IV. Народом пестреющий луг
«Смертоносной цивилизацией» называет он британцев, перечисляя их чудовищные преступления против колонизируемых народов. Упоминается там и Капская колония, «где из миллиона готтентотов уцелело всего сто тысяч».
Готтентоты – это африканские аборигены. Так их обозвали «понаехавшие». Именно обозвали, потому что hottentot – заика по-голландски. А все потому, что в языках банту много щелкающих звуков, и европейцам померещилось, что все местные заикаются. Не мудрено, что теперь этот уничижительный термин в ЮАР считается оскорбительным и заменен на кой-коин, что вполне справедливо: так представители данной народности называют себя сами.
Так вот: жили они себе на юге Африки не тужили с самых что ни на есть незапамятных времен, как, вдруг, незванно-нежданно, к ним пожаловали колонизаторы, и так резво взялись за «цивилизацию отсталых народностей», что к началу 20-го века от племен кой-коин не осталось почти ничего, а от соседствующих с ними гереро и того меньше. Уцелевших от натиска «европейских ценностей» согнали в резервации, лукаво нареченные независимыми бантустанами. При этом политики, не сумняшеся даже ничтоже, заявляли, что конечной целью создания сих бантустанов является положение, при котором «ни один человек с черным цветом кожи не будет гражданином ЮАР и, соответственно, не будет иметь никаких прав в этой стране».
Так расизм узаконили и назвали его «апартеидом». На его политике в 1948-году Национальная партия африканеров (сокращенно НПА или «понаехавших») пришла к власти. Всех жителей ЮАР разделили, как белье для стирки: на белых, цветных и черных. Для разных групп установили разные права. Но вот прав быть гражданином, избирать и быть избранным, свободно передвигаться по стране, учиться и лечиться хватило почему-то только для белых. Всем остальным досталось право работать на первых за гроши. Кроме того, разделили транспорт, общественные и развлекательные учреждения и церкви. Запретили смешанные браки. И даже пляжи и лавочки поделили на «только для белых» и «для других». И все это в стране, где исконное население, да простят мне мою неполиткорректность, черное.
Великобритания, породившая уничтожение и унижение колонизированных народов и на деле всегда это поддерживавшая, в 1961-ом, под давлением общественности «насыпала таракану соли на хвост», то есть вывела ЮАР из Содружества наций (еще одно название от лукавого). Расовая сегрегация от этого только взбодрилась.
Тихонько в уголочке аборигены, конечно, тоже никогда сопли по щекам не размазывали. Но их предводитель, лидер Африканского национального конгресса (АНК) Нельсон Мандела сидел в одиночной камере на острове Роббен. Какими только «царицами» за 27 лет его там не соблазняли, в том числе и предложениями свободы в обмен на отказ от борьбы против апартеида. Все напрасно: Нельсон остался неподкупен и «неисправим». Наконец, в 1990-ом его выпустили из тюрьмы и он снова взялся «за старое» – за борьбу с холившим и лелеявшим расизм правительством. Это сопровождалось стычками и терактами, и в 1994-ом увенчалось действительно демократическими выборами, в которых участвовали и черные, и цветные. При таком раскладе победил, разумеется АНК и Мандела стал первым темнокожим президентом ЮАР.
За пять лет своего правления он добился введения бесплатного медицинского обслуживания для детей и беременных женщин, бесплатного обязательного образования для детей до 14 лет, ввел равенство при выплате пособий, ввел законы о равенстве при трудоустройстве и многие другие полезные для коренного населения законы. При его правительстве прошла масштабная телефонизация и электрификация страны, построено огромное количество больниц и жилых домов. Бантустаны, разумеется, тоже прекратили свое существование.
В 1999-ом возраст (81 год) и подорванное тюрьмой здоровье вынудили Манделу покинуть свой пост. Но дело его продолжается и сегодня. Продолжается и вой недовольных такой политикой. О чем воют? Ну, как же, – о геноциде белого населения. О том, что после отмены апартеида коренные жители получило доступ к государственным должностям и к занятию бизнесом. Что при приеме на работу предпочтение теперь отдается черным и цветным. Из-за этого 800 тысяч из четырех миллионов белых покинули страну. А те, что остались, вынуждены прятаться за высокими заборами с колючей проволокой и вмурованным битым стеклом, ставить на всех углах периметра прожекторы и держать боевых собак. И даже такие меры не всегда спасают их от набегов тех, кто живет в трущобах, бескрайними рядами тянущихся вдоль дорог. (Сведения взяты мною из журнала VESPA).
