Жанна дэ Арк. Успехи и проблемы экранизации

(Надеюсь, публикация картин известных художников (или фотографий) в качестве иллюстраций, оживляющих подачу материала, не будет считаться нарушением - ведь я УКАЗЫВАЮ ФАМИЛИИ ХУДОЖНИКОВ (обычно - в конце текста)! Это - общепринятая практика на всем просторе интернета!.. В крайнем случае - если руководители сайта сочтут это недопустимым - прошу просто УДАЛИТЬ КАРТИНКИ - либо известить меня, и я сделаю это сам!.. С уважением, Игорь Катанугин)



ЗА ДОСТОЙНУЮ ЭКРАНИЗАЦИЮ ОБРАЗА СВЯТОЙ ЖАННЫ Д’АРК


Часть 1. ДОРОГИЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ ДЕТСТВА

Уважаемые любители, ценители и знатоки киноискусства! Лично я, пожалуй, отнес бы себя к первым из этих двух категорий – то есть любитель и ценитель, но вряд ли знаток – по крайней мере, насчет широты кругозора мне вряд ли есть, чем похвастать… Тем не менее, уже давно – где-то с конца 90-ых годов – то есть вот уже лет двадцать – как я стал использовать любую возможность, чтобы жадно смотреть, читать, слушать, впитывать в себя все лучшее, все светлое чистое красивое, что таит в себе чудо Искусства – будь то литература, музыка, пение, кино, живопись и другие виды искусства…

И практически сразу мне захотелось вести личный дневник, записывать свои впечатления, мысли – а потом я стал писать также письма, очерки и для других любителей искусства – пусть иногда в стол, как говорится, но – тем не менее… Так, например, очень дороги мне мысли, впечатления, которые я изложил уже лет десять назад в большом очерке по киноискусству «Трава сквозь асфальт», и вот сейчас, смотрю – уже получается и просится на бумагу еще один маленький очерк – письмо – на этот раз именно по заявленной в названии теме – «Жанна д’Арк – успехи и проблемы экранизации»…

Ловлю себя на том, что в силу ряда причин вынужден сокращать очень многое,  ибо склонен писать именно КРАТКИЕ очерки – в то время как мыслей и чувств накопилось довольно много… В силу этого стремления к краткости буквально одной строкой скажу сейчас, что в детстве – лет десять когда мне было – мое внимание привлекла одна книга с полки папиных исторических книг (мой отец – Царствие ему небесное! – проработал всю жизнь в школе учителем истории и очень любил и прекрасно знал свой предмет) – повесть или роман (не знаю, как вернее сказать) Марка Твена «Жанна д’Арк» - издание 1961 года, Минск, перевод – Семежон, Тимофеева (всегда подчеркиваю – ИМЕННО ЭТОТ ПЕРЕВОД ищите всегда – это очень важно! Принципиально!!!)…

И вот – как говорится, книга запала в сердце, и я возвращался к ней снова и снова на различных этапах моей жизни, и вот буквально сейчас захотел снова перечитать ее – и заодно задался вопросом – а какие есть ЭКРАНИЗАЦИИ этого литературного произведения?.. И так я стал искать эти экранизации – художественные пока (потом планирую приступить и к чисто документальным фильмам), и захотел хотя бы очень и очень ВКРАТЦЕ изложить некоторые мои мысли и впечатления…

Скажу сразу – хотя пишу об одном, казалось бы, историческом сюжете – имею ввиду много совершенно ОБЩИХ всеохватывающих моментов, принципов и подходов в области искусства – поэтому предмет этих размышлений на самом деле выходит далеко за пределы конкретного исторического повествования…


Часть 2. ПРОСТИТЕ, НО ТАК НЕЛЬЗЯ!

(мысли по поводу фильма Люка Бессона «Жанна д’Арк»)

Ну что же – эти мои слова прозвучат сейчас очень резко – но смягчить их более я уже просто не в силах – итак уже смягчил, ослабил мое возмущение, насколько это оказалось возможным… Фильм Люка Бессона «Жанна дАрк», 1999, Columbia pictures – я бы разорвал вдребезги, на мелкие части все их отснятые материалы и бросил бы их в костер! Вот так – посмотрел минут десять, даже меньше, и возникло сильнейшее жгучее желание опрокинуть столы этих знаменитых кинематографистов, увенчанных всевозможными лаврами!

О – какие тонкие уловки – вроде бы – и придраться-то не к чему – да, время было страшное, да - все ужасы имели место! Однако – сразу же чувствуется – вибрация-то фильма – НЕ ТА! НЕ ТА – совершенно! Даже когда показывают маленькую Жанну – вот, вроде бы – ну чем не идеальное начало – такая чудесная набожная девочка, и так далее… Однако – не то, не то, ВСЕ – НЕ ТАК, НЕ ТО!... Почитайте чудесное художественное произведение Марка Твена «Жанна д’Арк» (перевод – ОБЯЗАТЕЛЬНО СЕМЕЖОН, ТИМОФЕЕВА – ТОЛЬКО ЭТОТ!!!) – любимую книгу писателя, которую он посвятил своей жене Оливии на 25-летие их свадьбы – почитайте, и, возможно, вы поймете всю эту тонкую, но чрезвычайно важную разницу!

Да, и Марк Твен пишет обо всех ужасах – но он пишет, строго основываясь на исторических источниках, не выдумывая то, чего не было – как, например, этой ужасной гибели матери Жанны – гибели, выдуманной больным воображением создателей фильма и столь смачно, маниакально смакуемой ими на первых же нескольких минутах киноленты – совершенно отвратительный мерзкий позорный ход режиссера и других создателей фильма!…

(Поверьте – вот и хотел бы сказать конкретнее об этом моменте фильма – но не могу, ибо даже на бумагу нет желания излагать эту тьму – а в фильме нас, зрителей, заставляют смотреть это своими глазами!..) Даже помимо совершенной порочности этого «хода» с точки зрения искусства, нравственного и духовного чувства, чисто исторически этот момент – просто совершенная ужасная ложь, ибо мать Жанны – Изабелла Роме – намного  пережила свою знаменитую дочь, пережила всю ту войну и в 1455 году присутствовала на очень трогательном мероприятии (простите за это несколько избитое слово!) памяти Жанны в Соборе Парижской Богоматери, положившем начало Процессу по ее реабилитации…

(Слышал мнение, что в том совершенно отвратительном эпизоде – сестра, а не мать Жанны… На это скажу – даже если бы так – это ничего не меняет по сути, да и НЕТ НИКАКИХ указаний в литературе – например, в подробной детальной строго исторической книге Режин Перну и Мари-Вероник Клэн – на то, что у Жанны была такая сестра – намного ее старшая, и что с ней случилась такая трагедия – нет ниаких указаний!.. )

Марк Твен пишет так, что даже дети малые вполне могут читать весь его чудесный роман -  ДАЖЕ ДЕТИ МАЛЫЕ!!! (я, например, в десять лет прочел его – и он запал мне в самое сердце, и на всю жизнь, как вижу теперь) – хотя, повторюсь, и ужасы все там переданы! Понимаете? – Есть же своя этика искусства! Возьмите, например, роман «Князь Серебряный» Алексея Толстого – там показаны все ужасы опричнины, все ужасы времен Ивана Грозного – КРОВАВОГО – но показаны так, что автор уважает нравственное чувство читателя, и мы можем читать это, и уж тем более автор не сочиняет тех ужасов, которых НЕ БЫЛО – как это делают создатели фильма о Жанне д’Арк Люка Бессона!.. (Кстати, читал, что историки – многие серьезные уважаемые историки – как говорится, плюются по поводу исторической достоверности фильма…)

Марк Твен сразу проникся всей воистину Божественной атмосферой, закутывающей всю жизнь Жанны – Божественной, то есть всегда глубоко человечной! Человечной, то есть простой, теплой, трогательной, дорогой сердцу самого простого человека – то, к чему хочешь протягивать руки в самые трудные моменты и в самые радостные тоже – как к ласковому костру на лесной опушке в ночи! Включающей всегда внутреннюю устойчивость, здравый смысл, радость – чистую чудесную радость жизни! И особенно в детстве Жанны радость эта была столь изобильна!

