Гершевич Лидия Ивановна

  В Саратовской области в селе Байдек, ещё со времен Екатерина II, жили немцы, мои далёкие предки. Там родились мои родители и жили до войны. В августе 1941 года их всех депортировали в Сибирь на Алтай. Дедушку Гертер Егора Эрнстовича с бабушкой Лидией и тремя детьми (Лида -11 лет, Вера -5 лет, Мария -3 года) отправили на поселение в село Луговское. Дедушку сразу забрали в труд.армию в Кемеровскую область. Там он, в тяжелейших условиях, работал в шахте, заболел и умер (где похоронен, мы не знаем). Бабушка Гертер Лидия Егоровна работала на полях вместе с односельчанами, до конца своей жизни. Жили они  с дальними родственниками Рей Петром и Марией-Екатериной, в комнате 14 кв. метров. шесть человек.
 
   Мою маму выдали замуж в соседнее село Соколово за Шпомер Ивана Ивановича. Я родилась в 1949 году в селе Луговское. В котором не было больницы и роды принимала дежурная акушерка дома в родных стенах.  До школы я жила в Луговском у своих любимых тётушек. Родители изредка забирали меня, но я рвалась обратно. Обе бабушки: Лида и Мария- Екатерина,  баловали меня, а дедушку  Петра я просто обожала. Они были люди набожные, у них были книги и библия на немецком языке  Дедушка частенько усаживал меня на колени и читал мне, а я рассматривала картинки. Я знала родной язык и долго владела им, пока были живы мои родные. Потом не с кем стало разговаривать и постепенно я его утратила.
 
   Бабушка Лидия прожила не долго. Её не стало, когда мне было 16 лет. Тётушки мои повыходили замуж и жили своими семьями. Когда умерли старики, я всё равно приезжала в родное село. Однажды проезжая по улице я увидела вместо нашего домика развалины и пустырь. Защемило сердце и навернулись слёзы, было чувство, что отняли что то дорогое, бесценное. Моё счастливое детство закончилось.
 
   По рассказам тётушек знаю эпизоды их жизни во время и после войны. Люди в селе относились к ним по-разному. Кто-то понимал, что эти немцы ни в чём не виноваты, а кто-то презирал и ненавидел, считая их тоже фашистами.
 
   Такую горечь испытывала и я - дитя  послевоенного времени. В 50-х годах отец перевёз нас жить в город. В новой школе я почувствовала все эти "прелести". Пацаны дразнили немкой, фрицем, поджидали после школы и просто били. Учительница русского языка - еврейка, яростно ненавидела меня, и хотя, русский и литературу я любила, и они давались мне легко, занижала  оценки. При любом удобном случае старалась меня "уколоть" и однажды оттаскала за волосы, так как ей показалось, что я не достаточно аккуратно причёсана. Благодаря ей, школу я невзлюбила и после окончания, никогда больше туда не ходила, даже на вечера встреч выпускников.
 
   В 1965 году я закончила восьмилетнюю школу № 21. А через год с красным аттестатом, после окончания ГПТУ-3 поступила в Омский индустриально-педагогический техникум. Училась с удовольствием. Самые счастливые студенческие годы пролетели быстро. В 1970 году защитила диплом по специальности- мастер производственного обучения, техник-технолог по обработке металлов. В этом же году  вышла замуж и вернулась в Бийск. Трудовую деятельность начала в должности техника-технолога ОГТ завода "Молмашстрой". На вновь открывшемся заводе "Спецавтоматика" проработала 16 лет. Получила почетную грамоту министерства машиностроения. В 90-е годы, когда перестали платить зарплату перешла  в отдел оборудования Бийской ТЭЦ -1, где работала до пенсии.
 
   Я горжусь тем, что я немка. С благодарностью вспоминаю своих предков. Какая тяжёлая доля им досталась. У них отняли всё, унижали, незаслуженно обвиняли, а они оставались просто людьми, добросовестно трудились,помогали друг другу выживать. Педантичный и трудолюбивый народ, который не утратил свою духовность.
 
   Уходит поколение, всё меньше остаётся тех, кто знает эту историю не понаслышке. Историю пытаются переписать, поправить, но нельзя допускать, чтобы забылись страдания нашего народа.
 
   С мужем в счастливом браке мы прожили 27 лет, родили дочь и сына. Наше продолжение во внуках. Хочется верить, что им не придётся повторить судьбу наших предков и, что ничего подобного больше никогда не повторится.


Рецензии