Размышления о разном

Время написания материалов не установлено
*     *     *
   
На первый взгляд, странно, но в действительности очень трудно быть до конца откровенным даже с самим собой. Мы с детства так связаны условностями:  это делать нельзя, об этом говорить вслух неприлично, учись держать язык за зубами.  Не удивительно, что свои потаенные мысли мы нередко прячем за семью замками. Вслух же озвучиваем лицемерную ложь. Часто мы и себе не признаемся, где у нас искренние помыслы и поступки, а где хитрим и изворачиваемся. Так поступают, к сожалению, не только самые отъявленные прохвосты, но и вполне добропорядочные представители рода человеческого.
Редко кто задумывается, почему мы лжем. Да и тот, кто ломает над этим голову, вряд ли найдет однозначный и исчерпывающий ответ. Бывает ведь и так, что человеку даже самому себе, в сокровенных мыслях, просто не хватает мужества сознаться в заведомой подлости своего поступка. Ищет бедолага оправдание содеянному. И вопреки очевидному, как ни странно, находит.
Ложь разнолика по побудительным мотивам, как и сама жизнь. Одни идут на обман, чтобы чего-то достичь, другие, чтобы насолить, помешать в продвижении по службе, третьи, чтобы перейти кому-то дорогу. Другие используют ложь ради шутки, из желания кого-то разыграть. Третьи - ради спасения человека от неприятности. Причины лжи можно перечислять до бесконечности.
Можно ли винить нас за некоторые виды лжи? Думаю, что вряд ли. Говорить всегда только правду часто весьма опасно, да и может быть элементарно подло. Разве можно открывать глаза мужу на неверность его жены, или жене - на неверность ее мужа? Тут зачастую так можно навредить, что за всю свою оставшуюся жизнь не очистишься от грязи.
Таких примеров в жизни очень много. И, бывают случаи, когда ложь может быть даже благом. Беда наша в том, что нам нередко хочется лгать близкому человеку без всякой на то надобности.

*     *     *
И снова о демократии. Совсем недавно прозвучало сообщение о том, что США  отпустили 8 миллионов долларов на установление демократического режима в Белоруссии. Эта сумма, судя по всему, отразит волю славянского народа на приведение к власти руководителей, угодных американскому президенту.
Буш хорошо знает, в каких странах Средней Азии и в какое время народ возжелает перейти к демократии рыночного типа. Как и всякое другое политическое деяние, установление демократического правления, оказывается, нуждается в руководстве. И руководить этим процессом провидение поручило Соединенным Штатам Америки. Ну что тут можно поделать? Против провидения не попрешь. Значит, любому народу надо смириться с тем, что их истинную волю может выражать только США до тех пор, пока какая-нибудь другая держава не окажется экономически и в военном плане сильнее нынешней вершительницы судеб мира.
И смех, и слезы.

*     *     *
Старость -  это не только физическая немощь и букет различных заболеваний. Это сужение круга друзей, иногда до полной их потери. Старость - это когда не с кем поделиться своими радостями и горем, сокровенными мыслями. Когда на тебя смотрят, в лучшем случае, с сожалением и сочувствием. Хуже - с презрением, а нередко- с омерзением.
Старость – это, по большей части, беспросветное одиночество, когда ты окружающим людям в лучшем случае безразличен. В худшем - общество тебя отвергает.
В соседнем доме живет одинокая старуха. По всей видимости, дочерям она не нужна. Да и соседи ее своим обществом не балуют. Все время стараются, чтобы бабка не села с ними рядом на скамейку. От нее дурно пахнет. Бабка давно перестала следить за собой.
Бабке одной очень неуютно. Она, сидя на балконе, постоянно кличет своего кота:
 -Масик! Масик!
Кот на такой призыв никакого внимания не обращает. У бабки в руках в лучшем случае кусок черствого хлеба. Кот находит на помойках кое-что и получше. Так что бабка не может разделить свое одиночество даже в обществе драного и неухоженного кота. И ее клич сиротливо повисает в воздухе:
-Масик! Масик!
Но этот монотонный и настойчивый призыв не находит отзыва ни в одном живом существе.
Очень часто старость-это странная, на первый взгляд,
потребность разговаривать с самим собой.


