07 1. Мценск. Кукша. Киселев. Калинников

Кукша.
Из списка памятников Мценска следует, что то, что мы видели на въезде в город, - это памятник Древнему воину и Святому Кукше, установленный в 1996 году к 850-летию Мценска. Стали разбираться с Кукшей.
Если кратко (из Википедии), то Кукша «вместе со своим учеником Никоном проповедовал вятичам, жившим на Оке на территории нынешних Орловской и Калужской областей, за что был ими убит». И поэтому причислен к лику святых как преподобный священномученик.
Когда стали копать глубже, то выяснилось следующее. Кукша был священноиноком Киево-Печерской Лавры, откуда в начале двенадцатого века направился с учеником Никоном в земли вятичей, бывших язычниками, для проповедей. Для того, чтобы понять почему это произошло, а также почему их вятичи убили, пришлось разбираться с историей вятичей и их отношений с киевской Русью. Вот, что пишет Виктор Ливцов из «Орловской правды»
«Племя вятичей заселило территорию верховьев р. Оки, занятую до них балтскими племенами голяди (голиндов), довольно поздно, лишь в VIII веке, когда остальные славянские племена уже давно обитали в Восточной Европе. По словам летописца, они пришли «от ляхов» — с территории, находившейся вблизи той, что была занята поляками, т. е. с запада. Наименование племени вятичей происходит, по преданию, от имени их вождя Вятко (Вячеслава, т. е. «более славного»). Вятичи постепенно заняли огромную площадь нынешних Брянской, Орловской, Калужской, юга Московской, Тульской, Воронежской, Липецкой, а позже и Рязанской областей. Здесь основываются города Дедославль (предположительная столица вятичей — севернее Тулы), Брянск, Карачев, Козельск, Севск, Кром, Мценск, Новосиль, Елец и др. Тогда в центре этой территории располагался гигантский Оковский лес. По данным антропологов, в то время сложился и внешний вид вятичей. Это были рослые люди с высокими узкими лицами и крупными носами.;Живя в лесах, вятичи надолго сохранили свои языческие традиции. У них процветало, как указывает летописец, сквернословие и многоженство, с умыканием невест по сговору на игрищах между селами. Мертвых сжигали (есть свидетельства, что с мертвыми мужчинами могли сжечь и его любимую жену) и хоронили в курганах, которые являлись капищами, где приносили жертвы. Какие это были жертвы, мы достоверно не знаем, но, по свидетельству летописей и на основании археологических исследований в Европе, можно утверждать, что повсеместно приносились кровавые жертвы животных и даже людей.
Первоначально вятичей обложили данью хазары, исповедовавшие иудаизм, но летописи указывают вятичей и как участников похода киевского князя Олега Вещего в 907 г. на Византию. В 964 г. Святослав Великий совершил, видимо, неудачный поход на вятичей. Но после разгрома Хазарского каганата он в 966 г. организует новый поход на них. Возможно, уже с этого времени киевские князья считали вятичей своими подданными.
Будущий креститель Руси князь Владимир Святой еще в 981 г. совершил поход на непокорных вятичей, обложив их данью и тем номинально включив их земли в Киевскую Русь. Но в летописи указано, что вятичи «заратились», то есть подняли против киевских наместников и дружины войско, и в 982 г. князь их усмирял снова. В 988 г., по словам Повести временных лет, князь начал ставить города на р. Десне и набирать «лучших мужей», в том числе и от племени вятичей, и населил ими южнорусские города. Однако р. Оку летописец не упоминает. Несомненно, что Владимир крестил этих «лучших», то есть знатных мужей. К этому времени археологи относят появление первых курганов вятичей, где останки помещались без сожжения, при этом руки покойных по-христиански крестообразно складывались на груди. Но с этим соседствовали языческие амулеты и ритуалы, что говорит о существовании языческого двоеверия, когда Христос воспринимался и почитался местными язычниками как еще один языческий бог. Всерьез же заходить вглубь земли вятичей оставалось опасно, и там жили по старым языческим законам. Управлялась эта земля местной династией и оставалась в целом некрещеной.
В 1024 г. после победы князя Мстислава Удалого в битве при Листвене, где он одолел Ярослава Мудрого, из Киевского княжества для Мстислава было выделено Черниговское, в которое и вошли номинально подчиненные земли вятичей.
Крещение орловского края и всей земли племени вятичей связано с именем киевского князя Владимира Всеволодовича Мономаха (1053–1125). Его отец, сын Ярослава Мудрого Всеволод Ярославич (1030–1093), после смерти Ярослава наследовал Переяславльский престол. Владимир, как он сам рассказывает в своем «Поучении детям», познакомился с нашим краем в 13 лет, когда впервые по поручению отца примерно в 1066 г. совершил свой первый поход к принадлежавшему князю Всеволоду городу Ростову Великому, через землю непокорных вятичей. Этим он, видимо, гордился до конца дней и с описания данного события начинает свою автобиографию.
В 1077 г. Всеволод стал князем Черниговским, но уже в следующем году взошел на стольный Киевский престол, а Чернигов перешел его сыну Владимиру. Поскольку племена вятичей формально входили в Черниговское княжество и еще не были полностью крещены, приобщение их к христианству стало одной из главных забот нового князя. Однако перед этим предстояло привести к покорности жителей здешних земель. Предположительно, в 1092–1093 гг. Владимир совершает два зимних похода в земли вятичей. Зимой они совершались потому, что среди дорог через эти территории упоминается лишь одна прямоезжая дорога, та, на которой святой Илья Муромец сразился с разбойником Соловьем Будимировичем. Поэтому войско вынуждено было идти по замерзшим рекам. Сначала воюя с князем Ходотой у его города Корьдно и, видимо, убив его, во вторую зиму Владимир вступил в схватку с его сыном, имени которого он не называет. В апреле 1093 г. скончался великий киевский князь Всеволод, и в 1094 г. Владимир уступает Чернигов и переходит на Переяславский престол.
Утратив политическую самостоятельность, земли вятичей после Любечского съезда и договора 1097 г. окончательно входят в состав Северского и Рязанского уделов Черниговского княжества. К первому отошли земли по Десне и Оке, а ко второму — все по течению р. Сосны. Позднее из него образуется три самостоятельных княжества: Черниговское, Новгород-Северское и Муромское. По этому разделу земля вятичей отходит к Новгород-Северскому княжеству. Однако в церковном отношении они находились под управлением Черниговской кафедры, которая могла взять на себя распространение христианства среди вятичей.
Когда в апреле 1113 г. после напугавшего киевлян солнечного затмения умер великий князь киевский Святополк Изяславич, грабивший монахов и покровительствовавший ростовщикам, и в Киеве вспыхнуло восстание, народ призвал на княжение Владимира Мономаха. Так на Руси окончательно установилась династия Мономашичей, правившая ею еще 500 лет.
Несомненно, по настоянию великого князя, хорошо знавшего землю вятичей, и по благословению Киевского митрополита, уже летом 1113 г. в область вятичей отправляется христианская миссия во главе с Кукшей и его учеником Никоном. Часть историков считала, что Кукша — захваченный в плен князь, возможно, сын Ходоты, и Владимир Мономах, опасаясь восстаний и желая отрешить захваченного в плен князя от наследственной власти, отвез его в Киев, обратил в христианство и постриг в монахи, лишив вятичей наследственного вождя. По другой версии, Кукша был выходцем из числа «лучших мужей», крещенных еще Святым Владимиром, в среде которых продолжало развиваться христианство, и этим могут объясняться смутные предания о его знатности. При пострижении, по преданию, он получил имя Иоанн. Однако достоверных сведений об этом нет, поскольку Церковь причислила его к лику святых под тем именем, которое он получил в язычестве. В этом многие историки также усматривали свидетельство его знатности. Обычай кроме христианского имени иметь еще и народное долго сохранялся в нашем крае после принятия христианства».
Теперь понятно, на каком историческом фоне состоялась миссия Кукши. Неоднократные неудачные попытки киевских князей силой подчинить себе вятичей, а также обратить их в христианство «одним махом» ни к чему не привели. И они решили действовать путём разложения системы язычества «изнутри» - посылкой проповедников в те края. Но было очевидно, что посылать туда «киевлянина» бессмысленно. Надо посылать того, кого вятичи не прогонят «с порога». И таким проповедником мог стать только Кукша – сын одного из вятичских князей. Однако, как следует из дальнейшей истории его миссии, у Кукши тоже было мало шансов обратить вятичей в христианство и выжить. Фактически он был обречён стать ещё одним православным священномучеником.
Далее по Виктору Ливцову.
«Достоверно известно, что священномученик Кукша был иноком Киево Печерского монастыря. Одной из основных форм деятельности монастыря было осуществление апостольской миссии в землях язычников. Киево Печерская лавра, откуда совершалась миссия, была тесно связана с Черниговской кафедрой. Вероятно, на проповедь Евангелия среди вятичей Кукшу призвал Черниговский архипастырь Иоанн, который обращает внимание на духовное состояние вятичей. Очевидно, миссия состояла из нескольких человек, иначе на речных судах было бы невозможно проплыть такие расстояния и преодолеть дебри лесов и топи болот.
В 1113 г. архиепископа Иоанна сменил св.;Феоктист, в прошлом игумен Киево Печерского монастыря с 1103 по 1113 гг., ближайшим сподвижником которого и был Кукша. Видимо, миссионеры отправились в путь из Чepнигова по р. Десне. Миновав Новгород-Северский и Трубчевск, населенные племенами северян, миссия достигла пределов вятичей вблизи г. Брянска. В западных уездах Орловской губернии было записано древнее предание о «великом муже» Куке. Перед ним расступались леса и горы. Он передвигал реки и озера. Затем последовал переход к Карачеву, после которого монахи через непроходимые дебри и болота углубились в языческие земли. Достигнув ;р. Оки, по ней они отправились ко Мценску. Здесь от миссии отделился преподобный Авраамий Печерский, проповедовавший в земле новосильской.
Согласно преданиям, св.;Кукша во мценской Введенской церкви — маленьком деревянном храме, срубленном из огромных дубов, росших поблизости, — поставил чудотворный образ св.;Николая из дерева в человеческий рост и восьмиконечный каменный крест. В 1238 г., когда хан Батый шел на Мценск, священники спрятали его у подножия горы Самород в тайнике подземного хода, у скрытого источника. Найден он был лишь в год окончательной победы христианства в г. Мценске в 1415 г. Есть предположение, что Введенская церковь положила начало монашеству в г. Мценске.
Проповедь Кукши сопровождалась чудесами. Он «недужных исцелял и чудодействием многих приведе ко Христу». В Печерском патерике, где находится житие св.;Кукши, читаем, что современник Кукши, епископ Владимирский преподобный Симон (Симеон) (1214–1226), в послании к блаженному Поликарпу, впоследствии архимандриту Киево Печерского монастыря, писал, что Кукша: «зане вятич и людей неверствием помраченных крести и многих верою просвети. Многи же и велика чудеса сотвори». Он бесов прогнал, «дождь с небесе сведе, езеро иссуши». Ведь в числе обожествляемых стихий была вода, олицетворяемая в образе Купалы, а все озера и реки, по представлению наших предков, были наполнены низшими божествами, носившими общее название «водяных». В них топили в качестве жертвы, привязав камни к ногам, живых людей. Таким образом, иссушенное св.;Кукшей озеро имело для вятичей религиозный характер.
Язычники начали креститься. Но далее в Киево Печерском патерике мы читаем, что святой «по многих муках усечен бысть со своим учеником Никоном». Так как св.;Симон не называет Никона священномучеником, то, следовательно, он не имел священного сана, а был послушником или келейником Кукши.
По преданию, для молитвы св.;Кукша в 12 км от г. Мценска по направлению к Болхову, около правого берега Оки, в лесу на косогоре в 1,5-2 верстах от деревни Карандаково, поставил скитский дом, а рядом сам выкопал «Богомольный», или «страдальческий святой», колодец. В начале ХХ века местные жители говорили, что «св.;Кукша жил в этих местах» и кровь пролил в полуверсте от колодцев в лесу при большой дороге у болота, берега которого постепенно сужались. Видимо, августовской ночью язычники напали на миссионерский стан, подвергли иноков мучениям, а затем св.;Кукша был отведен в сторону и у болота обезглавлен — мечом «усечен бысть с учеником своим».
Мученическую кончину святого прозрел его духовный брат, подвижник Печерского монастыря блаженный Пимен Постник. Он «посреде церкве печерския велегласно возопи: брат наш Кукша в сей день, противо света убиен есть» и сам преставился. Против света — вероятнее всего, надо понимать, что мученическую кончину он принял на утренней заре 27 августа (9 сентября) 1113 г. Историки прошлого полагали, что убийцами преподобного были жрецы вятичей или их старейшины».
Но где же были его сподвижники? Ведь вместе с ним и Никоном из Киева по Десне поплыли несколько человек. Возможно, он их разместил где-то поблизости, например, во Мценске. Но как-то всё делалось уж очень быстро. И отплыли в 1113 году (видимо, в начале лета), и продрались через болота и топи в 1113 году, и скит Кукша поставил в том же году, и колодец выкопал, и Веденскую церковь соорудил из вековых дубов. И убили его 27 августа. Да, а ещё он ведь чудеса творил! Что-то  здесь не так. Одни из источников (Пясецкий) утверждает, что Кукшу убили в 1114 году. Это более реально, поскольку за два года можно было свершить то, что перечислено выше. Есть также мнения, что всё это происходило не в 12, а в 13 веке. Но это вряд ли.
24.12.17.
Пока Христос воспринимался вятичами как ещё один языческий Бог, они и их старейшины ничего не имели против. Но ведь Кукша проповедовал, что Бог один, и все языческие идолы и обычаи должны быть уничтожены: взял вот и иссушил озеро, в котором топили жертвы. Таким образом, Кукша стал врагом жрецов и старейшин. Ничего удивительного нет в том, что они его убили.
Говорят, что когда в Киеве прознали об убийстве (видимо, в результате прозрения Пимена Постника), то были присланы люди, и они вывезли тело и мощи Кукши, которые с тех пор находятся в ближних пещерах Киево-Печерской лавры. Но, скорее всего, это сделали его сподвижники, которые не уберегли предводителя.

