Учусь быть. Глава 2. Отражение действительности

Учусь быть. Искусство маленьких шагов - http://proza.ru/2021/03/23/598
Анонс моей книги «Медитируем стоя» (подробное и доступное описание популярной медитативной практики цигун "Поза дерева")- http://proza.ru/2020/07/11/754

ТЕОРИЯ ОТРАЖЕНИЯ

В реальном мире одномоментно происходит бесчисленное количество процессов, все объекты находятся в постоянном движении и взаимодействуют между собой. Ибо единственное неизменное качество природы - изменчивость. В результате одни объекты оставляют следы на других: отпечатки ног на песке, царапины на поверхности металла, отражение Луны на водной глади и проч.

Из этого факта родилась так называемая «теория отражения», в рамках которой отражение – есть всеобщее свойство материи, выражающееся в способности тел запечатлевать результаты взаимодействия с другими телами в своей собственной природе.

Изменения, произошедшие в результате отражения, несут информацию об отражаемом объекте в виде следов, отпечатков, образов. Различают физическое и биологическое отражение.

ФИЗИЧЕСКОЕ ОТРАЖЕНИЕ

Физическое отражение – это свойство природных тел реагировать на внешние воздействия, в результате которого изменяются физические или химические свойства объектов. Выделяют следующие виды физического отражения:

- механическая деформация. Примеры: отпечаток ступни на песке, царапина на теле, следы человека на грунте (отражение человека грунтом), следы грунта на обуви человека (отражение грунта человеком), изменение формы предмета при столкновении с другим предметом (автомобильная авария, попадание снаряда в стену и т. д.), отражение костей древних животных на камне, отпечатки пальцев;

- изменение объема в зависимости от колебаний окружающей температуры. Пример: ртуть в термометре;

- отражение электромагнитных волн. Примеры: эхо в пещере, отражение Луной солнечного света, отражение Луны и деревьев в водоеме;

- химические изменения. Пример: изменение цвета лакмусовой бумаги.

БИОЛОГИЧЕСКОЕ ОТРАЖЕНИЕ

Свойство живых организмов реагировать на внешние воздействия, является результатом биологического отражения.

Простейшей формой биологического отражения является раздражимость – активная реакция организма на внешние воздействия и условия окружающей среды. Раздражимость регулирует жизнедеятельность растений, простейших одноклеточных животных (губок, кораллов), которые отвечают на внешнее воздействие изменениями в протоплазме (внутреннее отражение) и перемещением в пространстве (внешнее отражение). Примеры раздражимости: растения поворачиваются к свету, открываются или закрываются исходя из времени суток, простейшие перемещаются по направлению к пище и т.п.

Биологическое отражение обладает такой особенностью, как «опережающее отражение» – способностью реагировать на те воздействия, которые еще не наступили, но должны наступить исходя из цикличности природных процессов. Внешний толчок (изменение длины светового дня, температуры окружающей среды и т.д.) включает заложенную программу: деревья сбрасывают листья, насекомые и животные впадают в спячку, меняют окраску.

Живые организмы, имеющие нервную систему, используют более сложный вид отражения, чем раздражимость, которое называют психическим. Оно осуществляется с помощью органов чувств, приспособленных к восприятию определенных воздействий (свет, звук и т.д.). Выделяют три основные формы психического отражения: ощущения, восприятие и мышление.

ЖИВОТНЫЕ ЧУВСТВУЮТ ПРИБЛИЖЕНИЕ ОПАСНОСТИ

Надо сказать, что только цикличностью процессов нельзя объяснить опережающее отражение. Довольно известный факт: животные чувствуют и нециклические форс-мажоры, угрожающие их жизни.

Так моряки заметили, крысы бегут корабля задолго до его фактической гибели. Но это наблюдение - достояние небольшого количества людей, поэтому наиболее известны случаи "предсказания" животными землетрясений и наводнений. Практически все животные чувствуют эти явления за несколько часов до их начала. Они либо покидают эти места, а домашние животные, которые этого сделать не могут, начинают "сходить с ума" и вести себя неадекватно.

Кошки начинает шипеть, бегать, может даже рычать, выгибать спину, сносить все на своём пути, ломиться в дверь. У собак предупреждением являются лай, вой, сильное беспокойство, а также собака не может усидеть на месте. Если человек проигнорировал "сообщение" об опасности, то собака просто уходит из дома и спасает свою жизнь.

В 1783 году в Мессине на Сицилии собаки ни с того, ни с сего начали показывать своё неадекватное поведение. Жуткий лай распространился на всю округу. Тогда был издан приказ убить их, дабы избавить людей от мучений слушать нескончаемый вой. В итоге, собак перестреляли, а оставшиеся продолжали лаять и выть. Тогда спустя несколько минут началось самое опасное и страшное землетрясение, уничтожившее весь город.

В 2004 году в Тайланде за несколько часов до цунами целое стадо антилоп в панике убежало с побережья на ближайшие холмы, слоны кричали, разрывали цепи и убегали на возвышенности. Фламинго оставили низины, в которых традиционно живут и питаются, и улетели на возвышенности. Из 2000 обитателей одного из индийских заповедников погиб лишь один дикий кабан.

Птицы не стали исключением. В такие моменты они сбиваются в огромные стаи и взлетают.

Перед землетрясением рыбы теряют свою ориентацию в пространстве. Они могут выпрыгивать на сушу чуть ли не целыми косяками. Было зафиксировано поведение угрей, которые "выходили" на сушу и добирались до следующего водоема, даже учитывая то, что он находился достаточно далеко.

Такое поведение животных перед надвигающейся опасностью выглядит как предсказание будущего. Хотя очевидно, что они воспринимают какие-то объективно существующие сигналы.

ОРГАНЫ ЧУВСТВ И ОЩУЩЕНИЯ

Чувствительность, как форма биологического отражения, это способность живых организмов отражать окружающий мир в виде ощущений. Ощущения характеризуются непосредственной связью с объектом, в ходе которого отражается какая-либо одна сторона объекта. Чувствительностью обладают все виды живых организмов, у которых есть нервные окончания.

Со времен Аристотеля выделяют пять органов чувств: рот, уши, кожа, глаза и нос. Они позволяют нам распознавать такие ощущения как вкус, запах, прикосновения (осязание), боль, температуру, также мы имеем зрение и слух.
Охарактеризуем кратко каждый из названных видов ощущений.

Зрительные ощущения возникают в результате воздействия световых лучей (электромагнитных волн) на чувствительную часть нашего глаза – сетчатку, являющуюся рецептором зрительного анализатора. Свет воздействует на находящиеся в сетчатке светочувствительные клетки двух типов – палочки и колбочки, названные так за их внешнюю форму.

Слуховые ощущения также относятся к дистанционным. Раздражителями для слуховых ощущений являются звуковые волны – продольные колебания частиц воздуха, распространяющиеся во все стороны от источника звука. Орган слуха человека реагирует на звуки в пределах от 16 до 20 000 колебаний в секунду.
К слуховым ощущениям примыкает вибрационная чувствительность. У них общая природа отражаемых физических явлений. Вибрационные ощущения отражают колебания упругой среды. Этот вид чувствительности образно называют «контактным слухом». Так, например, Бетховен, сжимая палочку в зубах и держа ее напротив клавиатуры фортепиано, мог различать слабые звуки. Специальных вибрационных рецепторов человека не обнаружено. В настоящее время считают, что отражать вибрации внешней и внутренней среды могут все ткани организма.

Обонятельные ощущения относятся к дистанционным ощущениям и отражают запахи окружающих нас предметов. Органами обоняния являются обонятельные клетки, расположенные в верхней части носовой полости.

В группу контактных ощущений, входят вкусовые и кожные (болевые, тактильные, температурные).

Вкусовые ощущения вызываются воздействием на вкусовые рецепторы веществ, растворенных в слюне или воде. Вкусовые рецепторы – вкусовые почки, расположенные на поверхности языка, глотки, неба – различают ощущения сладкого, кислого, соленого и горького.

