Виктория Пьер-Мари. Я счастлива беспричинно

     Внучка Эллы Фитцджеральд, Том Джонс в юбке, шоколадная Мэрилин. Это далеко не все эпитеты, которыми благодарные слушатели наградили Российскую королеву блюза Викторию Пьер-Мари. Две золотые медали на Чемпионате Мира по Искусствам в Лос-Анджелесе, Гран-при в номинации «Лучший женский вокал» на международном джазовом фестивале в Касабланке. Гран-при на многочисленных джазовых фестивалях в Гамбурге, Вашингтоне, Вене, Праге и других городах. Виктория – Кавалер Ордена Искусств за вклад в развитие культуры России. В наследство от папы-камерунца ей досталась экзотическая внешность, взрывоопасное обаяние, гибкая пластика, а также сумасшедшая энергетика. Путь к успеху был не столь гладок. В 12-летнем возрасте, в связи с трагическими обстоятельствами, Вика потеряла обоих родителей и была вынуждена провести свою юность в детском доме. Несмотря на все жизненные неурядицы, Пьер-Мари, на сегодняшний день, является известнейшей джазовой вокалисткой, а также актрисой и режиссёром-постановщиком шоу-программ. 


- Виктория, согласитесь, Российская королева блюза - этнически несколько несопоставимый с нашей страной музыкальный титул? Почему именно джаз? Есть ли вообще понятие русский, либо российский джаз?
- Скажем так: джаз – понятие международное. Даже могу утвердительно сказать, что весь Советский Союз вырос именно на джазовой музыке. Ещё в 1922 году в страну её завёз Валентин Парнах (пионер отечественного джаза. Первое выступление его экспериментального джаз-бэнда 1 октября 1922 года принято считать днём рождения джаза в нашей стране. Прим. авт.). Вопреки бытующему мнению, что джаз зародился в Америке – это довольно сомнительное утверждение. Скорее, в американских колониях. Исторически сложилось так, что данный вид искусства возник на плантациях, в среде афроамериканцев. Песня называлась «холлер» (англ. holler, от holloa! — тип оклика). Африканец кричал в небеса, обращаясь к Богу, какую-то фразу, а остальные хором подхватывали...
- Получается, действительно, как на Руси: «этот стон у нас песней зовётся»! Можно даже предположить, что песня бурлаков «Эх, дубинушка, ухнем» тоже является джазовой композицией?
- А почему нет? Русские бабы также в полях воспевали языческих богов. Также, некие жизненные ситуации, переживания: бросил муж, сын вернулся из армии. Всё это акапельно опять же звучало в полях. То есть, что в Африке, что на Руси. Музыка народная рождалась на тяжёлых полевых работах - будь то выращивание кофе, либо пшеницы. Вот это-то нас и связывает.
- Виктория, читатели «Музон.ру» спрашивают в своих письмах: спонтанно ли у вас появилась любовь к музыке вообще? То есть, как и когда вы почувствовали желание петь, причем, петь именно джаз? Ведь, наверняка, в детском доме, где вы воспитывались, подобных стимулов быть не могло. Что касается меня, то я был бы немало удивлён, если бы вы мне сказали, что ежедневно в коридорах этого заведения из динамиков доносились песни Фрэнка Синатры, Тома Джонса, той же Эллы Фитцджеральд. Ведь это не так?
- Мой детский дом был с музыкальным уклоном. И то, что я в него попала – это, как счастливый шарик в «Спортлото». Ведь на большое количество подобных заведений, музыкальных среди них было всего три. Первым моим инструментом была туба в оркестре «Серебряные трубы» под руководством Альфреда Григоряна. Занимаясь в этом коллективе, я стала пристальнее обращать внимание на всю музыкальную культуру. А так как во мне генетически присутствуют африканские корни, это дало свой результат. В то время на
экранах кинотеатров демонстрировалось много фильмов с джазовой музыкой. Естественно, во мне возобладал зов крови. В ответ на ваш вопрос скажу, что я не начинала с джаза. Воспитывалась на песнях советской эстрады, а будучи подростком, исполняла рэп в группе «МС Павлов», затем была бэк-вокалисткой у Сергея Пенкина, Александра Иванова («Рондо»), Владимира Преснякова. Уже потом, когда я стала получать профессиональное образование в стенах Российской Академии музыки им. Гнесиных, благодаря росту уровня восприятия музыкальной действительности, я дошла до этого глубокого, красивого жанра.
- Насколько я понимаю, джаз - это культура, вбирающая в себя множество музыкальных стилей, но, так сказать, работающая под одним брендом, имя которому «Джаз».
- Действительно. Джаз это сборник стилей и подстилей, который пополняется ежегодно. Это и госпел, и фанк, и соул, и большое количество подобных им. Во всех странах мира музыканты смешивают колорит своей этнической особенности и получаются абсолютно новые окраски жанра. Например, у африканцев сейчас в моде новый стиль «рагга». Нечто близкое к регги, позиционировавшееся Бобом Марли, но куда рэпперы добавили речитатива и оцифровки инструментального ряда. Однако в основе лежат те же джазовые аккорды. А ведь в России проходит огромное количество конкурсов бальных танцев под музыку стилей – выходцев из джаза: румба, латино, самба, босса-нова.
