Фк. Praeservo или...

                Чья-то рука легла мне на плечо. Повернуться в тесноте набитого людьми троллейбуса было трудно. Я, сколько мог, повернул голову, чтобы увидеть, кто придерживает меня, не давая пройти вперед.

         - Я смотрю, ты или не ты? Все-таки узнал, не ошибся! - голос не изменился! Это был он, Саша! Александр Олегович Примов! Мы работали вместе на трикотажной фабрике. Давно, давно...
         - Саша! Вот здорово!  Если бы не твой голос, не узнал бы! - я разволновался.
         - Не мудрено! Эпоха прошла! Я и сам сомневался, но ты собирался выйти, где потом искать?! И я тебя придержал! - он засмеялся, своим, таким знакомым смехом. Я наполнился радостью встречи. Саша мгновенно отреагировал и потянул меня к выходу.

         - Идем! Тут кафе недалеко, посидим, отметим встречу! И не отговаривайся!
         - Не собираюсь! Но я угощаю! - попытался я захватить инициативу.
         - Ты хоть раз меня переспорил? - он открыл дверь небольшого кафе.
         - Ни разу! - честно признался я.
         - Вот и не нарушай традицию! - официант проводил нас к столику.

         Мы перенеслись на тридцать с лишним лет назад. Это было славное время! Хотя бы по той, простой причине, что мы были молоды! Но были и другие причины и обстоятельства. Мы пили коньяк, что-то ели, но главное, мы говорили и вспоминали…

         Много разных историй можно было бы припомнить. Но, не сговариваясь, вспомнили  одну, совершенно замечательную. Говоря о событиях тех дней, Саша помолодел! Глаза заблестели и лучились добрым, ясным светом!

         Мы рассказали друг другу краткие истории наших жизней, записали все  “адреса, явки, пароли” и договорились встретиться через две недели, когда он вернется из деловой поездки. Саша улетал завтра утром. Он подозвал официанта, расплатился, погрозил мне пальцем и рассмеялся. На улице нас ждало такси.

         Филиал трикотажной фабрики, где мы работали, был небольшой. Три цеха. Трикотажный или вязальный, швейный и мотальный. Часть мотального цеха занимал раскройный участок. Работали на фиале преимущественно женщины. Мужская часть коллектива  технически сопровождала производство.

         Это делали работники ОГМ (отдела главного мезаника). Действующими лицами были Алексей Дмитриевич  Дедюлин, Саша и я. Электрики тоже числились в ОГМ, но работали автономно. Самым опытным наладчиком был Дедюлин, или коротко, Дед.

         Ремонтником и первым помощником Деда, был Саша. А я, самый молодой, учился у того и другого.  Моими заботами были работа раскройных машин и  подналадка мотальных станков.

         Я старался почаще помогать Деду. Он охотно делился знаниями и опытом. И с Дедом и с Сашей отношения сложились самые наилучшие.

         Саша был женат и на шесть лет старше меня. Жена его, красавица Ангелина, в свои 22 года уже была кандидатом химических наук. А Саша окончил школу, 11 классов. Ангелина знала ему цену и ждала, когда он захочет обширные знания подкрепить дипломом.

         Дед - классический пример мастера тех лет. Опытного и умелого.
          На нем всегда была чистая, пригнанная по фигуре спецовка. В ее верхнем кармане всегда очки в стальной оправе, помещенные в  кожаный чехол. Ему самому нравился этот образ.

         К Алексею Дмитриевичу не приставали никакие другие имена, кроме Деда. А это имя - прозвище прикипело, пришлось по душе, узаконилось. Звучало оно уважительно и солидно. Все звали его так.
         
         Ему было лет 48 - 50, так что совсем “дедом”, никак не был. После работы он переодевался в красивую сорочку и добротный, костюм. Непременным аксессуаром являлся галстук. Выглядел Дед молодцевато и двигался легко и уверенно.

         Раскройные машины одним махом кроили пачки трикотажа слоев по 70 - 100. Режущим элементом была стальная лента шириной 10 мм, и толщиной 1 мм,запаянная в кольцо.

          Затачивалась лента - нож  точилами под столом. Надо было  время от времени нажимать на педаль и точила начинали заточку.

         Я изготавливал  ленточные ножи в задел.    
 Работа раскройного участка была отлажена, как часы. Но даже уделяя много времени мотальному цеху, не удалось отладить его бесперебойную работу.

