Как противостоять глобализации?

               

В предыдущей статье  я уже изложил свое отношение  к тем страхам и опасениям, вызванными  процессами в современном мире, которое принято называть глобализацией. Но, думаю, что ни моя статья, ни другие публикации не могут переубедить тех, кто считает, что глобализация представляет собой экономическое, культурное и, в конечном счете, и политическое зло. Что из-за глобализации, развивающиеся страны, все больше оказываются экономически и политически зависимы от развитых стран во главе с США. И они теряют не только экономический и политический суверенитет, но и теряют свою культурную уникальность. Что им грозит участь сырьевых придатков развитых стран, а также потеря собственной идентичности. Но, надеюсь, что моя статья позволит задуматься тех, кто еще не утратил навыки критического мышления, тех, кто имеют привычку думать, а не бездумно воспроизводить стереотипы.

Вкратце повторю, что я хотел донести до читателей в своей первой статье о глобализации. Прежде всего, я не считаю, что из-за глобализации произойдет унификация культур, произойдет их вестернизация. Алармисты, распространяющие такие страхи, не в состоянии понять, что для того чтобы русские, как и представители любого другого народа, под воздействием глобализации стали американцами, нужно, чтобы они родились и выросли в Америке. Не произойдет и унификации экономической жизни, так как экономика – это не только совокупность производства и услуг, но и конкретные люди, выросшие в контексте своих традиции. И результаты экономических процессов в современном мире свидетельствует, что можно заимствовать новые технологии, можно импортировать западные товары, но нельзя импортировать западный рационализм и трудовую этику. То же самое мы можем сказать и по поводу ценностей и этики успешных стран Юго-Восточной Азии.  Если это было бы возможно, то лучшей помощи для  бедных стран не было бы. Но пока привить такие качества народам большинства стран не удается. При этом почти все они, в той или иной степени, напуганы угрозами о грозящей им унификации, что их дети не будут отличаться от западных людей, особенно от американцев.

Но им надо успокоиться – никакой унификации не будет. Абсолютному большинству народов не грозит американизация, так как они не смогут утвердить у себя стандарты американской жизни. И не только  экономические, но культурные. Чтобы утвердить их необходимо иметь людей выросших в контексте этих стандартов. В связи с данным тезисом, хочу привести пример с Леонидом Кучмой. Когда он был президентом Украины, он посетил Японию, и, находясь в этой стране Кучма, конечно, интересовался ее успехами, пытался понять причины «японского чуда». Надо сказать, что Кучма оказался наблюдательным и мудрым человеком. Он понял, что главная  причина «японского чуда» – это японцы. И всем, кто хочет повторить этот успех, необходимо стать такими же работниками, такими же патриотами как японцы. И когда на заключительной пресс-конференции Кучму спросили: «Когда ожидать украинского «экономического чуда»,  то он ответил, что его не будет, так как на Украине живут не японцы, а украинцы. При этом надо признать, что украинцы не самый ленивый народ в этом мире. Но и они, как и большинство других народов, пока еще далеки от соответствия стандартам труда и образования, которые присущи развитым странам.

Однако все эти доводы не имеют никакого значения для тех, кто некритически воспринял все страшилки, регулярно тиражируемые СМИ и теми, кто считает, что они свою жизнь должны посвятить борьбе с негативным влиянием глобализации. При этом эти борцы с глобализацией представляют собой очень интересное явление. Они против глобализации, но при этом они жадно поглощают продукты и услуги, производимые странами, которые они относят к источникам глобальной опасности. Абсолютное большинство постсоветских антиглобалистов с ног до головы экипированы во все западное, отдыхают там и по возможности ищут пути переезда туда. Можно по примеру Шеварнадзе (Есть советская байка, что заняв пост первого секретаря компартии Грузии, он, пытаясь бороться с коррупцией и нескромной жизнью грузинской номенклатуры, велел им раздеться, чтобы все увидели, что партийная и советская верхушка Грузии одевалось только в западное. Конечно, эта кратковременная кампания завершилось неудачей, так как увлечение Западом, желание иметь западные вещи стали массовыми и необратимыми желаниями большинства советских людей.) раздеть всех представителей истеблишмента постсоветских стран, тех, кто считает себя антизападником, и тогда обнаружится, что они все оппортунисты и ренегаты, так как на словах выступая против Запада и глобализации, сами они финансируют эти страны, закупая там товары и услуги.

Но если антиглобалисты хотят действительно эффективно бороться с негативным влиянием глобализации, несущим, как они считают,  угрозу унификации, то им следует от причитаний и проклятий переходить к делу. Им надо утверждать свой национальный стиль, а не копировать западный. Ведь японцы, индийцы и арабы не отказались от своего стиля. Им надо научиться производить конкурентоспособные продукты. От самых простых вещей до производства самых сложных. И, наконец, следует научиться производить смыслы и ценности, которые не будут уступать западным образцам.


Рецензии
"Главная причина «японского чуда» – это японцы".Верно сказано.
На всякую глобализацию найдется глокализация. ))
Очень интересно написано о серьезных темах. Спасибо. Всего наилучшего. С уважением.

Ирен Бертрам   02.12.2018 16:43     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв и понимание!

Друг Народа   02.12.2018 16:51   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.