Но легенда о Кукше содержит ещё несколько сюжетов.
Главное – это место гибели Кукши. То, что рассказано выше есть версия орловцев. Но есть еще версия калужан. Заместитель директора по фондовой работе Калужского областного краеведческого музея Татьяна ХОХЛОВА так рассказывает о смерти Кукши:
«Точной даты, когда это произошло, нет. Если почитать разные этнографические заметки, касающиеся Калужской губернии, то даже в XIX веке (да и до сих пор) люди почитали святые колодцы, дубы, камни. Так что язычество в нас  по-прежнему сидит.  Может быть,  оно каким-то образом передается через генетическую память. Доподлинно известно одно: насильно вятичей никто не крестил. Никаких массовых «десантов» священников на Калужскую землю не случалось.  Христианство проникало постепенно  племя вятичей долгое  время жило обособленно.
Древних церквей у нас практически не найдено. Большинство построено в XVII-XVIII веках. И при раскопках Серенска – одного из самых крупных городов вятичей -  в детинце — крепости - не нашли ни храма, ни часовни. Да и христианских крестиков обнаружили лишь чуть больше десятка. Причем ученые до сих пор не могут точно сказать, носили ли их как символ веры или как часть украшения-безделушки в составе мониста. В Серенске  был мощный торговый и производственный центр. Мы обнаружили  несколько тысяч предметов.  И при этом - небольшое количество христианских реликвий. Скорее всего, целенаправленная христианизация происходила в  XIV-XV веках, после монгольского периода. (Эту же мысль высказывают и другие историки – АТ). А в Древней Руси, на мой взгляд, люди по-прежнему оставались язычниками. Для того, чтобы обратить вятичей в истинную веру, одних проповедей было явно недостаточно.  Нужно было заменить идолопоклоннические символы и обряды на христианские.
Я считаю, что православные церкви строили там, куда приходили люди, – в местах языческих поклонений. Священникам нужно было каким-то образом заместить в глазах людей образы языческих  богов на Христа. Поэтому они проповедовали, рассказывали, Евангелие читали – просвещали, а после того как большая часть была готова принять православие - церковь ставили.
А праздники языческие священнослужители сдвинули или дали им новые названия, при необходимости присоединив православных святых. Например, Масленица. Мы продолжаем ее отмечать – провожаем зиму и встречаем весну. Но для того, чтобы она не попадала на Великий пост, когда нельзя употреблять пищу животного происхождения, ее перенесли. И Масленица теперь не всегда совпадает с астрономической весной. А в Илье Пророке легко угадывается языческий бог Перун. У обоих есть колесница и стрелы, оба борются с фантастическими существами и приносят дождь земледельцам. И, конечно, день поминовения у них один на двоих - 2 августа (20 июля по старому стилю). 
Нам не известны имена проповедников, которые приходили на земли вятичей. Исключение составляет Кукша. Единственный документ, в котором упоминается о святом мученике, это Киево-Печерский патерик – воспоминания обо всех священниках Киево-Печерской лавры. Но информация там довольно скудная. Нет ни слова о том, где и  за что был убит Кукша. «Как добровольно можно умолчать об этом блаженном черноризце…как он бесов прогнал, и вятичей крестил, и дождь с неба свел…и после многих мучений убит был с учеником своим… И вот посреди церкви, во всеуслышание, сказал он (Пимен Постник - Прим. Авт.): «Брат наш Кукша нынче на рассвете убит», - зачитывает выписку из патерика Татьяна Михайловна. Больше никакой информации нет, все остальное - фантазии. Отрубили ли ему голову или по голове чем-то стукнули, было это ритуальное убийство или нет – не знает никто. Тело Кукши находится в Киево-Печерской лавре.
А вот о Постнике известно гораздо больше. Выяснив дату его рождения, историки установили, что Кукша погиб в самом начале XII века.  Житие Кукши написали, по-моему, только в XVI веке. А широкую известность святой обрел лишь в XVIII-XIX веках. Было объявлено, что Кукшу убили на брянской земле. (Ещё одна версия! – АТ). Установили день его памяти - 8 сентября. В советское время возникли предположения, что Кукша погиб в Серенске - как наиболее обследованном городе вятичей. Но и они голословные.  Земля вятичей - огромна. Где именно он погиб? Да где угодно. Считается, что в Калужской губернии, поскольку он был ее патроном. (Каким патроном?)»
 В 2014 году 6 сентября на Серенском городище в Мещовском районе воздвигли на поклонный крест в память о священномученике Кукше. Кстати, на въезде в Мценск памятник Древнему воину и Святому Кукше установлен в 1996 году. Так что амчане подсуетились раньше калужан.
«С  годами история о  проповеднике Кукше обросла самыми невероятными подробностями. Говорят, что в этом году (2013) историки собираются во что бы то ни стало найти место убийства святого. Все это напоминает поиски иголки в стогу сена. Может быть, лучше заняться раскопками Серенска и пролить свет на жизнь вятичей, от которых ведут свой род калужане?»
В общем, это как из начала фильма «Берегись автомобиля»: «Жители столицы утверждают, что эта невероятная история произошла в Москве. Одесситы настаивают, что она случилась именно в их городе. Ленинград и Ростов-на-Дону с этим не согласны. Семь городов оспаривают это точно также, как семь городов называют себя родиной Гомера. Надо сказать, что неизвестно, где происходила эта история, и происходила ли она вообще».
Но, тем не менее, фильм был снят, а Кукша канонизирован в русской православной церкви как преподобный священномученик. И под его иконами, наверняка, многие верующие под влиянием самовнушения исцелились. И я считаю, что Кукша – это реальный человек, проповедовавший в земле вятичей и погибший от рук жрецов и старейшин. От аналогий с Иисусом Христом я воздержусь.

Между прочим, есть ещё Кукша одесский, но это современный святой (умер в 1964 году). Про него тоже написано много интересного, но я не буду здесь это пересказывать.

