Durer

DURER

"Военная энциклопедия" (СПб, Сытин, 1911—1915) т.9 стр. 268-269
Издавалась книгоиздательским товариществом И. Д. Сытина с 1911 по 1915 год под редакцией полковника Генерального штаба В. Ф. Новицкого.

ДЮРЕР, Альбрехт (1471—1528), знаменитый художник и скульптор; занимался также архитектурой и в.-инж. искусством. В 1527 г. вышло его замечат. сочинение: "Рук-ство для укр-ния городов, замков и теснин", в к-ром выражены идеи и сделаны предложения, осуществленные частями лишь в XIX ст. Он указал на важное значение креп. рва, как препятствия, и на необходимость продол. его обороны оруд. огнем из казематир. помещений, чем положил начало капонирам; затем в своих проектах он проводил идею постепенности обороны верков и необходимость безопасных от бомб казематир. помещений для гарнизона и для боев. и продовольств. запасов; наконец, в предложенном им проекте квадрат. укр-ния заключалась в зародыше идея полигонал. фронта, а в укр-нии для обороны теснин — идея будущего форта-заставы. Укрепл. ограду городов Д. предлагал образовать из укрепл. ограды с ронделями, к-рые он называл бастеями (см. это слово), располагаемыми в исход. углах и на прям. участках ограды, там, где длина её превосходит дальность руж. выстрела. Ограда одета с обеих сторон камен. стенами, возвышающимися над валгангом (14 фт. выс. и 18 фт. шир.), образуя с 2 сторон бруствер. 6-фт. стенки с бойницами. Бастеи Д. двух родов и являются прототипами будущих бастионов. Замкнув их с горжи и подняв выше ограды, Д. придал им этим самост-ность обороны и создал на линии ограды ряд опор. пунктов для её упорн. и внутр. обороны. Устройство бастей видно из чертежей (см. черт. 1—3). Предложенное Д. весьма значит. кругл. укр-ние для обороны теснин (см. черт. 1—3) представляет большой казематир. кольцо со двором внутри (двор радиусом в 200 фт.) и анвелопу, к к-рой примыкает прямолин. постройка, преграждающая теснину.
Чертёж 1. Казематы кольца расположены в 3 яруса, из них два над горизонтом и один на дне рва; сообщение между ними производится по 4 винтов. лестницам. 32 каземата нижн. яруса — пушечные, для фронтал. обороны рва, остальные — для г-зона и складов; для обороны рва, кроме того, построены во всю ширину его 4 капонира с двориками. Анвелопа одета камен. стенами и вдоль неё идет эскарп. галерея; для фланков. обороны её рва — 6 закрыт. капониров. Постройка, преграждающая теснину, такой же высоты, как анвелопа и имеет с 2 сторон вдоль себя рвы; на поверхности её 2 полукаменных, полуземляных бруствера, а под нею 2 эскарп. галереи, как под анвелопой. Сообщение с казематами анвелопы производится через дворики капониров, а сообщение с полем — через ворота и по мостам.
Чертеж 2. Предложения и проекты Д. чрезвычайно ценны, гл. обр., поскольку в них выражены указанные выше фортифик. идеи; сами же по себе для практич. осуществления они обладали мног. недостатками, гл. обр., обилием, сложностью и грандиозностью камен. сооружений, что влекло за собой чрезвыч. дороговизну; послед. обстоятельство было одною из глав. причин, почему предложения Д. нигде не б. осуществлены целиком. Насколько известно, соответ-но взглядам Д. б. построено одно из укр-ний ("Муно") стар. импер. гор. Шафгаузен. Д. уделял не мало внимания арт. вопросам; он стремился к усоверш-нию правильности вертик. установки орудий при прицеливании, затем старался облегчить боков. прицеливание и, наконец, уменьшением величины колес лафетов хотел достигнуть уменьшения отката орудий. В связи с арт. стрельбой Д. разрабатывал фортифик. детали для лучшего укрытия арт-ристов при заряжании, весьма долгом в то время. Для этого, при стрельбе поверх бр-вера, он делал в нём нишу с наклон. щитом, к-рый подымался при стрельбе и опускался на время заряжания и бездействия орудия.
Чертеж 3. Для стрельбы через амбразуры из орудий мал. калибров, Д. устанавливал в амбразуре вращающиеся дерев. вертик. цилиндры с прорезами для фальконетов и аркебузов. Эти цил-ры дозволяли производить стрельбу и совершенно закрывать амбразуру. Оба эти приспособления б. им осуществлены в Нюрнберге. (Ц. Кюи, Краткий истор. очерк долговрем. форт-ции, Спб., 1897; G. v. Imhof, A. Duerer in seiner Bedeutung fur die moderne Befestigungs-Kunst, Noerdlingen, 1871; Thausing, Duerer, Geschichte seines Lebens und seiner Kunst, Leipzig, 1884).


"Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона" т. XI (1893) с. 392—394:

Дюрер (Альбрехт Duerer), знаменитый немецкий живописец и гравер, сын золотых дел мастера, родился в Нюрнберге 21 мая 1471 г. До 15-летнего возраста обучался у своего отца его ремеслу, а с этой поры поступил учеником к художнику франкской школы М. Вольгемуту, у которого и занимался до 1490 г., после чего пустился путешествовать. В эту первую поездку Д. добрался, между прочим, и в Венецию, как то потверждается его рисунками за эту пору, носящими явные следы влияния на него итальянских мастеров. Возвратившись через четыре 4 г. на родину, Д. женился. Неустанно работая, он старался расширить несколько узкий и ремесленный кругозор тогдашних немецких художников. Находясь в постоянном общении с нюрнбергскими гуманистами, в тесных дружеских отношениях с знаменитым Пиркгеймером и в родстве с известным типографом Кобургером, он получал достаточно умственной пищи, чтобы переработывать ее в те духовные, полные глубокого содержания образы, которые мы встречаем в его гравюрах на дереве и на меди и в рисунках этого времени. Он открыл в Нюрнберге собственную мастерскую и, пользуясь отчасти помощью учеников, исполнил здесь значительное количество алтарных образов, каковы напр.: «Оплакивание Христа» (1500, в мюнх. Пинакотеке), триптих для Виттенберга (1501, в Дрездене), «Распятие» (1502), Паумгертнеровский алтарный образ (в мюнх. Пинакотеке) и др. В то же время он написал портреты: свой собственный (1498, в Мадриде), Тухерна (1499, в Касселе), Осв. Крелля (в мюнх. Пинакотеке) и др. После вторичного путешествия в Италию, не произведшего большой перемены в уже окрепших германских идеалах и вкусе молодого художника, наступили для Д. годы, наиболее богатые творчеством. К этому времени относятся его лучшие живописные произведения: «Адам и Ева», отличающееся свободою, живостью и пластичностью; «Мученическая кончина 10000» (1508, в Вене); Геллеровская алтарная икона (1509, Франкф. на М.), хотя и сильно пострадавшая от времени, но сохранившая печать строгой обдуманности, естественной простоты и драматизма. Образ всех святых (1511, в Вене), отлично сохранившийся и замечательный глубокомысленным и прочувствованным исполнением отдельных фигур и общим своим впечатлением и гармоничным колоритом, выдержанным в нежном золотистом свете; Мадонна с лилией (в Праге) и Мадонна с разрезанной грушей (в Вене). Д. собрал в одно издание свои гравюры и опытами новых приемов гравирования произвел коренной переворот в этой отрасли искусства. В 1512 г. он работал для императора Максимилиана, который заставил гор. Нюрнберг платить художнику с 1515 г. по 100 гульд. в год, а в 1518 г. послал его на рейхстаг в Аугсбург. Путешествие Д. по Нидерландам в 1521—1522 гг. было для него непрерывным рядом торжеств; везде, где он ни останавливался, его ожидали почести и предложения остаться в этом месте на продолжительный срок. Оно дало новый толчок его деятельности как живописца. Находящиеся в мюнхенской пинакотеке и первоначально подаренные им своему родному городу т. наз. «Четыре Апостола», написанные на двух узких и высоких досках, могут быть причислены к лучшим работам, вышедшим в 1526 г. из-под его кисти. В них выказал он все свое теоретическое знание и все уменье, приобретенное долгими годами. По старинному преданию, кроме задачи художественной, он хотел решить здесь и психологическую задачу, представив характеристические особенности четырех темпераментов (картина известна также под этим именем). Из портретов Д. сверх поименованных выше назовем: императора Максимилиана (1519, в Вене), М. Вольгемута (1516, в Мюнхене), Ганса Имгофа (1523, в Мадриде), Клебергера, Муффеля, Гольцшуера, Фуггера и др. По возвращении своем на родину художник неутомимо работал до самой смерти, которая произошла в Антверпене 6-го апреля 1528 г. Все богатство творческой фантазии и обилие мысли Дюрера открывается нам в его рисунках и гравюрах. Первые, начиная с легких набросков карандашом и пером и кончая тщательно исполненными акварелями, имеются в берлинском музее (напр. «Мельница»), в Вене («Костюмы» и «Страсти Господни»), Лондоне, Мюнхене («Молитвенник импер. Максимилиана»), Брауншвейге, Бремене и др. местах. Значение Д. в искусстве гравирования — громадно. Он внес в технику гравюры на дереве, ограничивавшейся до него почти одним очерком, который потом подвергался раскраске, новые приемы, давшие возможность получать оттиски, не нуждающиеся в иллюминовке. Главнейшие из его гравюр на дереве: «Апокалипсис» (1498, 16 листов), большие «Страсти Господни» (1500—1510, 12 лист.), «Житие Богоматери» (1504—1505, 20 л.), малые «Страсти Господни» (1509—1510, 37 л.), «Триумфальные ворота импер. Максимилиана» (1515, огромный лист величиною около 3 м в квадрате, печатанный с 92 отдельных досок); между отдельными листами: «Св. Троица» (1511), «Купанье мужчин» и др. Гравюры Д. на меди, точно так же, как и ксилографические, отличаются разнообразием и глубиною мысли, светлым, ясным настроением, отражением всестороннего таланта и неиссякаемостью фантазии. Соединяя в своих произведениях приемы гравирования грабштихелем и иглою, он довел их технику до высокой степени совершенства, и мелкий серебристый тон его гравюр и тонкость работы затмили все, созданное в этом роде до его появления. До нас дошло больше 100 его гравюр на меди. Назовем некоторые, лучшие из их числа: «Богоматерь» (1511 и 1513), «Б. с грушей», «Б. с Младенцем», «Меланхолия» (1514), «Рыцарь, смерть и дьявол» (1518), портреты: кардинала Альбрехта Бранденбургского, курфюрста Фридриха Мудрого, Вилибальда Пиркгеймера, Меланхтона, Эразма Роттердамского и др. Д. оказал немаловажную пользу искусству и как писатель-теоретик. Его «Underwegsung der messung, mit zirckel und richtscheydt, in Linien ebnen und gantzen corpore» (Нюрнб. 1525) дает прекрасные наставления по перспективе. «Von der menschlicher Proportion etc.» (Нюрнб. 1528), сочинение по фортификации и многие другие сочинения, оставшиеся в рукописях, имели в свое время большое значение. В своих трактатах о живописи Д. старается свести рисунок к известным математическим принципам. Значение Д. не ограничивается, однако, художественною областью. Его гуманная, строго нравственная личность, его детская наивность, высокое благородство его идеалов, не только отражающиеся во всем им созданном, но и подтверждаемые свидетельством его знаменитых друзей и современников Пиркгеймера, Меланхтона и Камерария, столь сильно влияли облагораживающим и воспитывающим образом на человечество, что Д. можно причислить к крупнейшим личностям, способствовавшим прогрессу и носившим в себе высокие культурные идеалы. Heller, «Das Leben u. die Werke A. D-s» (Лпц. 1831), F. Campe, «Reliquien von D.» (Нюрнб. 1828); von Eye, «Leben u. Wirken A. D-s» (Нёрдл. 1860); A. v. Lahn, «D’s Kunstlehre n. sein Verh;ltniss zu Renaissance» (Лпц. 1866), Thausing, «D., Geschichte seines Lebens u. seiner Kunst» (Лпц. 1876); Ephrussi, «Albert D. et ses dessins» (Пар. 1882); A. Leitschuh, «D-s Tagebuch der Reise in die Niederlande» (Лпц. 1883); Kaufmann, «A. D.» (Фрейбург in. Bv. 1887); Burckhardt, «A. D’s Aufenthalt in Basel» (Мюнх. и Лпц. 1892); Springer, «A. D.» (Берл. 1892).
А. Н—в.
.

.


Рецензии