Новороссийск. Парк А
Парк «А»
Улица Парк «А» расположена в северо-западной стороне Мефодиевки. На въезде в город по железной дороге с левой стороны открываются Маркотсхотские гряды, а с другой расположен рабочий железнодорожный район. Самые дальние улицы этого района, Железнодорожная и Парк «А». Среди преобладающих одноэтажных построек частного сектора и нескольких высоток-девятиэтажек, выделяются здания особой формы, отличающиеся среди прочих своим явным дореволюционным стилем. Здания кирпичной кладки были построены здесь в 1912 году. Возводились они в самом дальнем углу района и располагались вблизи железнодорожных путей. Строительством зданий занималась Владикавказская железная дорога и как говорят старожилы этого района, первоначально эти длинные похожие на бараки строения были возведены для складов, технических и служебных помещений. Ныне в Парке «А» сохранилось несколько таких домов под № 702, 704, 706, 708.
Домов сохранилось мало не более десятка, зато номера, исчисляемые в трехзначных цифрах, заставляют предположить, что это инвентарные номера в списке имущества собственника.
Теперь немного об истории возведения переживших столетие зданий. Зачем же понадобились склады в такой отдаленной части железнодорожного района.
1912 и последующий 1913 годы, стали последними годами расцвета промышленности царской России, который воплощался в проектировании и строительстве больших технических и транспортных объектов, в развитии инфраструктур городов, особенно портовых. Техническое развитие порта, подъездных железнодорожных путей и перевалочных комплексов и в то время заботило и волновало правительство. Один из таких грандиозных проектов в нашем городе начал выполняться по ВЫСОЧАЙШЕМУ указу Правительствующему сенату от 28 февраля 1912 года «Об отчуждении земли для железнодорожных линий, прилегающей к Владикавказской железной дороге, отчуждение прилегающей к городу Новороссийску территории для развития портовых сооружений и новой таможни». Развитие порта и постройку новой таможни планировалось осуществить в кратчайшие сроки, в течении 4-х лет. Основным подрядчиком опять же выступала ВЛКжд, поэтому ей давались исключительные права отчуждать под постройку не только частную, но и городскую территорию. Расширение портовой территории и строительство новой таможни планировалось осуществить за счет засыпки части «Цемесского болота» раскинувшегося между землями ВЛКжд и рекой Цемес. Засыпка болота давала возможность развивать порт, проложить несколько дорог для проезда во 2-ю часть города и на вокзал.
Большой объем строительных работ требовал и хорошего оснащения, поэтому первоначально понадобились помещения для специалистов, мастерские и склады. В самом отдаленном углу Мефодиевки, за железнодорожной петлей начинает возводиться «городок» из кирпичных длинных бараков и отдельных особнячков, построенных на два крыла. Длинные бараки расположенные перпендикулярно железной дороге наверно действительно первоначально служили как складские и технические помещения. Чего не скажешь о тех же самых особнячках явно выстроенных для проживания семей специалистов - инженеров, они были рассчитаны каждый на две семьи. Наверно в то время жить в отдалении от суеты в новом каменном доме расположенном прямо в лесу было престижно, но увы времена меняются.
Заселение складов началось в годы Гражданской войны, когда Новороссийск как улей был переполнен беженцами со всей России, и найти свободное помещение было большой проблемой.
Как известно передовые части Красной Армии заняли Новороссийск 14(27) марта 1920 года сорвав тем самым полную эвакуацию войск генерала Деникина и гражданского населения. Многие гражданские беженцы, не попавшие на пароходы так и остались в городе в приютивших их временных помещения, ставших впоследствии постоянным местом жительства.
После Великой Отечественной войны, когда Новороссийск лежал в руинах, и жилищная проблема так же была одной из сложнейших, любое строение или полуразрушенное здание восстанавливали и возвращали в жилой фонд. Старые дореволюционные дома Парка «А», в большинстве своем устояли, да так с тех пор и служат пристанищем многих семей железнодорожников.
Ныне это самый неблагоустроенный район Мефодиевки которому не «светят» самые обычные и простые блага цивилизации. Узнал я это не по наслышке а встретившись с жительницей этого района, Марией Сергеевной Ивановой. Она 1920 года рождения и проживает по улице Железнодорожной №11 с 1957 года. Участник ВОВ, заслуженный работник свое 90-летие встретила в этих бараках, к тому же поговаривают числящихся только на бумаге. Как будто бы их уже давно снесли. Пожаловалась старушка и на грязь после дождей и на плохое освещение, а из удобств общий туалет во дворе. Говорила о том, что давно уж не видела своего депутата. Да вот возраст не позволяет к нему наведаться в библиотеку, годы то не те, вздыхает собеседница.
Упомянула и о том, что уж совсем их не забывают. Недавно, вот помощник депутата кружку привез, какой никакой, а подарок, так и живем.
Дома Парка "А" построенные в начале XX века Владикавказской железной дорогой.
Старожила Парка "А" Мария Сергеевна Иванова - прожила здесь 53 года.
С Марией Сергеевной Ивановой беседовал краевед Сергей Шило.
12.04.2010г.
Свидетельство о публикации №217122800657