Киселёв.
Я расскажу о человеке, по учебникам математики которого я и миллионы жителей нашей страны учились в школе.
Это Андрей Петрович Киселёв.
Из Википедии: «Он родился 30 ноября (12 декабря) 1852 во Мценске  в бедной мещанской семье. Он был последним ребёнком; в ревизских сказках Мценского уезда за 1858 год в составе семьи значатся: Петр Петрович Киселёв, 43 лет, жена его Анна Николаевна, 40 лет, и шестеро их детей; сыновья: Николай — 20 лет, Петр — 10 лет, Андрей — 5 лет; дочери: Пелагея — 10 лет, Мария — 8 с половиной лет и Александра — 7 лет.
В Орловскую гимназию он был принят сразу во второй класс после окончания уездного училища в Мценске.В 1871 году он окончил её с золотой медалью и поступил на физико-математический факультет Петербургского университета. В университетские годы Киселёв слушал лекции П. Л. Чебышёва, профессоров А. Н. Коркина, Е. И. Золотарёва и О. И. Сомова. В эти годы он вобрал в себя всё лучшее, что мог дать Петербургский университет — один из крупнейших в Европе. Тогда же он сделал первые шаги в собственном математическом творчестве.
После окончания (1875) со степенью кандидата физико-математического факультета Петербургского университета по математическому разряду, работал (до июля 1891 года) преподавателем математики, механики и черчения в только что открывшемся Воронежском реальном училище. Затем, в течение года — в Курской мужской гимназии и, наконец, в Воронежском кадетском корпусе (1892—1901).
В 1901 году он вышел в отставку и стал заниматься главным образом литературной работой (учебники – это тоже литература!). Принимал активное участие в общественной жизни города Воронежа: 7 раз избирался в городскую думу, был гласным в 1887—1910 годах.
В 1901 году приобрёл у землевладельца Плясова усадьбу Отрадное (начало XIX века) в хуторе Литаева (ныне часть села Хреновое) на реке Усманке. При усадьбе была открыта школа. В усадьбе Киселёв бывал до 1918 года, когда усадьбу национализировали и превратили в детский дом.
В 1918—1921 годах преподавал математику в Воронежском институте народного образования, педагогических курсах, высших командных курсах. С 1922 года жил и работал в Ленинграде, где преподавал до 1925 года. Умер 8 ноября 1940 в Ленинграде.
Похоронен в Петербурге на Волковом кладбище. Его могила — рядом с могилой Д. И. Менделеева.
За свою педагогическую деятельность Киселёв был удостоен орденов
- Святой Анны 3-й степени (1894),
- Святого Станислава 2-й степени (1896),
- Орден Святой Анны 2-й степени (1899),
- Орденом Трудового Красного Знамени (1934).

Учебники:
- «Систематический курс арифметики для средних учебных заведений» (1884);
- «Элементарная алгебра» (1888);
- «Элементарная геометрия» (1892—1893);
- «Дополнительные статьи алгебры» — курс 7-го класса реальных училищ (1893);
- «Краткая арифметика для городских училищ» (1895);
- «Краткая алгебра для женских гимназий и духовных семинарий» (1896);
- «Элементарная физика для средних учебных заведений со многими упражнениями и задачами» (1902; выдержала 13 изданий);
- «Физика» (две части) (1908);
- «Начала дифференциального и интегрального исчислений» (1908);
- «Начальное учение о производных для 7-го класса реальных училищ» (1911);
- «Графическое изображение некоторых функций, рассматриваемых в элементарной алгебре» (1911);
- «О таких вопросах элементарной геометрии, которые решаются обыкновенно с помощью пределов» (1916);
- «Краткая арифметика для высших начальных училищ» (1917);
- «Краткая арифметика для городских уездных училищ» (1918);
- «Иррациональные числа, рассматриваемые как бесконечные непериодические дроби» (1923);
- «Элементы алгебры и анализа» (чч. 1—2, 1930—1931).

Создание своих книг Киселев начал с учебника по арифметике «Систематический курс арифметики для средних учебных заведений», на написание которого потратил около четырех лет и издал его в 1884 г. До 1938 г. было 36 изданий учебника тиражом 1 800 000 экземпляров; с 1938 г., когда учебник был утвержден стабильным, его тираж составил 3 миллиона экземпляров. Учебник имел очень хорошие отзывы профессора Шохор-Троцкого и члена-корреспондента Академии наук СССР Ермакова. Со второго издания учебник был одобрен ученым комитетом Министерства народного просвещения.
Не прерывая педагогической работы, Киселев написал учебник «Элементарная алгебра» в 2-х частях, который вышел в свет в 1888 г. В предисловии к первому изданию Киселев писал: «Автор предлагаемого курса прежде всего ставил себе целью достигнуть трех качеств хорошего учебника: точности в формулировке и установлении понятий, простоты в рассуждениях и сжатости в изложении». Учебник получил ряд лестных отзывов. До революции было 30 изданий «Элементарной алгебры», после революции более 10-ти изданий общим тиражом свыше 7 000 000 экземпляров.
В 1892 г. вышел учебник Киселева «Элементарная геометрия». Было выпущено 26 изданий до революции и 16 изданий после революции; в 1937 г. учебник был утвержден стабильным. В 1893 г. было выпущено пособие «Дополнительные статьи алгебры» — курс 7-го класса реальных училищ.
Продолжая работу по созданию новых учебников, в 1895 г. Киселев выпустил «Краткую арифметику для городских училищ». Этот учебник имел 21 издание общим тиражом 200 000 экземпляров, и в 1896 г. была издана «Краткая алгебра для женских гимназий и духовных семинарий», имевшая 16 изданий с общим тиражом 65 000 экземпляров.
Киселев много раз перерабатывал и усовершенствовал свои учебники, которые к началу XX в. почти вытеснили все другие и получили наибольшее распространение.
В 1902 г. вышла «Элементарная физика для средних учебных заведений со многими упражнениями и задачами в двух выпусках», выдержавшая 13 изданий. Учебник физики оказался для Киселева не таким удачным, как учебники по математике. Первенство принадлежало популярному учебнику физики известного преподавателя физики Краевича.
В связи с новым учебным планом для реальных училищ в новые программы по математике были включены элементы высшей математики, и Киселев в 1908 г. выпускает учебник «Начальное учение о производной». Во втором издании учебник получил новое название «Начала дифференциального и интегрального исчисления» и издавался семь раз. Традиционное изложение Киселев соединил с простотой и ясностью основ высшей математики. Он переработал 23 издания «Элементарной алгебры» на основе методологии, вытекающей из реформы школьной алгебры.
В 1913 г. была выпущена брошюра Киселева «Графическое изображение некоторых функций, рассматриваемых в элементарной алгебре», так как в учебнике «Элементарная алгебра» отсутствовали графические интерпретации. В брошюре «О тех вопросах элементарной геометрии, которые решаются обыкновенно с помощью пределов», выпущенной в 1916 г., Киселев рассматривает изложение вопросов о длине окружности и площади круга, площадей поверхностей простейших круглых тел и их объемов на основе непрерывности Дедекинда.
В 1923 г. Киселев выпустил интересную работу «Иррациональные числа, рассматриваемые как бесконечные непериодические десятичные дроби». В этой работе изложены сложные вопросы арифметических операций. В 1925 г. была издана книга «Элементы алгебры и анализа», в которой изложены геометрические интерпретации функций, что явилось началом реформы школьной алгебры.
В 1928 г. вышло в свет новое издание «Элементарной геометрии». В учебник были внесены серьезные изменения: введены основы проекционного черчения, сокращено изложение темы о конических сечениях, по-новому изложены вопросы о длине окружности и площади круга на базе аксиомы непрерывности, введен принцип Кавальери, добавлены геометрические задачи прикладного характера. В 1928 г. на 77-м году жизни Киселев выпускает новую книгу «Задачи и упражнения к элементам алгебры».
Учебники Киселева утверждаются стабильными вместо неудачных учебников Попова по арифметике, Гурвица и Тангнуса по геометрии. Под редакцией и в переработке Хинчина издается учебник по арифметике; под редакцией Барсукова выходит в свет переработанное издание учебника «Элементарная алгебра»; под редакцией Глаголева выходит переработанное издание «Элементарной геометрии». Учебники Киселева превосходили учебники других авторов настолько, что еще до революции они сделались почти стабильными. В них Киселев достиг высокой точности в определении математических понятий, простоты в рассуждениях, сжатости и ясности в изложении. Киселевым всегда соблюдалась мера между общим и частным, абстрактным и конкретным, между наукой и учебным предметом, между логикой предмета и психологией учебника. В содержании учебников не было ничего лишнего и ничего не было упущено. Расположение материала всегда строго продумано, чертежи выполнены очень удачно. Речь в учебниках близка к устной с ее интонациями и ударениями, с выделением соответствующих слов и предложений.
Киселев имел богатый 25-летний педагогический опыт. Он изучил постановку преподавания математики в русской и зарубежной школах. При составлении учебников Киселев использовал все книги на русском и иностранных языках, имеющиеся в его богатой библиотеке и библиотеках города. Он исходил из принципа «Как бы плох учебник ни был, но что-нибудь ценное в нем найти можно». Киселев умело находил границы между новым и еще только нарождающимся, между отмирающим и еще только входящим в жизнь. Только после тщательного анализа он вносил новое или отбрасывал отжившее старое. Конечно, по своей математической подготовке Киселев несколько отставал от уровня развития математики XX столетия, поэтому некоторые современные ему идеи математики не всегда находили отражение в его работах. Но своим упорным трудом он создавал необходимые условия для работы по созданию новых книг, отвечающих основным требованиям времени, и для их дальнейшего совершенствования. Для ознакомления со своими книгами Киселев бесплатно рассылал их учителям в провинции, что способствовало их быстрому распространению.