В кожных покровах имеется несколько анализаторных систем: тактильная (ощущения прикосновения), температурная (ощущения холода и тепла) и болевая. Система тактильной чувствительности неравномерно распределена по всему телу. Но более всего скопление тактильных клеток наблюдается на ладони, на кончиках пальцев и на губах. Тактильные ощущения рук, объединяясь с мышечно-суставной чувствительностью, образуют осязание – специфически человеческую систему познавательной деятельности руки.

Другой вид кожной, чувствительности температурные ощущения, связан с регулированием теплообмена между организмом и окружающей средой. Распределение температурных рецепторов на коже неравномерно. Наиболее чувствительной к холоду являет спина, наименее – грудь.

Считается, что информация от внешнего мира состоит примерно из 75 % зрительной, 14 % слуховой, около 6 % тактильной и примерно 3–4 % вкусовой и обонятельной.
Однако далеко не все ученые разделяют мнение, что ощущений только пять. Существует множество различных классификаций. По одной из них у нас имеется всего три типа ощущений: химическое (обоняние и вкус), механическое (слух и осязание) и световое (зрение).

По другим классификациям у человека насчитывается от 33 до несколько тысяч ощущений. Например, вкус на самом деле включает пять ощущений: мы различаем сладкий, соленый, кислый и горький вкус.

Зрение можно рассматривать как одно чувство – ощущение света, как два – света и цвета, либо как четыре – света и три цвета: красный, зеленый и синий.
Возьмем слух. Это одно чувство или несколько сотен, по числу волосковых клеток во внутреннем ухе, каждая из которых реагирует на свою частоту колебаний?

Что касается обоняния, то в нем участвуют не менее 2000 типов рецепторов. Среди них есть весьма специализированные, например, реагирующие на запах моря, на запах ландышей. Считать ли эти ощущения вместе, единым чувством обоняния, или каждый по отдельности?

Но оказывается и это ещё не всё. Чтобы понять глубину «кроличьей норы» давайте зададимся вопросом: какие из органов чувств позволяют нам поддерживать вертикальное положение тела и равновесие?
Очевидно, что осязание, обоняние и звуковые ощущения играют достаточно небольшую роль в этом процессе. Чтобы сохранять нужное положение тела и не падать, из пяти вышеупомянутых ощущений мы используем, пожалуй, только зрительные и тактильные ощущения.

С помощью зрения мы можем (и то лишь частично) контролировать положение передней части туловища, а также рук и ног. Кожей мы чувствуем прикосновение одежды и обуви. Это также дает на некоторую информацию о нашем положении в пространстве.
Но очевидно, что тактильных и зрительных ощущений недостаточно, чтобы стоять вертикально. Ведь даже с закрытыми глазами мы в состоянии определить, где находится «низ», а где «верх». Просыпаясь утром и ещё не открывая глаз, мы понимаем, что находимся в горизонтальном положении.

Похоже, что список из пяти известных нам ощущений является неполным и его необходимо продолжить. Человеку присуще еще как минимум четыре чувства, которые нельзя свести и известным пяти.

Термоцепция

Термоцепция — ощущение кожей тепла или холода.

Эквибриоцепция

Чувство равновесия, или отклонение от вертикальной линии, называется эквибриоцепцией. Термин происходит от латинских слов aequus, что означает «ровный», «соразмерный», «равный», и receptor – «принимающий». Нетрудно уловить, что слово это является однокоренным со словом эквилибристика, коей занимаются, как привило, цирковые артисты.

Обычно все мы чувствуем нарушение равновесия. Иногда это выражается довольно болезненно. Например, при сильной качке такое нарушение может привести к морской болезни. Многие из нас испытали на горьком опыте, что такое нарушение этого чувства при употреблении алкоголя.

Органом, обеспечивающим нам это ощущение, является вестибулярный аппарат, который расположен во внутреннем ухе. Кроме того, большую роль в наличии этого ощущения играет мозжечок – отдел головного мозга, отвечающий за координацию движений, регуляцию равновесия и мышечного тонуса. Таким образом, эквибриоцепция определяется содержащими жидкость особыми полостями в нашем внутреннем ухе (вестибулярный аппарат), а также различными областями мозга (в особенности, мозжечком).

Эквибриоцепция позволяет нам распознавать положение головы в пространстве относительно вертикальной линии. В условиях покоя рецепторы вестибулярного аппарата не возбуждаются. Раздражение рецепторов происходит при наклоне или движении головы. При этом возникают рефлекторные сокращения мышц, способствующие выпрямлению тела и сохранению равновесия.

Человек непрерывно реагирует на изменение положения центра масс таким образом, чтобы поддерживать состояние равновесия. Если частично перенести вес тела на одну ногу, торс инстинктивно сместится, поднимая бедро с нагруженной стороны тела и опуская плечо с противоположной стороны. Величина смещения торса зависит от того, в какой мере вес тела перенесён на нагруженную ногу: чем больше этот вес, тем сильнее должен быть компенсирующий наклон тела.

О положении тела в пространстве сигнализируют статические ощущения. Рецепторы статической чувствительности расположены в вестибулярном аппарате внутреннего уха. Резкие и частые изменения положения тела относительно плоскости земли могут приводить к головокружению. Особое место и роль в жизни и деятельности человека занимают интероцептивные (органические) ощущения, которые возникают от рецепторов, расположенных во внутренний органах и сигнализируют о функционировании последних. Эти ощущения образуют органическое чувство (самочувствие) человека.

Проприоцепция

Когда говорят об органах чувств, то обычно называют рот, уши, кожу, глаза и нос. Они позволяют нам распознавать такие ощущения как вкус, запах, прикосновения (осязание), боль, температуру, также мы имеем зрение и слух.
Но вот человек закрыл глаза, и тем не менее он ощущает, в какой позе он находится, даже если его глаза закрыты. Какое из органов чувств нам позволяет иметь это ощущение? Очевидно, что из названных органов чувств, ни одно нам в этом помочь не может.

Человек «понимает» в какой позе он находится, благодаря особым рецепторам, которые носят название «мышечные веретёна». Мышечные веретёна, в соответствии с названием, имеют форму веретена длиной несколько миллиметров и диаметром несколько десятых долей миллиметра. Веретена расположены в толще мышц параллельно обычным мышечным волокнам. Импульсация этих рецепторов усиливается при растяжении мышц и оказывает возбуждающее действие на нервные клетки, расположенные в мышцах.

Это называется проприоцепцией (или кинестезией), которое определяется как понимание того, где находятся части нашего тела, даже если мы не видим их. Происходит это слово от латинских слов proprius – «собственный, особенный» и receptor – «принимающий».

Помимо мышечных веретен в ощущении проприоцепции существенную роль играют нервные импульсы от рецепторов суставно–связочного аппарата, которые информируют наш мозг о направлении и скорости изменения суставного угла.

Изучение проприоцепции началось две сотни лет назад. В 1826 невролог Шарль Бэл задался вопросом, какие ещё есть функции у мышц, кроме как сокращаться по приказу моторных нейронов. Он пришёл к выводу, что они ещё «рассказываю» мозгу о положении тела и конечностей, если иначе об этом никак нельзя узнать (например, если вы не видите свои руки).

В 1887 году невролог Генри Чарльтон Бастиан говорил о «мышечном чувстве» и «чувстве давления». Согласно Бастиану, проприоцепция – это восприятие движений тела и конечностей в пространстве, степень прилагаемых усилий и веса.
Вообще говоря, проприоцепция включает в себя нескольких ощущений:
- чувство положения – способность ощутить, под каким углом находится каждый сустав, и в сумме – ощутить положение и позу всего тела;
- чувство движения или координация движения – это информация о направлении и скорости движения суставов
- ощущение состояния мышц – это способность оценивать мышечное усилие, прилагаемое для движения или для удержания сустава в определённом положении.

В норме человек имеет все эти ощущения и использует их в повседневной жизни. Но раз есть норма, то бывает и отклонение от неё или болезнь. Для выявления нарушений в этой области невропатолог просит дотронуться пальцем до кончика носа с закрытыми глазами.

