За Камнем. Глава 10. Выводы и решения

          
     На следующий день молодой хозяин забрал из конторы в дом бумаги по заводу за последние два года и углубился в их изучение.  Так же он дал распоряжение управляющему направить к нему, во второй половине дня рабочего, осмелившегося нарушить инструкции мастера.
     К обеду у Степана, как говорится, голова опухать стала от сопоставления бесчисленных бумажек и цифр, тем более с непривычки.  Где-то он обращался за советом к Николаю, но больше пытался разобраться сам.  Обед оказался довольно прост, но вкусен.  Управляющий, ещё вчера с утра, определил к ним в дом прислугой для уборки в помещениях и кухаркой женщину лет сорока, вдову приятной наружности и ещё не увядшей красоты.  Первую ночь они ночевали в доме управляющего, так как добрались до заводского поселка очень поздно, поэтому и не отказались от гостеприимства того.
     Когда перешли из столовой в кабинет.  Степан с долей удивления молвил Николаю:
     - С первой встречи обратил внимание, что-то наша кормилица слишком пристально и задумчиво на меня посматривает.
     - Да нет ничего удивительного, неужели тебе никогда не говорили, что лицом ты вылитый отец, только моложе.
     - Ну и в чем дело?  Другие-то на меня так не пялятся.
     - Ты понимаешь, не хотелось бы что-нибудь не так ляпнуть, но слушок такой ходит, мол у Ивана Гордеевича с ней лет десять как довольно близкие отношения наблюдались.  Недаром, хозяин последнее время больно часто этот завод навещал.  И ещё, год назад, когда я зашел к нему в кабинет по делу, хозяин тогда как раз вернулся в город из этого поселка.  Настроение у него было приподнятое, плотно прикрыв дверь в кабинет, неожиданно Иван Гордеевич достал из шкафа графин вина и налив нам по бокалу, негромко произнёс: «Давай выпьем за рождение моей дочери, дай Бог ей здоровья и счастливую судьбу, – потом пригрозил пальцем, - только об этом никому не слова».  Я же сегодня узнал, что у Марфы, так зовут эту женщину, год назад родилась дочь.  А она, прошло уже двенадцать лет, как вдовой осталась с пятилетней дочкой и двухлетним сыном.
     С минуту они сидели молча.  Затем Степан задумчиво произнес:
     - Значит получается, у меня сестра есть?
     - Похоже, выходит так.
     - Но почему отец её не признал и наследства не оставил хоть какую-то часть?
     - Ну это не так сложно понять.  Все бумаги о признании тебя сыном были готовы лет десять назад.  В том я уверен точно, так как был среди немногих, кто знал об этом.  А здесь наверно просто не успел, он же не собирался умирать так рано.
     Снова в разговоре наступила пауза.  Тут в дверь постучали и Марфа, заглянув в кабинет, доложила:
     - Там Наум пришёл до вашей милости.
     - Какой Наум? – не сразу понял Степан, более пристально приглядываясь к ней.
     - Рабочий завода, говорит, вызывали.
     - Ах да, ясно, проводи его сюда.
     Через минуту тот угрюмо переминался с ноги на ногу у порога.
     - Зачем барин звать изволили? – пробормотал он, не ожидая ничего хорошего.
     - Ну сначала здравствуй.  А потом, раз заявил, что выход металла может быть выше, проходи, садись и объясняй.
     Степан указал рукой на стул возле стола, с разложенными на нём бумагами.  Скромно присев на край сиденья, и несмело начав разговор, через несколько минут Наум расслабился и подробно, отвечая на наводящие вопросы, выложил все свои мысли, сначала по литейному делу, потом по заводу в целом, затем о жизни и быте рабочего поселка.  Три часа пролетели как один миг.
     - Что-то явно проголодался, - заметил по окончанию беседы хозяин. – Я тут распорядился, чтобы в столовой на троих стол накрыли, давайте подкрепимся.
     На следующий день, к хозяйскому дому, подкатил на запряженной коляске управляющий.  Подобострастно поздоровавшись, он поинтересовался, всего ли хватает в доме и не нужно ли чего ещё.
     Услышав в ответ, что всего в достатке, вновь с двусмысленной улыбочкой проговорил:
     - Может вам служанку поменять на более молодую.  У Марфы дочка красавица, семнадцати лет, можно даже приказать чтобы и на ночь оставалась в доме.
     - Ты на что намекаешь, - ответил, хмуро прищурившись, Степан, - на прелюбодеяние подстрекаешь?
     - Да нет, это я так поинтересовался, - перепугался от такой реакции хозяина тот, - может думал нужно что-нибудь.
     - Всё у нас в порядке и кухарка устраивает.
     - Так я поеду? – пробормотал управляющий.
     - Не задерживаем, - молвил Степан.
     - Я конечно не праведник, - заметил, присутствовавший при разговоре, Николай, - но таких пакостных намёков услышать не ожидал.
     Больше недели Степан разбирался с бумагами, изредка навещая завод, уже без раболепствующей свиты.  Часто там он разговаривал с опытными рабочими, о которых упоминал в беседе Наум.
     Получалась такая картина.  Склады, по бумагам, оказывались вновь отстроены прошедшей зимой, и деньги за них были выплачены по ведомостям, определенным людям.  Только строители эти, вдруг выяснилось, уже давно как померли.  Еще не мало нарушений и приписок обнаружилось при проверке.
     За этот период, молодой хозяин выбрал так же время наведаться на ближайший рудник, до которого было версты три, проехался вблизи селения верхом на лошади с одним из местных старожилов, прошёлся с Николаем по всему посёлку, навестив по пути несколько домиков и жилых рабочих бараков, поговорив о разных житейских мелочах с хозяйками, потому что главы семейств в это время были на работе. 
     Закончив проверку заводских бумаг, Степан высказал своё мнение Николаю об управляющем завода:
     - Я этого жулика завтра же с работы сниму. Засужу и на каторгу отправлю.
     - Не торопись с решениями, - охладил тот его пыл. – Снять недолго, это ты всегда успеешь сделать, а кого поставишь на освободившееся место.  Прежде чем убрать, нужно найти подходящую замену.
     - Да вот, хоть того же Наума поставлю. – заявил Степан.
     - Наум хорош возле плавильной печи, но не сможет справиться с порядком и ведением работ на всем заводе.
     - Почему?  Он же видит многие недостатки на заводе.
     - Да потому, что у него нет опыта организационных работ – это раз, и он не грамотный – это два.  А в таких делах иной работник, имеющий опыт, даже немного приворовывая, будет более полезен производству, чем кристально честный и умный, но не умеющий руководить людьми.  Кстати, увидеть недостатки и умение их исправить, две разные вещи и это не всегда получается у одного и того же человека.
     - Что же делать? – растерялся Степан.
     - Не спешить.  У тебя сейчас хорошие козыри на руках, припугни его каторгой и пускай новые склады к осени на ворованные деньги поставит, и вообще он у тебя теперь должен по струночке ходить.  А ты пока подыскивай толковых людей, да учи их помаленьку.  Чтобы в дальнейшем любого безболезненно можно было заменить.
     - И то верно.  Посмотрим завтра, что получится.


Рецензии
Беспокоюсь я за Степана, уж слишком он правильный, как бы чего с ним не сотворили:—(((А управляющего точно снимать надо, тоже мне управленец. С уважением:—)) удачи в творчестве

Александр Михельман   30.08.2023 18:13     Заявить о нарушении
Снимать возможно и нужно, вопрос кем заменить.

Владимир Сорокин 3   31.08.2023 18:27   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.