Долгое путешествие мадонны с цветком
Конец легенде
Интересна судьба этого шедевра. Трудно сказать, когда картина на дереве покинула Италию. Долгие годы считалось, что в 1824 году ее приобрел купец Александр Петрович Сапожников у заезжих циркачей. Но в 1974 году в Государственном архиве Астраханской области обнаружили «Реестр картин г-на А. П. Сапожникова, составленный в 1827 году». И там числилась «Божья Матерь, держащая предвечного Младенца на левой руке… Вверху с овалом. Мастер Леонардо да Винчи… Из коллекции генерала Корсакова». Получается, что история покупки «Мадонны» у нищих артистов лишь легенда, семейное предание. Но почему оно возникло?
Генерал Алексей Иванович Корсаков, скорее всего, продавая картину на полусгнившей доске, и не подозревал о ее ценности. И лишь после того, как реставратор Евграф Егорович Коротков, работавший над картинами в Эрмитаже, перевел «Мадонну с цветком» на холст, выяснилась ценность приобретения. Сапожников, естественно, захотел, чтобы полотно осталось у него навсегда. Корсаков мог потребовать вернуть картину обратно. Но продавал на дощечке, а здесь - полотно, купленное у итальянских артистов. Это лишь версия автора.
Что осталось от дощечки Леонардо
Как – то непривычно для не специалиста звучит фраза, что реставратор перенес картину великого итальянца с дерева на холст. Как проходил процесс восстановления. Вот, что пишет в книге «Итальянское искусство эпохи Возрождения XIII-XVI века» Татьяна Кирилловна Кустодиева: «При переводе авторский грунт сохранен не был, поэтому рентгеновский снимок не дает ничего интересного. Однако снимок, сделанный с картины в отраженных инфракрасных лучах, позволяет заметить кое-какие изменения по сравнению с окончательным решением композиции. Они не влияют па основной замысел принципиально, но интересны, так как речь идет о творческом процессе Леонардо.
Во-первых, мастер первоначально предполагал сделать ребенка еще более крупноголовым, о чем свидетельствует второй контур, намеченный над затылком младенца. Изменена прическа Марии: на снимке в инфракрасных лучах просматриваются пушистые пряди волос, спадающие вдоль обеих щек, при этом прядь с правой стороны закрывает ухо, ясно видное на картине, зато завитки волос около него стали едва заметными и почти исчезли около левой щеки.
В процессе работы широкий отворот рукава Марии, следы которого заметны и сейчас, был заменен более узким и длинным, а вместо цветка, который мадонна держала в левой руке, появился большой пучок трав».
Купец - декабрист
Деда Александра, Семена Сапожникова, казнил в слободе Малыковке (ныне город Вольск) поручик Гавриил Державин за пособничество Емельяну Пугачеву. Его сына, Петра Семеновича, богатый вольский и петербургский купец Василий Алексеевич Злобин, сделал своим компаньоном. В начале 19-го века Пётр Семёнович переезжает с семьей в Астрахань, где основывает общество «Братья Сапожниковы в Астрахани». Алексей и Александр оказались достойными преемниками отца: они стали крупнейшими монополистами в рыбопромышленном деле. На Каспийском море содержали тюленьи промыслы. Занимались хлебной торговлей, мыловарением, шерстяным и кожевенным делом. И даже разрабатывали золотые прииски. В начале 19-го века Александр стал закладывать семейную картинную галерею. Удивительно, но Александр Петрович дружил с декабристами В. И. Штейнгейлем, Г. С. Батенковым, знался с К. Ф. Рылеевым и А. А. Бестужевым. И даже принимал участие в собраниях декабристов накануне восстания. Не этим ли объясняется ранняя его смерть в 1727 году в возрасте 39 лет? Как раз в год рождения сына Александра, унаследовавшего часть собрания картин, в том числе и «Мадонну». Ее он передал дочери Марии Александровне, вышедшей замуж за архитектора Л. Н. Бенуа.
