Записки гаишника. Глава 2
Глава 2.
5 декаьря 1969 года мы с Ивном Захаровым встретились в полку, в Красноярске, нас отправляли на демобилизацию Он служил в Канске, а я в Туруханске, а последние полтора месяца – в посёлке Бор, на Подкаменной Тунгуске, в батальоне РТВ. Иван мне предложил лететь домой на самолёте, но я отправился на поезде, и 8 декабря прибыл в Москву. Было утро. Я не был за время службы в отпуске, и вот, через два года я сошёл с автобуса на 74 км. Меня встретила бабушка Нюша, а остальные домашние – кто на работе, кто на учёбе. И я пошёл в Дулепово, там уже жила моя невеста, они переехали сюда из Орлово. В деревне мне встретился Сережа Коптев.
- Пойдём, я тебе покажу – где сейчас живёт твоя Люба, - предложил он.
Я и так об этом знал, потому что в нём единственном никто уже не проживал. Это был старый, совхозный дом.
Двери не заперты и я постучался. Дверь открылась и передо мной оказалась Люба в домашнем халате.
- Витя!
Она бросилась мне на шею.
Вернувшись в декабре из рядов Советской Армии, я снова стал работать на стекольном заводе. Там я встретил Ивана Захарова. С ним мы в один день не только призывались на службу в армию, но демобилизовались тоже в один день. Не сговариваясь, мы опять пошли работать на родной завод: я электриком, а он слесарем, в машинно-ванный цех.
Шёл 1970 год. Наступила весна. В цех из кабинета вышел начальник, Кузнецов:
- Астанин, тебя вызывают в комитет комсомола.
- Хорошо, Владимир Алексеевич.
В кабинете секретаря комсомольской организации, Владимира
Цыпленкова, находился стройный, черноволосый мужчина
средних лет.
- Заместитель начальника 11 отделения дорожного надзора милиции, Сергей Докукин, - представился он.
- Очень приятно, - ответил я.
- Виктор. У нас проводится набор на службу в наше подразделение. Вот Владимир рекомендовал вас. Сотрудники отделения осуществляют надзор
за дорожным движением на Ленинградском шоссе, обеспечивают безопасный и беспрепятственный проезд первых лиц государства. Работаем с иностранными гражданами, передвигающимися на автотранспорте.
- Извините. Я к автотранспорту отношения не имею. Кроме велосипеда,ни на чём не ездил, - попытался я его разочаровать.
- Это не важно, главное человек, пройдёте курсы.
- А милицейскую форму носить?- спростил я.
- Конечно, носить.
- Нет, не пойду.
Я себя не мог представить в форме, и милицию обходил стороной.
- У Вас какая зарплата? – спросил он.
- 80 рублей.
- А там 115, через год 130 рублей будет. Бесплатный проезд на общественном транспорте. Подумай.
- Нет, нет, - не согласился я.
- Я вам, всё-таки, оставлю направление. Если надумаете, то, пожалуйста.
В заводской столовой ко мне подошёл Иван Захаров.
- Тебя в комитет комсомола вызывали? – спросил он меня.
- Вызывали.
- Ну, и что ты думаешь?
- Что думать? Я не пойду, а ты?
- Да, можно посмотреть: что к чему. Давай съездим, - предложил Иван.
Вообще-то, я подумывал уходить с завода.. В армии, служа в радиотехнических войсках, я стал оператором 1-го класса на радиолокационной станции, разбирался в сложной технике, а сюда пришёл: меня приняли опять по 3-му разряду – дырки штробить под проводку, да, ломом махать, прокладывая трубы в цементном полу.
Я рассказал маме о предложении мне пойти на службу в МВД. Она отнеслась к этому отрицательно. Отчима я не стал спрашивать, зная его ответ, он полностью полагался на меня. Оставалось выслушать ещё одно мнение - моей невесты, Любы.
Тётя Настя, подруга моей мамы по работе в пионерском лагере, мне тогда говорила: «Витя, бери в жёны красивую девушку, чтобы дети были красивые». Люба была красивая: натуральная блондинка с голубыми глазами. Как сейчас помню: рост - 1м 59 см, вес – 58 кг, мой любимый размер. Но, блондинка.
