Химчистка

Перед Семёном лежала свежая газета, неработающие со вчерашнего утра наручные часы, визитка с телефоном химчистки «На шаг впереди», из которой он только два дня назад как забрал своё пальто, и сложенный листик бумаги, на котором было чьей-то неаккуратной рукой выведено письмо.
- Так и не починил часы? – спросил незаметно подошедший коллега, кивая на запястье Семёна, где на загорелой коже виднелась светлая полоса от вечно присутствующих там часов.
- Некогда было, - отмахнулся он.
-  Некогда? Тебе стоит пройти в обед через три улицы, и там прекрасный часовщик, - заметил он.
- Да знаю я, - кивнул Семён. – Вот лучше почитай, - он протянул ему газету, указывая на небольшую заметку.
Тот пробежал глазами по строчкам, но ничего стоящего не обнаружил:
- Ну авария, и чего? Никто ж не пострадал. Да такие по городу происходят постоянно.
Семён недовольно глянул на собеседника:
- А ты на время посмотри. Как раз, если бы я вчера пошёл часы в починку сдавать, там бы и оказался аккурат к моменту аварии.
- Мнительный ты стал, - скептически фыркнул коллега.
- Может и так, - задумчиво пробормотал Семён.
Он уже знал, куда направится после работы. Следовало выяснить, каким образом в его кармане обнаружилось письмо от неизвестного, которое гласило: «Не спешите ремонтировать часы». И это при том, что к тому моменту, как он впервые прочёл его, они ещё не были сломаны.
***
Судя по дешёвой вывеске, можно было подумать, что дела у химчистки «На шаг впереди» шли не очень бойко. Однако это было бы ошибочное представление: клиентов всегда хватало, и постепенно это маленькое предприятие расширялось, приобретая новые машины, но не удосуживаясь сменить выцветшую вывеску, в которой давно уже перегорели некоторые лампочки и по вечерам не горели несколько букв, а те, что горели, временами мерцали, словно приветливо подмигивая прохожим.
Семён вошёл в хорошо освещённое помещение, задевая дверью висящий над ней колокольчик, на звон которого сразу вышел работник с приветливой улыбкой на лице. Семёна порадовало такое отношение персонала к клиентам: в нашей стране всё-таки чертовски плохо развита сфера обслуживания, так что встретить нормального продавца или консультанта - это уже везение.
- Здравствуйте! – обратился к вошедшему молодой человек, производивший впечатление нормального сотрудника.
- Здравствуйте! – поздоровался в ответ Семён, мысленно сетуя на то, что не продумал, как и что будет говорить. – Я давеча пальто в чистку отдавал… - и замялся, не зная, как получше сформулировать.
- И потеряли квитанцию? – предположил работник, желая помочь клиенту, но на деле только сбив его с мысли. – Такое случается, не беспокойтесь…
- Да нет же! – перебил Семён, которому было очень неуютно и его начинала раздражать непонятливость человека по имени Андрей, если верить надписи на его бейдже. – Я уже получил пальто, и оно на мне сейчас, но дело не в этом…
- Вам не понравилось качество чистки? – снова попытался угадать Андрей.
«Мне не понравилось неумение сотрудников выслушать клиента», - про себя ответил Семён, но вслух сказал другое:
- Нет, дело не в этом. В моём кармане было письмо…
- Это исключено, - заверил работник. – Мы всегда просим клиентов проверить свои карманы при нас, чтобы не было потом недоразумений. Если письмо пропало, то наша кампания тут совершенно не при чём. Мы не несём ответственность…
- Прекратите меня перебивать! – Семён начинал злиться. -  Письмо не пропало, оно, наоборот, появилось. И мне кажется, его положил в мой карман кто-то из ваших сотрудников.
Он справедливо ожидал, что подобное заявление обескуражит работника, но тот сохранял приветливо-непроницаемый вид.
- Вы хотели бы выразить свои претензии, я правильно понял? - учтиво осведомился он, потянувшись в сторону толстой книженции в плотной обложке из кожзама, являющейся, видимо, жалобной книгой.
- Нет… - замялся Семён. Он и сам толком не знал, что он хотел выразить, но точно не претензии. – Скорее, я хотел просто поговорить с тем, кто написал мне его…
Сотрудник химчистки понимающе кивнул, немного подумал, разглядывая Семёна, и ответил:
- Подождите минуту, - Андрей скрылся за дверью куда-то в недра химчистки.
