Каньон

                Каньон "Моткины щёки".
                Попытка прохождения верховьев реки Китой. 1978 г.

                Фото: катамаран в каньоне

         На Китое два больших каньона: «Верхний» и «Моткины щёки». Это скальные ущелья шириной 20 – 50 метров и такой же высотой береговых отвесных скал. Оба имеют водопадные участки.
         Первопрохождение на катамаранах этой части реки организовали Ярославльские ребята. Попал в их команду и я.

         Пешая заброска к истокам реки и Верхнему каньону была нелёгкой, наелись досыта. Ну, это как всегда у водников, – вещь обычная.
         Водопадный участок Верхнего каньона, просмотрев и зарисовав, мы обнесли.
         Пороги ниже водопадов впечатления не произвели – воды мало, сплошные камни, в узкие сливы наши каты едва вписывались. Больше сидели на плитах, чем плыли. И дважды чинили прорванные гондолы.

         Ещё при обносе мы убедились, что водниками здесь ещё и не пахло, если кто-то и проходил над каньоном, то только пешеходы. Не будет троп обноса и «Моткиных щёк»
         Второй день сыплет моросящий дождичек, вода в реке поднимается невероятно быстрор – почти по полметра в час.

         И вот впереди реку сжимают скалы. Это «ворота» главного каньона Китоя – «Моткиных щёк».
         Сдуру почти не влетели в первый водопадный порог, причалили только потому, что за скалами «ворот» даже кусочка реки не просматривалось, она как бы проваливалась.

         Причалили и ужаснулись: сразу за скалой начиналась круто падающая труба с беснующейся водой. Вода было даже не белой, пенной, а имела цвет сравнимый с жидким бетонным раствором. Она рвалась вниз по ступенькам метровой и полутораметровой высоты, прорывалась между обломков скал, сваливалась с береговых обливных плит, билась в «карманы» на прижимах.

         К утру вода ещё поднялась неизвестно насколько – метки мы уже не ставили, занимались подготовкой к обносу. Мысль сунуться в водопад даже не возникала - к прохождению такого препятствия мы даже психолгически не были готовы.

         Первый катамаран обнесли за водопадный и следующий за ним порог. Экипаж второго ката, обнеся водопадный, решил в следующем пороге сбрасывать своё судно на верёвке. И поплатились: не удержали «на поводке» и судно отправилось в самостоятельное путешествие. Хорошо, хоть без груза – его  обнесли в первую ходку.

         И вот сидим восемь аварийщиков и решаем как быть дальше.
         Что сплавляться одним судном нельзя, с этим все согласны. Однако предлагают самые нелепые варианты, лишь бы продолжить сплав.
         Особенно долго муссируется вариант сплава со страховкой с берега безлошадным экипажем. А сколько раз придётся страхующим спускаться по скалам и подниматься? А как быть там, где страховка возможна только с другого берега? – порогов-то впереди ещё много и их лоции мы не знаем.

         Очередь высказаться доходит и до меня, самого возрастного участника группы. А что я могу предложить? Для всех я – чистый байдарочник, хотя и с громадным опытом сплавов по горным рекам.
         Но таких порогов как здесь, я не проходил ни на байде, ни на катамаране, ни на ПСН. Впрочем подобных порогов не видали и остальные участники.
         По моему мнению, с реки надо уходить. Опыт опытом, но наше снаряжение и судно не для таких порогов. Мы ведь даже закрепиться на своих сиденьях как следует не можем и при накренении ката свыше 45 градусов сыплемся в воду как горох.
         Нужна другая конструкция катамаранов, другой способ закрепления гребцов и другая тактика страховки на особо опасных порогах: сейчас мы даже принудительного причаливания не можем организовать. И для ползания по скалам нужно полноценное горное снаряжение. А у нас только верёвки и пяток карабинов.
         По-моему сейчас нужно думать не о сплаве, а как вылезти наверх: ведь наш пятачок будет затоплен при подъёме воды ещё на метр, а вода всё прибывает.

         До сумерек успели поднять наверх груз и камеры разобранного ката. Раму прикрепили на карнизе выше воды – пусть будет ориентиром для последующих водников.
         После нашего отчёта о прохождении Верхних щёк, на Китой, конечно же, ринутся десятки групп. Да и парни нашей группы тоже собираются в будущем снова штурмовать эту реку.
         Сам я, конечно, не пойду, - возраст уже не тот,да и спортивные достижения давно не волнуют.


П.С.  В последующие годы попытки пройти «щёки Китоя» продолжались, но тоже безрезультатно и ежегодно с жертвами. Первое официально подтверждённое прохождение совершили томские туристы в 1988 году, через 10 лет после нашей попытки.


Рецензии
Хорошо обрисовали, Анатолий!
Вам Есть что вспомнить

Юрий Баранов   28.01.2018 15:06     Заявить о нарушении
Да, Юрий, вспомнить есть чего. Если бы писал о своих путешествияях не в виде репортажей, а короткими зарисовками как эта, то хватило бы на всю оставшуюся жизнь.
Спасибо за отзыв.
С уважением,

Анатолий Емельяшин   04.02.2018 15:27   Заявить о нарушении
Время еще есть. беритесь за перо

Юрий Баранов   04.02.2018 16:02   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.