Стычка с финляндскими контрабандистами

Вероятно не всем посетителям Третьяковской галереи знакома картина «Стычка с финляндскими контрабандистами». Она никогда не была широко растиражирована на бытовых предметах, как например, пейзажи Шишкина и Левитана, не вошла в советские учебники в качестве шедевра мировой живописи, как произведения Брюллова и Серова, и не разлетелась по квартирам граждан в тысячах репродукций. Но эта картина Василия Худякова вошла в историю и стала практически легендарной, потому что является одним из первых полотен, приобретённых Павлом Михайловичем Третьяковым и положивших начало знаменитой галерее.

   Иногда эту работу Худякова называют более кратко: «Финляндские контрабандисты» или «Сцена контрабандистов». На расписке за задаток, составленной художником при её продаже Павлу Третьякову, стоит дата 10 мая 1856 года. Картина же была написана за три года до этого, в 1853-м. Тогда же её впервые экспонировали на выставке в Училище живописи и ваяния, организованной Московским художественным обществом.

   На картине «Стычка с финляндскими контрабандистами» изображён момент, когда группу крепких мужчин, занятых подготовкой к переправе нелегальных товаров, настигает отряд русской пограничной стражи. В целом композиция картины выдержана в строгом соответствии с канонами академической традиции. Однако мы видим не застывшее изображение, а экспрессивные образы участников стычки. Автор сумел продемонстрировать накал страстей, соответствующий представленной на картине ситуации.

  Критики тепло приняли работу двадцати восьмилетнего художника, отметили её художественные достоинства, оригинальность, жизненность и современность выбранного им сюжета. В одной из статей, опубликованных уже после смерти художника, отмечалось, что «„Сцена контрабандистов“ была в своё время отрадным явлением, от которого веяло жизнью».

Контрабанда была серьёзным бедствием для России

   Следует сказать, что в начале XIX в. контрабанда превратилась в серьёзное бедствие для России. Причин тому было несколько. В числе основных историки называют введение таможенного тарифа 1822 г., строительство железных дорог и развитие внешней торговли на юге и востоке страны. Так что постепенно борьба с нелегальным ввозом товаров приобретает государственное значение. Документы того периода свидетельствуют, работа велась масштабная, при том, что   понятия «контрабанда» и «уклонение от уплаты таможенных платежей» не были разграничены.

   Нельзя не забывать и о том, что  Россия серьёзно отставала в промышленном развитии. Так что страна была переполнена контрабандными товарами, а методы их переправки через границу совершенствовались. К примеру, в перинах и подушках прятали и провозили изделия из кружева, бархата и тюля. Практиковался и подкуп пограничного надзора.

   Ряд ухищрений применялся в целях уклонения от уплаты таможенных платежей. Например, продукция, на которую была установлена высокая пошлина, выдавалась за товары с низким таможенным обложением или вовсе позиционировалась как ввозимая без уплаты таможенных пошлин.

  Грандиозные размеры контрабанды были отмечены в отчёте о Московской мануфактурной выставке председателя ассоциаций торговых палат Великобритании Ллойда (март 1866 г.) на примере ввоза сигар. Так, в 1861 г. весь вес официально ввезённых в Россию сигар составил 3360 пудов, тогда как в одном Петербурге два торговца продали их больше этого количества. К середине 1830-х годов в России формируется новая таможенная пограничная служба по типу регулярной армии. Скорее всего, на картине Василия Худякова изображена операция, проводимая её бойцами.

Третьяков ценил его суждения и вкус

   На момент написания картины, заложившей основу коллекции Третьякова, Худяков был молод, но уже пользовался большим успехом в художественных кругах обоих российских столиц. Его карьера складывалась очень успешно. Бывший крепостной быстро получил признание и сопутствующие этому звания академика, а затем профессора. Он имел многочисленных заказчиков, в числе которых был император Николай I. Произведения мастера выставлялись почти на каждой академической выставке в течение многих лет.