Отзывы об учебниках:
Академик РАО Ю. М. Колягин, доктор педагогических наук, профессор:
Имя Андрея Петровича Киселева вызывает у учителей старшего поколения чувства, близкие к ностальгии: тоску о старом добром времени, о делах давно минувших лет, о своих успехах и неудачах на ниве просвещения. Учителя вспоминают то время, когда в школе действовал один учебник математики, действовал долго, и потому они имели возможность изучить все его достоинства и недостатки. Даже из тех, кто знает учебники А. П. Киселева не понаслышке, немногие осведомлены о том, что его учебные книги охватывали практически все школьные математические дисциплины: арифметику, алгебру, геометрию, начала анализа. Андрей Петрович был не только талантливым учителем, автором учебников, но и блестящим лектором.
Л. Н. Аверьянова, заместитель директора Государственной научной педагогической библиотеки имени К. Д. Ушинского:
А. П. Киселев — это эпоха в педагогике и преподавании математики в средней школе. Его учебники математики установили рекорд долговечности, оставаясь свыше 60 лет самыми стабильными учебниками в отечественной школе, и на многие десятилетия определили уровень математической подготовки нескольких поколений граждан нашей страны
Академик В. И. Арнольд:
Я бы вернулся к Киселеву.»

В 1938 году Андрей Петрович Киселёв сказал:
«Я счастлив, что дожил до дней, когда математика стала достоянием широчайших масс. Разве можно сравнить мизерные тиражи дореволюционного времени с нынешними. Да и не удивительно. Ведь сейчас учится вся страна. Я рад, что и на старости лет могу быть полезным своей великой Родине»

Когда я сейчас читаю эти слова, у меня перехватывает дыхание. Конечно, в детстве я не осознавал высокое качество этих учебников. Но факт, что к моменту окончания школы у меня проявились способности к математике и к литературе. Я выбрал математику – техническое направление дальнейшего обучения…
Еще несколько фактов из жизни Киселёва «Он учился один год в приходском училище, а затем три года в уездном училище. Андрею приходилось вести тяжелую борьбу за существование; еще в уездном училище ему пришлось начать учительскую карьеру.
По окончании уездного училища Андрей Киселев едет в Орел, чтобы поступить в гимназию. В Орле его приютил дальний родственник — состоятельный купец, благодаря которому Киселев поступил в гимназию. За обед и угол Киселев в течение шести лет, сам обучаясь в гимназии, учил шестерых детей своего родственника. Благодаря упорству и целеустремленности, обладая хорошими способностями, Киселев стал первым учеником гимназии, которую окончил в 1871 г. с золотой медалью. На деньги, заработанные от репетиторства и вырученные от продажи золотой медали, Киселев направился в Петербург и в 1871 г. поступил в университет на физико-математический факультет».
«При выходе на пенсию в Воронеже в 1901 году Киселеву был преподнесен адрес за подписью ста восьми человек — товарищей по работе, по общественной деятельности и родителей его учеников, с благодарностью за выдающиеся педагогические заслуги. Прекрасно зная преподаваемые предметы, следя за науками и обладая несомненными педагогическими способностями, он приносил большую пользу своим ученикам, способствуя их развитию и давая им солидные знания. При этом дисциплина и порядок в его классе всегда были образцовыми».
«Киселев жил в те годы, когда старая методика преподавания математики себя изжила, а новая только рождалась в борьбе мнений. Многие считали, что Киселев не желает сотрудничать с прогрессивными педагогами-математиками. В первые годы Советской власти к Киселеву относились как к педагогу, не поддерживающему новые реформистские взгляды; между тем в это время Киселев с увлечением преподавал математику в нескольких школах красных командиров: в 1918–1921 гг. — на Высших командных курсах в Воронеже; в 1922–1924 гг. — в Военно-педагогической школе в Ленинграде; в 1925 г. — был главруком Смольнинских военных курсов; в 1925–1926 гг. — в школе военных сообщений. К сожалению, в те годы руководители народного образования считали, что учебники Киселева устарели и мешают продвижению новой революционной педагогики. В первые годы революции учебники Киселева не переиздавались, и только с 1922 г. они стали выходить снова. С появлением рабфаков спрос на них резко возрос.»