Существуют редкие случаи, которые являются загадкой для врачей, когда человек теряет это чувство. Если это происходит, то самые легкие задачи, такие как открытие двери, возможность взятия в руки чашки и другие, становятся непосильными.

В книге Оливера Сакса «Человек, который принял жену за шляпу» описан случай потери проприоцепции после операции, что привело к тому, что пациентка постепенно разучилась двигаться, есть и даже порой переставала дышать, что создавало реальную угрозу для жизни. Возвратить её к относительно нормальной жизни удалось путём замены проприоцепции другими чувствами, в первую очередь зрением. Ей приходилось тщательно следить за каждым своим движением для того, чтобы правильно пользоваться своими конечностями.

Ноцицепция

Ноцицепция – это чувство, которое позволяет ощущать боль. Термин происходит от латинских слов noceo – «повреждаю », и уже знакомого нам receptor – «принимающий».

Некоторые полагают, что это чувство является составляющей частью осязания, но на самом деле, боль – это нечто совершенно отличное.
Более того, многие специалисты говорят о том, что чувство ощущения боли должно быть разбито еще на три «подчувства», каждое из которых связано с различными видами боли:
- боль, связанная с кожей;
- боль, связанная с костной тканью;
- боль, ощущаемая органами тела.

Ноцицепция обеспечивается активностью в нервных волокнах периферийной и центральной нервной системы, возбуждаемая разнообразными стимулами, обладающими «повреждающей» интенсивностью. Данная активность генерируется ноцицепторами, или по–другому рецепторами боли, которые могут отслеживать механические, тепловые или химические воздействия, превышающие генетически установленный порог обычного восприятия. Получив повреждающий стимул, ноцицептор передаёт сигнал в спинной мозг и далее в головной мозг.

Конечно это еще не все чувства. Как минимум к перечисленным можно добавить чувство голода, чувство жажды, чувство страха, когда волосы встают дыбом, чувство электричества и проч. А есть еще интригующая синестезия: когда чувства сталкиваются, переплетаются таким образом, что музыка начинает восприниматься в цвете!

ВОСПРИЯТИЕ

Сознание получает от органов чувств различные сигналы в виде ощущений. Однако человек живет не в мире изолированных световых или цветовых пятен, звуков или прикосновений. Он живет в мире вещей, предметов и форм, в мире явлений и сложных ситуаций.

В.Леви предлагает упражнение «Рождение заново»:
«Закрыть глаза. Приказать себе: «Все забыл. Ничего не знаю. Все незнакомо». Затем быстро открыть глаза. Повторив раз 5, в какой-то мере приблизимся к первоощущению мира, которое было у нас в младенчестве, а взрослому свойственно в первые доли секунды после просыпания: Чистые поверхности, формы, краски с неопределенным значением, с еще непонятной связью...»

В отличие от ощущений, итогом которых являются возникающие элементарные, простые чувства (холода, тепла, жажды, голода, силы и высоты звука и т.п.), в результате акта восприятия складываются образы предметов и явлений.
Если в результате ощущения человек получает знания об отдельных свойствах предметов (что-то горячее обожгло, что-то блеснуло впереди, что-то шуршит под диваном, резкий запах из кухни), то восприятие дает целостный образ предмета или явления.

Восприятие – более сложный по сравнению с ощущением психический процесс. Это целостное отражение предметов и явлений, синтез ощущений от различных органов чувств. Одна из задач восприятия состоит в том, чтобы формировать у человека правильные образы объективной реальности.

Проиллюстрируем это на примере получения зрительного образа. Согласно законам физики, собирательная линза переворачивает изображение предмета. И роговица, и хрусталик являются собирательными линзами, поэтому на сетчатку глаза изображение также попадает в перевернутом виде. К тому же этих изображений два и они немного отличаются друг от друга, так как каждый глаз воспринимает объект под разным углом. Изображение с сетчатки глаза передается по нервам в мозг, где мы получаем адекватный образ реального объекта.

В 1897 году Джордж Стрэттон из Калифорнийского университета впервые провел эксперимент длительного ношения очков, перевертывающих зрительный мир. Примерно после трех дней дезориентация уменьшилась, и к концу восьмого дня эксперимента образовались новые зрительно-моторные координации. С течением времени испытуемый все меньше осознавал, что зрительный мир перевернут. После снятия очков адаптация снова расстраивалась, так что снова какое-то время нарушалась ориентировка в прежней, но теперь казавшейся не совсем нормальной обстановке.

Новорожденный ребёнок видит предметы перевёрнутыми. Постепенно изображение переворачивается и ребенок видит привычную нам картину мира. Это происходит с помощью обучения и тренировки, в которой участвуют не только зрительные, но и другие анализаторы. Среди них главную роль играют органы равновесия, мышечные и кожные ощущения. В результате взаимодействия этих анализаторов возникают целостные образы внешних предметов и явлений.

ПРОЦЕСС ВОСПРИЯТИЯ

Основным отличием восприятия от ощущения является целостное отображение предмета через отражение всей совокупности его свойств. Однако было бы глубоко ошибочным думать, что восприятие является простым суммированием отдельных ощущений. На самом деле восприятие, как процесс отражения различных предметов или ситуаций гораздо сложнее. Восприятие не сводится к сумме отдельных ощущений, а представляет собой качественно новую ступень чувственного познания.

Первичный анализ, который совершается в рецепторах, дополняется сложной аналитико-синтетической деятельностью мозга. Оно предполагает выделения из всего комплекса воздействующих признаков (цвет, форма, осязательные свойства, вес, вкус и т.п.) существенных с одновременным отвлечением (абстракцией) от несущественных.

У человека важную роль в процессе выделения существенных признаков играет речь. Воспринимая часы и мысленно называя их этим именем, человек отвлекается от таких несущественных признаков, как их цвет, размеры, форма, и выделяет основной признак – функцию указания времени. Одновременно он относит воспринимаемый предмет к определенной категории, отделяет от других, близких по внешнему виду предметов, но относящихся к другим категориям (например, барометр).

Восприятие является очень сложным и активным процессом, требующим значительной аналитико–синтетической работы. Итог восприятия – интегральный образ предмета, объекта, ситуации.

Наблюдения за человеком, ослепшим в десятимесячном возрасте, которому зрение было возвращено через 50 лет, показали, что после операции он видел только расплывчатые очертания. Он не видел мир предметов, как видим его мы, открывая глаза. В течение длительного времени его зрительное восприятие было ограничено тем, что он узнал ранее путем осязания. Постепенно его зрение восстанавливалось, однако он воспринимал мир тусклым и расплывчатым. Он так и не научился читать глазами, не мог нарисовать сложный предмет, если не исследовал его руками.

СЛОЖНЫЕ И ПРОСТЫЕ ВОСПРИЯТИЯ

Опираясь на совместную работу органов чувств, сознание объединяет разрозненные ощущения в различные образы в сложные комплексные системы.
К простым восприятиям относят те, которые возникают на основе работы преимущественно одного анализатора, в пределах одного типа ощущений. Например, по звуку работающего двигателя специалист может определить не только тип автомобиля, но и состояние самого двигателя. Рассматривая картину, мы объединяем отдельные зрительные впечатления в целый образ.

Сложные восприятия возникают на основе работы нескольких анализаторов. Например, при посещении японского ресторана или китайской чайной церемонии мы воспринимаем кроме зрительных образов, вкус, запах, музыку, касание необычных столовых приборов. Другие примеры сложного восприятия - восприятие обстановки на рабочем месте, в квартире, в общественном транспорте и т.д.

Воспринимая апельсин, мы фактически объединяем зрительные, осязательные, вкусовые впечатления, присоединяем к ним и наши знания о нем. Лишь в результате такого объединения изолированные ощущения, превращаются в целостное восприятие. В результате происходит трансформация отражения отдельных признаков в отражение целых предметов или ситуаций.

Например, тот же апельсин может быть бутафорским и с первого взгляда мы подумаем, что он настоящий. Но взяв его в руки, по весу, тактильным ощущениям мы поймет, что это фальшивка.