Мне больше нравились брюнетки. Она одевалась простенько, но со вкусом, ходила в белых туфлях на высоком каблуке, и заметно выделялась на фоне нашей загородной жизни. Дядя Гриша, из персонала лагеря, увидев меня с ней, отозвал в сторону.
- Это твоя невеста? – сразу спросил он.
- Да.
- А кто она? Откуда? Кто родители?
- А почему ты спрашиваешь, дядя Гриша?
- Да, я смотрю: она вся из себя, на мою Нинку похожа. Думаю, надо Витьку предупредить, а то моя мне сейчас такие концерты устраивает.
- Люба живёт с матерью в деревне Дулепово, им совхоз выделил там дом, - ответил я. Мама у неё доярка, а отец давно умер.
- Тогда ладно, - успокоился дядя Гриша.
Про моё трудовое будущее невеста сказала так:
- Служба в ГАИ всё лучше, чем работа электриком.
Пожалуй, это стало решающим фактором в принятии моего выбора.
В Москве, мы с Иваном на метро доехали до станции «Охотный ряд», вышли на Тверскую улицу, к гостинице «Интурист», представляющее собой высокое здание из бетона, стекла и металла, недавно отстроенное. Главное управление внутренних дел Мособлисполкома находилось на улице Белинского, дом 3. В кабинете отдела кадров, на четвёртом этаже, нас встретил капитан милиции. Он рассказал обо всех трудностях и сложностях службы в ГАИ.
- Ну, раз вы всё решили, заполняйте анкеты, - заключил капитан и протянул нам бланки.
"Посмотрели". Я взглянул на Ивана.
- Давай напишем. Договор-то на два года, - снова предложил он.
Я не стал возражать. «За компанию и «жид» удавился».
Через два месяца, в июне, состоялось общее собрание цеха и трудовой коллектив рекомендовал меня на службу в органы внутренних дел. На собрании присутствовал замполит 11 отделения дорожного надзора милиции, Докукин. Все проголосовали: «за». Было пожелание, чтобы я через год пришёл на завод, и отчитался перед рабочим коллективом. Необходимо было пройти медицинскую комиссию, и на приёме у врачей в городской поликлинике я встретился с Виталием Хамоновым, который устраивался на службу в Солнечногорский ОВД, и медкомиссию мы проходили вместе. Потом в отделе Московской области со мной была проведена беседа заместителем начальника отдела. А возглавлял подмосковную автоинспекцию капитан милиции, Белов Геннадий Петрович.
В свой первый день службы я, ещё без формы, поехал на электричке до станции «Планерная», что рядом с деревней Молжаниновка, расположенной на 26 км Ленинградского шоссе, где находилось 11-е отделение дорожного надзора милиции. Развод в вечернюю смену начинался в 14.30. Подъезжая к платформе, я вышел в тамбур, и мне неожиданно дорогу преградил контролёр. Довольно резко. Я развернул удостоверение милиции, и он как-то поспешно отступил в сторону. «Надо же, как действует красная книжечка,- подумал я, - и это здорово: не думать о деньгах, передвигаясь в общественном транспорте». Начальником смены у меня был фронтовик, майор милиции, Юдин Николай Захарович. Через месяц его назначили руководителем группы сопровождения первых лиц государства, и смену возглавил, капитан милиции Барканов Николай Михайлович. Развод на службу проходил в ленинской комнате. Согласно наряду, я поступил в экипаж к младшему лейтенанту милиции, Старову Виктору Ивановичу, в качестве стажёра. Мы с ним, на служебной автомашине «ГАЗ-21», жёлтого цвета с синей полосой, - на так называемой, «канарейке»,- поехали на свой маршрут. За всю свою недолгую жизнь я не был в стольких местах нашего района, сколько в этот день побывал со Старовым, направляясь от отделения до Солнечногорска, на участок: с 62 по 66 км Ленинградского шоссе. Заехали на «Курсы «Выстрел», где был пропускной режим. В гараже воинской части, он что-то заказал для машины. Сотрудники, закреплённые за служебным транспортом, отвечали за их техническое состояние и, при необходимости, пользовались своими знакомствами. А с ГАИ старались дружить.