Мадонна остается в России
Право, немного обидно, что ее так теперь называют. Ведь известнейший придворный архитектор Леонтий Николаевич Бенуа имеет к картине достаточно случайное отношение: породнился с семейством купцов Сапожниковых. Даже его брат, художник и историк искусства, Александр, признался: «В сущности, это название «Мадонна Бенуа» нельзя считать обоснованным; оно не заслужено нашей фамилией, но так ее окрестил Э. К. Липгардт, который через несколько лет добился того, чтобы картина была уступлена Эрмитажу. Я же предлагал тогда в Берлине другое наименование, а именно «Мадонна из дома Сапожниковых»…»
В 1908 году в Петербурге состоялась выставка картин западноевропейских художников из частных коллекций. «Мадонна» Сапожниковых-Бенуа оказалась там на почетном месте. И академик живописи, хранитель Эрмитажа, искусствовед Эрнест Карлович Липгарт заявил, что «Мадонна с цветком» принадлежит кисти не кого-либо, а величайшего гения живописи: самого Леонардо да Винчи.
В 1809 году Александр Николаевич Бенуа повез полотно за границу к экспертам: «Я лично тогда не совсем верил в авторство знаменитейшего художника, но этого признания мне нечего сейчас особенно стыдиться, раз такой же скепсис я встретил в лице всех тех немецких и французских светил, которым я эту картину показал».
Но в рисунках Леонардо да Винчи обнаружились точные наброски «Мадонны с цветком». М. Ф. Бокки в своей книге «Достопримечательности города Флоренции», вышедшей в свет в 1591 году, так описывал шедевр молодого Леонардо: «Дощечка, расписанная маслом рукой Леонардо да Винчи, превосходная по красоте, где изображена мадонна в высшей степени искусно и старательно. Фигура Христа, представленного младенцем, прекрасна и удивительна, его поднятое лицо единственное в своем роде и поразительно по сложности замысла и тому, как этот замысел удачно разрешен».
Вскоре профессор Мюллер Вальдо заявил А. Бенуа: «Теперь я твердо убежден: ваша Мадонна - Леонардо!» И достал кипу фотографий несомненных рисунков Леонардо, с подтверждением его уверенности в авторстве великого мастера. Александр Николаевич отказался вести переговоры о том, чтобы картина осталась за границей: «Я ответил, что мой брат с картиной не желает расстаться, чем беспредельно огорчил почтенного профессора (Мюллера Вальде А. М.), уже замечтавшего о том, что Мадонна останется за Берлином».
В 1912 году супруги Бенуа решили продать «Мадонну с цветком» уже как работу да Винчи. Известный лондонский антиквар Д. Дювин оценил картину в 500 тысяч франков (порядка 200 тысяч рублей). Американцы предложили значительно больше: 400 тысяч. Мария и Леонтий Бенуа хотели, чтобы полотно осталось в России. Директор Эрмитажа обратился по этому вопросу к Николаю II. Тот согласился на 150 тысяч, притом в рассрочку на 10 лет. Владельцы приняли это предложение.
Портреты Сапожниковых
Известно, что знаменитый художник В. А. Тропинин в 1826 году исполнил портреты Александра Петровича и его супруги Пелагеи Ивановны, хранящиеся ныне в Эрмитаже. А в 1852 году - и Александра Александровича. В связи с этой портретной коллекцией, в свое время заведующая Вольской картинной галереей, заслуженный работник культуры Нина Никифоровна Березина авторитетно заявила: «В нашем музее хранится добротная копия, выполненная в 1847 году в Вольске неким Н. С. Васильевым с портрета Александра Петровича Сапожникова кисти В. А. Тропинина».
Леонтий Николаевич Бенуа скончался 8 февраля 1928 года, был похоронен в некрополе Новодевичьего монастыря. В конце 1950-х годов его прах перенесли на Литераторские мостки Волковского кладбища. Мария Александровна, бабушка знаменитого британского актёра и кинорежиссёра Питера Александра Устинова, скончалась 30-го сентября 1938-го года в возрасте 80-и лет. Похоронена она в Берлине на православном кладбище Тегель …
Свидетельство о публикации №217122700273