Если информация новая, неполная или неоднозначная, наш мозг действует путем гипотез, которые он одну за другой проверяет, чтобы принять ту, которая кажется ему наиболее правдоподобной или наиболее приемлемой. В некотором смысле можно утверждать, как это делал Грегори , что «любой воспринятый объект – это гипотеза».

К числу сложных видов восприятий относят восприятие пространства (величины, объемности, формы, удаленности, расстояния между предметами, рельефа предмета, местности и др.), времени (длительности, последовательности явлений) и движения (скорости, направленности).

ФИГУРА И ФОН

Наше сознание воспринимает множество сигналов в виде ощущений. И чтобы увидеть, услышать или еще как-то воспринять какой-либо объект нужно сначала отделить одни ощущения от других, определить, что имеется ряд сигналов, относящихся к одному объекту. Когда мы часть ощущений отнесли к одному объекту, то мы тем самым определили границу этого объекта. Причем сигналы, относящиеся к одному объекту в нашем сознании более четкие, а все прочие менее четкие. То есть наше восприятие имеет фокус, назовем это фокусом внимания.

Наиболее ярко, четко и полно в нашем сознании отражается тот объект или процесс, на котором остановился фокус внимания. Его направление меняется в зависимости от множества характеристик личности, эмоций, чувств, интересов, внешних сигналов (так резкий звук или мелькнувший предмет сместят фокус внимания).

Допустим, наше внимание направлено на птицу в небе. Что в этом случае отражается в нашем сознании? Только лишь птица? Очевидно, что нет. Мы видим облака, слышим шум машин. Но птицу мы всё же воспринимаем несколько лучше, чем все остальные сигналы. В данном примере, птица - это фокус внимания, а все остальное - его периферия, или фон.

Чтобы проиллюстрировать данный механизм, рассмотрим рисунок, расположенный в начале главы. На нём изображена чёрная ваза. Ваза хорошо различима и отделима от белого фона благодаря чётким контурам. Теперь попробуем вглядеться в рисунок ещё раз и увидеть, сместив фокус восприятия с черной вазы на белый фон. Удивительно, но мы вдруг начинаем различать два человеческих профиля, обращённых друг к другу. Вполне отчётливо видны лоб, нос, подбородок, – белый фон теперь превратился в целостность, обрёл структуру.

Этот пример показывает механизм работы восприятия, которое дифференцирует зрительные сигналы на два типа:
- конкретный объект, фигура, который находится в фокусе восприятия;
- всё остальное, периферия, фон, который окружает объект.

Представим ситуацию – вы открываете книжный шкаф и начинаете просматривать названия книг в поисках нужной. Вы скользите взглядом по полке, вглядываясь то в один, то в другой книжный корешок. Ту книгу, на которую вы смотрите в данный момент, вы видите более четко. Остальные книги воспринимаются менее отчетливо. В своей работе «Деконцентрация внимания» О.Г.Бахтияров пишет следующее:
«Остановить внимание на чём–то означает выделить это «что-то» из окружающей среды, из фона. В такой трактовке концентрация внимания есть длительное стабильное выделение заданной, «этой» фигуры. Фигуре противопоставляется фон. В фоне присутствует качественная определённость, но отсутствует структура. Выявление в фоне структуры означает лишь появление новой фигуры, противопоставленной новому бесструктурному фону. Внимание – это выделение фигуры из фона.

Что значит «сосредоточение внимания на объекте»? Это значит, что объект представлен в сознании как единственная фигура. Что такое «отвлечение внимания»? Это значит, что вместо данного объекта внимание выделило в качестве фигуры другой объект, причем не обязательно из первоначального поля восприятия. Вместо визуальной фигуры из общего фона может быть выделен в качестве единственного содержания сознания звуковой или тактильный стимул.

При рассеивании внимания наряду с «этой» в поле осознанного восприятия появляются и другие фигуры, тяготеющие к «слипанию» (агглютинации) и превращению в новую сложную фигуру. Помехи, смещающие внимание на новый стимул, «растворяют» фигуру в фоне и в качестве фигуры выступает уже помеха–стимул. И т.д.».

Как видим, под фигурой понимается не только объект, воспринимаемый визуально, но и звук, тактильное ощущение, запах или вкус. Так же обстоит дело, когда в общем шуме собрания кто-то произносит нашу фамилию. Она сразу выступает как «фигура» на звуковом фоне. Такое же явление мы наблюдаем, когда улавливаем запах розы, находясь среди группы курильщиков, или запах сигареты у клумбы с розами.

Проиллюстрировать механизм выделения нашим сознанием «фигуры из фона» касательно звуковых сигналов можно на следующем примере. Допустим, мы слушаем запись композиции в исполнении рок-группы или симфонического оркестра, и нам становится интересно, как звучит каждый инструмент. Мы прислушиваемся и начинаем различать бас-гитару, ритм-гитару, ударные, клавишные. Неожиданно каждый из этих инструментов начинает более чётко выделяться из общего звучания, поочерёдно становясь «фигурой». Прочие инструменты мы в то же самое время воспринимаем как фон, они звучат более приглушённо, уходят на второй план. При этом в реальности их звук не становится тише, просто наше сознание начинает считать их второстепенными и «приглушать», – таковы особенности нашего восприятия.

Теперь обратимся к вкусовым ощущениям. Пожалуй, всем знакома такая ситуация: собрались гости, и хозяйка хвастается новым салатом. Гости начинают угадывать, из чего он приготовлен. «Ананас, курица, орехи», – перечисляются возможные компоненты салата. Когда человек пробует салат с такой установкой, то во рту начинают проступать то одна, то другая «фигура» – начинает отчётливо чувствоваться вкус того или иного ингредиента. В то же самое время остальные вкусовые ощущения распознаются гораздо слабее, становясь фоном.

Как правило, концентрировать внимание сразу на нескольких ощущениях довольно трудно, поэтому в качестве главного ощущения мы выделяем что-то одно. Например, направляя внимание на барабанные перепонки, мы начинаем более чётко различать звуки, и меньше уделяем внимания, скажем, пейзажу за окном.

Наглядной иллюстрацией к этому является так называемый «эффект вечеринки». Каждому доводилось попадать в такую ситуацию: вы встретили знакомого на вечеринке или в шумном баре, и хотите с ним поболтать. В помещении играет музыка, звучат громкие и оживленные разговоры, звенят бокалы, где-то разбивается бутылка. Но, несмотря на окружающий шум, вы спокойно общаетесь с другом. Эта способность к коммуникации, которую мы считаем само собой разумеющейся, на самом деле является потрясающим достижением нашего мозга, потому что он способен отфильтровывать важнейшую акустическую информацию от всех неразборчивых шумов и голосов.
На «эффект вечеринки» в 1953 году обратил внимание британский психолог Черри, изучая слух в экстремальных акустических условиях. При этом он предъявлял участникам экспериментов разные звуковые сигналы, требуя сосредоточиться на одном из них, а прочие игнорировать. Черри обнаружил, что об игнорируемом сигнале испытуемые могли сохранять в памяти лишь небольшую информацию, а точнее говоря, они замечали его физические свойства, но не осознавали его значение.

Важный принцип, характеризующий наше восприятие в парадигме "фигура и фон" - это принцип заполнения пробелов, проявляющийся в том, что наш мозг всегда старается свести фрагментарное изображение в фигуру с простым и полным контуром. Поэтому, когда предмет, образ, мелодия, слово или фраза представлены лишь разрозненными элементами, мозг будет систематически пытаться собрать их воедино и добавить недостающие части. Например, когда по радио вдруг прерывается исполнение известной песни или рекламное объявление, слышанное тысячу раз, наш мозг машинально восстанавливает недостающее.

Или если мы видим предмет не полностью, то сознание дорисовывает его до целого предмета. То есть исходя из предыдущего опыта предполагает, что это такой-то предмет. Так, например, работает страх, когда в слабо освещенном помещении человек может вместо висящего плаща увидеть фигуру человека. И это не то, чтобы мы что-то представляли. Мозг действительно достраивает изображение до целикового.

