Дед

Дед- это Васин отец.За последнее время он всё больше пил, опускаясь на дно алкоголизма. Образованный человек, прошедший всю войну и дошедший до Берлина выглядел как пьяница со скрюченными пальцами и бледным высохшим лицом. На пенсии он любил заниматься своим садом-огородом. Он много читал и много знал об этом, как правильно ухаживать за той или иной культурой. Особенно ему удавалось всегда выращивать огурцы.Даже в самый неурожайный год у него всегда было много огурцов. Ухаживать за огурцами он ни кому не дозволял, считая, что мы ничего не соображаем в этом и он один только знал, когда их лучше посадить, чем и когда подкормить, и когда лучше собирать. Огурцы у него были всегда вкусными и хрустящими, и никогда не были горькими. Но любовь к спиртному не давала ему покоя, он всё чаще стал носить свой урожай на продажу и возвращался с базара затаривщися под завязку спиртным. Потом он уходил на некоторое время в запой, пока не кончалась водка и деньги. Он начинал ждать нашего приезда или праздника, зная, что на столе обязательно будет стоять она, его любимица. В праздники обычно приезжали все: я с Василием, его сестра Надя с маленькой Любушкой и Васина сестра Валя из Москвы с супругом. Тогда дед, как обычно спешил за стол со своим гранёным стаканом и с нетерпением поглядывал на нас, как мы накрываем на стол, расставляя тарелки с салатами. Маленькая Любушка влезала в самую середину гостей со своей стопочкой и кричала: " Пива хочу, хочу пива!" Я таращила на неё недоумённо глаза: " Кто ребёнка подсадил на пиво? Ужас какой! Налейте ей лимонада". " Да это она так, не понимает сама, что просит". Я наливала ей лимонада, но Любушка отодвигала лимонад в сторону и кричала: " Нет, дайте пива, пива хочу!" Кто-то вливал ей на донышко пива, она выпивала причмокивая своими маленькими губками и говорила: "Чо", что означала " Ещё"." Ужас",-говорила я, вы не боитесь в дальнейшем за ребёнка?" Но никто меня уже не слушал, а переключался на деда, который как всегда пил стаканами, они уже знали о чём сейчас будет говорить дед, а говорил он всегда одно и тоже. " Приснилось мне, как я Ритку на сеновал приглашал. Ох и целовал я её!" Все обхохатывались, а я краснела, не зная как реагировать на всё это." Эва, старый, что придумал, невесточку полюбил? Совсем на старости спятил,"- говорила улыбаясь Васина мать.А Надя подмигивала мне и подталкивала его: " Папка, расскажи ещё, как ты Ритку на сеновал приглашал?" И снова все обхохатывались. Тогда он сердился, отодвигая её руку и говорил: " Молчи, дура, ничего ты в любви не понимаешь". Наслушавшись и насмеявшись в сласть, Василий говорил: " Ну всё, с тебя хватит", подхватывал его под мышки и тащил в спальню. Вскоре дед до чего допил, что его паролизовало. Соображать он ещё соображал, но лежал, как бревно, не в силах подняться. Всякий раз, когда мы приезжали, Васина мать всхлипывала, жалуясь нам, что очень устала. Каждое утро он начинал истошно кричать:" Матка, водки неси!" И успокаивался только тогда, когда она вливала ему её прямо в горло. Держать стакан сам он уже был не в состоянии. Затем он затихал на какое-то время, впадая в алкогольный транс. Я не знала, что ей посоветовать и сказала только: " Надо ждать". "Сходи к нему, у него много денег под подушкой, он тебя любит, он тебе даст",-говорила она, подталкивая меня к спальни. " Да,нет"- говорила я , я не буду просить" Но она меня насильно вталкивала в его спальню. Я стояла переминаясь с ноги на ногу и смотрела на его высохшее лицо. Он узнавал меня, глаза его искрились, видно дед действительно в меня был влюблён. Постояв так с минуту, я молча разворачивалась и уходила. Никогда я ни у кого ничего не просила и просить не собиралась, это было унизительно для меня. Вскоре он умер, нам позвонила Надя и сообщила об этом. Мы приехали в деревню, когда он омытый и одетый в свой любимый строгий чёрный костюм лежал в гробу. Я подошла и положила, как требовалось по обычаю деньги в гроб. Мать одетая в чёрный платок с заплаканным лицом стояла рядом причитая:  " Ох и помучал же ты нас, озорник, вот теперь спи, отдыхай". Она поправила белую простынку прикрывающую ноги. Из под простынки торчала бутылка водки. Видно эта последняя радость была выдана ему туда, с собой на тот свет. Приходили местные жители и тоже стояли у гроба, рассматривая покойника. На кладбище я решила не ехать, а лучше помыть полы, после выноса и заняться столом. Люди толкались все в комнате, пришли какие-то мужики, чтобы подхватить гроб и вынести из дома, но только как подошли к двери поняли, что дверь закрыта с обратной стороны на крючок и вынести покойника невозможно.Васина мать принялась ругать моего Мишку, что это он закрыл нас изнутри. Но Мишка был со мной всегда рядом и закрыть он никак не мог, да и все люди были в доме, так что закрыть никто не мог.Это я ей и объяснила. " Эва, какой хулиган, уходить он не хочет"- сказала она. Вася с что есть силы ударил по двери ногой и сломал крючок, дверь была открыта и покойник вынесен. " Уходить он не хочет, иди, иди к себе в новый дом и так меня здесь помучал"-причитала мать. Я вместе с помощницей помыла пол и справила на стол для поминок. Мне показалось, вернулись все очень быстро.Все сели за стол, говорили о покойном, вспоминали его каким он был, как за маленьким Васькой с ружьём бегал, а он убегал от него через окно, какие он огурцы выращивал,когда не пил и сколько он читал, был умным и образованным человеком. На комоде стоял портрет с молодым дедом, а впереди его гранёный стакан, до краёв налитый желанной водочкой и прикрытый кусочком хлеба.


Рецензии
Хорошо пишете, интересно читать.

Елена Себелева   30.12.2017 19:31     Заявить о нарушении
Этот дед настоящий озорник, что ещё скажешь?

Маргарита Никифорова   30.12.2017 20:21   Заявить о нарушении