Мне просто любопытно, а чего же колонизаторы и их потомки хотели? Чтобы аборигены в благодарность за отмену расизма дружно воздали им осанну и тут же «пред ними пали ниц»? А как же четыреста лет бесправия на земле своих предков? Отмазаться благородным склерозом? На это, должно быть и рассчитывали те, которые согнали местных жителей с плодородной земли и до горизонта зарастили ее выгодными, но выдавившими всю местную флору эвкалиптами и соснами. Те, которые присвоили богатейшие недра страны: сколько кимберлитовых трубок видишь, пролетая над территорией ЮАР – ни одна не принадлежит коренным жителям до сих пор. Слишком уж лакомый кусок, чтобы им хотя бы поделиться. Те, которые нескольким поколениям черных запрещали получать нормальное образование, а теперь причитают, что все они дикари, что среди них нет высококвалифицированных специалистов.
Кстати, ни того, ни другого подтвердить не могу. Первых вообще «счастье обошло стороной» увидеть, а те специалисты, с кем довелось иметь дело, знали его (дело) ничуть не хуже «аналогичных» белых. А черные рейнджеры вообще вне конкуренции: прекрасный английский, глубочайшее знание предмета и латинскими терминами, будто поля в 70-ые годы дустом, не сыплют. Ибо, как подсказывает мне мой «друг ошибок трудных», среднестатистическому туристу латынь на сафари нужна приблизительно, как история КПСС императорскому пингвину.
Ну вот, с остатками «остальных» народов мы разобрались. Теперь зулусы. Я сказала Зулусы. Почему так по-жегловски? Потому что десятимиллионная коренная народность ЮАР того стоит. Но как же так получилось, что расцветшая в этих местах «буйным цветом» европейская «цивилизация» не смела и зулусов с лица Земли? Не донесла «бремя белого человека»? Чтобы понять причины столь экзотического для англосаксов явления, заглянем в историю народа, зародившегося на заре нашей эры в центральной Африке, на берегах реки Конго.
Сначала это было оседлое племя. И называлось оно не зулу, а нгуни. Постепенно племя стало разрастаться и продвигаться на юг, смешиваясь с бушменами и приобретая в своем языке те самые, смутившие голландцев, щелкающие звуки. Приблизительно к 1700 году нгуни практически пересекли континент и достигли реки Умфолози (помните Национальный парк?). Отправляться обратно не было никакого резона, лезть в океан – тоже, потому решили обосноваться здесь всерьез и надолго. Вождем в то время был Зулу (Кантомбела), поэтому буры (это пришлые европейцы, кроме британцев, разумеется) так эту народность и назвали.
А теперь давайте вспомним, какие племена до сих пор живут в центральной Африке? Воинственные! Вот и зулусы, вышедшие оттуда, тоже все сплошь воины с рождения. Их армия и так-то слыла о-го-го боеспособной, а тут ее возглавил тридцатилетний полководец Чака. А он был незаконнорожденным сыном зулусского вождя и простолюдинки, и, уворачиваясь от издевательств со стороны сверстников из высших каст, нажил себе не только острый ум, но и кучу комплексов. Со всем этим добром Чака и занялся вояками. Учил их не только ближнему рукопашному бою, но и босиком, без сандалий, совершать длительные переходы по безводной пустыне, гористой местности и тропическим лесам. Это было необходимо, чтобы застать противника врасплох.
Для своего войска Чака изобрел новое боевое построение, названное «буйволом». Фланги были его «рогами», центр – «грудью», а все остальное – резервным отрядом, который укрывался подальше от места сражения, но в самый решительный момент «вдруг, откуда ни возьмись» появлялся и помогал выигрывать битву.
Военнообязанными были все мужчины от 20 до 40 лет. Женщины, кстати, тоже от армии не косили, – служили в хозяйственных отрядах. Однако «танцуйте, мальчики, любите девочек» в курс не только молодого, но и слегка потрепанного бойца не входило. Круче того: внебрачные связи, если на то не было высочайшего соизволения Чаки, карались смертью. Разрешение на вступление в брак выдавалось только за особые ратные заслуги. Ежели таковых не наблюдалось, то женись после сорока и ни в чем себе не отказывай.