И далее всегда – Бого-вдохновение не имеет НИЧЕГО ОБЩЕГО – РОВНЫМ СЧЕТОМ НИЧЕГО – с этой болезненной неуравновешенной экзальтацией Жанны, показанной в фильме (Мила Йовович – при всем уважении – не то, не то, не то совершенно!!!) Кстати, еще одна чудесная книга – на сей раз ЧИСТО ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ – «Жанна д’Арк» - Regine Pernout, Marie-Veronique Clin “JEANNE D’ARC”, я купил ее давно уже, она издана в русском переводе в Москве в 1992 году, издательская группа «Прогресс»…

Видите ли? – К примеру, Марк Твен подметил что-то очень важное, без чего просто не выйдет никакой внутренней психологической правды – ни в передаче образа Жанны, ни в фильме в целом… Американский писатель включил в свой роман довольно много юмора! Юмора! И – драгоценного тепла сердца, много дорогих трогательных красивейших моментов – хотя, повторюсь, вся обстановка-то была тогда просто совершенно ужасна!.... Какое-то внутреннее равновесие…

И – о столь драгоценные моменты духовного подъема – массового духовного подъема народа!!! Когда по щекам людей льются слезы радости – Господне вино!... Опять же – это не имеет ничего общего с фанатизмом как синонимом невежества! И – понимаете – грань-то здесь – о какая тонкая грань между истинным духовным подъемом и фанатизмом! Вроде бы – и там, и там – слезы, крики, люди машут руками, готовы взяться за оружие!.. Однако – в одних случаях это является просто проявлением невежества, дикости, омраченности, фанатизма, а в других – явлением столь драгоценного возжигания Духа, возгорания пламени святого Божьего в сердцах самых простых людей!...

Эти тонкие грани невозможно объяснить, если человек не подошел к этому сам или сама – хотя бы на некое близкое расстояние, когда достаточно протянуть руку…

Маленькое отступление от сюжета. Буквально два дня назад я впервые посмотрел художественный фильм «Ромео и Джульета» 2013-ого ода, режиссер Карло Карлеи… О – как хотел бы я, чтобы кто-то, какой-нибудь коллектив оказался на такой же высоте, как создатели этого чудесного фильма – чтобы создать воистину адекватную киноленту – художественную, но и документально верную при этом – о Жанне д’Арк!... Этот фильм «Ромео и Джульета» - воистину, пример такого грамотного одухотворенного подхода!.. Свет, дух святой драмы Шекспира… Мера, тонкость, соответствие… Свет Бога через человека – вечное великое Таинство!... Я не идеализирую, возможно, и там можно найти недостатки – но, по-моему, все же на высоте! Все же на высоте оказались создатели фильма! Вот бы так и по истории Жанны!!!...



Часть 3. СЛАБЕНЬКО, НО ХОТЬ ЧТО-ТО!..

(краткие размышления по поводу фильма «Жанна д’Арк», 1999, с Лили Собески)

Вот, буквально вчера – 22 апреля 2017 – нашел и успел посмотреть первую серию еще одного художественного фильма по истории Жанны дАрк – с Лили Собески в главной роли (интересно – тот же 1999 год! Два коллектива, как сговорившись, работали над одним и тем же сюжетом!)… Набросал вчера на бумаге ряд кратких моментов, которые попробую набрать сейчас на компьютере…

Да, актриса – милая, красивая, видимо, довольно-таки подходящая… В ее лице, глазах, облике мы видим мир, теплоту, что-то очень приятное, дорогое сердцу…
И вместе с тем, мне кажется, налицо явное существенное ЗАНИЖЕНИЕ ПЛАНКИ в фильме – говоря спортивным языком… Насколько же в книге Марка Твена все выражено сильнее, ярче, духовнее – и при этом строго сверено с целым рядом чисто ИСТОРИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ – список которых автор приводит прежде самого романа!.. Лично для меня очевидно (хотя пишу все это НЕ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ СПОРИТЬ – просто выражаю мое текущее понимание, восприятие) – очевидно, что этот высочайший уже чисто духовный уровень не вместился в сознание и практику создателей и этого фильма – даже этой киноленты – при всех ее плюсах, при всех ее некоторых сильных сторонах!..

Детство Жанны в книге Марка Твена – это же просто чудо, красота, волшебный пленительный мир!.. В фильме же – лишь слабый – слабенький отсвет – правда, есть красивые моменты и в фильме – спасибо за это!!!... Волшебное дерево фей – о какая здесь Красота, вообще, вся та чудесная чистая нравственная и духовная атмосфера в том краю, где родилась Жанна! Это отмечают и строгие историки (смотрите книгу Режин Перну и Марии-Вероник Клэн), и Марк Твен в своем историческом романе!..

Мне кажется, это – очень важно! Духовность «простого народа» - даже такого бедного неграмотного забитого – это важно на все времена! Это очень красиво и важно – и вообще само по себе, и как духовные истоки Жанны – и – в случае искусства кино – какое же это благодатное поле – не показанное, не возделанное пока еще – как, впрочем, и столь многие другие важнейшие моменты в этой совершенно потрясающей жизни!..

АРХАНГЕЛ МИХАИЛ являлся Жанне уже прямо в детстве – о чем она не раз говорила на процессе, что везде записано, и что Марк Твен столь пленительно величественно отображает!.. В фильме же – лишь Святая Екатерина!.. Конечно, и это – здорово, но опять же – занижение планки, ослабление Света и величия действа – налицо и в этой детали… Не смогли, испугались создатели фильма! «Как же это мы вдруг ТАКОЕ покажем?! Уж слишком сильно получится!» - О – какое печальное заблуждение, какая ложная «скромность»! Какой прискорбный СТРАХ перед Светом, страх заявить всем людям, что – ДА, и такое возможно, и БЫЛО!!!.. И сам Князь Архангелов, архистратиг небесный Михаил приходил к простой неграмотной деревенской девочке Жанне…

Далее. Жанна СНАЧАЛА обрела сама совершенно четкую абсолютную непоколебимую УВЕРЕННОСТЬ и понимание своей великой Миссии – освобождение Франции – и лишь ПОТОМ начала действовать! Так, только и именно так, в такой логичной последовательности, а не наоборот – как это показано в фильме! В киноленте мы видим робкую нерешительную постоянно колеблющуюся девушку, которую учат и направляют все окружающие (все, кому не лень – так и тянет сказать!), прямым текстом говоря ей: «Ну не бойся, послужи людям Символом, чтобы массы смогли поверить в былую легенду, пророчество Мерлина! Покажись людям, а мы уж все сделаем, что и как нужно!»

Уважаемые – но это же – просто НЕПРАВДА! Если бы так было в реальности, не осталась бы Жанна НАВЕКИ В ПАМЯТИ ЛЮДЕЙ ВСЕГО МИРА!!! Там же действовал БОГ – Бог через человека – со всей своей силой, мудростью, прямотой и решительностью! Это Жанна исцеляла робость и нерешительность окружающих, а не наоборот!!!...

Итак, магнетизм, обаяние, духовная сила Жанны представлены опять же в заниженном, ослабленном виде – равно как и величайший невиданный просто потрясающий, возрождающий все светлое внутри вас энтузиазм людей, видевших и даже просто слышавших о Жанне – начиная от храбрых рыцарей и до простых бедных крестьян!!!

Да, прошу прощения за некоторую непоследовательность, но я и не претендую на строгий научный труд… Фильм начинается с момента – заключительного трагичного момента земной жизни Жанны… Костер… И вот, когда пламя уже вовсю подступает, Жанна поднимает глаза к небу и говорит – Господу – «Благодарю!»… Зачем, почему создатели фильма решили и в этом проигнорировать имеющиеся строго исторические свидетельства, согласно которым девушка кричала тогда: «ИИСУС!!!»… Иисус, понимаете???!!! Ей же стало уже очень и очень больно! Огонь уже обжигал ее, и вот, из груди Жанны вырвался этот крик – Иисус!... Впрочем, и Марк Твен об этом умалчивает – и это – тот редкий случай, когда лично я отступил бы от его потрясающего романа..

Однако – спасибо, все равно спасибо – ваш фильм лично я все же могу смотреть – пусть и со смешанными чувствами – но могу… (Вставка от 21 декабря 2017 года: Нет – теперь – НЕ МОГУ! Уже давно не могу смотреть этот фильм – да и большинство других экранизаций образа Жанны…)

Правда, вторую серию фильма пока так и не решаюсь смотреть! Как увидел там момент, когда Жанна на мосту перед замком вызывает английского военачальника (Гласдейл, если не ошибаюсь) и говорит ему: «Выходи, сейчас я отправлю тебя в ад!» - говорит, и в этот самый момент французские лучники всаживают этому Гласдейлу с дюжину стрел в грудь… Увидел это – и так и не решаюсь смотреть далее, ибо в уме и сердце засела мысль – извините, но это – не Жанна, это – не ее почерк, не ее стиль, не ее образ мысли и действия!..

 Вот, скажут – нашел способ похвалить (имею ввиду мои слова, что могу смотреть этот фильм – пусть хотя бы первую серию)!... И – тем не менее, для меня это – действительно означает похвалу – когда говорю, что могу смотреть эту ленту… Почему так? – Потому что этот образ очень дорог мне, и очень легко отвратить меня полностью от фильма или иного произведения – если вдруг что-то очень уж резко возмутит мою ревность…


Часть 4. ФИЛЬМ С ИНГРИД БЕРГМАН (1948). СПАСИБО!


