8. Как влияет новое метро на стоимость метра

Короткий ответ: в краткосрочном периоде никак не влияет. Точнее, в разных районах по-разному, а в среднем по городу  - нет. В долгосрочном – снижает цены.
Длинный ответ: Часто встречал такое утверждение, что открытие новой станции метро (либо любое другое развитие инфраструктуры) повышает цены. Но не помню, чтобы кто-то критично отнесся к данному тезису. Но давайте порассуждаем.
Разумеется, если речь о конкретном районе, где ввели новую станцию – ТАМ цены вырастут. Однако, город – большая открытая система, и если где-то прибыло, значит где-то убыло. В других районах (где уже есть метро) цены не только не вырастут, но наоборот снизятся. В среднем по городу цены останутся на прежнем уровне.
Это и понятно. Т.к. спрос глобально не поменялся, и предложение тоже не поменялось. Количество денег, которое есть у людей, и которое они готовы выделить на покупку жилья, также осталось прежним. Оно не зависит от количества станций метро или других инфраструктурных вещей. Деньги могут перетекать между районами, но и только.

Поясним это на примере.
Предположим у вас есть две территории. На территории «А» есть метро, на территории «Б» метро нет. На каждой территории по 100 районов, а в каждом районе по 1000 квартир на продажу. При этом на покупку квартир у метро покупатели готовы потратить 1 трлн .руб, а на покупку квартир на территории «Б» – 500 млрд. Из-за этого цены на территории «А» предсказуемо выше (10 млн. за квартиру против 5 млн). Средняя цена по городу – 7,5 млн руб. См. пример на рисунке.


После этого власти объявили, что в 20 районах из списка «Б» появится метро.
Теперь в зоне «А» 120 районов, а в зоне «Б» осталось 80 районов. На продажу в «А» выставлено 120тыс квартир. Средняя цена квартиры снизится до 8,33 млн, потому что количество денег у покупателей не изменилось, а квартир у метро стало больше (делим количество денег на количество квартир и получаем результат).
Аналогично в зоне «Б» цены вырастут, т.к. выбор у покупателей стал меньше.
В среднем по городу цена осталась прежней – 7,5 млн.

Теперь, почему я утверждаю, что в долгосрочном периоде цены снизятся?
Это связано с практическими соображениями. Чтобы было более понятно, представим, что «А» - это старая Москва, а «Б» - ближнее Подмосковье. Более высокие цены в Москве связаны помимо прочего с нехваткой мест под застройку. В Подмосковье проблем с землей гораздо меньше.
Расширение метро сначала приведет к снижению цен в Москве и росту цен в Подмосковье. Но рост цен в Подмосковье увеличит маржинальность бизнеса, и побудит строителей строить больше, в результате чего цены снизятся.
Например, ровно это произошло в Реутове. Открытие станции Новокосино поблизости сначала привело к росту цен в ближайших районах, но потом цены начали снижаться, т.к. развернулось строительство поблизости станции метро. Аналогичная история наблюдалась в Котельниках, Жулебино. Сначала просели цены в Выхино, которое ранее было конечной станцией, а потом начали снижаться цены и в самих Котельниках (благодаря строительству).

Именно поэтому утверждение, что строительство метро («сквозных диаметров», «мцк» и прочее) ведет к росту цен на жилье, как минимум неточное. В долгосрочном периоде все же ровно наоборот


Рецензии