Новороссийск. Парк А

Сергей Шило.
                Парк «А»
   
   Улица Парк «А» расположена в северо-западной стороне Мефодиевки.  На въезде в город по железной дороге с левой стороны открываются Маркотсхотские гряды, а с другой расположен  рабочий  железнодорожный район. Самые дальние улицы этого района,  Железнодорожная и  Парк «А».  Среди  преобладающих одноэтажных построек частного сектора и нескольких  высоток-девятиэтажек,  выделяются здания особой формы, отличающиеся  среди прочих своим  явным дореволюционным стилем.  Здания кирпичной кладки были  построены  здесь в 1912 году. Возводились они в самом дальнем углу района и располагались вблизи железнодорожных путей.  Строительством зданий  занималась  Владикавказская железная дорога и как говорят старожилы этого района, первоначально эти длинные похожие на бараки строения были возведены для  складов, технических и служебных  помещений. Ныне в Парке «А» сохранилось несколько таких домов под № 702, 704, 706, 708.
  Домов сохранилось мало не более десятка, зато  номера, исчисляемые в трехзначных  цифрах, заставляют предположить, что это инвентарные номера в списке имущества собственника.
   Теперь немного об истории возведения переживших столетие зданий. Зачем же понадобились склады в такой отдаленной части железнодорожного района.
1912 и последующий  1913 годы, стали последними годами расцвета промышленности царской России, который воплощался в проектировании и строительстве больших технических и транспортных  объектов, в развитии инфраструктур городов, особенно портовых. Техническое развитие порта, подъездных железнодорожных путей и перевалочных комплексов и в то время заботило и  волновало правительство.  Один из таких грандиозных проектов в нашем городе начал выполняться по ВЫСОЧАЙШЕМУ указу Правительствующему сенату от 28 февраля 1912 года «Об отчуждении земли для железнодорожных линий, прилегающей к Владикавказской железной дороге, отчуждение прилегающей к городу Новороссийску территории для развития портовых сооружений и новой таможни». Развитие порта и постройку новой таможни планировалось осуществить в кратчайшие сроки, в течении 4-х лет. Основным подрядчиком опять же выступала ВЛКжд, поэтому ей  давались исключительные права отчуждать под постройку не только частную, но и городскую территорию.  Расширение портовой территории и строительство новой таможни  планировалось осуществить за счет засыпки части  «Цемесского болота» раскинувшегося между землями ВЛКжд и рекой Цемес. Засыпка болота давала возможность развивать порт, проложить несколько дорог для проезда во 2-ю часть города и на вокзал.
    Большой объем строительных работ  требовал и хорошего оснащения, поэтому первоначально понадобились помещения для специалистов, мастерские и склады. В самом отдаленном углу Мефодиевки,  за железнодорожной петлей начинает возводиться «городок» из кирпичных длинных бараков и отдельных особнячков, построенных на два крыла. Длинные бараки расположенные перпендикулярно железной дороге наверно действительно первоначально служили как складские и технические помещения. Чего не скажешь о тех же самых особнячках явно выстроенных для проживания семей специалистов - инженеров, они были рассчитаны каждый  на две семьи. Наверно в то время жить в отдалении от суеты в  новом каменном доме расположенном прямо в лесу было престижно, но увы времена меняются.
     Заселение складов началось в годы Гражданской войны, когда Новороссийск как улей  был переполнен беженцами со всей России, и найти свободное  помещение было большой проблемой.
 Как известно передовые части Красной Армии  заняли Новороссийск 14(27) марта 1920 года сорвав тем самым полную эвакуацию войск генерала Деникина и гражданского населения. Многие гражданские беженцы, не попавшие  на пароходы так  и остались в городе в приютивших их временных  помещения, ставших  впоследствии   постоянным местом жительства.
    После Великой Отечественной войны, когда Новороссийск лежал в руинах, и жилищная проблема  так же была одной из сложнейших, любое  строение  или полуразрушенное  здание восстанавливали  и возвращали  в жилой фонд.  Старые дореволюционные дома Парка «А»,  в большинстве своем устояли, да так с тех пор и служат пристанищем многих семей железнодорожников.
      Ныне это самый неблагоустроенный район Мефодиевки которому не «светят» самые обычные и простые блага цивилизации. Узнал я это не по наслышке а  встретившись с жительницей этого района,   Марией Сергеевной Ивановой. Она  1920 года рождения и  проживает  по улице Железнодорожной №11  с 1957 года.  Участник ВОВ, заслуженный работник  свое 90-летие встретила в этих бараках, к  тому же поговаривают числящихся только на бумаге. Как будто бы их уже давно снесли. Пожаловалась старушка и на грязь после дождей и на плохое освещение, а из удобств общий туалет во дворе. Говорила о том, что давно уж не видела своего депутата. Да вот возраст не позволяет к нему наведаться в библиотеку,  годы то  не те,  вздыхает собеседница.
 Упомянула и о том, что уж совсем их  не забывают. Недавно, вот помощник депутата кружку привез, какой никакой, а подарок, так и живем.
   


Дома Парка "А" построенные в начале XX века Владикавказской железной дорогой.

Старожила Парка "А" Мария Сергеевна Иванова - прожила здесь 53 года.
С Марией Сергеевной  Ивановой  беседовал краевед Сергей Шило.


12.04.2010г.

 


Рецензии