Я играю на арене... 6. Наездница

        Как-то Людмила и Владимир Шевченко прочитали в газете, что в уссурийской тайге охотники спасли тигренка. Решили его взять «в семью». Но следы тигрёнка потерялись. Разыскивали его дрессировщики довольно долго. Потом, снова же из газетной заметки, узнали, что попал он в Хабаровский зооцентр. А забирали Ласточку (такое имя получил маленькая хищница) уже из зоопарка, куда её перевезли. Именно тогда и услышали удивительную историю найдёныша. Хотя правильнее было назвать Ласточку Найдой, потому что, как оказалось, не охотники нашли тигренка, как это бывало, а это именно она пришла к ним на займище. И ещё Ласточка привела к людям своего меньшего братца. Организм у него был слабым, и помочь, увы, уже не удалось. Когда хотели установить причину гибели зверёныша, то в его желудке нашли только кусочки гнилого дерева. Наверное, именно этот ужасный голод и заставил Ласточку, забыв о всяческом страхе, выйти к человеческому жилью, чтобы не погибнуть в зимней тайге.

        К цирковой обстановке Ласточка привыкла быстро. Её хорошо кормили, давали забавляться на арене. И пока она радовалась этой беззаботной жизни, Людмила и Владимир работали над новым номером — «Тигры на лошадях». Именно в нем симпатичная и сообразительная полосатая артистка должна была сделать свою цирковую карьеру. Но неожиданно «девочка» проявила упрямство — ни за что не хотела прыгать на огромного (с её точки зрения) коня. Забивалась в уголок манежа и не хотела оттуда выходить. Владимир и Людмила старались превратить тренировку в игру, чтобы детский страх случайно не закрепился в тигрице. Дрессировщики решили, что им надо набраться терпения, как это не раз бывало при работе с новыми животными. А Ласточка вдруг их «обманула». После недели такого непоколебимого упрямства неожиданно для дрессировщиков взяла и прыгнула на коня. И ещё, представьте, на галопе! Лошадь бежала по кругу, на ней стояла Людмила, а перед ней сидела Ласточка.

        Время шло быстро, тигрица подрастала и скоро уже не помещалась на лошади вместе с дрессировщицей. Пришлось Людмиле уступить ей место. Так Ласточка стала самостоятельной наездницей. Если другая тигрица — Филя, пока лошадь описывала круг по арене, успевала трижды запрыгнуть на него и потом соскочить (выполняла «курс», так называется такой трюк в цирке), то Ласточка проявляла другие способности — была более ловкой всадницей и умела хорошо держаться на лошади даже тогда, когда она мчалась галопом. Трюк выполняла хорошо, а характером напоминала домашнюю кошку — была доброй и игривой. Но со временем оказалось, что эта игривость может стать опасной для лошадей, выступавших в номере. Для него отбирали больших и сильных животных, способных выдержать вес и чепрака — специальной защитной площадки, вместо седла, и самого полосатого всадника. Такие лошади лишь внешне кажутся спокойными и не пугливыми. На самом деле, они такие же чувствительные и ранимые, как и чистопородные арабские скакуны. Стойкость проявлял разве что Мустанг, представитель породы литовских полутяжеловесов. Он явно имел прибалтийский уравновешенный темперамент — когда как-то на репетиции Ласточке захотелось вдруг поточить когти о чепрак, это не стало для него каким-то стрессом.

        По-другому сложились взаимоотношения тигрицы с французским першероном Кристаллом. Эти лошади способны перевозить до трёх тонн груза и кажутся олицетворением невозмутимости и покоя. Но недаром говорят, что внешность бывает обманчивой. Для всадника конь был неудобным, потому что не тормозил плавно, а резко останавливался, будто вдруг упирался в невидимый забор. Из-за этого приходилось падать с него и Людмиле. А когда это случилось с Ласточкой, она решила «намекнуть» Кристаллу, что дрессированные лошади должны совершенствовать свое умение, и обхватила его лапами за ноги. Вероятно, для неё это был шутливый намек, потому что она не кусала коня, и не выпускала когтей. Но он в ответ лягнул ногами так, что тигрица отлетела от него. Казалось, каждый получил свой урок и может работать и дальше. И когда через три месяца трупа поехала на гастроли в Белоруссию, Кристалл неожиданно вспомнил ту ситуацию и каждый раз энергично брыкался, когда к нему приближался кто-то из тигров. В цирке он уже выступать не смог, поэтому его поменяли на другого коня.

        И если Кристалла спасала от стрессов его бурная реакция, то Витамин, наоборот, все своей эмоции держал в себе. Он тоже принадлежал к породе литовских полутяжеловесов, но флегматиком не был. Скорее, меланхоликом. Установить с ним контакт удавалось лишь Людмиле Шевченко — по выражению его глаз она понимала, что переживает такой не похожий на других и сосредоточенный на собственных ощущениях конь. Его ради шутки называли «Паном Спортсменом», потому что он сам заботился о своей физической форме: во время отдыха постоянно переступал ногами, вероятно, чтобы размять суставы. На репетициях он работал с удовольствием, хотя и на манеже умел действовать будто бы отдельно от всех остальных. Конечно, Ласточка об особенностях лошадиных характеров не задумывалась и однажды решила поиграть и с Витамином. Но когда она схватила своими лапами его задние ноги, для впечатлительного коня это стало настоящим потрясением: вероятно, где-то в глубинах его генетической памяти хранились знания о том, как нападают хищники. Он будто бы и сдержался, но, пережив такое потрясение, на третий день умер от инсульта…

        Так бывает и в мире людей: кто-то имеет в виду одно, но другой воспринимает его слова или поступок совершенно по-своему, что приводит в лучшем случае к недоразумению, в худшем — к потере дружбы, любви или даже здоровья.

_______________________

На Фото: один из моментов аттракциона "Тигры и лошади", кадр из видео.


Рецензии