Пишу сейчас очень кратко, как говорится, парой слов... Посмотрел сейчас до конца этот фильм "Жанна д’Арк" 1948 года с Ингрид Бергман в главной роли... Спасибо! Спасибо всем!.. Удивительно - как это я до сих пор не смотрел и даже не слышал об этой ленте, об этом сильнейшем чудесном потрясающем произведении киноискусства!

Вчера - посмотрев половину - наметил себе некоторые, как говорится, несколько критичные тезисы, но сейчас, досмотрев фильм до конца, отказываюсь от большинства из них... Просто говорю - Спасибо!... Молодцы, что взяли за основу фильма ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ - причем очень даже достойное - пьесу Максвела Андерсона "Дева из Лорейн" - просто и мудро сделали - нашли и взяли за основу хорошее сильное  ОДУХОТВОРЕННОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ! Только так и возможно, только так и можно передать ПСИХОЛОГИЮ - в данном случае, психологию столь огромного просто невероятного диапазона - от чудовищной немыслимой низости, подлости, бесчувственности одних - и до чудесных сияющих вершин духа Жанны и других патриотов!...

Прочитал сейчас, что в Америке прокат этого фильма принес его создателям почти два с половиной миллионов долларов УБЫТКОВ! Откровенно говоря – просто стыдно за американского зрителя!.. А некоторые критики ставили в вину фильму якобы слабую зрелищность, якобы чрезмерно длинные диалоги... Дерзаю сказать, что, лично мне диалоги не кажутся слишком длинными - просто надо прикасаться к этой теме вдумчиво, не спеша, никак не в погоне за какими-то внешними эффектами; и - главное - смотреть фильм глазами сердца, слушать ушами сердца - как сказано в одной мудрой книге...

Спасибо, Ингрид! Созданный тобою образ трогает и потрясает до глубины души и – милостью Божией – навеки останется в сердце!.. Спасибо режиссеру - Виктору Флемингу, всем создателям фильма, актерам! Браво, маэстро!...

Конечно же, это не означает, что все мои зрительские запросы по поводу экранизации образа Жанны оказались удовлетворены этим фильмом – нет, конечно же, нет! Вот, к примеру, мой комментарий, который я дал только что под этим материалом в группе по творчеству Ингрид Бергман ВКонтакте:

А вообще-то, конечно же, много чего еще можно бы сказать по этому поводу - и хотелось бы сказать!.. Читаю сейчас документальную историческую книгу "Жанна дАрк", авторы - две французские женщины - историки - Режин Перну и Мари-Вероник Клэн (еще в 1992 году купил эту книгу в Москве)... И еще одну книгу читаю, вернее сказать - уже который раз перечитываю... Пишу о ней в этом очерке моем... Откровенно говоря, даже при всех плюсах этого фильма с Ингрид Бергман, лично мне кажется - простор, творческое пространство для экранизации образа Жанны ОСТАЮТСЯ! Остаются, да еще как, да еще какие!!! Признаюсь, у меня есть идеи - очень дорогие для меня - по этому поводу! Не знаю лишь, с кем поделиться, ибо они заключают в себе и некую мою тайну, мое ноу-хау (стараюсь не употреблять иностранных выражений и слов, ну да ладно)...




Продолжение этой части очерка – по фильму с Ингрид Бергман - от 16 декабря 2017 года (мое письмо в одном из сообществ).

Несомненно, этот фильм - 1948 года - имеет много ценных сторон... Актриса играет очень искренне, от сердца - образ Жанны Девы был с юности близок для Ингрид, с юных лет манил, пленял, будил и волновал воображение... Поскольку мы имеем здесь чудесную возможность обмениваться своими глубокими чувствами, скажу (вернее, повторюсь), что долгое время этот фильм оставался для меня самой любимой экранизацией образа Жанны де Арк (а, откровенно говоря - единственно любимой экранизацией...)

Вместе с тем, когда дней десять назад мне посчастливилось увидеть  киноленту 1929 года - режиссера Марко де Гастина - новое чудесное чувство, явление, впечатление вошло в мою жизнь... Как говорят, это стало открытием!.. (Смотрите седьмую часть очерка по этой кинокартине!..) Ведь на то нам и служит искусство - чтобы затрагивать самое сердце!.. Несомненно, все ценное в киноленте 1948 года так и остается ценным и дорогим сердцу - просто мир стал еще богаче для меня, и новая радость сопричастности к Свету зажглась с этим новым произведением!..

Французы подошли к работе над фильмом "Чудесная жизнь Жанны де Арк" очень подобно тому, как в России - СССР тогда - подошли в 1950-ые годы к экранизации романа "Война и Мир" Льва Толстого... Это была национальная идея - великая вдохновляющая воистину греющая сердца идея - как во Франции - так и в России - работа над этими соответствующими кинокартинами!.. Это касалось и всей мощи, громадности государственных средств - и пыла души, горения сердца всех участников этих великих проектов - от исполнителей главных ролей до участников массовых многотысячных сцен и гардеробщиков, образно говоря!.. Это было красиво!..

Жаль только - французскому фильму 1929 года повезло много меньше, чем экранизации Сергея Бондарчука!.. Мало того, что вскоре пришел звук в кинематограф - и зритель пошел в массе своей уже на звуковые фильмы! В придачу уже серьезная, настоящая беда приключилась - фильм разделил трагедию самого народа, всех народов Европы - в огне и бедах войны - во время фашистской оккупации - была утеряна ТРЕТЬ киноленты - один час из трех! Утеряны чудесные сцены - из различных частей кинофильма!..

Тем не менее, весь масштаб, вся серьезность подхода остались - ОСТАЛИСЬ на пленке! И это так и не было никем пока превзойдено, не было нигде повторено - и даже хотя бы отдаленно приблизиться к этой потрясающей исторической масштабности и детальной достоверности - даже приблизиться так никому и не удалось...

А лично у меня сложилось впечатление - так никто и НЕ ПЫТАЛСЯ!... Вы просто посмотрите, например, картины сотен и тысяч простых бедных людей, вдохновенно стекающихся по всем дорогам Франции под знамена их возлюбленной Девы - посмотрите - это же именно те, старинные лица, повозки, одежды!.. Посмотрите на батальные сцены - Боже - кажется, что смотришь не художественный фильм, даже не документальный - кажется - чудесная Дверь отворилась - и перед тобою открылась История!..

Это смогли лишь ФРАНЦУЗЫ - к ПЯТИСОТЛЕТИЮ подвига Жанны - принесли все самое дорогое, что веками копили в сердцах... Понимаю - в Голливуде не могли так подойти к этому фильму, понимаю и отдаю должное всем их собственным искренним стараниям и талантам!..



Часть 5. НЕСООТВЕТСТВИЕ – ИСТОРИЧЕСКИ И ДУХОВНО!

(по фильму «Молчание Жанны» с Клеменс Поэзи в главной роли)

Дорогие уважаемые читатели этих скромных немногих строк! Как я уже отметил, в силу ряда причин пишу очень и очень кратко, поэтому в любом случае многое останется здесь невыраженным – а, лучше сказать – останется как хороший повод для дальнейшего общения по искусству, на что лично я очень надеюсь и чему был бы рад!

Здесь же хотел бы сделать лишь ряд очень кратких штрихов, набросков, заявлений… Сам фильм этот в оригинале называется «Жанна плененная» и начинается с кадров, когда мы видим героиню истории стоящей где-то типа балкончика на верхушке башни, или замка, и вот она шепчет молитву – просит прощения у Господа за то, что замыслила самоубийство – и далее «киношная» Жанна просто падает оттуда вниз – выбрасывается, причем плашмя, именно как акт самоубийства, который, правда, не увенчался успехом, не достиг поставленной цели…

Ну что же? – Именно по этому поводу я и выбрал заголовок этой части исследования – НЕСООТВЕТСТВИЕ – исторически и духовно! Вот, к примеру, что я прочел в этой связи (специально искал!) в уже упомянутой чудесной замечательной исторической документальной книге французских женщин-историков Режин Перну и Мари-Вероник Клэн «Жанна дАрк». Позволю себе привести лишь одно СТРОГО ИСТОРИЧЕСКОЕ свидетельство из этой книги. Уже во время Процесса, а именно, в понедельник 12 марта 1431 года, Жанне пришлось объясниться по поводу прыжка из башни замка Боревуар (который действительно имел место вскоре после ее пленения англо-бургундцами):

«Я сделала это не от отчаяния, но в надежде спасти тело свое и отправиться на помощь многим простым людям… А после побега я была на исповеди и просила прощения у Господа» (часть 1, глава 7, раздел «Собственно Процесс»).

