Две книги - две судьбы
Критическая статья сравнения книг Галины Дюмонд "После полуночи" (СПб, Дума, 2012) и Виктора Сосноры "Жизнь моя" (СПб, ИГ Лениздат, 2013).
Я хочу сравнить две талантливые, неординарные личности как Дюмонд Галина Артамоновна и Соснора Виктор Александрович.
Сравним даты рождения : Галина Дюмонд - 19.10.1937, Виктор Соснора - 28.04.1936.
Сравним место рождения: Галина Дюмонд родилась в с. Усть-Целима Коми АССР, Виктор Соснора - г. Алупка Крымской обл.
Вернемся к Галине Дюмонд ее детство прошло в с. Усль-Целима Коми АССР и детские годы она страдала от голода во время Великой отечественной войны, нуждой была доведена до воровства. А все эти страдания привели к тому, что до сей поры "написаны" в выражении ее лица.
Галина Дюмонд в 1955 г. приехала в Лененград.
Но вернемся ко второму поэту. Виктор Соснора детские годы провел в Ленинграде. В шестилетнем возрасте пережил блокадную зиму 1941-1942 гг, был вывезен по Дороге жизни на Большую землю, отправлен к родственникам на Кубань. Затем он оказался в оккупации.
Когда война закончилась В. Соснора жил с отцом- офицером в разных городах. В 1954 г. после окончания средней школы, В. Соснора вернулся к матери в Ленинград.
Оба поэта - люди одного поколения, которые родились до Великой Отечественной Войны, на долю которых пришлись трагические испытания военного детства. Они оба родились в провинции, но оказались волей судьбы в СПб.
Галина Дюмонд с 1958-1963 гг. закончила ЛГУ (физический факультет) и курсы по теории стихосложения (ф-т журналистики).
Виктор Соснора после службы в армии работал слесарем-электро монтажником на Невском машиностроительном заводе и 1962 г. заочно учился в ЛГУ (философский ф-т).
Оба поэта учились в ЛГУ.
Виктор Соснора в 1967 г. член Союза писателей СССР.
Галина Дюмонд в 1998 г. член Союза писателей РФ.
Оба поэта вступили в союз писателей.
Первая публикация Виктора Сосноры в 1960 г. "Литература и жизнь".
У Галины Дюмонд - 1986 г. "Гатчинская правда".
Первые публикации обоих поэтов -в газетах.
Виктор Соснора в 1970 - 1979 гг. читал лекции по древнерусской поэтике и русской литературе Хiii века в в Париже. В 1987 г. университетах США. Президент Международной Академии русского стиха.
Галина Дюмонд в 1990 г. выступала со стихами в Стокгольском и Лундском университетах (Швеция), часть руописей передала в библиотеку Славянского института в Лунце.
Я отмечаю, что оба поэта стали известны за границей.
Вернемся к нашей теме сравнения двух книг. Первой темой сравнения я выбираю любовь. У Галины Дюмонд эта одна из основных тем. Стихотворение "Ракушки" написано очень талантливо. Лирическая героиня интеллигентна, надежна, верна, любима.
"Ракушки,
Что на моих ладонях,
Подарил мне когда-то любимый...
Отчего же , когда мне больно,
Отчего же , когда мне грустно,
Достаю их опять из шкатулки."
Для лирической героини стихотворения подарок любимого становится оберегом на всю жизнь. Они рассказывают о "морском прибое", "Прохладе",и, "лучах над заливом".
"Драгоценные словно каменья" - авторская находка.
В книге Виктора Сосноры тоже есть тема любви, но это порой поединок любящих в стихотворении "Продолжение Пигмалиона", где Галатея изменила Пигмалиону с его учеником:
"Ты Галатею целовал, мальчик,
Ты ,девочка, произнесла вот что:
"У нас любовь , у него маски.
Мы живы жизнью. Он лишь труд терпит.."
К авторским находкам можно отнести:"обучи ее страсти".
У обоих поэтов есть тема письма.
У Галины Дюмонд на эту тему есть два стиха.
Первое:
"Казалось
Он не напишет никогда
И она будет вот,
годами...
подолгу ковырять маленьким ключиком"
Лирическая героиня годами ждала письма.
Второе стихотворение логический конец.
"И наконец письмо
... расстелив постель....
тогда,
не то, чтобы словечко за словечком,
а буковка за буковкой,
как будто предаваясь тайному греху..."
Лирическая героиня второго стихотворения дождалась важное, долгожданное для нее письмо.
Я хочу отметить последнюю строку "как будто предаваясь тайному греху" , как авторскую находку.
У Виктора Сосноры стихотворение называется "Письмо". Лирические герой стихотворения просит вспомнить о нем "в своем саду", где муравьи, лилии, воробьи.
"Вспомни обо мне в своей стране,
Где птицы улетели в теплый мир,
Где со штиля ангел золотой
Все улетал на юг , но не сумел."
Затем лирический герой опять в саду он слышит звон "колокольных плодов" и "погребальных пауков, плетущих паутину." Затем он просит любимую вспомнить о нем в слезах. Он видит "Ночи белые, как кандалы, а дворцы в мундирах голубых". Тему любовного послания Виктор Соснора разворачивает до СПб, страны.