Железная дисциплина, «сноровка, закалка, тренировка» сделали армию единственной силой, способной противостоять британцам, когда в 1879 году те совсем уж «разухабились» и вторглись в зулусские земли. «Будь спокойна, родная страна», –заверили воины и, имея лишь копья и стальную волю, надавали по зубам оснащенным современным огнестрельным оружием колонизаторам. В общем, «забоялись наших ребят» англичане и, вспомнив мудрость римских предков, откомандировали к непокорившимся «груженого золотом осла». Тот не подкачал, пробрался не только там, где не смогло пройти британское войско, но и «сквозь игольное ушко». Сколько после этого полегло зулусов, подсчету не поддается. Англичане поглумились от души. Выживших, призвав: «Эй, веселей, рабочий класс!» – загнали в тринадцать бантустанов. Во главе каждого поставили вождя, которому царствие небесное даже присниться постеснялось бы.
Дальнейшая история зулусов от остальных отличается лишь тем, что в столь неблагоприятных условиях они не только восстановили свою численность, но и «приросли» до 38,5 процентов от всего населения ЮАР. Кочевое и военное прошлое помогло, не иначе.
Настоящий деревенский быт современных зулу на всеобщее обозрение туристов не выставляют. Нас отвезли лишь в «образцово-показательный» крааль, жителями которого зулусы работают вахтовым методом: пару месяцев одна «труппа», пару – другая, потом третья и так далее.
Деревня построена по всем канонам: по окружности забор из кривых-косых кольев вперемежку с живыми деревьями, арочная плетеная из тонких прутьев «калитка», полукруглые тростниковые хижины. Но, разумеется, никаких, привычных для аутентичных умузи, коз-коров с сопутствующими им залежами навоза и мириадами мух там нет.
Исполняющий роль вождя племени встречает туристов, ведет их по деревне, показывая и рассказывая, как воины изготавливают свои доспехи – щиты из бычьих кож и деревянные копья, и как с их помощью расправляются с врагом. Ведет к не обремененному пациентами лекарю и его синегубой супруге-аптекарше, уныло растирающей в плоской чаше тощий сухой корешок. Потом все лицезреют скучающего с умным видом предсказателя судьбы. Затем рассматривают коренастых «барышень», у которых из одежды только бисерный колье-воротник и точно такой же длины юбка из точно такого же бисера. Барышни кладут на головы плетеные из соломы кольца, ставят на них глиняные горшки и, покачивая в такт мужским аплодисментам своими «южными полушариями», изображают продуктовый караван. Далее туристов приглашают на «концертную эстраду», где ансамбль песни и пляски имени Чаки выступит с боевыми танцами. «Звуки песень и бой барабанов» тоже никуда не денутся.
В заключение собирают «подати и налоги» и отправляют восвояси – за частокол, к родному автобусу. «Бизнес, ничего личного», как говорил Аль Капоне.
Но что мы всё про зулусов! А давайте внимательно и хладнокровно посмотрим, кем же еще «пестреет» южноафриканский «лужок»? Кто представляет остальные 61,5 процента? Ради этого глянем в Википедию. Она сообщает нам, что всего черных в ЮАР около 79 процентов: кроме зулусов это народности сото (27,5), коса (11,6), шангаан и тсонга (6,6) и тсвана (тоже 6,6). Оставшиеся 21 процент делят между собою выходцы из Азии (2 процента), цветные (почти 9) и белые. Последних – 10 процентов или пять миллионов, а вовсе не 3,2 млн., как плакали ярославны и ярославы на тамошнем «юру». Из них 2 млн. британцев и 3 млн. «прочих шведов». И это самая высокая для африканского континента доля европейцев.
На этом поставим точку с запятой и займемся самой «лужайкой». А поскольку, помните, мой шаловливый пальчик присовокупил к ЮАР еще парочку природных достопримечательностей из стран-соседок, территория «травостоя» значительно расширилась и настоятельно требует отдельной главы. Теперь уж точно последней.
Свидетельство о публикации №217122901567