Переменный профиль яркости

Мониторы уже обычно имеют датчики освещённости и подстраиваются под наиболее комфортный уровень для пользователя, который не утомляет глаза или допускает потерю деталей изображения. Тем не менее не все возможности пока использованы. Пользователь сам часто не способен отрегулировать и соотнести характеристики видеокарты, формата видео или пиксельных характеристик монитора со своими дефектами зрения.
Для двухметровых ЖК мониторов начиная с некоторого размера экрана и соответственно его разрешения (а ведь зернистость не должна быть заметна вообще, даже вблизи) становится не оптимальным традиционный способ обработки растровых изображений со всеми уловками для снижения заметности jpg искажений. Векторный способ лишён этих недостатков – масштабирование получается без «лестницы», но резко возрастают потребности в вычислительных ресурсах обработки видео для экранов с достаточной плотностью пикселей на дюйм. Можно и иначе решить проблему – использовать интерактивную обратную связь с помощью видеокамер, отслеживающих направление взгляда зрителя (речь конечно о дорогих системах). Учитывая, что фокус внимания глаза - «жёлтое пятно» может довольно быстро перемещаться по экрану (ограниченной инерционными механизмами поворота зрачков и электрохимическими «задержками» прохождения нервных импульсов), на первый взгляд есть желание отказаться от зонального изменения пиксельного разрешения и просчитывать всю картинку целиком, если процессор это позволяет. Но начиная с некоторого порога – 8К или даже 16К вероятно в математической модели возникнет экстремум, способный сделать энергетически выгодным механизм зонального снижения разрешения картинки (точнее в векторных преобразованиях возникнет возможность не просчитывать ресурсоёмкое «улучшение» картинки до конечного формата монитора высокого разрешения). Сейчас практически все приличные системы имеют 3Д камеру (ту самую пару видеокамер для отслеживания взгляда), по сути дополнительная функция поможет не только в этом на первый взгляд малозначительном вопросе, но и в более интересном – формировании переменного профиля яркости.
Переменный профиль яркости - очевидно не столь простое понятие, как принято считать. Он может служить не только для временного снижения яркости, если зритель отвернулся и не смотрит на происходящее. Я бы включил в него ещё и психологическую компоненту, задающую регулировку «быстрого энергосбережения» - компьютер учится понимать мимику лица, он способен оценивать уровень внимания не только к изображению на мониторе в целом, но и к деталям, фрагментам сюжета. Частично психологические «фокусировки» могут быть предсказуемыми и заранее просчитанными, для чего параллельно звуковой дорожке фильма давно уже можно было создавать дорожку управления зональными детализациями и профилем яркости монитора. Сейчас, как вы знаете, речь может идти о следующем поколении умной техники, способной вовлекать зрителя в интерактивное взаимодействие с героями сюжета, предусматривая не только профиль, но и сценарные варианты поведения персонажей в зависимости от реакции на происходящее зрителей (и речь не о игровой виртуальной реальности – а о фильмах для домашних кинотеатров).
Нерешённых проблем в ней гораздо больше, но и для неё упрощённо такой переменный профиль можно реализовать (даже в ноутбуках и смартфонах), поскольку встроенная камера вполне себе способна отслеживать внимание пользователя (частота отвлечения внимания во время просмотра фильма конечно разная, во многом зависит от режиссёра, но и внешние факторы так же не стоит недооценивать), а в мобильных устройствах включается ещё один весьма значимый аргумент – необходимость сохранять заряд аккумулятора. По сути задаваемые времена задержки для автоматического отключения и перехода в режим блокировки в наш умный век никуда не годятся, нам подавай мгновенную реакцию – как только отвлёкся зритель, монитор не потребляет энергию. И почему до сих пор этого не применяют?

В редакции 29 декабря 2017 г., источник мой 2016 г. Инженер-конструктор Гаврук В. В. МТС +375 29 8464082 ©


Рецензии