203. Школа даосов о проникновении в тонкий мир
О ПРОНИКНОВЕНИИ В ТОНКИЙ МИР
Однажды в беседе с моей возлюбленной феей Ханако я спросил: «Так как у людей есть склонность к мистике и желание знать своё будущее, то многие занимаются гаданием, а это значит, что они каким-то образом проникают в тонкий мир и связываются с потусторонними силами. Поэтому, как бы там ни было, тонкий мир как бы налагается на наш действительный мир, а действительный мир влияет на жизнь тонкого мира. Так ли это? К тому же, живя внутренним миром, мы не можем обойтись без внешнего мира, ибо физически мы существуем в нём, хотя духовно часто его покидаем. В нашей жизни постоянно происходит смешение этих миров. И хороши ли это? Я хотел бы знать, как даосы относятся к взаимодействию с тонким миром»?
Ханако, выслушав мой обстоятельный вопрос улыбнулась и сказала: «Ты прав, считая, что эти два мира находятся в единстве и постоянном взаимодействии. А сейчас ответ по существу: если говорить конкретно о даосской культуре психической деятельности, то даосы, предпочитавшие на определённых этапах своей практики психического самоусовершенствования уединяться в безлюдных и диких местах, могли, конечно, не пользоваться благами цивилизации, и, более того, рассматривали отказ от таковых как необходимое условие и важный составной элемент психической тренировки. Но, во-первых, когда даос впервые вступал на этот путь, он уже являлся продуктом определённого культурного развития, продуктом той же цивилизации со всеми её недостатками, горестями и бедами, от которых он пытался бежать, у него не было особого стимула к психическому самоусовершенствованию. И, наконец, эта цивилизация со всеми её мирскими соблазнами и искушениями представляла самые разнообразные возможности (которые были ограничены в отшельнической жизни) проверить, в какой мере даос отрешился от этих соблазнов и достиг нужного психического состояния, а также закрепить необходимые психологические качества. Иначе говоря, даос в любом случае, даже если избирал отшельнический вариант психической тренировки, не мог обойтись без созданной конфуцианцами цивилизации. Более того, многие представители даосизма вообще отвергали отшельнический путь психического самоусовершенствования и рассматривали активное служение конфуцианским идеалам мироустроительной и созидательной деятельности как наилучшее претворение даосских принципов. Даосы, живя среди людей, могут обитать и на небе. Они одновременно живет в двух действительностях. И это является для них одной из сильных сторон их мудрости, ибо они знают всё, так как обладают небесными знаниями. Поэтому проникновение в тонкий мир они считают для себя обычным делом».
Вечером в разговоре с хозяином гостиницы «рёкан» стариком Накамура я коснулся темы «небесных знаний», и вот что он мне ответил: «Это - правда, что даосы обладают небесными знаниями, поэтому можно сказать, что конфуцианцы стремятся к Истине, а даосы – к Правде. Разница между истиной и правдой заключается в том, что правда более непогрешимая и самодовлеющая, а истина изменчива в зависимости от обстоятельств. Ведь даже в вашей христианской библии говорится в Старом Завете: «Истина на земле, а правда - на небесах». Поэтому есть люди, которые хотят знать истину, а есть такие, кто хочет знать правду».
«Понимаю, - сказал я, рассмеявшись, - ведь не каждому хочется узнать о точном дне своей смерти».
«Ну, для даосов такой проблемы не существует, - улыбнувшись ответил старик, - ведь они стремятся к бессмертию, и зная о каких-то перипетиях в своей жизни, могут от них уклониться. Но с другой стороны, обладая правдой, они получают более ясное представление о мире. Гадая, они могут предсказать человеку его судьбу, и у человека появляется возможность исправиться и избежать своей участи».
«Но есть такие гадания, от который невозможно уклониться, - возразил я ему».
«Есть такие гадания», - согласился со мой старик, - но это не значит, что предсказанное должно обязательно случиться, просто человек, получивший такое предсказание не смог вовремя разобраться с причинно-следственными связями в своей жизни, и выйти из-под их влияния, но обычно небесные знания всегда правдивы». И в доказательство своих слов старик достал из книжного шкафа древний свиток и раскрыл его передо мной на таком тексте, который я и перевёл:
ГАДАНИЕ
Фань некий из Цзяньчжоу делал людям предсказанья,
Среди народа везде пользовался уваженьем,
Устраивал сеансы с вызовом духов гаданья (1),
Провёл их как-то для чинов с высоким положеньем.
Среди присутствующих был один с постом высоким,
Глава правления по регулированью речек,
Маг вызвал дух Гуань-ди, смахнув пыль веером широким,
Возникли на песке слова написанной им речи:
«Такой-то выйдет пусть вперёд! Я делаю знаменье:
Ты принимаешь вид, что мучаешься раскаяньем,
И много говоришь о совести и угрызенье,
Чтоб люди думали, что ты проникся покаяньем.
Тот, кто вредит без умысла, ошибку совершает,
Раскаивается тот лишь, кто причинил зло людям,
Прощает Небо лишь ошибки, зло ж оно карает.
Но болтовню лукавую твою слушать не будет».
Чиновник, тот, к которому дух с речью обратился,
Пал ниц и без движения так долго оставался,
Затих, перевести дыхание даже боялся,
Разволновался, и пот градом с его лба катился.
С тех пор в подавленном он находился состоянье,
И словно что-то потерял, искал всё повсеместно.
Так через год больным скончался он без покаянья,
А в чём раскаивался, так и не было известно.
Примечание
1. … с вызовом духов гадания – Здесь речь идёт об одном способе гадания, похожем на своеобразный спиритический сеанс. Перед изображением духа ставится лоток с песком или золой. В особую поперечную палочку вставляется кисть; палочку за оба конца держат два человека. Сжигаются заклинательные амулеты, и дух бессмертного или умершего родственника заставляет кисть двигаться по песку и писать предсказания (обычно стихами).
(продолжение следует)
Власов Владимир Фёдорович
Свидетельство о публикации №217122900169