К Виктору Ивановичу подошли ему знакомые девчонки, и попросили вывезти их в город, так как сюда они пробрались нелегально. Они втроём уселись к нам на заднее сиденье, и Старов меня им представил. Одна из девушек, довольно
симпатичная, обняла меня за шею, предлагая встретиться. Мне было некомфортно, потому что я не знал, как себя вести.
Мы стояли на перекрёстке с Пятницким шоссе, на 65 километре, когда для проверки нами была остановлена «Волга», принадлежавшая военному госпиталю Тимоново, за рулём которой находился военнослужащий срочной службы. В салоне сидели два полковника, которые вышли из машины вслед за водителем.
- Ваша машина задержана до выяснения, товарищи полковники, - обратился Старов к старшим офицерам.
- До какого выяснения? – поинтересовался один из них.
- В путевом листе в графе: «Время возвращения в гараж» стоит – 17.00. Следовательно, машина должна стоять в гараже, а она разъезжает по улицам Солнечногорска,- объяснил Виктор Иванович.
- Вы не имеете права, - возразил полковник.
- Имею, - ответил младший лейтенант.
- Не имеете.
- Имею, не сомневайтесь.
- Не имеете, - продолжал не соглашаться военный.
- Имею,- настаивал сотрудник ГАИ.
- Почему? – спросил полковник.
Старов почти вплотную подошёл к офицеру, который был на голову выше его, и указательным пальцем дотронулся до кокарды на его фуражке:
- Потому, что у Вас на фуражке звезда, а у меня, - он постучал по своей кокарде, - герб Советского Союза. Припаркуйте машину.
Наблюдая всё это, мне, почему то, вспомнился Александр Дюма с его мушкетёрами и гвардейцами.
Под конец смены к нам подошёл знакомый Виктора Ивановича. Поговорив, он предложил с ним выпить.
- Мне нельзя, мне оружие сдавать,- сказал Старов, - вон Виктору
налей, ему в Молжаниновку не ехать, он стажёр.
Я не выпивал в то время, но когда мне протянули гранёный стакан с водкой, я не стал отказываться. «Своего рода – проверка», - подумал я. Виктор Иванович попросил инспектора, нёсшего службу на мотоцикле «Урал» с коляской, Николая Михайличенко, довезти меня до дома. Он обслуживал участок с 67 по 74 км. «Ничего я себе работку нашёл, - размышлял я, проходя среди старых ив, растущих на Живагинских прудах, - в первый день столько впечатлений: на машине накатался, девушка на шею вешалась, водочкой угостили, и до места жительства довезли.
Среди недели, в свой выходной день, я поехал получать форму на склады в Москву. От станции «Подсолнечная» на электричке я ехал вместе с Виталием Хамоновым. До армии, в окрестных деревнях мы все знали друг друга. Мы посещали одни школы, договаривались и играли в футбол между собой, ходили в клубы на танцы, занимались в спортивных секциях, работали на заводах в городе, или в совхозе. Солнечногорск был небольшим районным центром, в нём проживало порядка 30 тысяч жителей. Для допризывников проводились спортивные соревнования между предприятиями, где мы тоже виделись. Мы с Виталием приехали на склады, и там наши пути разошлись: он в одну дверь пошёл, я в другую.
Когда я упаковывал выданную мне форменную одежду в большой баул, к окошку подошёл мужчина средних лет, с женой. Он протянул красное удостоверение работнику склада. Кладовщик ему выдал что-то летнее: несколько рубашек, галстуки, и несколько пар погон с двумя просветами для старших
офицеров. Он повернулся ко мне и спросил:
- Новобранец?
- Да, - ответил я.
- Держи,- проговорил он, протягивая мне свои погоны, - на счастье. Чтобы службу закончил именно с такими погонами.
- Спасибо, - поблагодарил я его.
Женщина тоже глядела на меня добрыми, светлыми глазами, и я знал без её слов, что она мне желала того же. Мы вместе вышли на улицу, и, узнав, что я приехал своим ходом, довезли меня на «Волге» до станции метрополитена. Поклажа у меня была увесистая: сапоги, ботинки, пальто летнее и зимнее, дублёнка – форменная одежда на весь год.