О семье.
В студенческие годы, в 1874 году, А. П. Киселёв женился на Марии Эдуардовне Шульц. У Киселёва было пятеро детей. В Воронеже жили на Садовой улице. В Петербурге Киселёвы жили на Васильевском острове и на даче в Ольгино.
Сын Владимир окончил Петербургский университет и связал свою жизнь с флотом. Участвовал в Цусимском сражении. В 1916 году – капитан второго ранга на Черноморском флоте, награжден многими орденами. В гражданскую войну воевал на стороне белых. В июне 1020 года вместе с транспортом ушёл в Турцию. Дальнейшая судьба неизвестна.
Средняя дочь (в замужестве Замятина) в 1907 году закончила в Петербурге женский медицинский институт и работала врачом.
Борис Андреевич получил медицинское образование в Лондоне. Некоторое время жил в Швейцарии, затем возвратился в Россию.
Младшая дочь Мария после замужества осталась жить в Воронеже.
Самая известная старшая дочь Елена училась на Бестужевских курсах, готовясь получить диплом педагога-математика, но из-за болезни не окончила их. Продолжила образование в Петербургской академии художеств в мастерской И. Е. Репина и получила звание художника: была одной из любимейших учениц И. Е. Репина. В 1907 году Киселёва получила звание художника и заграничное пенсионерство за картину «Невесты. Троицын день». В 1908—1910 годах жила в Париже, посещала академию Р. Жюльена; в 1911 году путешествовала по Италии. Участвовала в российских выставках. После Октябрьской революции, в 1917—1920 годах, жила в Одессе. В феврале 1920 года эмигрировала в Сербию, где её новый муж получил работу в Белградском университете. В 1926 году они получили югославское подданство. Семья была обеспеченной, жила в собственном особняке. В 1920—1930-е годы Киселёва продолжала изредка писать портреты, городские и сельские пейзажи, а также декоративные панно и иконы. В годы Второй мировой войны в 1942 году её единственный сын с женой были арестованы и отправлены в немецкий концлагерь. В 1944 году, вскоре после возвращения из лагеря, сын умер. Написав «Портрет сына на смертном одре», Елена Андреевна Киселёва навсегда оставила занятия искусством. Умерла 8 июля 1974 года в Белграде. В середине 1960-х годов воронежские искусствоведы завязали с Е. А. Киселевой переписку и в 1969 году в Воронеже состоялась выставка 50 её работ, приуроченная к 90-летию Киселевой. Воронежский художественный музей приобрел ряд работ из частных собраний и несколько картин получил от художницы в дар. В 1974 году в музее был организован отдельный зал, где экспонировалось около 30 работ Киселёвой. C 17 декабря 2016 года по 12 марта 2017 года Музей русского импрессионизма проводил первую в Москве выставку-ретроспективу Елены Киселёвой "Элегантный век". Попасть на выставку не удалось.

Высказываются мнения о необходимости установки в Мценске памятника Киселёву. Это обязательно нужно сделать! Хотя бы к какой-нибудь годовщине со дня рождения великого учителя.