А ранее Жанна говорила, что тогда до нее дошли сведения, что англичане (или бургундцы, бывшие с ними заодно) обещали убить всех жителей города Компьен, начиная с возраста семи лет, и поэтому она – Жанна – очень переживала и задумала ту – вторую уже – попытку побега – ПОБЕГА, а не самоубийства, как это показано в фильме французских кинематографистов! Согласитесь – различие ощутимое – как исторически, так и в трактовке, в понимании, осмыслении всего образа Жанны!

Лично я – лишь увидел эти первые кадры фильма – сразу захотел от него отвернуться, отстраниться, дистанцироваться (и так и сделал, пусть даже и посмотрев еще несколько далее)! Я сразу подумал, почувствовал в сердце – нет, что-то не то! Не то, не то, не так! Это – не Жанна! (Хотя она, правда, говорила, что предпочла бы смерть английскому плену…) Мне сразу показалось, что, вообще – вряд ли оправданно начинать фильм о Жанне с времен ее пленения, и тем более – с этого эпизода, и – тем более – делая столь явную столь существенную подмену – ПОДМЕНУ САМОГО ЗАМЫСЛА И ДУХА ФРАНЦУЗСКОЙ ГЕРОИНИ!!!... (Жаль, что это делают сами французы – и эта столь любимая мною актриса Клеменс Поэзи – просто совершенно чудесная трогательно чистая красивая  Наташа Ростова из фильма «Война и Мир» Роберта Дорнхельма!..)

Да и далее – что-то не то… К примеру, резанул эпизод, когда Жанна выбивает протянутую ей чашку с целительным напитком  - протянутую с искренним милосердием рукою врача… Резануло восприятие вообще то, как представлен внутренний мир Жанны плененной… (Повторюсь – вообще не считаю оправданным сужать рамки фильма пленом, даже процесс остался за бортом – то есть вообще – ни детства Жанны, ни времени при дворе и на войне, ни процесса…)…

Да, конечно же – в плену девушке было ТЯЖКО – очень тяжко, однако столь же несомненно – она оставалась Жанной, оставалась самою собой – а это – образ не тот – НЕ ТОТ, что возникает из фильма… Что и потрясает людей уже полтысячи лет – ребенок, нежный чистый ребенок из Евангелия Иисуса Христа, соединенный с мужеством Воина, с абсолютным мужеством, благородством и зрелым Бого-вдохновением… И неповторимое обаяние Юности…

Понимаю, различие тонкое, и трудно это выразить словами… Надо просто читать эти книги – роман Марка Твена (ЛИШЬ в переводе Семежон, Тимофеевой!) и чисто  документальный труд Режин Перну и Мари-Вероник Клэн… И – надо сделать еще некое уже чисто духовное усилие – или молитву – чтобы Господь помог сонастроиться… «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят!..»


Часть 6. МЫСЛЕННО Я ОПРОКИДЫВАЮ ВАШИ СТОЛЫ!

(по поводу ужасной подлейшей лжи в передаче образа Жанны Девы в английском художественном фильме «Пустая корона. Война Алой и Белой Розы. Генрих Шестой»)

Этот фильм шел в апреле сего года (2017) по телеканалу «Культура»… Лента – многосерийная – повествует о Столетней войне 14-ого – 15-ого веков между Англией и Францией, перелом в которой – кардинальный сдвиг в сторону обретения Францией своей долгожданной независимости от Англии - как раз и наступил в силу и в результате совершенно чудесной невиданной никогда ранее – да и после того – миссии Жанны д’Арк…

Это – уже шестая часть моего очерка, так что ранее я уже имел возможность и выразил, как мог, хотя бы какой-то слабый отсвет того великого чуда – чуда Божьей любви – вылившегося, претворившегося в этот сверкающий полет звезды с тверди небесной Божьего бытия и сознания… Да – снова и снова перечитывал я и роман Марка Твена («Жанна д’Арк», перевод – ОБЯЗАТЕЛЬНО Семежон, Тимофеева), перечитывал строго чисто исторические (как, впрочем, и этот роман) свидетельства многих и многих людей – начиная от современников Жанны и до наших современников – и вот, всюду снова и снова повторяются слова самого искреннего чистейшего бесподобного восхищения… Это было и остается чудом… О Франции тех дней – почти что полностью порабощенной, разгромленной, запуганной, разграбленной, погрузившейся в пучину отчаяния, безверия – о той Франции начала 15 века употребляли эпитет «труп нации» - и не без оснований!...

Труп нации… И вот – Господь в лице Архангела Михаила, святых Екатерины и Маргариты – приходит к маленькой вроде бы самой обычной неграмотной 13-летней крестьянской девочке Жанне, пасущей стадо овец в своей деревушке Домреми в Лотарингии – и указывает ей на ее необычное - просто нет слов – предназначение – встать во главе всей французской армии, во главе всего народного сопротивления и по сути вернуть Францию к жизни, обеспечить коренной перелом в ходе войны – войны, называемой гигантским людоедом, челюсти которого перемалывают сотни тысяч и миллионы французских жизней, и только кровь капает с этих чудовищных жующих человечину челюстей…

Книгу об этом – роман Марка Твена – я обнаружил на папиной книжной полке еще в возрасте где-то десяти лет, и с тех пор – вот уже в течение долгих сорока лет – читаю и перечитываю ее и документальные источники – и все же никак не могу привыкнуть – КАК такое возможно? Здесь на нашей грешной земле? Да еще в один из самых мрачных периодов и мест ее истории?!!...

Итак, на мгновение обращаюсь к указанному выше фильму с этим длинным названием «Пустая корона. (и так далее)»… Почему на мгновение? – Просто больше – не могу и не хочу, и не стоит того!... Одним из действующих лиц фильма является как раз Жанна д’Арк – и что же мы видим? – Сразу же обращаешь внимание на какие-то совершенно безумные ужасные глаза, выражение лица этой мнимой «Жанны»!.. 
И далее – такой сюжет. Видный английский военачальник Тальбот оплакивает на поле боя своего убитого сына Джона, и вот – сзади к нему потихоньку подкрадывается эта, прости, Господи, мнимая «Жанна» - и вонзает свой меч в спину этому старому воину, склонившемуся над теплым еще телом своего убитого сына!!!

О Боже! Да ведь это всегда считалось бы просто верхом подлости, низости, вероломства – ТАК, ТАКИМ ОБРАЗОМ убить своего врага!!!... Мало того – когда пораженный Тальбот-отец падает, эта «киношная» Жанна исступленно кричит: «Давайте изрубим их обоих прямо здесь на куски, и скормим собакам!» Представляете? – И лишь окружающие кое-как все же удерживают ее, убеждая похоронить отца и сына Тальботов!..

Боже! – Какая же мерзость! Какая беспредельная низость! И это – одни из ВЕДУЩИХ МИРОВЫХ КИНЕМАТОГРАФИСТОВ!!!.. Каждому, кто хоть чуть-чуть прикасался к истории Жанны д’Арк, отлично известно, что – среди всего прочего – все ее современники, соратники ее воинских подвигов – как друзья, так и враги – все удивлялись просто НЕВИДАННОМУ тогда МИЛОСЕРДИЮ И БЛАГОРОДСТВУ ЖАННЫ!!! Она ТРИЖДЫ предупреждала своих противников-англичан перед каждым боем – просила их именем Божьим уйти из занимаемых ими крепостей, городов и земель – ЧТОБЫ ИЗБЕЖАТЬ КРОВОПРОЛИТИЯ!!! А после боя она прямо на поле оплакивала павших солдат – как своих, так и чужих, часто клала голову какого-нибудь умирающего воина – даже англичанина – себе на колени и старалась, как могла, облегчить его последние минуты земной жизни!..

Жанна ходила в бой, держа в руках свое Знамя, а не меч – ЧТОБЫ НИКОГО НЕ УБИВАТЬ! (И на процессе она говорила, что за все время войны она никого не убила…) Она старалась прекращать всякие боевые действия по воскресеньям – в память о страданиях и воскресении Спасителя, по праздникам! Всего не перечислишь здесь – просто Жанна являла всем пример благородства, просто НЕВИДАННОГО, НЕСЛЫХАННОГО НИКЕМ И НИКОГДА в то время – да и теперь очень редкого, к сожалению!..