Форму в органах внутренних дел ввели новую, серого цвета. Она лучше смотрелась. Стала другой экипировка, новая кокарда на головных уборах. В связи с формой у меня произошёл интересный разговор с одной девушкой, когда я обслуживал участок: 49-61 км. Мне было необходимо срочно связаться со стационарным постом 49 км, а я находился в Пешках, рядом с проходной совхоза «Савельево».
- Баба Вера, можно позвонить, - спросил я у сторожихи, подметавшей
площадку у входа.
- Проходи.
В помещение по телефону разговаривала миловидная девушка в лёгком плаще и в красной вязаной шапочке. Я сел на предложенное мне место, и расстегнул шинель, так было жарко в помещении от топившейся печи. Девушка разговаривала довольно долго, и когда она положила трубку, я ей в шутку сделал замечание:
- Нехорошо так долго занимать служебный телефон.
- А я спрашивала разрешения, и к тому же, это не ваш служебный
телефон, - парировала она.
- Вы дерзите, красная шапочка, я вас съем, - сказал я миролюбиво.
- А я не боюсь, - ответила девушка, и, оглядев меня сверху вниз, добавила,- хотя вы действительно серый.
Я от души рассмеялся. Молодец! Мне понравилось.
Поначалу форменной одежды я стеснялся. Хорошо, что моя служба больше проходила в районе Зеленограда, и после очередной смены я спешил домой быстрей переодеться. В то время была популярна песня, в текст которой включили слова Владимира Маяковского: «Моя милиция меня бережёт», и бывало, когда я заходил в общественное место, кто-нибудь, по-доброму, обязательно произносил эту фразу. Мне не нравилось излишнее внимание, но случалось: на службе зайдёшь в магазин, и продавщица предлагает тебе отпустить продукты вне очереди. Не хочешь, а идёшь к кассе, и это считалось нормальным. Вся очередь поворачивается в твою сторону, но никто не возражал. Если ты в форме, значит на службе, значит, тебе нельзя терять время. Но и ты сам обязан откликаться на любую просьбу о помощи. Форма для всех служб в МВД была едина, и для граждан было не важно: кто ты - милиционер, работник вытрезвителя, оперативник, или инспектор ГАИ.
Лёва Заводов, - мы с ним были в одной смене, - меня убеждал:
- Ты должен не стесняться формы, а гордиться ею. Ты служишь, а это значит: ты физически здоров, ты
морально устойчив, ты прошёл все проверки, и значит –
ты надёжный. Лев Заводов был закреплён за автомашиной «ГАЗ-24», и на разводе смен, начальник отделения, Ваганов, сделал ему замечание:
- Почему у вас машина в неисправном состоянии?
- А что я могу сделать – спросил Лёва.
- Как что? Отремонтировать.
- Юрий Михайлович, я водитель, а не шофёр, - привёл свой
аргумент Заводов.
Он, вообще, был прямым человеком, и не стеснялся отстаивать своё мнение.
; Знакомая девушка рассказала мне про случай, свидетельницей которого она стала:
- Я ехала в электричке и там произошла драка. А в вагоне сидел милиционер, и он не вмешался, - с возмущением говорила она.
- Не может быть. Он был в форме? – не поверил я.
- Нет, не в форме. Но я его знаю: он служит в милиции.
Она возмущалась, хотя он ничего не нарушил, не считая
33
гражданской позиции. Наверно, все с детства помнили стихи Сергея Михалкова о дяде Стёпе – милиционере, который всем и во всём помогал. И у советских граждан сформировалось мнение, что все сотрудники МВД должны поступать таким же образом, хотя, это палка о двух концах, у всех них разные обязанности. В случае серьёзного инцидента, начальство такого сотрудника могло спросить: "А кто тебя туда просил влезать"? Народ, конечно, переиначил Маяковского: «Моя милиция меня бережёт: сначала посадит, а потом стережёт».