    Главной заслугой Худякова современники считали то, что, работая в основном в жанре исторической и религиозной живописи, он периодически обращался к настоящему, к недавним событиям. На злобу дня была написана и картина «Стычка с финляндскими контрабандистами», привлекшая внимание критиков оригинальностью сюжета. Она стала своеобразной иллюстрацией к реальной ситуации на границах Российской империи.

   Поначалу Василий Худяков был для Третьякова безусловным авторитетом. Павел Михайлович «ценил его суждения и вкус, доверял ему свои планы».  Но со временем всё поменялось. Третьяков постепенно приобрёл опыт коллекционера, который в сочетании с безупречным вкусом позволял ему всё реже прибегать к помощи друзей-художников. К тому же живописец, твёрдо стоявший на позиции академиста, негативно относился к творчеству некоторых коллег по цеху. Особенно от него доставалось Пукиреву, Перову, Ге, Крамскому. Павел Михайлович, напротив, с интересом следил за развитием этих талантов и всё чаще приобретал их произведения в своё собрание. В итоге пути художника и коллекционера разошлись.

  А вскоре удача и вновь отвернулась от мастера. После поездки в Италию картины Худякова стали обвинять в сухом академизме, в чрезвычайной красивости и салонности, в поверхностном взгляде на действительность. Его консерватизм окончательно взял верх, талантливый художник остался хорошим рисовальщиком, но закостенел во взглядах. Свои последние годы Василий Григорьевич прожил в одиночестве и нищете…

    При всей критике позднего периода его творчества, нельзя не отметить важную роль Василия Худякова в истории русского искусства как органической части художественного процесса в отечественном искусстве середины XIX века. Он ярко проявил себя и как незаурядный портретист, и как создатель новой жанровой разновидности – историко-бытовой картины. И, конечно, он навсегда останется одним из первых авторов, чья работа открыла счёт собранию русской живописи Третьяковской галереи.

Художник был из крепостных

  Василий Григорьевич Худяков родился 24 декабря 1825 в селе Акшуат Симбирской губернии в семье крепостного крестьянина. Первоначальное художественное образование получил в Строгановском училище, куда был определён за замеченный природный талант в 1842 году.

   Учился в Московском училище живописи и ваяния. В 1847 за рисунок с натуры был награждён Академией художеств большой серебряной медалью и получил звание классного художника. Спустя год Василий переселился в Санкт-Петербург и поступил вольноприходящим учеником в Академию художеств. Но сразу воспользовался правом, которое давала ему медаль, и взял аттестат на звание свободного художника. В результате он получил работу, но лишился возможности конкурировать за золотые медали академии.

   В Петербурге Худяков писал преимущественно портреты и образа по частным заказам. Участвовал в росписях Исаакиевского собора в Санкт -Петербурге, а также других храмов в различных городах России. В 1851 году за портрет Авраама Мельникова был признан академиком.

   В 1856-1860 на собственные средства совершил поездку по Германии, Франции, Италии, жил преимущественно в Риме и Неаполе. За написанную в Италии картину «Игроки в шары» получил звание профессора. В 1869 совершил путешествие по Волге, собирая материал к своей последней большой картине «Пленённая царица Сююмбике, покидающая Казань».

    Василий Григорьевич Худяков скончался от холеры в 1871 году в Санкт-Петербурге. Его произведения хранятся во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Киевском музее русского искусства, Ульяновском областном художественном музее, Симферопольском художественном музее и в других картинных галереях.


Рецензии
Сейчас была бы актуальна уже другая картина: "Стычка на финской границе с русскими котрабандистами" Все поменялось с тех пор с точностью до наоборот:-)

Ладомир Родумилов   07.01.2018 16:46     Заявить о нарушении
Значит, будем ждать когда кто-нибудь из молодых художников напишет такую картину. А потом увидим ее на какой-нибудь выставке...

Наталья Швец   07.01.2018 20:27   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.