И вот – ТАК ее показать в фильме! Более того – приведу еще один факт, который просто даже не знаю, как описать!.. И так возмущение охватывает, да еще прочитал в строго исторической документальной книге «Жанна д’Арк» ЗАСЛУЖЕННЫХ НАСТОЯЩИХ ИСТОРИКОВ – Режин Перну и Мари-Вероник Клэн, что, оказывается, отец и сын Тальботы были убиты в бою в 1453 году! В ПЯТЬДЕСЯТ ТРЕТЬЕМ – то есть спустя ДВАДЦАТЬ ДВА ГОДА после ужасной гибели Жанны на костре англо-бургундской инквизиции!!! Это до какой же степени наглости, безнравственности, бесстыдства надо дойти, чтобы, так сказать, «притянуть за уши» гибель Тальботов на 22 года раньше исторической даты – и все для того, чтобы показать нам, современному зрителю – какая же чудовищная психопатка и «кровавая маньячка» была «эта французская потаскушка», возглавившая «тупую народную массу»!!!

О Боже – и это – ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ ВЕК!!! И это – одни из ВЕДУЩИХ КИНЕМАТОГРАФИСТОВ МИРА!!! И это – мужчины??? Англичане пятьсот лет назад (шестьсот почти уже) предали чудовищному самому злобному беззаконному суду инквизиции эту юную прекрасную девушку – самое невинное самое чистое чудесное красивое существо, осветившее мир – и затем предали ее чудовищной смерти путем сжигания заживо на костре! И вот – проходит почти 600 лет, и потомки тех англичан делают фильм о той ужасной Столетней войне – и что же? ТЕ ЖЕ САМЫЕ НИЗОСТЬ, ЛОЖЬ, ПОДЛОСТЬ НЕОПИСУЕМЫЕ!

Мало того, что на костре сожгли – так вот, вместо того, чтобы хорошенько осмыслить весь этот ужасный грех своих предков, покаяться, помолиться по этому ужасному поводу, вместо того, чтобы хоть как-то загладить вину своих предков настоящим насколько возможно правдивым с любовью выписанным кино-образом Девы – вместо этого создатели фильма постарались из кожи вон вылезти, чтобы представить ее кинозрителю такой вот «отмороженной кровавой маньячкой»!!! О БОЖЕ!!! У МЕНЯ ПРОСТО СЛОВ НЕ ХВАТАЕТ!!!

Прошу прощения у всех, кто может простить, за ряд очень суровых слов, прозвучавших в моем маленьком очерке!..
Игорь Катанугин, Тверская область, Россия, 22 апреля – 6 мая 2017 года

PS от 18 декабря 2017 года. Цитата из одного из сообществ Вконтакте – в ответ на этот мой материал:

«Пустая корона» (англ. The Hollow Crown) телевизионный сериал, состоящий из экранизаций «исторических» пьес Уильяма Шекспира. А приведённая вами сцена с Тальботом пьеса Шекспира "Генрих VI". Кинематографистов не стоит обвинять. Шекспир классик английской литературыры, а из классиков как и из песни, слова не выкинешь..

Мой – ИК – ответ: …Вообще-то я предпочитаю выражать солидарность, и, тем не менее, в этом - категорически с вами не согласен - имею ввиду, что, воистину - КАЖДЫЙ ОТВЕЧАЕТ ЗА СЕБЯ!!!

Видите ли? - Любовь к Шекспиру - опять же ВОИСТИНУ - НИКОИМ ОБРАЗОМ НЕ ЗАВИСИТ ОТ НАЦИОНАЛЬНОСТИ земной! Позволю себе сказать, что лично я - как умею - очень люблю Шекспира, много его читал, делал записи для себя - это мне очень дорого!.. Я мог бы много рассказать об этом... Итак, лично мне ЯСНО, КАК ДЕНЬ - "Генрих Шестой" НЕ ПРИНАДЛЕЖИТ ПЕРУ ШЕКСПИРА - как и ряд еще пьес! Об этом я мог бы с удовольствием писать подробнее - только комментарий должен быть краток!..

Видите ли? - Опять же - ВОИСТИНУ - просто нужно искать в сердце своем ключ разумения!.. Шекспир - это чистое благородство, а сладкая и соленая вода не выходят из одного источника!.. АБСОЛЮТНО ЯСНО - "Ромео и Джульета" и "Генрих Шестой" - творения РАЗНЫХ авторов!.. Видите ли? - Все довольно просто - как говорят в народе - СОВЕСТЬ НАДО ИМЕТЬ - и тогда многое станет яснее - имею ввиду и этот случай с экранизацией! СОВЕСТЬ НАДО ИМЕТЬ!!! - И ТОГДА - В КЛОЧЬЯ САМИ РАЗОРВАЛИ БЫ ПОДОБНЫЙ СЦЕНАРИЙ!!!..

Я не задавался целью составлять список пьес, ложно приписываемых Шекспиру... Очевидно, в него входят творения, подобные "Генриху Шестому" - подобные по своей лжи и цинизму... Также - как отметил еще великий английский физик Роберт Бойль (помните его законы для газов со школы?), к пьесам Шекспира нельзя отнести те, в которых нет НИ ОДНОГО - буквально ни одного светлого женского образа... Также нет ни одной искрящейся сцены - искрящейся небесным огнем - которые есть непременно в КАЖДОЙ подлинно шекспировской пьесе!..

Кстати, многие англичане даже не поняли по сей день - а КТО же, собственно говоря, стоит за этим литературным псевдонимом - Шекспир...
Продолжаю размышления…  Допустим - предположительно, допустим (хотя лично я мало вероятности отвел бы для этого - практически нуль!..) - допустим, что "Генриха Шестого" со всей чудовищной ложью этой пьесы и отсутствием сильных сторон Шекспира - допустим, что пьесу написал все же Шекспир - в период своего ужасного творческого спада, упадка, подавленности, омраченности сознания!.. Мог ли быть подобный низкий период у Шекспира? - Думаю - как и у КАЖДОГО человека на этой земле - МОГ ИМЕТЬ МЕСТО - ибо жизнь, судьба его была очень сложной драматичной способной сломить многих на его месте!..

Ну и что же тогда? - Продолжать бездумно - лишь по "номиналу" - завороженные именем классика - делать экранизации таких ЯВНО НЕПОЗВОЛИТЕЛЬНЫХ вещей?.. Явно - учитывая все сказанное выше о просто беспримерной лжи и цинизме в подаче образа Жанны???!!! Вы видите, что это НЕПОЗВОЛИТЕЛЬНО???!!! - Не важно, какая фамилия значится на обложке литературного источника! Ведь СВОЮ голову и СВОЕ сердце всегда нужно иметь и держать начеку! Так что и в этом гипотетическом случае нет - АБСОЛЮТНО НЕТ никакого оправдания этому по сути ПРЕСТУПЛЕНИЮ - такой вот постановки, как эта "Пустая корона"...
Между прочим - это важный вопрос!...



ЗА ДОСТОЙНУЮ ЭКРАНИЗАЦИЮ ОБРАЗА СВЯТОЙ ЖАННЫ де АРК!
(очерк - письмо - петиция)

Часть 7. ТЕПЕРЬ Я ВИДЕЛ ЖАННУ!!!

(по фильму « Чудесная жизнь Жанны де Арк», 1929, с Симоной Женевуа в главной роли)


Дорогие друзья! Этой весной я написал очерк по экранизациям образа святой Жанны де Арк – я бы сказал, имел честь написать этот маленький скромный очерк (сравнительно маленький - 6 частей, 13 страниц А4...) - и думал уже было, что он завершен... И вот - буквально вчера в моей жизни случилось событие - по великой милости Божией - я увидел то, о чем и не мечтал!..

Вчера я УВИДЕЛ ЖАННУ!!! Да - да - да!... С первых же кадров этого чудесного фильма сердце мое сказало - да, это Она!!!.. Это наша дорогая Жанна Дева, воскрешенная для наших телесных очей чистыми вдохновенными стараниями режиссера, всего коллектива фильма и великим небесным талантом и самоотдачей Симоны Женевуа - чудесной бесподобной актрисы, сыгравшей в нем главную роль...
Итак, по неизреченной Милости Божией, мой очерк оказывается не закончен! Он продолжается! И вот его часть седьмая!.. Наверное, буду очень краток пока… Сейчас хочу просто хранить впечатление – и еще раз посмотреть этот фильм, и почитать про то, как его снимали, про эту чудесную актрису…

Что сказать? – В первых шести частях этого очень дорогого для меня очерка – письма ведь по сути я просто изливал мою горечь и жалобу по поводу того, что почти нет ничего хотя бы более-менее достойного в мире киноискусства по экранизации этого чудесного образа – Жанны де Арк – героини на все времена…

Да, киноверсия 1948 года с Ингрид Бергман содержит довольно много ценного светлого чистого – и все же хотелось бы большего – да, хотелось бы БОЛЬШЕГО!.. Хотелось бы, чтобы не происходило в фильме этого досадного очевидного ОЧЕНЬ ЗАМЕТНОГО ослабления Света!.. (Про другие киноверсии уже очень открыто выразительно написал в этом очерке выше!..) Мог бы приводить много примеров, но воздержусь – всякий, кто знаком с материалом, и сам это может увидеть… Даже по возрасту хотелось бы видеть актрису близкую к этим 17 годам Жанны – на момент начала ее удивительной потрясающей миссии…

Итак – недавно я даже опубликовал этот очерк в форме петиции на сайте петиций – «За достойную экранизацию образа святой Жанны де Арк!», и, как говорится, не думал – не гадал – дождусь ли сам когда-нибудь фильма, который бы пролился, как говорится, как бальзам на душу… Думал лишь, что пока к этому не видно никаких реальных предпосылок – имея ввиду состояние современного кинематографа – в России и в других странах… И – ведь СКОЛЬ СИЛЬНО огорчили и даже ранили лично меня большинство прошлых экранизаций!..