Как в организациях, на предприятиях, так и у нас, существовало социалистическое соревнование, и сотрудники отделения принимали на годопределённые обязательства. Одним из пунктов был: «Отработать два выходных дня в народном хозяйстве». И я, не успев начать службу, попал на такой день. Нас было семеро, и мы приехали в деревню Пешки, в совхоз «Савельево», причём, я был в форме, в ней быстрее можно было доехать. Я взял, во что переодеться, а остальные были в гражданке. Их знали в лицо. Бригадир совхоза определил нам фронт работы, и до обеда мы перелопачивали зерно. Что удивительно: к обеду нас вызвали в бухгалтерию совхоза, и выплатили некую сумму денег за добросовестный труд. При социализме каждая работа должна была быть оплачена.
В магазине купили то, что надо, и зашли на его задний двор, подальше от посторонних глаз. Забыли соль, и Володя Студителев вернулся к прилавку. Мы уселись: кто на тарные ящики, кто на корточки, разлили по стаканам. И в это время с задней двери вышла заведующая магазином, и сразу начала нам
выговаривать:
- Алкоголики, давайте убирайтесь отсюда.
- Ну, что ты кричишь. Сейчас выпьем и уйдём, - стали её успокаивать ребята. Она скрылась за дверью, а через несколько минут вернулся Студителев, и рассказывает:
- Стою в очереди за женщиной, продавщица ей отпускает продукты. К ней из подсобки вышла вторая продавщица и говорит: «Клав, надо же! За магазином «пятнадцатисуточники» собрались, водку пьют, и милиционер с ними.
У нас были помощники – общественные автоинспектора. Это были водители, которые, в свободное от работы время, выходили на дежурство совместно с инспекторами ГАИ. Да, и просто, водители на дороге помогали нам, а мы им. Мы не имели право заканчивать службу, пока на обслуживаемом участке дороги находилась хотя бы одна машина, водителю которой требуется какая-либо помощь. Василий Кайзеров, старший лейтенант милиции, мне рассказал о таком случае: "Не остановилась мне грузовая автомашина «ГАЗ-51» в деревне Дурыкино, которая двигалась в сторону Москвы. Я на мотоцикле начал её преследовать. На 41 км удалось машину обогнать и прижать к обочине, перекрыв движение мотоциклом. Заглушив его, я увидел, что водитель, покинув кабину, бросился бежать в обратную сторону по асфальту. Я за ним по обочине, на ходу вытаскиваю пистолет из кобуры, водитель в поле моего зрения. Выбегаю из-за машины – впереди меня бежит второй мужик. Я с ним равняюсь, с размаху бью рукояткой пистолета по левой скуле, и слышу за спиной благой мат: "Твою душу бога мать! Я же помогать тебе бежал".
Когда я работал с Анатолием Александровичем Трубаевым на посту 49 километра, то он, рассказывая мне о себе, вспоминал: "Служил я в Крюкове и, демобилизовавшись, устроился работать в Зеленограде на автобазу. Закрепили за мной старый «ЗИЛ-164», поехал я в Солнечногорск. Выехал на «ленинградку» с левым поворотом у танка*, разогнал машину, лечу, ветер в ушах свистит. Впереди меня едет «захар», «ЗИС-5». У него скорость 40
км/час, у меня 45. В Чашниково я пошёл его на обгон, а обогнал только через три километра, в Дурыкино. Сейчас другие скорости: ЗИЛ-130 «стольник» идёт, не снимая валенок".
- О скоростях я тебе тоже могу поведать, - поддержал я беседу,- мне приятель рассказал про одну поездку в Москву: «В посёлке ЦМИС была создана футбольная команда, играли на первенство
__________________________________
*- танк Т-34 на постаменте в честь защитников Москвы
района, и решили футболисты посмотреть футбольный матч класса «А» первенства СССР, для чего обратились в профком, чтобы им выделили автобус. Автобус там был на базе ГАЗ-51, с кунгом, на котором дядя Вася Коротеев каждый день возил доярок до фермы и обратно, в Стрелино. И никуда далее. Это километра 2-3 от посёлка ЦМИС. Дядя Вася ездил на первой и второй скорости, даже до третьей не доходил, двигался не более 40 км/час. Все это знали, и поэтому договорились выехать заранее, прихватив с собой домино, карты, и кое-что ещё. Ребята поднялись в фургон, Коротеев закрыл на запор за ними дверцу,
и тронулся в путь. Ехал он, с присущей ему скоростью, в пути два раза делал остановки, куда-то отлучался. На стадион «Торпедо», что на юго-востоке Москвы, он приехал через четыре часа.
