Не русский я, но россиянин!

 
       Мустай Карим   (1919-2005г.)    Воспоминания о поэте
 
   Я в далеком детстве прочитала его книгу для детей " Радость нашего дома" и до сих пор прекрасно помню содержание и настрой повести. Маленькому ребенку глубоко в душу запала история детей военного времени. Я, к моему стыду, не интересовалась автором и не запомнила его имя. Через многие годы я обнаружила , что это одно из ранних творений Мустая Карима.
    У Мустая Карима более сотни прозаических и поэтических сборников. Писал он увлекательные драматические произведения и трагедии - пример "Салават".
   По его пьесам  ставят спектакли и балет. Произведения переведены на многие языки мира. Истинный патриот нашей Родины, замечательный человек и башкирский народный поэт Мустай Карим всегда умел найти проникновенные слова для всех людей.
   В студенческие  годы мне довелось быть на встрече с поэтом.
   Я его часто встречала на улицах Уфы. Он ходил много пешком, иногда я встречала его и на вечерней прогулке недалеко от своего дома. Он был всегда просто одет, часто без шапки. Небольшой рост, густые, кудрявые волосы и умные, проницательные, черные глаза запоминал каждый.   
   Я в  последний раз видела Мустая Карима в конце ноября 2003 года. В большом зале Башкирской государственной филармонии  шли Дни чувашской литературы в Республике Башкортостан.
   Зал был переполнен; на встречу с известными поэтами, писателями и мастерами искусств Чувашской Республики приехали работники культуры со всего Башкортостана.
   На встречу пришел и Мустай Карим; ему было 84 года.
   При выходе его на сцену весь народ, присутствовавший в зале, мгновенно встал и аплодировал любимому поэту.
   Это было выражение любви и  знака уважения башкирскому поэту от чувашской диаспоры.
   Многих чувашских поэтов Мустай лично знал и со многими долго дружил.
   Выступил он интересно, говорил доброжелательно. Министр печати и информационной политики Чувашской Республики В.Андреев вручил  Мустаю Кариму Почетную грамоту Чувашской Республики.
   
    В марте 2006 года ,отдыхая под Уфой в санатории " Юматово", я жила в двухместном номере с родственницей Мустая Карима - Тамарой Саубановой.  Сестра ее мужа -Рауза- была женой поэта. И жизнь этой замечательной женщины пересекалась с жизнью семьи поэта.
   С войны он вернулся очень больным и его выходили лучшие  московские врачи. Тамара Михайловна рассказывала много эпизодов из жизни его семьи. У него были очень чуткие и трепетные отношения с матерью. Он ее очень любил и берег. Людей он любил и многим помогал. Земляки бывали в его доме желанными гостями. Мустай Карим любил дарить подарки. Был гостеприимным и щедрым человеком, часто дарил книги.
    С тех пор я знаю поэта как чуткого, справедливого и очень скромного человека.
    Мы с Тамарой Михайловной сходили к даче поэта.  Небольшая дача располагалась недалеко от санатория. В это время Мустай  Карим уже умер, там никто не жил. Во дворе дачи росла большая ель, участок был небольшим. На территории стоял небольшой, деревянный домик. "Здесь жила Роза , у ней была астма" - объяснила Тамара Михайловна, а поэт творил наверху другого здания."
   Сама Тамара Михайловна , бывшая учительница русского языка и литературы, знала все произведения поэта. Он ее тоже очень уважал и относился очень почтительно.
   Абсолютно случайно я оказалась при открытии бюста на доме, где он жил. Собрались близкие, друзья и почитатели его таланта. Была очень волнующая обстановка. Подруга его дочери Альфии, ее тоже зовут Альфия прочитала мне стихотворение, посвященное ей; она была тогда еще маленькой девочкой. Она гордилась тем, что была лично знакома с самим Мустаем Каримом. А я просто радовалась, что так много людей его знают и любят.
   Бессмертные произведения стали культурным и духовным достоянием всей России. Любые его произведения всегда надолго захватывают внимание и душу  читателя.
   " Но бываешь нужен ты, поэт,
     в черный час, когда в ночи не спится,
     и несут к тебе лишь горечь бед
     да слезу на кончике ресницы." Эти стихи называются  "Радость поэта" и раскрывают его беспокойную душу.
   Мустай Карим был лауреатом Государственной премии СССР, Героем Социалистического труда, избирался депутатом Верховного Совета РСФСР. Литературный труд сочетал с большой общественной деятельностью. Был патриотом всей страны, мудрым советчиком для всех.
    Народ Башкирии помнит своего кумира - он гордость и символ своего народа.
    Его именем назван сквер, улица, национальный молодежный театр и открыт необычный памятник Поэту. В этом году новому самолету присвоено имя народного поэта Башкортостана.
   
   " Один человек, а сколько огня
     и света оставил он" - писал он в стихотворении " Сэсэн". Также мы можем повторить и о нем самом!         


Рецензии
НЕ ТАК СКАЗАЛ - надо бы вот так: Я россиянин по паспорту, но душой я русский человек, потому что живу на Русской равнине, думаю по-русски, для меня нет земли дороже!

Петр Евсегнеев   28.11.2018 19:46     Заявить о нарушении
Так Мустай и думал! Он ведь и фронтовик был, и просто мудрый человек.

Ирэна Данилова   28.11.2018 19:51   Заявить о нарушении
Да, фронтовики - железные люди! Мой батя 9 мая обещал танком передавить администрацию - воры и жулики попросили его слово сказать!
Вот наши министры-идиоты подождали, пока фронтовики вымрут, и начали свои людоедские реформы!

Петр Евсегнеев   28.11.2018 20:26   Заявить о нарушении
На это произведение написано 15 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.