Приведённые примеры показывают, что воспринимаемые нами ощущения можно разделить на две части: с одной стороны, есть объект (или фигура), на который направлено наше внимание, – его контуры и детали воспринимаются более чётко. И в тот же самый момент времени есть всё остальное, то есть фон, который мы воспринимаем более размыто по сравнению с фигурой.

Дадим следующее определение:
Внимание – это способ сознания воспринимать сигналы, поступающие от органов чувств, когда часть сигналов воспринимается более чётко (назовём это фигурой), чем остальные (назовём это фоном). Или более кратко, внимание - это способность выделять фигуру из фона.

Мы можем это целенаправленно, тогда это называется концентрацией. Но даже когда мы не концентрируемся на чем–то специально, наше восприятие устроено таким образом, что мы воспринимаем какой-то объект более четко, то есть как фигуру, а все остальное как фон.

При этом нельзя сказать, что фон нами совсем не воспринимается. Окружение также находится в поле нашего внимания, только более пассивно. Если, например, мы рассматриваем летящий самолёт, и вдруг где-то над лесом пролетит птица – мы непременно заметим её периферийным зрением, и вполне можем отвлечься от созерцания самолёта, сместив фокус внимания на неё. Такое отвлечение в большинстве случаев объяснимо и оправданно: человек с помощью периферийного зрения получил некую информацию и тут же автоматически пытается её обработать, то есть понять, насколько она для него важна, а для этого требуется рассмотреть объект (то есть промелькнувшую птицу) внимательнее: возможно, это безобидная ворона, не представляющая опасности, а возможно, и коршун, который попытается унести зазевавшегося цыплёнка из-под носа у хозяина курятника.

Наше восприятие очень динамично. То, что было предметом восприятия, может слиться с фоном, и наоборот, что-то из фона может стать предметом восприятия. Это имеет практическое значение: когда надо помочь выделить предмет из фона, используют яркую окраску (оранжевые жилеты путейцев, оранжевые и голубые костюмы космонавтов), особый шрифт (правила в учебниках) и т. п. Иногда, когда необходимо затруднить выделение объекта, растворить его в фоне, используют камуфляж, маскировочные халаты, сетки с веточками, серебристый цвет (самолеты, цистерны с горючим и т. д.).

Таким образом, наше внимание подвижно и в следующий момент времени то, что воспринималось как фон, может стать фигурой, а то, что было фигурой, окажется фоном.

Обобщая сказанное, выделим следующие категории сигналов, поступающих в сознание от органов чувств:
– часть сигналов игнорируется нашим сознанием, и мы даже не догадываемся об их существовании;
– часть сигналов воспринимается более четко (назовём их «фигурой»);
– часть сигналов воспринимается менее четко (назовём их «фоном»).

ФАЗЫ ВОСПРИЯТИЯ

Как правило, мы опознаем окружающие нас предметы и события легко и быстро. При восприятии знакомых предметов (стакан, стол) процесс анализа существенных признаков и отнесения предмета к определенной категории протекает в свернутом виде и носит характер почти мгновенного узнавания – человеку достаточно объединить два–три воспринимаемых признака, чтобы прийти к нужному решению. Поэтому может создаться впечатление, что связанные с распознаванием операции очень просты.

Однако при восприятии новых или незнакомых предметов узнавание протекает развернуто, и эти случаи позволяют обнаружить всю сложность этого процесса. У каждого наверное был опыт, когда не удавалось понять, что перед нами в течение нескольких секунд. Полное восприятие таких предметов возникает как результат сложной аналитико-синтетической работы, выделяющей одни существенные признаки, тормозящей другие, несущественные и комбинирующей воспринимаемые детали в одно осмысленное целое.

Выделяются четыре фазы восприятия: обнаружение, различение, идентификация и опознание.

Обнаружение – исходная фаза развития любого сенсорного процесса. На этой стадии происходит выделение из потока информации комплекса ощущений и принятие решения о том, что они относятся к одному и тому же определенному объекту.

Следующая фаза восприятия – различение, конечный результат которой – формирование образа. Так как большую часть информации (около 75%) мы получаем с помощью зрения, то чаще всего образ - это картинка в сознании, это называют визуальным (зрительным) образом. Реже образы бывают аудиальными (слуховыми), вкусовыми, обанятельными или тактильными. Формирование образа связывают со способностью нашего внимания выделять фигуру из фона.

Когда образ сформирован, возможно осуществление опознавательных действий: идентификация и опознавание.

Идентификация есть поиск в памяти аналогичного или близкого по составу ощущений комплекса признаков (эталона), по которым можно идентифицировать объект.

Опознание (узнавание) включает категоризацию - отнесение объекта к определённому классу объектов, воспринимавшихся ранее, то есть образ соотносится с имеющимися у человека понятиями. На этом этапе происходит приписывание объекту еще не воспринятых свойств, характерных для объектов одного с ним класса. Здесь же происходит "называние объекта", то есть подбор слова для обозначения понятия.

Опознавательные действия (идентификация и опознавание) включают:

а) выделение из полученных ощущений существенных признаков;

б) оживление следов прежнего опыта;

в) сравнение полученных ощущений со сложившимися в прошлом представлениями;

г) создание гипотез о предполагаемом значении доходящей до него информации;

д) синтез воспринимаемых признаков в целые комплексы и «принятием решения» о том, к какой категории относится воспринимаемый предмет.

Так, после того, как в сознании сформируется образ (например, зрительный) стола, запускается цепочка процессов: мы отличаем его от дивана пли шкафа, выделяя в нем существенные для стола признаки, отвлекаясь от признаков, не играющих существенной роли. Мы можем не обратить внимания на его форму, размер, количество ножек, но выделим как наиболее существенную часть образа те его части, которые имеют функциональное значение, сразу же относя его к категории письменного, столярного или кухонного стола. Опознать стол означает восстановить в нашем сознании все то, для чего он служит, и какое место он занимает в нашем практическом опыте, а также вспомнить (хотя и не обязательно) название объекта "стол" или более узко "письменный стол".

Связь имеющихся у нас образом и того, что мы видим, хорошо иллюстрирует известный случай, когда индейцы не видели кораблей Колумба. Когда Колумб с группой моряков на шлюпках приблизилась к берегу (а этой были Карибские острова) и высадилась - никто из аборигенов не смог увидеть их корабли.

У индейцев не было образа кораблей в их сознании. Мы видим то, о чём мы имеем представление и невидим ничего, если не имеем представление о том, что должны видеть! То есть восприятие индейцев отделило фигуру от фона, первые два этапа (обнаружение и различение) сработали исправно. Но дальше на стадии опознавания они интерпретировали эту фигуру, как рябь.

Понятно, что корабли были на достаточном удалении, это были достаточно маленькие фигурки на горизонте. На эту рябь на поверхности океана подолгу смотрел шаман. Каждый день он выходил на берег и смотрел вдаль. И спустя некоторое время он смог увидеть корабли. И как только он увидел корабли - он рассказал о том, что он увидел другим индейцам. И другие индейцы тоже их увидели.

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРОГ И ПОРОГ ВОСПРИЯТИЯ

Чтобы наше сознание отразило сигнал, ему, этому сигналу нужно пройти два порога: физиологический (предел чувствительности) и порог восприятия.

Окружающая нас действительность все время буквально бомбардирует наши органы чувств, и как только сигнал становится доста­точным для того, чтобы возбудить один из рецепторов, он превращается в закодированное сообщение, которое будет передано в мозг. Этот предел чувствительности каждого рецептора, ниже которого (слабже) не может наступить возбуждение, называется физиологическим порогом.

Если преодолен первый порог, то чтобы сигнал был воспринятым, должен быть превышен второй порог – порог восприятия. Это порог сознательного опознания. Например, Л.Р.Грегори (книга "Разумный глаз") показал, что одного фотона может быть достаточно, чтобы возбудить рецептор в сетчатке глаза, но потребовалось 5-8 таких порций энергии для того, чтобы наш мозг воспринял светящуюся точку.

Между физиологическим порогом и порогом восприятия (изменчивым) существует такая зона, в которой стимулы принимаются рецепторами, но не опознаются.