- Дядь Вась, ну, ты и гнал, - заметил ему один из пассажиров.
- А чего ж, по хорошей дороге-то, - невозмутимо отреагировал дядя Вася".
36
На посту 47 км я нёс службу с майором милиции, Николаем Николаевичем Васильевым. Он работал в КГБ, а после политических событий 1964 года, когда отправили в отставку Никиту Сергеевича Хрущёва, его перевели дослуживать в ГАИ, в 15 отделение по сопровождению негабаритных грузов. А потом он перешёл в 11-е отделение дорожного надзора милиции, где был дежурным по отделению. Пост 47 км стоял на пересечении Ленинградского шоссе и Малого бетонного кольца. Васильев меня учил: «Иди на перекрёсток, запоминай до пяти номерных знаков проезжающих автомобилей, а потом заноси их в журнал». Это была хорошая тренировка памяти.
Мы были обязаны отслеживать прохождение автомашин интуристов, зарубежных корреспондентов и сотрудников дипломатического коиностранных государств, для чего и были созданы посты на поворотах на «бетонки» 47 и 49 километров, и в Спас-Заулке на 106 км. На этих дорогах располагались ракетные части ПВО, и они не обозначались на географических картах. Кроме того, в ночное время на постах в журнал записывались номерные знаки всех других автотранспортных средств, двигавшихся в том или ином направлении. Это на случай, если будет подозрение на скрытие каким-либо водителем с места ДТП, или иного преступления. Мы с этим справлялись, так как на трассах было много стоянок для транспорта, и ночью многие водители на них отдыхали.
При обслуживании мною участка дороги в Пешках, в экипаже
со старшим лейтенантом милиции, Чулановым Вячеславом Григорьевичем, к нам обратился водитель «Запорожца». Он сказал, что, управляя автомашиной «ЗАЗ-968», с ним столкнулась грузовая машина, а водитель, с места аварии, уехал, свернул на прилегающую дорогу. Было воскресенье, у всех выходной. Мы заехали в гараж ближайшего совхоза, логично полагая, что нарушитель, наверняка, местный, узнали у сторожа: какие машины отсутствуют по журналу выезда на линию, и где живёт водитель отсутствовавшей машины. Приехали в деревню, там свадьба, а у забора стоит «ГАЗ-53» со следами столкновения на крыле, и наличия следа голубой краски, такой же, как на автомашине «ЗАЗ-968».
Нёс я службу в Солнечногорске с Владимиром Студителевым, мне пришлось перегонять задержанный мотоцикл «Восход», у водителя которого отсутствовали документы на него, а я никогда на мотоциклах не ездил. Владимир был на служебном мотоцикле "Урал", а «Восход» надо было доставить на пост 49 км.
- Володь, давай я на «Урале» поеду, у него хоть три колеса,- предложил я.
- Не имею права, ты за ним не закреплён, поезжай на «Восходе, скорости знаешь, как переключать?
- Знаю.
Завёл я мотоцикл, тронулся. Оказалось легче, чем на велосипеде. Так, работая со старшими товарищами, я набирался опыта.
За два месяца стажировки с опытными сотрудниками отделения я освоил основные обязанности инспектора дорожного надзора милиции, выучил Правила дорожного движения, научился оформлять дорожно-транспортные происшествия, контролировал передвижение иностранных граждан автотранспортом, участвовал в обеспечении безопасного проезда Генерального Секретаря КПСС Леонида Ильича Брежнева, и всего руководства Советского Союза.
Сдав зачёты, я был допущен к самостоятельной работе.
Для обеспечения безопасного проезда руководителей государства, которому придавалось первостепенное значение, личный состав 11-го отделения ДНМ ОГАИ УВД Мособлисполкома был увеличен в два раза, до 120 человек. Дома я тренировался с жезлом перед зеркалом, чтобы грамотно регулировать на перекрёстках, чтобы сигналы были понятны водителям и пешеходам. Мы все осознавали большую ответственность при проезде кортежа правительственных машин. Иногда за рулём «Мерседеса», тёмно-вишнёвого цвета, сидел Леонид Ильич Брежнев. Мы действовали слаженно, «сбрасывая» транспортные потоки на второстепенные дороги, и красивые автомашины «ЗИЛ-117», в сопровождении службы охраны и ГАИ проезжали по свободной дороге. Было приятно, когда, возвращаясь из Завидово, сотрудник федеральной службы охраны, проезжая, прикладывал «пятерню» к лобовому стеклу. А водители группы сопровождения ГАИ благодарили нас переключением света.