Много удачных строк: "ночи белые, как кандалы", "дворцы в мундирах голубых".
Поэт делает стихотворение трагическим написав, что "погребальные пауки плетут паутину".
Еще одна тема общая у обоих поэтов: их желания.
У Галины Дюмонд есть стихотворение "А я еще хочу". Но что же она хочет?
"Что еще в этой жизни хочу я ?
Поплясать босиком под веселым дождем...,
Чтоб верхом...
Пронестись с ветерком...
На песчаной косе в океане Индийском...
Только я и волна...
Провести одну ночь во дворце Белосельских...
Князь Голицын...
На себе его взгляды ловлю...
А потом где-то под Петергоом
Я хотела б присесть на гнилую корягу...
И повыть на луну..."
Мне нравится стихотворение, и я думаю, то многие женщины хотели бы такого.
Стихотворение у Виктора Сосноры называется " Семнадцать лет спустя". Но что он хочет?
"Десять книг
да в степи,
да в седле,
Подари мне еще десять лет.
Отнял стеть
да седло,
да жену...
Дай два огня,
два зверя,
два дня."
Стихотворение мне нравится. Лирический герой откровенно говорит о мечтах и утратах.
К авторским находкам я отнесу: "два зверя, два дня".
Тема, которая есть у обоих поэтов - смерть. У Галины Дюмонд стих называется "На лестничной площадке между третьим и четвертым этажами на Большой Конюшенной 29". Место действия прежний адрес Союза писателей России . В стихах описывается портрет лирической героини произведения:
"Настанет час
И совместится с тенью
Тог, что было мной...
Вот лоб...
Тень ресниц...
О давнем грезивший зрачок...
рот,
поглотивший бездну поцелуев...
Мой подбородок своевольный..
Начертанную четко на стене
Оставлю здесь себя...
Поэты ли, знакомые, друзья...
Ни даже тот,
Чье имя здесь не названо,
Губами не прильет
К изображению.
Пока очередной ремонт...
Я должное, быть может. обрету
успокоенье."
Мне очень нравится стихотворение ,авторской находкой я назову:
"Рот,
поглотивший бездну поцелуев...
У Виктора Сосноры стих называется "Уходят Цыгане". Лирический герой стихотворения хочет уйти в мир иной вместе с цыганами.
"... По Невскому с цитатами
Тех лет
Я ухожу с цыганами
Телег...
За кровь мою открытую
Ветрам,
Любовь мою ответную
Спасибо вам."
Стих мне очень нравиться, только сильный человек может писать о смерти, где появляются тревожные строки, ведь жизнь сложна в ней перемешаны радость и боль:
"...За вбиты в позвоночники
Болты...
За зубы перебитые,
Менты..."
Авторской находкой можно назвать:"луну в песцом", "дыни гитар".
У обоих поэтов есть тема птиц. Галина Дюмонд в стихотворении описывает ворону:
"...Ворона шла неторопливо...
Останавливая каждый раз на мне
Бусинку своего глаза.
А потом пролетала мимо окна."
Лирическая героиня стиха замечает:
"Я никогда не знаю
О чем поведать хотела мне ворона."
К авторским находкам я отнощу:"бусинку своего глаза".
Виктор Соснора в стихотворении "Поет первый петух" пишет об этой птице:
"...дискантом поет петух.
Петух - восточный барабан,
Иерихонская труба...
Петух с навозом заодно
Клюет жемчужное зерно."
Но что же пишет лирический герой о себе:
"Я лишь фонарик на корме,
Я - моментальный инструмент".
Поэт, разбуженный петухом вновь и вновь творит.
Я хочу отнести к авторским находкам: "восточный барабан", "иерихонская труба", "космический петух", "жемчужное зерно", "корабль зари".
Я, продолжая тему сравнения двух поэтов, считаю, что у Виктора Сосноры есть тема истории, корой нет в книге Галины Дюмонд, например:
"Я всадник . Я воин. Я в поле один:
Последний в династии вольной орды.
Я всадник. Я воин. Встречаю восход
С повернутым к солнцу веселым виском."
Затем лирический герой стихотворения на ремне везет флягу вина, на левом плече сидит сова, он опирается о стремена.
В завершение стиха он говорит:
" Но я не военный потомок славян:
Я всадник весенней земли."
Я хочу отметить, как авторскую находку:"веселый висок".
Продолжаю тему сравнения двух книг у Галины Дюмонд в "После полуночи" нет темы музыканта, которая есть у Виктора Сосноры "Жизнь моя", где есть стихотворение "Музыкант":
"...Он делал пальцами, как делает немой.
Как свечи белые мигали у него
Немые пальцы. Это мученик зеркал
На фортепьяно что-то странное играл
Мою чайковскую луну и облака...
Он мне слепцу, мой музыкальный поводырь..
Я лишь доигрываю музыку твою..."
Я хочу отметить, как удачи:капала луна", "звезды, как биьярдныые шары".
В заключении статьи я хочу отметить, что я поэтесса, прозаик, но не являюсь профессиональным критиком.
Я хочу пожелать Галине Дюмонд и Виктору Сосноре творческих успехов, издать много книг, которые нашли бы своих читателей, верных друзей и долгих лет жизни.
2017
Свидетельство о публикации №217122801593