*     *     *

"Магия слов" -  расхожее выражение. Имеется ввиду завораживающее их звучание, глубокое их значение. Но это словосочетание поистине многозначно. В начале 90-х годов даже самый косноязычный обязательно считал своим долгом к месту и не к месту процитировать якобы Достоевского: "Никакая революция не стоит слезы одного ребенка". Звучало все это так убедительно, что многие действительно стали считать - так оно и есть. В понимании основной массы населения страны все революции, а особенно Октябрьская, были срочно переоценены как зловещие и преступные.
Потом, правда, здравомыслящие люди заглянули в Достоевского и такой цитаты там не нашли. Возможно, по этой причине, а, возможно, просто понравившийся афоризм стал выходить из моды, но расхожая цитата перестала звучать из уст разного рода политических деятелей.
Зато теперь очень часто приходится слышать, что в стране, ставшей, наконец, на стезю истинной демократии, обнаружилось столько беспризорных детей, сколько их не было после гражданской и Великой Отечественной войн. Некоторые называют цифры в 4 миллиона. Сколько слез! И никто уже не ссылается на великого гуманиста Достоевского.
Как же так? Ведь никаких революционных потрясений и глобальных бедствий в стране не было, а такое вопиющее неблагополучие. И, как говорят некоторые знающие проблему не с чужих слов, у руководителей страны нет никакого дела до этих беспризорных. А ведь пришли к власти великие гуманисты. Так они себя, по крайней мере, рекламируют.
Такого  в нашей многострадальной истории никогда и не было. Сколько людей, столько и мнений. Одни живут всю свою жизнь в твердом убеждении -  всего себя отдать служению на благо народа. В абсолютном большинстве своем это люди высокого ума и благородства. Они обладают сильным характером и непреклонной волей. Многие из них оставляют заметный след в истории.
Другие центром мироздания видят только самих себя. Все остальное для них второстепенно. И, как ни странно, проживают долго и счастливо, совершенно не испытывая никаких душевных метаний. И наплевать им на то, что кто- то посторонний оценивает их жизнь как эгоистичную и убогую.
Третьи живут, как живется. Как получается. Они не стремятся максимально удовлетворить свое "эго", не страдают стяжательством и карьеризмом. Они в меру своих способностей и прилежания обогащают свой интеллектуальный уровень.
Но никаких жертвенных целей ради блага народа они в своей жизни не ставят. Такие люди умеренны даже в своих благодеяниях. Если это ничем неприятным не грозит, значит можно пойти на благородный поступок. Если есть реальная от него опасность - тут уж увольте.
Людей, которые ломают голову над тем, зачем они живут, кто постоянно старается придать своему существованию на земле смысл, значимость и толк, очень мало. Подавляющая масса тех, кто мало задумывается, зачем они появились на свет. Произвели родители - значит надо жить: по возможностям и по обстоятельствам.
Можно много рассуждать о том, какую пользу приносят современникам и потомкам яркие личности и насколько бесцветны посредственности. Но можно сказать и так, что каждый по одежке протягивает ножки. Одним дано от природы совершить в своей жизни что-то значительное и великое. Другим этого просто не отпущено, сколько бы человек ни упорствовал в своем упрямстве совершить нечто великое.
Но природа поступила очень мудро, наделив всех нас неистребимой жаждой просто жить. И жить по возможности дольше. Есть редкие исключения, когда человек покидает этот мир добровольно. Но нет правил без исключения. Подавляющее же большинство цепляется за жизнь всеми своими присосками, нередко - из последних сил. Лежит недвижимым в постели, постоянно страдает от физических болей и страстно молит всевышнего продлить его дни.

*     *     *


Вот и поди разберись - что такое "жисть". Выходит, при любых ее коварствах и злоключениях она для нас очень дорога и прекрасна. И как бы церковь ни рисовала прелести рая небесного, редко кто туда так уж стремится. А уж в ад тем более. Смерть для очень многих живущих на земле - символ самого ужасного, что ожидает человека впереди.
Недаром еще в древности Софокл в одной из своих трагедий высказался примерно так: если бы смерть была благом, боги не были бы бессмертными.
Человек во многом разобрался на земле. Но так и не определил одну из самых загадочных проблем - для чего он появляется на свет, в чем его смысл жизни и почему его земное пребывание так ограничено во времени. А посему вопрос астафьевского героя будет звучать во все времена:
-Что такое "жисть"?
 
В одном из романов Виктора Астафьева один из героев в определенной стадии опьянения произносил неизменную фразу:
-Что такое жисть?
Это было неприятным симптомом. Подпивший герой начинал крушить все в доме.
Между тем вопрос далеко не праздный. Многие века наиболее яркие представители рода человеческого ломали голову: зачем мы появляемся на свет, с какой целью живем на земле отведенный каждому отрезок времени и почему, отжив свое, уходим в небытие.
Люди верующие имеют на это простой ответ: "На все воля божья". Им гораздо проще, чем атеистам. Бог принял решение относительно судьбы каждого индивида. Ему виднее.
В советское время многие считали, что основная цель жизни человека - служение на благо общества. Красиво звучало. Да и против такого предназначения здорово не поспоришь. Так думали многие знаменитые мыслители с древнейших времен. Да и сам Христос всего себя посвятил исключительно служению народу. За то, чтобы люди очистились от пороков он пошел на страшные мучения.
И все-таки. Сколько будет жить человечество, столько этот сакраментальный вопрос будет волновать умы мыслителей. Ибо ни один из них исчерпывающий ответ на него так и не дал. Да и вряд ли это возможно.

 


Рецензии
Здравствуйте, Иван! Прочила с большим интересом. Ваши мысли, доводы и рассуждения мне близки, но я не обладаю даже тысячной долей Вашего таланта, чтобы описать полученное удовлетворение от прочитанного. Спасибо Вам большое. Всего Вам доброго и тёплого!
С уважением, Нина.

Нина Климович 3   09.02.2018 15:30     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.