Сотрудники нашего подразделения жили в Солнечногорском и в Клинском районах, в городе Химки, в Зеленограде-районе Москвы На рабоМолжаниновку все добирались на попутных машинах, и я, подсаживаясьна 74 км в машину к тому, или иному водителю, в течение целого часа находился с ним в общении. И каких только историй я не услышал от них за это время. И не было случая, чтобы кто-
то мне не остановился. Останавливались даже в темноте, на неосвещённом участке дороги, когда я выходил в ночную смену, подавая сигнал деревянным жезлом. Так, подъезжал я с водителем из Калинина, и в разговоре с ним, в свою очередь, вспомнил байку, которую услышал от Юрия Никулина в телевизионной передаче, и стал ему эту байку пересказывать:
«У железнодорожного переезда произошло дорожно-транспортное происшествие. Там к переезду подъезжал поезд, опустился шлагбаум. У шлагбаума остановилась гужевая повозка, а за ней новенькая автомашина «Жигули». Подъехал парень на мотоцикле, объехал их, и встал у шлагбаума перед лошадью, а двигатель не заглушил. Лошади надоело дышать выхлопными газами, она наклонилась и укусила мотоциклиста за плечо. Тот, как ужаленный, соскочил с мотоцикла, подбежал к телеге, и стал ругать возчика. Из легковой машины парню водитель кричит: «Что ты возчика ругаешь? Виновата же лошадь». Парень возвращается к мотоциклу, и по пути замахнулся рукой на лошадь. Лошадь отпрянула, подала назад, и телегой наехала на легковую машину».
- Это наша байка, - говорит водитель, - Никулин же из Калинина. Там продолжение есть. И он дополнил рассказ: «На место ДТП подъехал гаишник, стал спрашивать: кто свидетель? А рядом бабушка козу пасла и говорит: «Я свидетель». «Идите, распишитесь в протоколе». Бабушке куда козу привязать? Привязала к шлагбауму. Поезд проехал, шлагбаум поднялся, и коза повесилась».
В один из дней, приехав на работу в отделение, я зашёл в дежурную часть. Отделение располагалось в одноэтажном здании и представляло собой деревянный дом послевоенной постройки с высокой радиоантенной во дворе. Наша зона обслуживания начиналась с 30 км по 116 км Ленинградского шоссе. Участки дорог Малого бетонного кольца в Солнечногорском районе, и Большого бетонного кольца в Клинском районе, тоже были в нашем ведении, а также дорога в 29 км до н.п. Воздвиженское.
По селекторной связи вызвали дежурного:
- Двадцать шестой, - раздалось из динамиков.
Позывные у нас давались по километру, на каком располагался объект, илисубъект.
- Слушаю, - ответил дежурный, капитан милиции Калашников.
- Великов. Шесть два, шесть, шесть, происшествий нет, можно пообедать?
- Можно, - разрешил капитан.
Это был вызов из Солнечногорска инспектора, несущего службу
по городу, с 62 по 66 км Ленинградского шоссе. Подошёл начальник, майор милиции, Варганов.
Открытая дверь в его кабинет была напротив, и ему было слышно. Варганов говорит дежурному:
- Принято решение о строительстве новой дороги: Москва – Ленинград,шесть полос в одну сторону, шесть полос в другую.
- А как же деревни? – спросил тот.
- Кирилловка сносится. Она находится в опасной зоне при посадке самолётов в Шереметьево, - поясняет начальник. - Правая сторона Чёрной Грязи тоже будет сноситься. У тебя в дежурке будет висеть электронное табло, на котором будет светиться вся дорога, до 116 километра, и каждый инспектор будет отмечен лампочкой. Отпросился у тебя инспектор на обед – ты раз, и выключил лампочку.
- Юрий Михайлович, я уйду на пенсию, - Калашников показал на меня, - он уйдёт на пенсию, не будет этого.