- Замечу, что даже в телевизионной программе «Голос» предпочтение отдается исполнителям, представляющим именно джазовые композиции, или хотя бы те, где присутствуют элементы джаза.
- Совершенно верно. Профессиональный певец так или иначе обращается к джазу, потому что это один из универсальных жанров, который наиболее полно раскрывает его, как музыканта. Потому что попса и рок в этом смысле ограничены. Ограничена гармония, импровизация, а также сила и красота, виртуозность в вокале.
- Побывав на одном из ваших концертов, я обратил внимание, что на сцене вы не одна. Всегда шлейфом Королевы блюза выступает сплочённая команда джазовых музыкантов. Кто сопровождает вас на концертах?
- Все музыканты Пьер-Мари бэнда – выпускники родной моей Гнесинки, скажем, братья по оружию. Мы, еще не выйдя из стен альма-матер, в свободное от учебы время делали первые шаги в музыкальный мир, подрабатывая в ресторанах. Мы всегда поддерживали связь, хотя и росли (в музыкальном смысле) в разных проектах. Члены коллектива прошли через джаз-бэнд «Фонограф», оркестры Олега Лундстрема, Юрия Силантьева. Так или иначе, мы нашим костяком гуляли по музыкальным коллективам страны, тем не менее, не забывая друг друга.
- В таком случае, почему именно перепевки уже известных джазовых произведений? Почему бы не создать что-то свое? Или всё-таки есть в вашем репертуаре что-то оригинальное?
- Сразу скажу, что люди, следящие за нашим творчеством, знают, что у нас есть немало своих произведений. На фоне безмерного джазового потенциала, мы аккуратно вкрапляем авторские композиции. Такие, например, как «The Queen», «The moment I saw you» - шикарная баллада, достойная голливудского блокбастера. Есть множество других достойных композиций, которые нет смысла перечислять, а нужно просто приходить на концерт и слушать. Опять же, касательно перепевок. Это один из коммерческих ходов. Например, на новую песню я должна буду тратить огромное количество средств, чтобы ее популяризировать, а старый хит – работает. Двухчасовой концерт певицы, клипы которой не «крутят» по ТВ, не может держать зал абсолютно новыми для зрителя песнями. Люди будут откровенно скучать. Поэтому львиную долю репертуара нужно приправлять старыми, добрыми, проверенными временем хитами. Мы же, помимо зарубежной классики, исполняем и песни отечественных композиторов, но именно в джазовой вариации, и, поверьте, это стреляет.
- Кого из коллег по цеху вы могли бы отметить?
- Уважаю Валерия Кипелова (солист группы «Ария»). Это человек, обладающий настоящей харизмой, потрясающим тембром голоса, мощнейшей энергетикой. В
общем, это артист во всех своих ипостасях. Я мечтаю спеть с Валерием дуэтом. Было бы красивое слияние джаза и рока. Конечным продуктом получился бы мой любимый жанр джаз-рок. Здесь бы мы точно «поблюзили» и поговорили бы по душам в музыке.
- Ваши знакомые отмечают, что у вас неиссякаемое чувство юмора, вы постоянно лучитесь положительной энергией. Как вам удается находиться всегда в приподнятом настроении, постоянно бодрой? Ведь дни у вас должны быть расписаны по минутам, а это неминуемо приводит к стрессам, усталости.
- Я всем советую не тратить энергию понапрасну. Потому что это очень ценный материал, и как ресурс невосполнимый. Личная энергия человека имеет свою квоту. Огромное количество потенциала тратится у людей на негативные эмоции: зависть, ненависть, злость. У меня есть хороший девиз: «Я счастлива беспричинно!» Для счастья мне не нужна ни купленная дорогая машина или дача, ни красивый мужчина рядом. Надо просто дать себе установку – быть счастливым и держать эту установку всю свою жизнь. Положительные эмоции начинаются с твоего круга. Окружите себя людьми счастливыми, улыбающимися. Теми, кому некогда сидеть и судачить на кухне про нижнее бельё соседа. Когда все твои друзья вокруг будут счастливыми – счастье станет твоей привычкой.
- Слышал, что вы строите планы по проведению большого тура по городам России, с проведением мастер-классов по различным видам искусств с участием звезд эстрады. Вам составят компанию только джазовые исполнители?
- Нет. Бал исполнительских искусств - это все, что люди могут исполнять. Это могут быть: артист цирка, мим, танцор, певец. Тот, кто может показать что-то интересное для зрителя. От кино до цирка, от песни до танца.
- Достаточно интересная тема. А когда можно ожидать данный тур?
- Наши планы прервала политическая ситуация. Спонсоры, которые должны были участвовать в проекте, были зарубежными партнерами и попали под так называемые санкции. В связи с этим, мы вынуждены сейчас вновь искать организации, которые готовы взять на себя миссию партнерства с нашим проектом.
- Спасибо. И напоследок. Виктория, а что бы вы могли пожелать читателям «Музон.ру»?
- Всегда всем советую расти духовно день ото дня, пополнять свой багаж знаниями. И даже если считаете, что ваша роль слишком мала в этом огромном мире – вы ошибаетесь. Каждый из вас имеет огромное значение для общего дела. Завершу моей любимой фразой: «Будьте «в», но оставайтесь «над».

Специально для «Муззон.ру» Сергей Осташев, фото из архива певицы
(1 октября 2015 год)


Рецензии