге «Итальянское искусство эпохи Возрождения XIII-XVI века» Татьяна Кирилловна Кустодиева: «При переводе авторский грунт сохранен не был, поэтому рентгеновский снимок не дает ничего интересного. Однако снимок, сделанный с картины в отраженных инфракрасных лучах, позволяет заметить кое-какие изменения по сравнению с окончательным решением композиции. Они не влияют па основной замысел принципиально, но интересны, так как речь идет о творческом процессе Леонардо.
Во-первых, мастер первоначально предполагал сделать ребенка еще более крупноголовым, о чем свидетельствует второй контур, намеченный над затылком младенца. Изменена прическа Марии: на снимке в инфракрасных лучах просматриваются пушистые пряди волос, спадающие вдоль обеих щек, при этом прядь с правой стороны закрывает ухо, ясно видное на картине, зато завитки волос около него стали едва заметными и почти исчезли около левой щеки.
В процессе работы широкий отворот рукава Марии, следы которого заметны и сейчас, был заменен более узким и длинным, а вместо цветка, который мадонна держала в левой руке, появился большой пучок трав».
Купец - декабрист
Деда Александра, Семена Сапожникова, казнил в слободе Малыковке (ныне город Вольск) поручик Гавриил Державин за пособничество Емельяну Пугачеву. Его сына, Петра Семеновича, богатый вольский и петербургский купец Василий Алексеевич Злобин, сделал своим компаньоном. В начале 19-го века Пётр Семёнович переезжает с семьей в Астрахань, где основывает общество «Братья Сапожниковы в Астрахани». Алексей и Александр оказались достойными преемниками отца: они стали крупнейшими монополистами в рыбопромышленном деле. На Каспийском море содержали тюленьи промыслы. Занимались хлебной торговлей, мыловарением, шерстяным и кожевенным делом. И даже разрабатывали золотые прииски. В начале 19-го века Александр стал закладывать семейную картинную галерею. Удивительно, но Александр Петрович дружил с декабристами В. И. Штейнгейлем, Г. С. Батенковым, знался с К. Ф. Рылеевым и А. А. Бестужевым. И даже принимал участие в собраниях декабристов накануне восстания. Не этим ли объясняется ранняя его смерть в 1727 году в возрасте 39 лет? Как раз в год рождения сына Александра, унаследовавшего часть собрания картин, в том числе и «Мадонну». Ее он передал дочери Марии Александровне, вышедшей замуж за архитектора Л. Н. Бенуа.
Мадонна остается в России
Право, немного обидно, что ее так теперь называют. Ведь известнейший придворный архитектор Леонтий Николаевич Бенуа имеет к картине достаточно случайное отношение: породнился с семейством купцов Сапожниковых. Даже его брат, художник и историк искусства, Александр, признался: «В сущности, это название «Мадонна Бенуа» нельзя считать обоснованным; оно не заслужено нашей фамилией, но так ее окрестил Э. К. Липгардт, который через несколько лет добился того, чтобы картина была уступлена Эрмитажу. Я же предлагал тогда в Берлине другое наименование, а именно «Мадонна из дома Сапожниковых»…»
В 1908 году в Петербурге состоялась выставка картин западноевропейских художников из частных коллекций. «Мадонна» Сапожниковых-Бенуа оказалась там на почетном месте. И академик живописи, хранитель Эрмитажа, искусствовед Эрнест Карлович Липгарт заявил, что «Мадонна с цветком» принадлежит кисти не кого-либо, а величайшего гения живописи: самого Леонардо да Винчи. 
В 1809 году Александр Николаевич Бенуа повез полотно за границу к экспертам: «Я лично тогда не совсем верил в авторство знаменитейшего художника, но этого признания мне нечего сейчас особенно стыдиться, раз такой же скепсис я встретил в лице всех тех немецких и французских светил, которым я эту картину показал».
Но в рисунках Леонардо да Винчи обнаружились точные наброски «Мадонны с цветком». М. Ф. Бокки в своей книге «Достопримечательности города Флоренции», вышедшей в свет в 1591 году, так описывал шедевр молодого Леонардо: «Дощечка, расписанная маслом рукой Леонардо да Винчи, превосходная по красоте, где изображена мадонна в высшей степени искусно и старательно. Фигура Христа, представленного младенцем, прекрасна и удивительна, его поднятое лицо единственное в своем роде и поразительно по сложности замысла и тому, как этот замысел удачно разрешен».
Вскоре профессор Мюллер Вальдо заявил А. Бенуа: «Теперь я твердо убежден: ваша Мадонна - Леонардо!» И достал кипу фотографий несомненных рисунков Леонардо, с подтверждением его уверенности в авторстве великого мастера. Александр Николаевич отказался вести переговоры о том, чтобы картина осталась за границей: «Я ответил, что мой брат с картиной не желает расстаться, чем беспредельно огорчил почтенного профессора (Мюллера Вальде А. М.), уже замечтавшего о том, что Мадонна останется за Берлином».
В 1912 году супруги Бенуа решили продать «Мадонну с цветком» уже как работу да Винчи. Известный лондонский антиквар Д. Дювин оценил картину в 500 тысяч франков (порядка 200 тысяч рублей). Американцы предложили значительно больше: 400 тысяч. Мария и Леонтий Бенуа хотели, чтобы полотно осталось в России. Директор Эрмитажа обратился по этому вопросу к Николаю II. Тот согласился на 150 тысяч, притом в рассрочку на 10 лет. Владельцы приняли это предложение.
Портреты Сапожниковых
Известно, что знаменитый художник В. А. Тропинин в 1826 году исполнил портреты Александра Петровича и его супруги Пелагеи Ивановны, хранящиеся ныне в Эрмитаже. А в 1852 году - и Александра Александровича. В связи с этой портретной коллекцией, в свое время заведующая Вольской картинной галереей, заслуженный работник культуры Нина Никифоровна Березина авторитетно заявила: «В нашем музее хранится добротная копия, выполненная в 1847 году в Вольске неким Н. С. Васильевым с портрета Александра Петровича Сапожникова кисти В. А. Тропинина».
Леонтий Николаевич Бенуа скончался 8 февраля 1928 года, был похоронен в некрополе Новодевичьего монастыря. В конце 1950-х годов его прах перенесли на Литераторские мостки Волковского кладбища. Мария Александровна, бабушка знаменитого британского актёра и кинорежиссёра Питера Александра Устинова, скончалась 30-го сентября 1938-го года в возрасте 80-и лет. Похоронена она в Берлине на православном кладбище Тегель …


Рецензии