Пока его не было, Семён переминался с ноги на ногу. Не было Андрея довольно долго, так что от нечего делать мужчина принялся изучать толстую книгу жалоб, предложений и благодарностей. Впрочем, в ней он обнаружил только последние, причём их было много, они были невнятные, даже страные, но, несомненно, написанные разными людьми. Он не успел пролистать до того места, где начинались неисписанные листы, так как к нему обратился незнакомый голос:
- Кажется, Вы искали меня, - обернувшись, Семён увидел ничем не примечательного человека неопределённого возраста в фирменной одежде и с живыми светлыми глазами. – Тимофей  моё имя. Пройдёмте в нашу каптёрку, там мы сможем поговорить.
***
Помещение оказалось небольшим, но уютным. На столе царил беспорядок, вдоль стола стояли рядком стул, табуретка и компьютерное кресло. Тимофей уселся на край стола, отодвинув бумаги, и жестом пригласил гостя присесть на кресло. Семён не стал отказываться, понимая, что разговор обещает быть долгим. Он и сам не знал, хочет ли уже знать ответы на свои вопросы, но, кажется, человек не был против всё ему рассказать. 
-  Итак, Вы нашли моё послание, - прямо перешёл к делу человек непонятного возраста. -  И, судя по тому, что вы здесь, вняли моему совету.
- Признаться, вы меня озадачили… - честно сказал Семён, почесав затылок.
- Да, понимаю… - улыбнулся Тимофей. - Наверно, Вы пришли спросить, как я узнал о грядущих событиях?
В который раз Семён подумал о том, что сам не знает точной причины своего визита. Просто совпадение с часами, аварией и письмом так его насторожило, что ему было необходимо поделиться с кем-то, причём желательно с тем, кто его поймёт. Он резонно полагал, что человек, написавший письмо, как раз подойдёт для этого.
-  Спросить, как Вы узнали?... – задумчиво повторил он вопрос собеседника. - Можно и так сказать… Скорее, я хотел просто понять, кто и зачем оставил мне записку.
- Ну, кто, это очевидно… Я! – он выглядел так, словно уже не раз вёл подобные разговоры. - А зачем?... Наверно, просто хотел предупредить. Я устроился на эту работу именно из-за возможности предупреждать людей… В химчистке есть возможность и пообщаться, так сказать, с вещью, и передать послание её владельцу.
Он был убедителен, говорил спокойно и уверенно, но для Семёна оставалось непонятным главное:
- Откуда Вы берёте сведения?
Лицо Тимофея стало серьёзным, он побарабанил пальцами по столешнице, о чём-то размышляя, после чего предложил:
- Я могу рассказать при некоторых условиях: Вы никому не расскажете об этом и не станете пользоваться нашей химчисткой без крайней необходимости.
Условия Семёна устраивали: вещи он предпочитал практичные, которые можно стирать в машинке, да и особой болтливостью не отличался.
- Конечно, - ответил он.
- Хорошо. Тогда ответьте мне на вопрос: есть ли у вас счастливые или несчастливые вещи?
Суеверным Семён никогда не был. Он смело шёл вперёд, если чёрный кот перебегал ему дорогу, всегда возвращался домой, если забывал что-то, никогда не боялся сглаза и даже не загадывал желания под новогодний бой курантов. И несчастливых вещей, ровно как и счастливых, у него, конечно, не было.
- Нет, - твёрдо ответил он, но Тимофей так удивлённо воззрился на него, услышав такой ответ, что Семён стушевался, сформулировал ответ чуть иначе и озвучил менее уверенно: - Наверно, нет…
- Быть не может! – поразился собеседник. - У каждого человека есть. Ну, по крайней мере, у большинства. У меня в шкафу висит толстовка, в которой мне постоянно не везёт. И однажды я задумался: что влияет на подобные свойства вещей? Сами эти вещи или наши мысли относительно них? Ведь одевая свою несчастливую толстовку, я всегда мысленно жду подвоха, я начинаю думать о неудачах, и они притягиваются. А, может, дело и вправду в этой вещи, и это она приносит мне невезение.
Всё услышанное не представляло для Семёна интереса, так как подобные проблемы его не занимали. Он мог бы прикинуться благодарным слушателем, но сидеть в пальто было жарковато, и хотелось поскорее получить внятные ответы и уйти отсюда.
- Я не очень понимаю, какое отношение это имеет к письму?  - признался он. - Вы считаете, что моё пальто невезучее? Но я ношу его уже год и не замечал за ним ничего подобного…
- Нет, я просто рассказываю Вам мою историю… - мило улыбнулся Тимофей, немного смущаясь. -  Мне нравится рассказывать об этом. Особенно тем, кто готов меня выслушать и поверить мне. Обычно это как раз те, кому я помог, как и Вам.
- Хорошо, я слушаю… - решил сдаться Семён, полагая, что из всего длинного рассказа сможет уяснить для себя то, что ему было важно.