Калинников.
И ещё об одном уроженце Мценского края я хочу рассказать.
Это композитор Васи;лий Серге;евич Кали;нников.
Вот, что пишет о нём Л.Михеева http://www.classic-music.ru/kalinnikov.html:
Калинников родился в селе Воины, близ Мценска 1(13) января 1866 года в семье станового пристава, происходившего из духовного сословия и женатого на дочери дьякона, но избравшего по каким-то причинам другой жизненный путь. Человек малообразованный, он очень любил музыку и немного играл на гитаре. Охотно пел в церковном хоре, сначала один, а потом с сыновьями, которых у него было четверо. Любя своих детей, он чрезвычайно заботился о том, чтобы они получили образование, и когда дети подросли, семья переехала в город Орел. Василий, хорошо подготовленный отцом, поступил сразу на второй курс Орловского духовного училища. Учитывая показанные на вступительном экзамене способности, его взяли бесплатным учеником — это было важно для семьи, находившейся в стесненных материальных обстоятельствах.
Незаурядное музыкальное дарование будущего композитора проявилось очень рано. Он самоучкой научился играть на гармонике, когда был так мал, что еле удерживал ее на коленях. Еще живя в Воинах, мальчик обратил на себя внимание земского врача А. Евланова, недурно игравшего на скрипке. Он и стал первым музыкальным учителем Василия, причем занимался с ним не только игрой на скрипке, но и начатками нотной грамоты, знакомил с музыкальной литературой. Это знакомство продолжилось и тогда, когда семья уехала: все каникулярное время мальчик проводил в доме Евланова. Там постоянно звучала музыка, часто устраивались домашние спектакли, и юный Калинников был их активным участником. В 14 лет Калинников окончил училище и был зачислен в Духовную семинарию. Он старался не быть иждивенцем родителей, которые и так еле сводили концы с концами: подрабатывал перепиской нот, давал грошовые уроки, брался дирижировать хором на свадьбах и похоронах.
В семинарии оценили талант ученика: несмотря на юный возраст, ему был доверен семинарский хор. Став его регентом, Калинников с увлечением и энергией отдался этому делу. В «Русской музыкальной газете» даже появилась заметка, в которой говорилось, что «стройное пение семинарского хора под управлением Василия Калинникова удовлетворяло самых строгих ценителей и критиков церковного пения».
Весной 1884 года, по окончании четырех классов семинарии, которые вместе с духовным училищем соответствовали полному гимназическому курсу, Калинников отказался от продолжения занятий на следующих, богословских курсах, и поехал в Москву. Его мечтой было поступить в консерваторию, и в августе он предстал перед экзаменационной комиссией. Поскольку предъявить профессорам он мог только прекрасный слух и некоторые навыки игры на скрипке, его приняли в классы сольфеджио и элементарной теории музыки. Оба курса он прошел за год, но на этом его консерваторское обучение закончилось: плата, сто рублей в год, была для него непосильной. К счастью, в эти годы при Московском филармоническом обществе существовали музыкально-драматические курсы, руководимые учеником Листа пианистом и дирижером П. Шостаковским. Туда и перешел Калинников, причем, кроме класса теории и композиции, стал заниматься в классе фагота. Такой странный выбор объяснялся очень просто — по уставу Филармонического общества ученики класса духовых инструментов освобождались от платы за обучение.
Педагоги на курсах были прекрасные. Гармонию Калинников проходил у С. Кругликова, контрапункт и фугу — у А. Ильинского, композицию и оркестровку — у П. Бларамберга. Это были педагоги талантливые, опытные, ничуть не хуже консерваторских. Но в консерватории было одно очень важное преимущество — она, в отличие от этих курсов, давала отсрочку от военной службы.
Годы учения были очень трудными — занятия по двум специальностям отнимали много времени. Как фаготист Калинников обязан был работать в ученическом оркестре. Кроме того, для получения диплома по композиции необходимо было сдать курс фортепианной игры, а этим инструментом он не владел вовсе. Пришлось начинать с самого начала, работать много и усидчиво. А ведь надо было и зарабатывать на жизнь! Калинников брался за любую работу — делал различные переложения, играл в частных оркестрах, писал оперетты для украинской труппы, расписывал партии оркестровых сочинений. Летом вместо отдыха нанимался в оркестры. Кроме того, чтобы не быть забранным в армию, приходилось все время за символическую плату давать уроки хорового пения в школах: учителя начальных городских школ также освобождались от воинской повинности.
Такая жизнь — полуголодная, на постоянном пределе сил, — ослабила его от природы здоровый организм, и осенью 1887 года, когда поступившему на постоянную службу в оркестр театра «Парадиз» Калинникову пришлось по многу часов сидеть на сквозняке в плохо отапливаемом помещении, он заболел плевритом, который перешел в туберкулез горла. В 1888 году умер отец Калинникова. Для музыканта это была огромная утрата: отец понимал его, разделял его стремления. Сохранилось письмо к сыну, показывающее, насколько незаурядным человеком был необразованный полицейский чин: «Все знаменитости по всем отраслям человеческого знания приобрели славу упорным систематическим трудом. Поэтому погрузись в мир музыкальной науки, работай систематически и будь уверен, что выйдешь на широкую дорогу. У тебя много задатков для того, чтобы при твоих способностях к музыке выработать недюжинный талант, а остальное пойдет своей дорогой. Знай, что тебе предстоят трудности и неудачи, но ты не ослабевай, борись с ними, борись с ними с энергией и никогда не отступай».
Мало того, что велико было горе утраты, теперь Калинников остался главой большой семьи: его три брата и сестра еще учились, им необходима была помощь. «Прежде всего, жизнь моя переменилась и переменился я сам, — пишет он в том же году одному из братьев. — Я жил без забот, одной только консерваторией и науками. Жизнь и человеческие отношения я видел только издалека и потому мало понимал и знал их. Теперь совсем другое». К счастью, «другое» было не только плохим. Калинников женился. Его избранницей стала скромная девушка, дочь священника. Она училась музыке, неплохо играла на рояле и любила своего талантливого мужа. На всю жизнь Софья Калинникова стала ему верной подругой и помощницей, защитницей его интересов.
В годы учения были созданы первые произведения Калинникова, причем сразу выявилось его пристрастие к оркестровым жанрам — 1889 год отмечен созданием симфонической картины «Нимфы» по стихотворению в прозе Тургенева, 1890-й — кантатой «Иоанн Дамаскин» по стихотворению А. К. Толстого, увертюра к которой была исполнена на публичном «акте» с большим успехом; в 1891-м появляется «Серенада» для струнного оркестра.
В годы учения были созданы первые произведения Калинникова, причем сразу выявилось его пристрастие к оркестровым жанрам — 1889 год отмечен созданием симфонической картины «Нимфы» по стихотворению в прозе Тургенева, 1890-й — кантатой «Иоанн Дамаскин» по стихотворению А. К. Толстого, увертюра к которой была исполнена на публичном «акте» с большим успехом; в 1891-м появляется «Серенада» для струнного оркестра.