И вот – вчера – как бы совсем неожиданно, но я думаю – ангелы Божии помогли! – увидел я в интернете иконку - прямоугольничек с незнакомым мне фильмом – по-французски было написано название фильма и год – 1929-ый!.. Длительность – два часа с небольшим… Подумалось вдруг сразу – нужно хотя бы начать просмотр киноленты!..

Был сразу готов к слабому технически качеству – это не смущало меня!.. Первые же секунды смотрю, слушаю – а музыка-то – чудесная небесная! Хоть слабое качество звука – но прямо до самого сердца проникает!.. Думаю – раз даже музыка такая – видимо, не зря я начал просмотр!.. Вот, первые кадры, простая деревенька в глубинке (Домреми, где родилась и выросла Жанна…), стада овец и вот она – эта девушка Жаннетта, как ее звали на родине – в Лотарингии, на границе между Францией и Германией…

Смотрю – и сразу сердце забилось радостно легко чисто – да, здорово, это она! ЭТО ОНА – Жанна!!!... Лицо старинного типа, чудесная старинная красота – как лики ангелов Божьих и святых на полотнах Васнецова – серии о Небесном мире!.. Смотрю – и музыка-то прямо говорит – да, говорит без слов, сама рассказывает обо всем происходящем – рассказывает ПРЯМО на языке сердца! Даже слепой все поймет – просто слушая Музыку!..

И даже слабое технически качество лишь усиливало это чудесное небывалое ощущение – как будто я смотрю не просто кино, а каким-то чудесным образом – силой неизреченной милости Божией, явленной через создателей фильма – как будто передо мною просто приотворилась какая-то необычайная волшебная Дверь – дверь через пространство и время – и вот – я смотрю на саму реальную Жанну, на ее современников, участников тех грозных и великих событий!!!... Как будто – чудом небесным святым – удостоился вдруг созерцать записи акаши – эфирной тончайшей субстанции, на которой, говорят, запечатлеваются, как на пленке документального кино, все события в жизни каждого человека, каждой страны на земле!..

И вот – в течение всех двух часов кинофильма это необычайной чувство лишь крепло… Я был переполнен чувствами горячей признательности, восхищения и любви ко всем создателям фильма – и особенно, признаюсь, к исполнительнице главной роли – Симоне Женевуа, которой было тоже 17 лет на тот момент – как и ее героине Жанне – и которая олицетворяет для меня теперь – воплощает для моих телесных очей – этот дорогой сердцу образ!.. (И вообще, пожалуй, признаюсь про себя – как говорится, я влюбчивый вообще-то, а в такую красоту как можно не влюбиться «по уши»?!!!... Как можно не полюбить такое золото?!!..)

Вот ведь как получилось – я мечтал, чтобы КОГДА-НИБУДЬ кто-нибудь возвысился в своем мастерстве и духовном настрое, чтобы создать достойный фильм по образу Жанны де Арк, и сомневался, что это скоро случится – а фильм-то такой, оказалось – УЖЕ ЕСТЬ, уже существует!.. Какая чудесная радость для меня! Ожил для меня волшебный роман Марка Твена – любимая книга детства, взятая когда-то давно с полки папиных исторических книг!.. Ожил для физических глаз этот чудесный роман – любимая книга писателя, в которую он вложил все свои силы, весь свой чудесный талант, весь пыл, всю любовь своего великого чистого сердца!.. (Повторюсь – читайте эту книгу в переводе ИМЕННО Семежон, Тимофеевой – ибо они сохранили весь Свет!..)

Это – счастье, некоторый круг завершился – завершился столь красивым приятным образом – воистину для вящей славы Господней – как ни пытались дискредитировать это выражение некоторые ложные пастыри и фальшивые судьи былых минувших эпох!.. А как же насчет нового фильма о Жанне? – Делать ли новый фильм по этому великому образу? – Ну что же – если есть в сердце любовь – как можно более чистая небесная любовь, пыл и дерзание – тогда вы сами ответите на этот вопрос!.. Я бы сказал – ДА – если мы с вами готовы ВПИТАТЬ ВСЕ ЛУЧШЕЕ из искусства и культуры Прошлого – включая, конечно, и этот чудесный фильм с Симоной Женевуа – и добавить к этому все искреннее светлое творчество наших собственных душ и сердец, и все возможности современной техники!..

Иными словами, не должно быть ни одного пункта, ни одного параметра, по которым этот новый фильм нашего воображения был бы слабее этой великой ленты!.. Такая же великая небесная Музыка – пусть и других авторов!.. Актриса, столь же возвышенная по своей старинной суровой красоте – одновременно суровой и нежной, мягко ласкающей котенка – и, как с ближайшими друзьями, общающаяся с миром ангелов Божьих и небесных святых… Жанна со страниц Марка Твена – и страниц Режин Перну и Мари-Вероник Клэн – вдохновенных современных женщин – историков, приносящих плоды своей чистой великой любви в виде строгих научных трудов о Жанне де Арк…

Этот фильм новой мечты мог бы быть и длиннее – например, на манер и мотив замечательной экранизации романа «Война и Мир» режиссера Роберта Дорнхельма, 2007 года – кино, которое показывает и все ужасы времени, и пороки и страсти героев – и при всем этом эго вполне можно смотреть ВМЕСТЕ С МАЛЫМИ ДЕТЬМИ – настолько все там чисто светло и продуманно создано!.. Несомненно – смотреть вместе с детьми – это тоже обязательное требование!..

Почти восемь часов длится тот фильм Роберта Дорнхельма – 8 серий по 45 – 50 минут, или четыре серии по часу и сорок-пятьдесят минут… Можно бы было сделать также по времени – и вместить в фильм и неспешный рассказ о чудесных годах детства Жанны, о том удивительном мире чистой простой народной веры и набожности – в котором родилась и выросла Жанна, и напиталась этой росой чистоты и веры и красоты мира небесного – росой, оседавшей прямо на полях и в сердцах и душах простых крестьян, ее земляков в Домреми… Их детские хороводы вокруг чудесного Дерева фей – Бурлемонского бука в романе Марка Твена!..

О – как трогательно, как красиво все это можно бы снять в киноленте – если проникнуться по-настоящему Духом, если полностью отрешиться от избитых шаблонов современности, от «кальки» и стереотипов, направленных на кассовый сбор и потребу массового сознания, итак уже слишком низко опустившегося почти повсеместно!.. Об этом – о детских годах Жанны - так трогательно пишут и Марк Твен, и историки Режин Перну и Мари-Вероник Клэн – источники, на которых, несомненно, должен основываться настоящий достойный фильм об этой неувядающей героине…

Итак, на этом, пожалуй, пока останавливаю мое повествование… Спасибо за ваше дружеское доброжелательное внимание и – желаю вам новых чудесных незабываемых встреч в этом волшебном мире Искусства!..

PS от 17 декабря 2017 года. Как жаль, что целый час из той потрясающей киноленты оказался утерян во время фашистской оккупации Франции!.. Изначальная длительность фильма «Чудесная Жизнь Жанны де Арк» режиссера Марко де Гастина составляла ТРИ ЧАСА – а в имеющемся на данный момент варианте – лишь ДВА часа 4 минуты! Причем, сцены были утеряны не подряд, а из различных мест киноленты…
Так, например, утеряны сцены прихода Жанны в Вокулер и ее общения с капитаном Робером де Бодрикуром (живописнейшие моменты! Первое публичное появление Девы на Миссии!..), утерян даже некий «алхимический сеанс» в замке легендарной «Синей Бороды» - Жиля де Рэ (как-то так) – супер-колоритного персонажа, тоже выведенного в фильме!.. Утеряны чудесные потрясающие пленительные сцены самого первого приезда Жанны в еще осажденный Орлеан, где ее столь восторженно встречал буквально весь город, сцены торжественного молебна Девы вместе с орлеанцами в тот памятный майский день!.. Утеряна столь памятная битва при Патэ, по сути довершившая разгром англичан, упрочившая коренной перелом в войне, известной под названием Столетней…

Однако - Спасибо создателям фильма! Спасибо его реставраторам! Спасибо, Господи,за эту чудесную картину! Спасибо, дорогая Симона!.. Спасибо тебе, наша дорогая Жанна дэ Арк!