- Я обратил внимание на исследования с водой, - охотно продолжал рассказывать Тимофей. - Вам, должно быть, известно, что вода обладает памятью.  Научных доказательств этому нет, и наука не принимает пока эту теорию. Но меня она заинтересовала. Я хотел начать изучение тканей. Особенно натуральных. Вроде хлопка. Я был всего лишь теоретиком. У меня не было средств даже на приличный микроскоп. Приходилось обходиться теоретическими знаниями и выводами. Не стану утомлять вас, но однажды мне начало казаться, что память воды обусловлена наличием молекул водорода и кислорода. Так же мне начало казаться, что у вещей тоже есть память, и они обязаны этим своему химическому составу.  К примеру, хлопок на 95% состоит из целлюлозы, а в её состав входит молекулы всё того же водорода и кислорода.
- Даже если предположить, что вещи обладают некой памятью, мне неясно, как это помогает предсказать будущее… - напомнил о теме разговора Семён.
- О, это сложно объяснить! – воскликнул собеседник. - Понимаете ли, у меня открылся дар… - он выдержал драматичную паузу, которая не произвела на Семёна должного эффекта, и потому Тимофей продолжил: -  Не сразу, а очень постепенно. Чем больше я думал о своих теориях, тем чётче начал чувствовать вещи. Они очень много могут поведать, поверьте мне. Вы были в этом пальто, когда купили в переходе метро часы. В тот момент Ваше будущее было предрешено. Может быть, оно было предрешено ещё раньше, когда в отдел технического контроля продукции на часовом заводе не попал этот несчастный образец товара, который Вы приобрели. И никто не заметил, что в нём есть брак, и через пять месяцев работы механизма он даст сбой, а ларь в переходе закроется. Я не знаю, когда всё стало очевидно и предначертано, но, прикоснувшись к Вашему  пальто, я ясно увидел эти два эпизода: покупку часов и попытку отнести их в ремонт, завершившуюся трагедией.
- Вы видите подобное, когда касаетесь любой вещи? – переспросил Семён.
- Нет. Слава Богу, нет. Я вижу что-то подобное редко, в основном, когда данному предмету одежды предстоит находиться на человеке в момент смерти или какой-то очень серьёзной ситуации, - он закончил рассказ, сказав всё, что собирался, и задал интересовавший его вопрос: - Как Вы считаете, я помог Вам?
На несколько секунд Семён прикидывал, как лучше ответить, чтобы дать понять, что речам собеседника он не поверил. Но тут же ему подумалось, что это и неважно. Ни для него, ни для Тимофея.
- Думаю, да… - честно ответил он.
- Это то, что я хотел услышать, - улыбнулся собеседник, и, словно прочитав мысли Семёна, добавил:  -  Даже если Вы мне не поверили, главное, что Вы живы и признаёте, что я помог Вам… А мне было интересно рассказать Вам о своих предположениях и теориях… Быть может, подумаете об этом на досуге…
- Да… - пробормотал Семён. – Подумаю на досуге... Я, пожалуй, пойду… - он встал с кресла и направился к двери, но на пороге обернулся и от души сказал: - Спасибо за помощь…
Он вышел на улицу в задумчивости. В его жизни редко встречались столь странные люди, как тот, с которым ему только что довелось разговаривать. Он не поверил этому подозрительному Тимофею и больше старался не вспоминать об этом случае. Но, если бы Семён мог повернуть время вспять, он бы всё равно отдал пальто в эту химчистку, а прочитав записку, не пошёл бы ремонтировать остановившиеся часы.
***
Возвратившись домой с работы, Тимофей достал из шкафа свою несчастливую толстовку, ничего не почувствовал и подумал:
- Значит, пока смертельной опасности нет… Что ж, всё остальное не так уж и важно… По крайней мере, я буду одет как нельзя по погоде, - он решил дать ещё один шанс этой толстовке, не занимать же ей место в шкафу до скончания дней.
Следовало выгулять пса, что вертелся у ног. Тимофей вышел из дома и не успел дойти до парка, как полил дождь. Пёс уныло посмотрел на хозяина, призывая повернуть назад,  домой.  Пока Тимофей в нерешительности стоял у пешеходного перехода, не зная, стоит ли переходить дорогу, проносящаяся мимо машина пересекла лужу, окатив его водой из-под колёс.
Он вздохнул и улыбнулся сам себе: научившись помогать людям и предвидеть всякие события, он так и не узнал главного, того, ради чего затевал все свои теории: что же влияет на подобные свойства вещей: сами вещи или наши мысли относительно них?
18.11.2014


Рецензии
Аннушка теперь и шьет, но стала добрее))

Рон Кальм   29.12.2017 08:59     Заявить о нарушении