Вполне понятно, что физиологический порог определен генетически и может изменяться только в зависимости от возраста или других физиологических факторов, а порог восприятия, напротив, гораздо менее стабилен. Он зависит от уровня бодрствования мозга, а также от внимания мозга к сигналу, который преодолел физиологический порог.

Итак, между этими двумя порогами существует зона чувствитель­ности, в которой возбуждение рецепторов влечет за собой передачу сообщения, но оно не доходит до сознания. Какова судьба этого сообщения? Была выдвинута гипотеза о том, что в зоне под уровнем сознания - в подпороговой зоне - сигналы, воспринятые органами чувств, возможно, обрабатываются низшими центрами нашего мозга. Если это так, то должны существовать ежесекундно сотни сигналов, которые проходят мимо нашего сознания, но тем не менее регистрируются на более низких уровнях.

СВОЙСТВА ВОСПРИЯТИЯ

Предметность

Предметность восприятия заключается в том, что все получаемые с помощью органов чувств сведения о внешнем мире мы относим к самим предметам, а не к раздражаемым рецепторным поверхностям. Результаты современных экспериментальных исследований свидетельствуют о том, что младенцы уже в первые месяцы жизни воспринимают предметы не как постоянно меняющиеся состояния своих органов чувств (первородный хаос ощущений), а как нечто, независимо от них существующее и противостоящее им во внешнем окружении

Целостность

В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, восприятие дает целостный образ. Он складывается на основе обобщения знаний об отдельных свойствах и качествах предмета, получаемых в виде различных ощущений.

Компоненты ощущения настолько прочно связаны между собой, что единый сложный образ предмета возникает даже тогда, когда на человека непосредственно действуют только отдельные свойства или отдельные части объекта (бархат, мрамор). Впечатления эти возникают условно-рефлекторно вследствие образовавшейся в жизненном опыте связи между зрительными и тактильными раздражениями.

Структурность

С целостностью восприятия связана и его структурность. Восприятие в значительной мере не отвечает нашим мгновенным ощущениям и не является простой их суммой. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени.

Если человек слушает какую-нибудь мелодию, то услышанные ранее ноты ещё продолжают звучать у него в уме, когда поступает новая нота. Обычно слушающий понимает музыкальную вещь, т.е. воспринимает ее структуру в целом. Очевидно, что последняя из услышанных нот сама по себе не может быть основой для такого понимания – в уме слушающего продолжает звучать вся структура мелодии с разнообразными взаимосвязями входящих в неё элементов. Аналогичен процесс восприятия ритма.
Источники целостности и структурности восприятия лежат в особенностях самих отражаемых объектов.

Константность

Константностью восприятия называется относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении его условий. Благодаря свойству константности, состоящему в способности перцептивной системы (совокупность анализаторов, обеспечивающих данный акт восприятия) компенсировать эти изменения, мы воспринимаем окружающие нас предметы как относительно постоянные. В наибольшей степени константность наблюдается при зрительном восприятии цвета, величины и формы предметов.

Константность восприятия цвета – относительная неизменность видимого цвета при изменении освещения (кусок угля в летний солнечный полдень посылает примерно в 8–9 раз больше количества света, чем мел в сумерки). Константность цвета обусловливается совокупным действием ряда причин, среди которых большое значение имеют адаптация к общему уровню яркости зрительного поля, светлостный контраст, а также представления о действительном цвете предметов и условиях их освещенности.

Константностью восприятия величины предметов называется относительное постоянство видимой величины предметов при их различной (но не очень большой) удаленности. Например, размеры человека с расстояния 3 и 10 м отражаются сетчаткой глаза одинаково, хотя изображение на ней меняется, видимая величина его остается почти неизменной. Это объясняется тем, что при сравнительно небольших удалениях предметов восприятие их величины определяется не только величиной образа на сетчатке, но и действием ряда дополнительных факторов, среди которых особенно большое значение имеет напряжение глазных мышц, приспосабливающихся к фиксированию предмета на разных расстояниях.

Константность восприятия формы предметов заключается в относительной неизменности ее восприятия при изменении их положения по отношению к линии взора наблюдателя. С каждым изменением положения предмета относительно глаз форма его изображения на сетчатке меняется (смотрит прямо, сбоку) благодаря движению глаз по контурным линиям предметов, и выделению характерных сочетаний контурных линий, известных нам по прошлому опыту.

Каков же источник происхождения константности восприятия?
В ходе исследования восприятия людей, постоянно живущих в густом лесу, которые не видели предметов на большом расстоянии, обнаружено, что они воспринимают их как маленькие, а не как удаленные. Строители же постоянно видят объекты, расположенные внизу, без искажения их размеров.

Действительным источником константности восприятия являются активные действия перцептивной системы. Многократное восприятие одних и тех же предметов при разных условиях обеспечивает постоянство перцептивного образа относительно изменчивых условий, а также движений самого рецепторного аппарата. Таким образом, свойство константности объясняется тем, что восприятие представляет собой своеобразное саморегулирующееся действие, обладающее механизмом обратной связи и подстраивающееся к особенностям воспринимаемого объекта и условиям его существования. Без константности восприятия человек не смог бы ориентироваться в бесконечно многообразном и изменчивом мире.

Осмысленность восприятия

Хотя восприятие возникает при непосредственном действии раздражителя на органы чувств, перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Восприятие у человека теснейшим образом связано с мышлением. Сознательно воспринимать предмет – значит мысленно назвать его, т. е. отнести к определенной группе, классу, обобщить его в слово. Даже при виде незнакомого предмета мы пытаемся установить в нем сходство со знакомыми.

Восприятие не определяется просто набором раздражителей, воздействующих на органы чувств, но представляет собой постоянный поиск наилучшего толкования, имеющихся данных.
Восприятие связано не только с ощущениями, но и с процессами мышления: анализом, синтезом, сравнением.

Воспринимаемый объект часто содержит такие детали, которых даже и нет в данный момент на сетчатке глаза, но которые человек как бы видит на основе предшествующего опыта. Опыт у каждого человека своеобразен, он определяется его личной историей. Поэтому, глядя на один и тот же объект, каждый видит в нем свое. Так, например, где обычный горожанин видит просто траву, червяков, жуков, мух, там ботаник видит множество разных видов растений, энтомолог — определенные виды насекомых, членистоногих и т. д. Чем богаче опыт человека, чем больше у него знаний, тем богаче его восприятие, тем больше он увидит в предмете.

Содержание восприятия определяется также потребностями человека, его влечениями, интересами, мотивами, общей направленностью личности. В одном опыте испытуемым показывали на экране смутные пятна и давали общее указание, что надо отыскать «людей, которые что-то, делают». Одной группе испытуемых изображения показывали через час после еды, другой через 4 часа, а третьей — через 16. Чем голоднее были испытуемые, тем больший процент их «видел» что-то, относящееся к еде (хотя на экране вообще не было никаких изображений). Аналогично, напуганный человек видит в полной темноте какие-то устрашающие фигуры. Мы видим различные картины в нагромождениях облаков, в чернильных кляксах (тест Роршаха). Анализ ответов показывает, что «увиденное» человеком в этих случаях обычно связано с его желаниями, интересами, тревогами и надеждами.

Следующий фактор, который определяет избирательность восприятия, это задача, которая стоит перед человеком в данный момент. Так, например, шофер, ведущий машину, отчетливо воспринимает огни светофоров, дорожные знаки, движение других машин. Тот же шофер, едущий в качестве пассажира-туриста в новом городе, видит главным образом архитектурные особенности.

Ожидания

Мы часто склонны обращать внимание только на детали, отвечающие нашим ожиданиям, которые связаны у человека с данной ситуацией.

Механизм избирательности восприятия отбирает сигналы, которые соответствуют ожиданиям человека. Иногда этот механизм оказывается настолько силен, что человек замечает в окружающем мире только то, что подтверждает его ожидания, и просто не видит всего, что им противоречит. Так, Дон Кихот ожидал встречи с великанами, заколдованными принцессами, злыми волшебниками. И самые обычные вещи «превращались» в образы этих романтичных ожиданий.