- Как не будет? Решение принято.
Через год Калашников ушёл в отставку, как и заместитель начальника отделения, Мишин Иосиф Гаврилович, которого мы звали "майор Вихрь" за его быструю езду на служебной а/м "ГАЗ-21". Ушёл мой начальник смены, Барканов. Ветераны уходили, и на их место приходило новое поколение сотрудников, в том числе, пришли и мы с Иваном Захаровым.
А Калашников оказался прав: строительство дороги до конца ХХ века даже не планировалось.
Варганов Юрий Михайлович имел взрывной характер, бумаг не терпел, разбирался на месте. У него были жёсткие требования: «Инспекторам нельзя нарушать форму одежды; каждый на своём участке должен работать самостоятельно, и нельзя покидать место дислокации; надо приветствовать, путём отдания чести, службы: ГАИ, милиции, а также, членов Правительства,на проезжающих автомашинах; к участникам дорожного движения следует обращаться в соответствии с Приказом МВД № 235 «О культурном и вежливом обращении с гражданами»..
Владимир Докукин перешёл в ОВД Солнечногорска, и заместителем начальника по политико-воспитательной работе у нас стал Николай Иванович Гусев, майор милиции. Он был полная противоположность начальнику. На любое нарушение дисциплины Гусеву требовалось объяснение в письменном виде.
- Как писать, Николай Иванович?- спрашивал нарушитель.
- Короче, и по подробней, - указывал Гусев, спокойным, ровным голосом.
Видно сказывалась подготовка. Он также, как и Васильев Николай Николаевич, служил в КГБ, и вместе с ним перешёл в 15 ОСНГ после снятия Хрущёва.
Инспектор дорожного надзора, Сергей Соколов уехал с перекрёстка, на котором должен был работать, и присоседился к Студителеву. Тот на служебный мотоцикл взял прибор «Фара», с помощью которого, подключив к аккумулятору, замерялась скорость приближающейся автомашины. С одной стороны, вдвоём было эффективней выявлять нарушителей скоростного режима: один пользуется прибором, второй останавливает
машины, но с другой стороны – нарушение приказа.
- Анатолий Петрович. Вы читали рапорт Соколова, который мне
передали утром, - спросил Николай Иванович у Жданова,
дежурного по отделению.
- Нет.
- «В Чашниково я спарился со Студителевым, и мы начали работать в скоростном режиме».
- Пусть старший смены у них проверяет, - отсмеявшись, заметил Жданов.
На разводах смен на службу доводилась оперативная информация, сведения о розыске угнанных автомашин, преступников, о дорожных происшествиях, зачитывалась утверждённая тематика и инспектора отвечали на поставленные вопросы. Я проверял свой участок дороги с 41 по 48 км, и, подъезжая на попутной машине, увидел около памятника защитникам Родины стоящий туристический автобус с иностранными номерными знаками, но не у памятника, а напротив завода «Элион», расположенный в метрах ста от трассы, в черте города Зеленограда, на Панфиловском проспекте. В соответствии с Положением о передвижении иностранных граждан по дорогам СССР, на Ленинградском шоссе, при движении из Москвы, они не имели права останавливаться до Клина, а это 85 км. Я подошёл к автобусу, пассажиры и водитель сидели на своих местах. Это были туристы из Швеции. Ко мне вышел переводчик, молодой парень, видимо, студент столичного ВУЗа, подрабатывающий на каникулах.
- Что случилось? – спросил я водителя через переводчика.
- Закончилось дизельное топливо, - ответили мне.
"Ну,да. Горючее закончилось именно недалеко от завода".
Я остановил МАЗ-500, и попросил водителя поделиться соляркой.
- Нет проблем, - сказал водитель, и подставил ведро под топливный бак своей машины. С трактора «Белорусь» было слито ещё два ведра. Шведский водитель достал портмоне, вынул из него кроны, и предложил их трактористу. Тот отказался, сунул руку в нагрудный карман комбинезона достал оттуда пачку талонов на дизтопливо, и протянул её шведу со словами: «Мне не надо, у нас её, как воды. На, возьми». Швед не отказался.
Свидетельство о публикации №217122802184