В 1892 году Калинников закончил полный курс обучения. Началась самостоятельная композиторская деятельность. К этому времени он уже четыре года был болен. Фагот пришлось оставить — в том же оркестре он стал играть на литаврах. Много занимался с учениками, причем не со всеми за плату: были талантливые молодые люди, которым он давал уроки безвозмездно. Сочинению посвящались все свободные часы. Были написаны фортепианные пьесы, накапливались наброски первой, соль-минорной симфонии. В следующем году по настоянию врачей Калинниковы поехали в Крым — его климат считался целительным для подобных больных. Вначале композитору там очень понравилось. Он писал восторженно одному из своих учеников: «Видали ли Вы горы и море? Дышали ли Вы их дыханием, наслаждались ли безбрежностью с одной стороны и заоблачностью с другой? Слушали ли прибой волн и упивались ли ароматом чудесного горного воздуха? Если нет, то Вы много потеряли». Он надеялся вылечиться и вернуться в Москву, к активной музыкальной жизни, но прошло больше года, и наступило ухудшение. Стало ясно, что болезнь неизлечима. Калинников, привыкший к активной жизни, раньше всегда окруженный молодежью, мучительно переживал одиночество. В одном из последних своих писем, от 16 мая 1900 года, он сообщал: «У нас редко кто бывает. Наша жизнь течет так однообразно, уныло... Таков уж мой удел. О жизненных невзгодах не пишу... Да и скучно жаловаться на судьбу».
На творчество композитору было отпущено совсем немного времени — меньше десяти лет. Но он успел сделать многое. В 1895 году была закончена Первая симфония, в 1897-м — Вторая. После колоссального успеха Первой симфонии в Киеве в феврале 1897 года там была устроена подписка в пользу автора. Денег собрали столько, что Калинников мог поехать из опостылевшего Крыма на французскую Ривьеру. Правда, мысль об этом композитора не радовала. Он уже знал, что никакой надежды на целительность южного климата нет и с большим удовольствием поехал бы на родину, в Орловскую губернию. Однако послушно выехал в Одессу, чтобы плыть в Марсель, а оттуда ехать в Ниццу. Но уже в Одессе подумал, что в климате Крыма и Ниццы нет особой разницы, решил, как писал в одном из писем, «наплевать» на свое отвращение к Крыму, давно сменившее прежнюю увлеченность, и через несколько дней был снова в Ялте.
Лето он решил провести на родине. Туда съехались родные — мать, сестра, братья. Поскольку своего дома давно не было, сняли подходящее помещение. Об этом Калинников писал так: «Поселились мы в так называемой Поповке у однодворца Овсянникова. Вероятно не забыли у Тургенева в «Записках охотника» такую фамилию? Тургенев, говорят, писал свой портрет с отца нашего хозяина. Любопытно, что теперешний Овсянников не имеет понятия о Тургеневе и превратился в заправского мужичка, живущего только немного почище других». Дальше композитор уверял, что давно уже не проводил лето так приятно и в такой мирной обстановке: «Говорят, что родина мила сердцу не милыми красотами, а воспоминаниями детства. Но, право же, здесь налицо и то и другое». Там Калинников закончил Вторую симфонию, после чего поехал в Москву.
Он чувствовал себя несколько лучше: возможно, родной воздух, радость свидания с близкими поддержали его силы. На этот раз его удалось уговорить поехать лечиться за границу. По совету врачей он отправился в Меран и Ментону. Меран — курорт в Южном Тироле для легочных больных — понравился композитору: «Меран чудное место, — писал он оттуда. — Тепло, как у нас в июне, солнце жарит вовсю, и красота кругом неописуемая. Но, в общем все это чужое, и я в будущем предвижу огромную скуку...» Скука наступила тем скорее, что Калинников не знал иностранных языков, а поехать пришлось без жены. Одиночество быстро берет свое. Правда, там ему хорошо работается — создана симфоническая картина «Кедр и пальма» по стихотворению Г. Гейне. В Ментоне, куда он затем перебрался, было не так тоскливо — нашлось несколько русских, с которыми он общался. Одна из новых знакомых, художница, написала его портрет. Из Ментоны он съездил в Париж, где виделся с знаменитым дирижером Ш. Ламуре. Тот заинтересовался Первой симфонией молодого русского, было намечено ее исполнение.
В начале мая 1898 года композитор вернулся в Россию. Началась работа над музыкой к трагедии «Царь Борис» А. К. Толстого. 28 января 1899 в Малом театре состоялась премьера спектакля, но Калинников на ней не был — он уехал в Петербург на генеральную репетицию Первой симфонии, которая должна была там исполняться 30 января. Вернувшись в Москву, он только из телеграммы узнал о громадном успехе симфонии в Петербурге. Его известность росла. К 1899 году не осталось почти ни одного провинциального отделения Русского музыкального общества, которое не исполнило бы Первой симфонии. Звучали и другие произведения. Стали поступать кое-какие авторские отчисления от исполнений. В 1897 году Калинников написал Пролог оперы «1812 год», которую ему заказал известный меценат Савва Мамонтов, предложивший собственное либретто. По совету Мамонтова, получив от него деньги на дорогу, Калинников вместе с женой поехал в Сухуми. Оттуда он писал: «Приехал я в Сухуми с целью лечиться и работать и как раз ни того, ни другого не могу делать. Всякому больному нужны известные удобства, без которых никакой климат ничего не значит. В Сухуми же вы не найдете самых элементарных удобств. Квартир нет, гулять положительно негде, кроме крохотного жалчайшего бульвара, расположенного среди пристаней и вблизи базара. Савва Иванович (Мамонтов. — Л. М.) приводил в пример сына Рукавишникова, который здесь поправился. Но ведь Рукавишниковы купили себе отдельную дачу, за которую заплатили 60 тысяч рублей и которую снабдили всеми удобствами. При таких условиях, конечно, можно жить и лечиться. Но больным, принужденным жить в городе, устроиться здесь сносно невозможно».
Калинников вновь перебрался в Ялту, но было уже поздно. Неудачная поездка на Кавказ окончательно подорвала его силы. Правда, он продолжал сочинять, хотя сердце не лежало к навязанной ему опере. Однако это были реальные деньги: Мамонтов выплачивал ежемесячный гонорар, достаточный для скромной жизни маленькой семьи. И Калинников работал. В июне 1899 года Мамонтов, захватив с собой нескольких артистов принадлежащей ему московской Частной оперы, приехал в Ялту, чтобы познакомиться с написанным. Музыка всем очень понравилась, и окрыленный успехом, композитор продолжал сочинение, как вдруг, подобно удару, обрушилось известие, что Мамонтов арестован по обвинению в растрате. Калинников искренне сочувствовал Мамонтову. Но его собственное материальное положение в результате стало просто катастрофическим. Перед ним встал призрак голода. На помощь пришли московские друзья-музыканты. Под видом гонорара от нотоиздателя Юргенсона они выслали ему деньги.
В июне 1900 года распространилось известие, что состояние Калинникова безнадежно. К нему в Ялту приезжают проститься многие представители музыкального мира России. Рахманинов, Кюи, Гречанинов и другие музыканты меньшего масштаба совершали своего рода паломничество к коллеге, умиравшему не только от болезни, но и от нужды. Так, стало известно, что композитор и его жена отказывают себе в пище. Ведь у больного расходов становилось значительно больше: нужно было оплачивать визиты врача, фельдшерицы, покупать лекарства. А Ялта была одним из самых фешенебельных, следовательно, дорогих, курортов.
Друзья, как могли, помогали, но их возможности были ограничены, да и, живя в Москве, они не представляли, сколько требуется средств. В отчаянии Калинников решил уехать из Ялты. Он хотел обосноваться в родной Орловской губернии, но врачи категорически запретили ему уезжать из Ялты. По свидетельству очевидцев, семья голодала в буквальном смысле. Только этим было вызвано письмо композитора с такими словами: «Похлопочите, дорогой мой друг, кликните клич, и, авось, найдутся добрые души и не оставят больного мусикийца...» Можно представить, как тяжко было ему писать эти слова. В то же время он пишет в другом письме: «Шестой год борюсь с чахоткой, но она меня побеждает и медленно, но верно берет верх. А всему виною проклятые деньги! И болеть-то мне приключилось от тех невозможных условий, в которых приходилось жить и учиться». Деньги нашлись — от Филармонического общества, от знакомых, от Шаляпина. Но состояние больного неуклонно ухудшалось. Он скончался 29 декабря 1900 (11 января 1901 года по новому стилю) года.»