         Оборудование было очень старое и еще работало  благодаря нашему энтузиазму и Деду. Я вносил посильную лепту, Саша подключался, когда надо было. Такова была обстановка, в которой мы работали.

         С недавнего времени один - два раза в неделю, Дед проводил  “политинформацию”. Должно быть, по поручению руководства. На двух скамейках сидели мотальщицы и закройщицы, а напротив на стуле располагался  “лектор” - Дед.

         Он доставал свои очки, разворачивал газету, обычно  “Известия” и читал несколько статей. Получалось у него это хорошо. Все слушали с вниманием и интересом. Часто приходили и из других цехов. Даже притащили еще две скамейки. Дед нашел себя в новой ипостаси.

         Саша, кроме того, что управлялся со своими многочисленными делами, находил время и силы для шуток и розыгрышей. Главным объектом был, конечно, Дед. Так иногда   “кто-то” зашивал петли на его спецовке и Дед не мог застегнуть пуговицы.

         Или  этот неведомый  “кто-то” менял местами замочки на шкафах и Дед не мог переодеться. Сам  “пострадавший”, хоть и ругался и обещал  “покарать злодея”, на самом деле подыгрывал Саше и смеялся над его проделками.

          Со мной Саша играл в  “интеллектуальные игры”. Однажды, минуты за две до “политинформации”, он задал мне  задачу.

         - Зажгли семь свечей, три  потушили. Сколько свечей осталось? - я вынужден был отвечать на публике. Чтобы не ударить лицом в грязь, надо было всегда пребывать  в готовности к неожиданностям.
         - Так сколько свечей осталось? - повторил вопрос Саша. - народ с интересом воспринимал это показательное выступление.
         - Три!! - сообщил я. Я знал эту задачу и не волновался. Но что он придумает в другой раз?
         - Почему три? Объясни! - потребовал Саша, поддержанный присутствующими.
         - Три погасили, они и остались, а четыре сгорели! - растолковал я.
         - Правильно! - засмеялся Саша.

         Пришел Дед и начал свою часть программы. Моя репутация устояла. Сашина подтвердилась. 
          А на производстве  накапливались проблемы. Наши старые мотальные станки не справлялись с нагрузками. Ключевой была проблема обрывов нитей.

         Если работница видела обрыв, она быстро связывала нити.    
         Но если  вовремя не замечала, то одна или несколько катушек  “отставали” от нормально работающих. Это приводило к очень частым остановкам в работе.

          Катушка продолжала вращаться. Плотность намотки ослабевала. Нитки на этих катушках пушились. Катушки уходили в брак. И число их росло. Решения проблемы  пока не нашли.

Я тоже задумывался. И одна мысль появилась. Тут же поделился с Дедом и Сашей. Но не был уверен, что они услышали поняли меня.

         - Саша! Ты понял,о чем я говорил тебе по поводу катушек? - пристал я к Саше.
         - Повтори, дружище, повтори! Мог и не понять.- он положил руку мне на плечо и усадил.
         - Надо решить промежуточную задачу. Сберечь отставшие, но не растрепанные, катушки. Потом поставить их и домотать. - объяснил я.
         - Идея! Но решения пока нет! Подумаем! Ты молодец! - Саша услышал, значит и решение будет.

         Я вспоминал... Полностью погруженный в тогдашние проблемы и пытаясь  сейчас решить их. Мысли о том , что это прошлое, не возникало. Я будто не знал этой необычной истории.
   
  ...Телефон громко отозвал меня из  “командировки” в прошлое...

         Я постарался запомнить, на чем прервался экскурс в старые времена. Очень хотелось вспомнить все в подробностях…

         Народ собирался на очередную “политинформацию”. Ждали Деда. Он не опоздал. Подвинул стул, уселся. Вытянул очки из чехла, но не успел расправить дужки, как собравшиеся начали смеяться.

         К очкам прицепился презерватив. Новый, развернутый. Он защемился между дужкой и оправой. Дед не сразу понял, схватил его, чтобы освободить очки, но презерватив зацепился крепко. Посыпались советы, стоял хохот. Дед растерялся, рванул сильнее, оторвал от очков и бросил на пол, поднял его.

         Появился Саша, забрал у Деда презерватив и повернулся к сидящим на скамейках:
         - Тихо, успокойтесь! Все  Вы знаете, что я часто подшучиваю над Дедом. - народ смехом подтвердил.
         