  Часть 8. ВАШИ СЦЕНЫ НЕ ЗАРЯЖЕНЫ СВЕТОМ!

(по фильму «Жанна Дева» (1994), режиссер Жак Риветт)

Сначала позволю себе привести некоторый официальный материал:
Жанна Дева: I - Битвы. II - Тюрьмы / Jeanne la Pucelle: I - Les batailles. II - Les prisons
Франция, 1994
Режиссер: Жак Риветт
В ролях: Сандрин Боннэр, Андре Марко, Татьяна Мухина, Жан-Луи Ришар, Марсель Бозонне, Патрик Ле Мофф, Дидье Совегрен, Жан-Пьер Лори,…

А теперь - мои (Игорь Катанугин) отзывы (после просмотра первой части фильма – 40 с небольшим минут):

Начать с того, что ЖАННА ДЕВА! - Вот ведь как лучше сказать по-русски!.. Понимаете? - В зависимости от контекста и перевод соответственно видоизменяется!.. Об этом, кстати, опять же пишут Режин Перну и Мари-Вероник Клэн в своей замечательной книге (строго исторической, кстати говоря).. Они посвятили целое исследование этому вопросу - имя героини... Воздержусь от подробного изложения - читайте сами - эта книга должна быть настольной для всех, кто серьезно относится к теме!..
 
Но это еще ладно... Вот - сделал ряд набросков в тетради... Они подразделяются на детали - и более глубокое сущностное впечатление... Если о деталях - почему Жанна - с распущенными волосами (да еще впечатление, что крутой шампунь для объема и пышности применили)?.. Тогда девушки заплетали волосы в косы, да еще платочки носили обычно... А тут - даже зимой - все без головных уборов ходят по снегу - как современные журналисты в кадре для ТВ!...

Какое-то общее чувство замедленности, заторможенности, "заморозки" - о чем очень надеюсь написать более прямо...
Понимаете? - Опять же - прибегаю к совершенно потрясающей книге Режин Перну и Мари-Вероник Клэн - и к роману Марка Твена - также СТРОГО ИСТОРИЧЕСКОМУ  - которые просто совершенно замечательно дополняют друг друга (роман Марка Твена прошу найти в переводе Семежон, Тимофеевой!)... СНАЧАЛА БЫЛО СЛОВО!.. - И вот, взываю к этому чудесному Слову в данной связи - в лице этих двух единых между собою источников!..

Видите ли? - Первое, что разнеслось о Деве, первое, что она явила - выразили поэты и простой народ того времени простыми искренними словами - ГОСПОЖА НАДЕЖДА!!! Лишь только Жанна вступила в открытую публичную роль свою - а это произошло как раз в Вокулере - там СРАЗУ же ВОССИЯЛ СВЕТ!!! О - читайте об этом и у Марка Твена, и у Режин Перну с ученицей!.. Там воссиял Свет!!! - И воссиял ведь именно и совершенно ОТКРЫТО! Ибо в этом и была миссия Жанны - воссиять самой и заряжать Светом Божьим других - и именно МНОГИХ - да, заряжать Светом именно весь народ (гальванизировать всю страну и Европу – как выразились Режин и Мари-Вероник)!..

И уже в Вокулере люди - от самых простых бедняков и до богатой знати - уже начали отовсюду стекаться лишь для того, чтобы увидеть хоть краешком глаза ту, с которой говорили Ангелы Божии и поручили ей возглавить волну за Свободу!!! В Вокулере постоялые дворы подорожали - столько было наплыва народного!.. Где об этом в фильме хотя бы слабый намек?..

А возьмите эту сцену - первое общение Жанны и Жана де Меца (забываю его строгий статус, но по сути - это именно рыцарь!) - И у Марка Твена, и у Режин Перну отмечен этот волнующий потрясающий эпизод... Это же - просто чудесная - как из волшебных сказок, как из волнующих рыцарских романов - совершенно потрясающая сцена!.. А тут - вроде бы да - что-то есть - но настолько все буднично обыденно даже как-то скучно произносится - без огня, без внутреннего чудесного переживания - как будто в универмаге покупатель и продавец толкуют о качестве картофеля - И ТАК ВЕЗДЕ - везде в этой серии, что я сейчас просмотрел!...

Единственный момент - вроде бы о духовном - женщина говорит мужу - вот, мол, за дверью Жанна "что-то шепчет" и "щеки у нее горят" - но НАМ ЭТОГО СТЫДЛИВО НЕ ПОКАЗЫВАЮТ!... Похоже, авторы фильма не только старательно ПОНИЖАЮТ уровень Света - но и столь же старательно "охраняют" и зрителя - как бы ему, то есть нам, не наскочить ненароком на какую-либо сцену ОБЩЕНИЯ Девы с Богом!... Как бы максимально завуалировать, отдалить эту Суть... Вот ведь почему все так и оказалось "заморожено" в фильме...

Кстати - признаюсь - мелькнула в уме прямая очевидная аналогия с сегодняшней "политкорректностью" в странах Запада - когда нельзя и говорить о духовном, когда даже Рождество стыдливо зовут "Зимними праздниками", когда отказываются от давней чудесной традиции ряда стран (США, например) начинать в школах учебный день общей молитвой к Богу - молитвой, приемлемой для детей самых разных конфессий - а такие молитвы давно уже были составлены и успешно опробованы в тех странах - на протяжении более века...

Вот так как-то и фильм... Сцены не заряжены Светом - как и музыка - к сожалению... Вспомнилась сцена, когда капитан Робер де Бодрикур просит поклясться всадников, сопровождающих Жанну, что они доставят ее дофину в целости и сохранности... Во-первых, позволю себе выразить мое личное на этот счет мнение, что комендант просил поклясться, что они СДЕЛАЮТ ВСЕ ВОЗМОЖНОЕ для этого или как-то так, ибо - КАК можно клясться в том, что просто невозможно с уверенностью обещать - учитывая все опасности того перехода?!..
Однако, это - опять же детали, а по сути - ОПЯТЬ ПОНИЖЕНИЕ СВЕТА! - Всадники отвечают явно вяло, как будто каши мало ели или не выспались или не проснулись еще - даже вообще, кажется, лишь один за всех и ответил - промямлил – «клянемся»... Но ЭТО СЛОВО НЕ МЯМЛЯТ!!! О - я бы промолчал - но ПОЧЕМУ ЭТО СТОЛЬ ХАРАКТЕРНО ДЛЯ ФИЛЬМА?...

Вот - я - простой человек из провинции, работаю сторожем - дворником... Однако - ведь вот - вижу ясно же, например, что и самая первая сцена фильма - рассказ матери Жанны - могла бы быть СОВЕРШЕННО ИНОЙ Совершенно! Ведь это же было поистине ПОТРЯСАЮЩЕЕ ТРОГАТЕЛЬНОЕ СОБЫТИЕ - до мурашек по спине, проникающее до самого сердца - имею ввиду то чудесное мероприятие (простите за формальное слово), когда в 1455 оду в Париже в соборе Парижской Богоматери собралась вся Франция - от короля и величайшей знати до самых простолюдинов - и все вспоминали Жанну, и КАЯЛИСЬ, и отдавали ей запоздалый свой долг памяти!..

О - как это все было чудесно волнительно трогательно! Я вижу это сейчас внутренним взором... Горящие сотни свечей и факелов, орган, молитвы, и сердца - тысячи сердец благодарных - пылающих не меньше факелов!!! И - СОБОР ПАРИЖСКОЙ БОГОМАТЕРИ!!! ВОТ ВЕДЬ ЧТО НАДО БЫЛО ПОКАЗАТЬ!!!! Неужели съемочную группу не пустили бы в этот Собор - ради ТАКОГО повода??? А если так - это бы уже НЕ БЫЛА и сама Франция - страна таких незабвенных героев!.. Но - думаю - пустили бы!!! И это было бы ДОСТОЙНО! Величественные сцены такие!

А что мы видим в фильме? - Три женщины - монашки, стоят не понятно, где - никак не видно, что это за Собор???!!! Денег не хватило? - Скорее, не хватило пыла души, не хватило пыла сердец - и это проявляется всюду далее в фильме - к великому сожалению, конечно... Да, я просмотрел лишь 1-ую часть - 40 минут - но вряд ли далее ситуация вдруг кардинально изменится в фильме - вряд -ли!..