При всей разнице личного опыта, потребностей и установок у людей, живущих в одну эпоху и в рамках одной культуры, имеется много общего в мировосприятии. Они сталкиваются, в общем, с одним и тем же кругом вещей, понятий, ценностей, деятельностей. Общество внедряет в человека свою картину мира, свою систематизацию, оценку вещей и явлений через обучение, язык и искусство, через книги и средства массовой информации, идеологию и т. п. Таким образом, в восприятии мира каждым отдельным человеком невидимо присутствует опыт общества, его практика, знания, ценности.

Здесь уместно напомнить случай, про­исшедший с В. Менделом. Он, зная, что его пациенты антисоциальны, в первое время замечал только их враждебные проявле­ния. Позднее, когда он узнал, что им дают успокаивающее лекарство, он бессознательно стал воспринимать только их дружелюбные взгляды и мимику. Очень часто наше отношение к окружаю­щим складывается именно под влиянием такого рода ошибок восприятия, связанных с нашими ожиданиями.

НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ

Внимание называют дверью в сознание. Как ощущения, так и восприятие невозможны без внимания. Очевидно, что мы не можем ощущать и воспринимать то, что не достигло нашего сознания. Различают внимание непреднамеренное (или непроизвольное) и преднамеренное (произвольное). Рассмотрим непроизвольное внимание.

Представим себе вполне знакомую ситуацию: студенты решают контрольную работу, они сосредоточены на задании, и вдруг дверь в аудиторию слегка приоткрылась и, несмотря на поглощенность работой, все студенты и преподаватель повернули голову к двери. Подобным образом ведут себя и животные. При малейшем шорохе или другом звуке животное поворачивает голову в сторону источника звука.

Этот рефлекс И.П. Павлов в 1927 году назвал рефлексом «что такое?», позже его стали называть «ориентировочным рефлексом». Павлов пишет: «Биологический смысл этого рефлекса огромен. Если бы у животного не было этой реакции, то жизнь его каждую минуту, можно сказать, висела бы на волоске».

Ориентировочный рефлекс представляет собой врожденную реакцию организма на всякое изменение окружающей среды у людей и животных. Внешне этот рефлекс проявляется в приостановке текущей деятельности и перенастройке внимания на внешние сигналы, что способствует лучшему их восприятию и адекватной реакции на них.

Наблюдая за животными, И. П. Павлов предложил разделять ориентировочный рефлекс на первичный рефлекс биологической осторожности, проявляющийся в торможении двигательной деятельности, и исследовательский рефлекс, когда животное направляется к источнику раздражения, чтобы лучше понять и оценить его.

Очевидно, что ориентировочный рефлекс управляет нашим вниманием, так как внимание привлекается, прежде всего, тем, что может представлять для нас потенциальную опасность. Отличительной особенностью такого внимания является то, что выбор объекта внимания осуществляется без нашего предварительного намерения.

Внимание, обусловленное ориентировочным рефлексом, называется непроизвольным (непреднамеренным, пассивным).

Непроизвольное внимание возникает как бы само собой, в результате каких-либо внешних воздействий. Наше внимание, например, привлекает неожиданно наступившая тишина после продолжительного шума и резкий звук в этой тишине, захватывающе интересный фильм или рассказ, темный предмет на светлой водной глади и т. п.

Раздражитель становится объектом непроизвольного внимания, если он обладает некоторыми особенностями, к которым относятся:
- Новизна раздражителя,
- Сила раздражителя,
- Относительная сила раздражителя,
- Неожиданность раздражителя,
- Контрастность предметов и явлений,
- Физическое и психическое состояние субъекта,
- Опора на известное,
- Потребности и интересы субъекта,
- Цели и целеустремленность.

Новизна раздражителя

И. П. Павлов рассматривал ориентировочный рефлекс как активную двигательную реакцию животного на всякое колебание в окружающей обстановке, возникающую, прежде всего, на «новизну», изменения тех или иных условий среды, то есть на появление раздражителя, до этого отсутствовавшего и в данный момент впервые воздействующего на органы чувств.

Движения человека или животного, осуществляемые в этих случаях, – это движения, посредством которых достигается наилучшее восприятие раздражителя. Мы вглядываемся в появляющийся образ, прислушиваемся к возникшим звукам, усиленно втягиваем коснувшийся нас запах и, если новый предмет поблизости нас, стараемся осязать его и вообще стремимся охватить всякое новое явление или предмет соответствующими органами чувств.

Владимир Леви пишет: "Пища внимания - либо то, что прямо или косвенно пробуждает чувство, то есть что-то значит для нас, либо то, что может что-то значить, то есть новизна. Съедая новизну, внимание ищет следующих порций, новых сенсаций. Недостаточность новизны на единицу времени вызывает импульс переключения; если же переключения не происходит, стремиться снизить тонус внимания - степень бодрствования. Сон можно условно считать нулем внимания".

Все шаблонное, стереотипное, многократно повторяющееся не привлекает внимания. Например, надев часы, мы какое–то время их чувствуем, а затем перестаем. Наше тело касается одежды, а также других предметов, но мы этого не замечаем. И только намеренно направив внимание, можно почувствовать, что чувствует, например, левый мизинец ноги.

Новизна безусловно важна для привлечения внимания, но имеются и другие не менее значимые критерии возникновения непроизвольного внимания.

Сила раздражителя

Чтобы раздражитель привлек внимание, важна его сила. Сильные раздражители (сильный свет, яркие краски, громкие звуки, резкие запахи) легко привлекают внимание, так как, чем сильнее раздражитель, тем значительнее возбуждение, вызываемое им.

Относительная сила раздражителя

Важное значение имеет не только абсолютная, но и относительная сила раздражения, т. е. соотношение раздражения по силе с другими раздражителями, составляющими фон, на котором он выступает. Даже сильный раздражитель может не привлечь внимания, если он дан на фоне других сильных раздражителей. В уличном шуме большого города отдельные, даже сильные, звуки не привлекают внимания, хотя они легко привлекут его, если будут услышаны ночью в тишине. С другой стороны, даже самые слабые раздражители становятся объектом внимания, если они даны на фоне полного отсутствия других раздражителей: малейший шорох при полной тишине вокруг, совсем слабый свет в темноте и т. п.

Неожиданность

Наше внимание сильнее привлекает нечто неожиданное: вспышка света, резкий звук, внезапное прикосновение.

Контрастность предметов и явлений

Большое значение имеет контраст между раздражителями. Он играет весьма важную роль в привлечении непроизвольного внимания. И это относится не только к силе раздражителей, но и к другим их особенностям. На всякое значительное различие – по форме, величине, цвету, продолжительности действия и т. п. – человек невольно обращает внимание. Маленький предмет легче выделяется среди больших; длительный звук – среди отрывистых, коротких звуков; цветной кружок – среди кругов, окрашенных в иной цвет. Цифра привлекает внимание среди букв; иностранное слово – если оно находится в русском тексте; треугольник – когда он нарисован среди квадратов.

В большой мере привлекают внимание резкие или же многократно повторяющиеся изменения: значительные перемены во внешнем виде известного нам человека, периодическое усиление или ослабление звука, света и т. п.

Физическое и психическое состояние

Вызываясь внешними раздражителями, непроизвольное внимание существенно определяется физическим и психическим состоянием самого человека или животного. Одни и те же предметы или явления могут стать объектом внимания или не привлечь его в зависимости от того, каково его самочувствие.

Существенное значение имеет утомление или, наоборот, бодрое состояние. Хорошо известно, что в состоянии сильной усталости или болезни нередко не замечается то, что легко привлекает внимание в бодром состоянии. Сытый и голодный человек будут по-разному реагировать на разговор о пище. Реакция одного и того же человека в воодушевленном и депрессивном состоянии на одни и те же обстоятельства также будет различна.

Опора на известное

Как мы уже говорили, новое легко становится предметом непроизвольного внимания. Однако новое служит объектом внимания в меру того, насколько оно может быть понято. А для этого оно должно находить опору в прошлом опыте. Если этого нет, новое не привлекает надолго внимания. В этом случае ориентировочный рефлекс скоро гаснет.
Чтобы внимание было длительным, необходимо, чтобы в новых предметах и явлениях, помимо нового, имелось и то, с чем уже образовались временные связи, т. е. то, что уже связано с чем–то известным.