Потрясающая жизнь!
Калинников — единственный русский композитор XIX века, не принадлежавший к дворянскому сословию, «вышедший из народа».

Основные сочинения:
- Пролог к неоконченной опере «В 1812 году» (1899—1900)
- Музыка к драме А. К. Толстого «Царь Борис» (1898) https://www.youtube.com/watch?v=MsY98E8SS5U тоже неплохо
Оркестровые произведения
- Симфония № 1 g-moll (1894—1895) https://www.youtube.com/watch?v=TVakXOkE2G4 отлично!
- Симфония № 2 A-dur (1895—1897) тоже хорошо, живая (из собрания вещей)
- Интермеццо № 1 fis-moll (1896)
- Интермеццо № 2 G-dur (1897)
- Фуга d-moll (1889)
- «Нимфы», симфоническая картина по Тургеневу (найдена в 1951)
- «Былина», увертюра (1892) https://www.youtube.com/watch?v=31EOYYLRzlk хорошо, но для  гимна СССР мало
- «Кедр и пальма», симфоническая картина по Гейне (1897—1898) тоже неплохо (из собрания вещей)
- «Царь Борис» (1899)
- Serenade_for_Strings (1891) https://www.youtube.com/watch?v=3TvqqUvDr7U хорошо
Фортепианные сочинения
- Скерцо F-dur
- Модерато es-moll
- «Грустная песенка» хорошо, можно было бы и стихи написать (из собрания вещей)
- Русское интермеццо тоже неплохо (из собрания вещей)
- Менуэт Es-dur
- Вальс A-dur хорошо (из собрания вещей)
- Элегия b-moll хорошо (из собрания вещей)
Вокальные и хоровые сочинения
- Романсы для голоса и фортепиано на стихи Пушкина, Плещеева, Фофанова и других поэтов. http://rusklarom.narod.ru/kalinnikov.htm неплохо.
- Хоры a capella и с сопровождением оркестра. Тоже неплохо (из собрания вещей).

Всё прослушать не удалось, но вот ссылка на собрание произведений Калинникова для прослушивания (собрание вещей):
http://poiskm.co/show/-

Оказалось, что Калинников хороший композитор. Хоть я не знаток классической музыки и то чувствую, что это хорошая музыка. И мелодии попадаются. Очень жаль, что он так рано умер, очень жаль.
В последнее время распространяется информация, что Александров позаимствовал у Калинникова из увертюры «Былина» мелодию гимна СССР. Ну, есть там нечто напоминающее начало гимна, первая строка, причём, с другим окончанием. Но называть Калинникова автором гимна – это фантазии либералов-антисоветчиков. Больше того, при жизни Калинникова эта вещь не исполнялась. Лежала в архивах. Впервые была исполнена в 1951 году. Свидетельств того, что Александров знакомился с партитурой, нет. Я думаю, что Александров ничего у Калинникова не тырил. Советские композиторы для таких типов произведений «работали по-крупной»: «Варшавянка», «Беснуйтесь, тираны», «Смело, товарищи, в ногу» и т.д. И на мелочи не разбрасывались.

Если Вас, неизвестный читатель,  заинтересовало это произведение, то, пожалуйста, напишите пару слов atumanov46@mail.ru


Рецензии