Жанна Дева - это живая связь со Всевышним, это свободное простое общение с Миром Горним, с Ангелами Божьими общение - возросшее из простой народной религии и спасшее в итоге этот самый народ, это - проникающая до глубины сердца Музыка - орган, арфа, струнные, это ангельское пение хоров - как в незабвенной киноленте от 1929 года - с чудесной Симоной Женевуа в главной роли - лицо которой вы можете увидеть на полотнах Васнецова - если откроете его серию картин об Ангелах и Небесных Святых... Это - вдохновенный роман Марка Твена - любимейшее произведение писателя, к которому он шел всю свою жизнь и посвятил своей горячо любимой жене Оливии на 25-летие свадьбы...

Это - вдохновенный труд Режин Перну и Мари-Вероник Клэн - строгих историков - и при этом - настоящих дочерей Франции - страны, за которую и пошла на подвиг святая Жанна де Арк - которые сказали в своей строго научной книге - эту историю смогут понять лишь поэты...


ЗА ДОСТОЙНУЮ ЭКРАНИЗАЦИЮ ОБРАЗА СВЯТОЙ ЖАННЫ ДЭ АРК!

Часть 9. КАК ВОЛХВЫ ЗА ЗВЕЗДОЙ РОЖДЕСТВА…

Вот, Рождество приближается – совсем скоро уже – католическое, потом – Новый год и затем – православное!.. (набираю эти строки 20 декабря 2017 года…) Кстати, лично я испытываю, чувствую этот особый рождественский подъем по обоим календарям – так что праздник становится длиннее – прямо от католического Рождества до православного!.. И даже – начиная с астрономического – а по моему глубокому убеждению – также и духовного Нового года – 23 декабря – когда Солнце поворачивает на лето, посылая этот мощный ежегодный импульс к увеличению продолжительности дня, к добавлению нового света!..

И вот – позволю себе сказать – в эти дни я смотрел художественный фильм (впервые в моей жизни!), ставший для меня самым любимым изо всех ранее виденных экранизаций образа Жанны –  совершенно потрясающую киноленту «Чудесная жизнь Жанны дэ Арк», 1929 год, режиссера Марко дэ Гастина, с Симоной Женевуа в главной роли – актрисой, которую я полюбил – очень, очень полюбил - в тот самый первый момент, как только увидел ее на экране – в образе юной пастушки Жанетты, пасущей овец в соей родной деревеньке – Домреми в Лотарингской марке (пограничной области между Германией и Францией)… Об этих моих впечатлениях я рассказал в седьмой части очерка, которую так и озаглавил – ТЕПЕРЬ Я ВИДЕЛ ЖАННУ! – и говорю об этом снова и снова – ибо эти чувства и мысли не выразишь вот так за один раз, за один присест у клавиатуры… Да и вообще – что-то в таких случаях оставляешь лишь для себя, наверное – просто хранишь в своем сердце…

Итак, в одном из эпизодов киноленты мы видим такие титры, что люди со всей Франции – всех сословий – оставляли свои семьи, своих родителей, детей, супругов (жен по большей части – ибо обычно мужчины ли на войну), своих невест – и шли – шли вереницами, шли тысячами по всем дорогам страны – чтобы влиться в армию Девы, армию, которую возглавляла эта девочка с чистыми глазами – по выражению создателей фильма… Шли – как волхвы за Звездой Рождества – по их же удивительному сравнению!..
И вот, таким образом, слово произнесено, слово – написано – КАК ВОЛХВЫ ЗА ЗВЕЗДОЙ РОЖДЕСТВА!..

В этих словах содержится то, о чем, конечно же, никогда не говорила и сама Жанна Дева – и даже не думала, скорее всего!.. Да, по всей видимости – даже и не думала!.. И – тем не менее – лично для меня – позволю себе быть откровенным – лично для меня, как говорится, факт налицо – Жанна просто позволила себе ИДТИ ПО СТОПАМ ИИСУСА!!!.. Следовать за Иисусом Христом – следовать за его примером, воспринимать Иисуса именно как ПРИМЕР ДЛЯ ПОДРАЖАНИЯ – а не как фигуру, подражать которой якобы заведомо невозможно и даже греховно!.. А ведь именно так – как далекую заведомо НЕДОСТИЖИМУЮ звезду воспринимают Христа большинство из нас  – и тогда, и сейчас, в наши дни…

Жанна же – по факту, как говорится –
позволила себе стать именно тем,
о чем просил, увещевал сам Христос –
Дверью живой отворенной –
дверью с Небес к нам на землю,
прозрачной пластиной стекла,
чрез которую струится к нам Свет!
Свет и живое Слово!
Слово к нам прямо с небес –
от святого Михаила Архангела –
и святых Екатерины и Маргариты!..

И еще, по древнему выражению,
жертвенность дает силу власти –
власти над людскими сердцами!
Сама Жанна Дева оставила -
покинула все родное земное,
сама произнесла «Повинуюсь!» -
покоряясь воле Божьей святой –
потому и вдохновляла других –
воодушевляла на то же самое!..
Ее жертва стала ее светлой властью…

Как пишут в своей замечательной книге историки Режин Перну и Мари-Вероник Клэн - Жанна на удивление легко свободно непринужденно общается с миром святых и ангелов Божьих – практически как мы с вами разговариваем друг с другом…
И вот – мы приближаемся сейчас к одному очень важному моменту – уже позже, после предательского пленения Девы, на том совершенно ужасном Процессе, судилище безо света и правды – ведь там, пожалуй, самым коренным, глубинным недовольством властей – церковных властей, а по сути и светских – самым сильным их недовольством и СТРАХОМ было как раз именно это – что Дева ставила Церковь Торжествующую – Мир Небесных Святых и ангелов Божьих – ставила это ПРЕЖДЕ, ПРЕВЫШЕ Церкви Воинствующей – то есть церковной организации на земле, при всем ее  уважении к церкви – причем делала это в высшей мере ТАКТИЧНО, ГРАМОТНО, ПРАВИЛЬНО – а именно, она не раз произносила слова типа «А зачем их противопоставлять?» Говорила: «Я охотно повинуюсь Церкви Воинствующей, но в первую очередь – Богу!» (то есть по сути опять же – Церкви торжествующей на небесах!)

Итак, Дева – о Боже – неграмотная деревенская пастушка – делала и говорила все просто идеальным чудеснейшим образом – как сказал бы лично я сейчас, обложившись духовными книгами – она ставила на первое место Бога, небесных святых – Церковь Торжествующую по средневековой терминологии – и при этом всегда четко проводила мысль – А ЗАЧЕМ ИХ ПРОТИВОПОСТАВЛЯТЬ? – имея ввиду Церковь Торжествующую на небе и церковь Воинствующую на земле!.. Зачем их противопоставлять?.. «Я охотно повинуюсь церкви (на земле, из земных людей), но в первую очередь – Воле Бога – и голосам, что от Бога идут..» - так, в таком чистом духе снова и снова твердила Жанна церковникам, изъявляя свою покорность им – но только ПОСЛЕ покорности Богу…

Ну что же? – Повторю название еще одной книги – совершенно чудесной книги – романа Марка Твена «Жанна дэ Арк» (читайте его в переводе Семежон, Тимофеевой – очень прошу именно об этом замечательном переводе!), которая, наряду с одноименным историческим трудом Режин Перну и Мари-Вероник Клэн стали для меня, как говорится, настольными книгами и, несомненно, достойны быть таковыми для каждого, кто всерьез подходит к этой теме – к чудесной истории Жанны…
Повторюсь – теперь мне посчастливилось увидеть – да, именно так – увидеть своими собственными телесными глазами историю Жанны дэ Арк, увидеть даже физическим взором все то, что вдохновляло и Марка Твена, и этих двух прекрасных французских женщин – историков!.. Имею ввиду, как уже сказал выше не раз – этот потрясающий фильм 1929 года с Симоной Женевуа в главной роли… ВЕЛИКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ – как представили его в титрах сами его создатели!..

И они не хвастали понапрасну – просто в этих словах они выразили свой личный искренний подход, свой глубочайший замысел, всю любовь своих сердец – свою любовь к своей родине – Франции, ко всему воистину светлому, что хранит ее история и современность, свою любовь к Жанне Деве - той, которую называли тогда «Госпожа Надежда» - и продолжают называть по сей день…

ФОТО: Жанна дэ Арк - Симона Женевуа - "Чудесная жизнь Жанны дэ Арк", 1929 год, режиссер Марко дэ Гастин... Этой чудесной навеки дорогой сердцу актрисе я посвятил балладу "Сестра Жанны Девы - Симона" - смотрите, пожалуйста, на "Стихи.ру"!..


Рецензии