Потребности и интересы

Выбор информации, поступающей в мозг из окружающего мира, во многом зависит от потребностей и интересов самого субъекта.

Все, что связано с удовлетворением или неудовлетворением потребностей (как физиологических, материальных, так и духовных, культурных), все, что соответствует интересам, к чему есть определенное, в особенности эмоциональное отношение, – все это легко становится объектом непроизвольного внимания.
Тот, кто интересуется спортом, скорее обратит внимание на афишу, в которой сообщается о спортивном состязании, нежели тот, кто не интересуется спортивной жизнью. Внимание музыканта скорее привлечет объявление о концерте, которое может быть не замечено тем, чьи интересы не связаны с музыкой. Голодный человек, идя по незнакомому городу, легче всего будет замечать вывески ресторанов. Сексуально озабоченный человек скорее обратит внимание на вещи, ассоциированные с сексом, будь то люди, изображения или предметы. Страстный любитель машин скорее отметит какую-то деталь кузова, чем человек, для которого машина -лишь средство передвижения. Очень показательно то, как люди листают газеты, останавливаясь на том или ином заголовке: это многое говорит об их интересах и увлечениях.

Цели и целеустремленность

Если у человека есть цель, то поле его внимания будут попадать скорее те вещи, которые служат достижению его цели. Для иллюстрации этого утвержения рассмотрим экперимент.

Эксперимент «слепая горилла».

Феномен слепоты невнимания как психологического явления была описана в 1999 году американскими учёными Дэниелом Симонсом и Кристофером Шабри на основе исследований Ульрика Найссера 1975 года. Они начали проводить серию экспериментов, самым известным из которых является «невидимая горилла». В ходе эксперимента смотрящие должны были посмотреть игру двух команд (одетых в белые и чёрные рубашки), которые передавали друг другу баскетбольный мяч. Смотрящие должны были выполнить задание — посчитать количество подач той или иной команды. В один из периодов игры на поле появлялся человек в костюме гориллы. По результатам опроса после игры 50 % респондентов не заметили ничего необычного в ходе просмотра игры и выполнения задания. Неспособность увидеть гориллу связана с чрезмерной концентрацией на выполнении подсчёта количества подач.

МЫШЛЕНИЕ

Опосредованное отражение

Мышление, как ощущения и восприятие, также отражает действительность, но имеет принципиальное от них отличие. Если ощущения и восприятия воспроизводят действительность непосредственно, то есть отражают то, что происходит «здесь и сейчас», то мышление делает это опосредовано.

К помощи мышления мы прибегаем тогда, когда не можем получить информацию, опираясь на работу только органов чувств. Так, посмотрев на термометр, повешенный с наружной стороны окна, мы понимаем, какая температура воздуха на улице. Или увидев сильно качающиеся верхушки деревьев, мы делаем вывод, что на улице ветер. Для того чтобы получить это знание, не обязательно выходить на улицу.

Причинно-следственные связи

На основании мышления человек связывает воедино отдельные события и явления логическими связями. При этом он обобщает результаты чувственного опыта для решения конкретных познавательных задач. Например, мы знаем, нельзя курить на автозаправочной станции, и даже не пробуем этого делать. Наше сознание выстроило логическую связь между взрывоопасностью бензина и курением и дало прогноз того, что может произойти в случае нарушения правил техники безопасности.

Благодаря мышлению человек ориентируется в окружающем мире, используя ранее полученные обобщения в новой, конкретной обстановке.

Мышление и время

Невозможно думать, размышлять о настоящем, потому что настоящее никогда не стоит на месте, оно постоянно меняется. Под настоящим следует понимать не "сегодня", а то, что происходит непосредственно в этот миг.

Допустим вы в парке. Если вы внимательно наблюдаете (то есть задействовав органы чувств, идет процесс восприятия), то видите, что качнулась ветка, бежит собака, пролетает птица, идет навстречу пара, упал листок, гуляет мама с малышом, человек совершает пробежку, чувствуете прикосновение ладони подруги, запах листвы, аромат духов обогнавшей вас девушки, вкус жвачки у себя во рту, легкий голод, слышите лай собаки. Это живое, непосредственное восприятие.

И в этот момент вы начали думать об увиденной собаке, о том, например, какая у нее порода. Но пока вы думали, собака уже убежала. Пока вы думали, настоящее стало другим. Вы нырнули в свои мысли, находясь в одном мире, а вынырнули в значительной мере в другом мире. Прошло всего несколько секунд или минут и мир изменился. Получается, что в текущий момент вы думаете не о том, что есть, а о том, что было, о том, чего уже нет. В этот момент вам может потребоваться некоторое усилие, чтобы переключиться с мыслей на восприятие окружающей действительности, начав опять осознавать сигналы с органов чувств.

Посмотрим, как происходил процесс мышления, когда вы размышляли о породе собаки. Вы обратились к вашей памяти (условно к жесткому диску) и нашли там все, что знаете о породах собак, о том, что когда-то читали или видели воочию либо на фотографиях. Возможно в сознании промелькнули образы ранее видимых собак и вы сравнили эти образы с только что увиденной собакой. Как видим это достаточно много операций, которые, как бы они быстро ни происходили, имеют протяженность во времени. А земля между прочим летит в пространстве со скоростью 30 километров в секунду относительно Солнца. И разве можно сказать, что за время ваших размышлений ничего не произошло?

Наши размышления также могут быть связаны с будущим - либо это наши мечты, то есть мысленная реализация наших желаний, либо наши страхи, то есть мысли от том, чего мы хотели бы избежать.

Таким образом, мы можем думать либо о том, что было в прошлом, либо о том, что может случится или мы хотели бы чтобы случилось в будущем. Из этого складывается наше представление о времени.

О настоящем времени, о здесь и сейчас, ввиду его ежесекундного изменения думать невозможно. У него протяженности. Его можно только наблюдать.

Вербальное и наглядно-образное мышление

Обычно выделяют два вида мышления: наглядно-образное (невербальное) и вербальное.
Невербальное мышление оперирует в основном образами, преимущественно зрительными, реже звуковыми. Этот вид мышления используется при решении творческих задач технического характера (например, связанных с пространственной координацией и движением частей механизма). Решение подобных задач обычно не протекает в формах внутренней (и тем более, внешней) речи. Это – особое «техническое», или «инженерное», мышление. Близко к этому мышление шахматиста. Особый тип образного мышления характерен для творчества живописца, скульптора, композитора.

Нередко в нашем сознании мы видим образы (мысленное кино, если можно так выразиться) и без какого-либо намерения. Это могут быть какие-либо события прошлого, реального либо альтернативного (мечты о прошлом), когда нам представляется что-либо "как бы оно могло быть". Это могут быть мечтания о будущем. Мы также можем "видеть" кадры из фильмов либо видео передач. Думаю, сюда же можно отнести и сны.

Человеческое мышление в большей степени протекает в вербальной (словесной) форме, где мы используем понятия и суждения, о чем можно прочитать здесь:

http://www.proza.ru/2017/12/27/63


Рецензии
Подобный тип авторов буквально и подробно-конкретно описан Чезаре Ламброзо в его цикле работ на тему "Гении и маньяки". Именно авторы подобного "склада мышления" пытаются в многостраничных трудах своих изоразить глубины сознания и сделать открытия для современников, чтобы поразить их своими "глубинами мысли", якобы до этого неизвестные другим мудрецам человечества. И пишут,пишут свои труды, считая себя знатоками в любой области знания... Особенно чувствуют свою значимость, опубликовав свой многотомный труд в печатном виде в ущерб собственному кошельку.
Во все обозримые времена существую подобные Знатоки витийствующие!


Евгений Жироухов   14.02.2021 21:00     Заявить о нарушении
Показать свою значимость? Смешно. По себе судите?

Павел Кавалеров   18.02.2021 20:56   Заявить о нарушении