          - Но это, - Саша показал  злосчастный презерватив, - Это сделал не я! Я правду говорю! 
          - А что, в самом деле? - Дед пришел в себя после замешательства.
          - Я верю! Сашины  проделки всегда не обидные, а это глупая шутка! -  он протянул руку Саше.  Оба смеялись.
          - Начнем , однако! -  развернул газету Дед.

          Кто был  “автором” этой выходки, я не вспомнил… Но она послужила толчком к решению проблемы. Прошло немного времени. Дед принес в  “слесарку” сверток. Мы с Сашей подошли ближе. Дед велел принести  несколько недомотанных катушек. Я принес три штуки.

         Дед развернул сверток. Там оказались несколько пакетиков, очень похожих на обычные упаковки  “резиновых изделий” номер два. Это действительно были презервативы, но гигантского размера.

         Дед разорвал упаковку достал  “изделие” диаметром 60 - 70 мм. Я держал катушку, дед натянул на нее “презерватив”. Я держал в руках решение старой проблемы!

         Саша несколько раз натягивал и снимал  “чехол” на катушки и с катушек.
          - Здорово! - наконец вынес он свой вердикт.
         -  А чего раньше не догадался? - спросил Дед,глядя на нас.

         - Вот, молодой додумался! Мне подсказал.Первый раз мы не дослушали.
         - Вот мы дурью маемся! Презервативы гигантские  использовать придумали… А за то, что машины еще десять лет назад надо было поменять, никто не ответит! Вот где проблема! - выдал длинную тираду Дед.

         На следующий день Дед с Сашей внедряли новинку в цехе. Женщины хихикали, жеманно отмахивались ,но потом быстро и ловко начали освоение. Через двадцать минут пришел  зам директора филиала, принес штук тридцать упаковок  “чехлов”. К обеденному перерыву уже все побывали в мотальном, посмотрели, пощупали, высказались.

         Электрики доложили, что в  “изделие” помещается почти ведро воды. Большую часть огромных  “резинок” растащили. Но это проблема дирекции. Работницы, посмеиваясь и шутя, манипулировали резиновыми спасителями.

         На очередной  “политинформации” Саша, попросил слова. Дед кивнул и он, встав в позу лектора, быстро и четко высказался.

         - Мы все взрослые люди и должны относиться к обычным вещам, без предрассудков. Смотреть и слушать неприятно, когда слово “презерватив” стало чуть ли не запрещенным. А сейчас мы и “чехол”, и “футляр”, и “колпак” вместо него говорим. - Саша набрал воздуху и продолжил.

         - Чего мы стыдимся? Конечно, слоао  “презерватив” некрасивое и неудобное. Оно пришло к нам из латинского. “Praeservo”, т.е. "Предохраняю". Кто не знает, сам презерватив изобрел английский врач Чарльз Кондом, еще в 14-том веке. За рубежом они сейчас так и называются  “Кондом”. А у нас  “Резиновое изделие номер два”и в аптеках мнутся и стесняются! Глупости! - Саша показал, что заканчивает.

         - Дед предлагает называть эти “резиновые изделия” словом  “чехол”. Пусть так и будет! Спасибо за внимание! - Он театрально раскланялся. Все захлопали.

         Дед начал привычную читку  “Известий”. Сашу  любили. После этой трехминутной лекции, он стал просто  “звездой”! Мотальному стало работать намного легче.

         Телефон опять вернул меня в настоящее аремя. Звонил Саша. Сказал, что прилетает на три дня раньше. Договорились о встрече.

         Мы сидели в том же кафе, что и первый раз. Я расспрашивал о неизвестных мне обстоятельствах.
         - А чем кончилась история с огромными презервативами,  “чехлами”? - спросил я.
         - Можно сказать, ничем. Некоторое время пользовались ими, а потом привезли новые машины и об этом забыли. - ответил , смеясь, Саша.
         - Почему так быстро прибыли большие  “?чехлы”? Как я помню, недели через две после нашего разговора? Прямо чудо!
         - На завод - изготовитель и кроме нашего поступали такие заказы, у них налажено уже было. Отправили быстро.

         - Еще один вопрос, а - а... - я не успел даже договорить.
          - Да! Дед жив!  Ты об этом? - Саша понимал и без слов!  - И ждет нас! Сейчас, еще минутку... - официант принес солидный пакет.
         - Вот теперь едем! - он все предусмотрел!

           Дед встретил нас с распростертыми объятиями. В  шикарной домашней куртке, подозрительно похожей на так любимую, когда-то, спецовку. Ему было 83 года. Это был наш Дед!


Рецензии