Физики и лирики

(Надеюсь, публикация картин известных художников (или фотографий) в качестве иллюстраций, оживляющих подачу материала, не будет считаться нарушением - ведь я УКАЗЫВАЮ ФАМИЛИИ ХУДОЖНИКОВ (обычно - в конце текста)! Это - общепринятая практика на всем просторе интернета!.. В крайнем случае - если руководители сайта сочтут это недопустимым - прошу просто УДАЛИТЬ КАРТИНКИ - либо известить меня, и я сделаю это сам!.. С уважением, Игорь Катанугин)



ФИЗИКИ И ЛИРИКИ
 

26-ого июня 1990 года, где-то часа в три пополудни, я стоял на автобусной остановке, что рядом со зданием Университета Дружбы Народов имени Патриса Лумумбы – имею ввиду учебный корпус на Шаболовке… Был чудесный ясный тихий летний день… Легкий ласковый ветерок нежно шелестел листвой высоких деревьев, сквозь которую струился мягкий приветливый солнечный свет…

В руках я держал только что полученный Диплом выпускника УДН – диплом с отличием… Я стоял в ожидании автобуса до метро и, кажется, ни о чем не думал… Однако было бы неверно сказать, что я ничего не чувствовал… То были чувства такие же тихие, легкие, как царящий летний покой и умиротворение… Да, именно так – тихие спокойные чувства… Просто мир и покой, даже какая-то мирная светлая тишина…

Несомненно, я испытывал также то чувство, знакомое всем, кто долгое время выдерживал какое-либо довольно серьезное трудное испытание, и вот эта нагрузка позади, испытание успешно пройдено, и ты чувствуешь отрадное облегчение – буквально совершенно НЕПРИВЫЧНОЕ тебе чувство, что вот, больше не надо бежать туда-то и туда-то, делать то-то и то-то, не надо так напрягать все твои внутренние силы…


То был – думается мне сейчас, когда мне уже перевалило за пятьдесят, когда столь много самых разных впечатлений и опыта – и сладкого, и горького – осталось позади – то был как бы некий водораздел, разделительный миг – между моим прошлым и будущим…

Позади мое Детство – целый чудесный мир, эпоха, незабываемое время и впечатления – дорогие впечатления в сердце… Позади годы и годы напряженной учебы в школе (которую я также закончил с Золотой медалью) и в Университете – годы, в чем-то сходные с девизом, каждодневным правилом военных лет – «Все для фронта, все для победы!»… Для учебы, в моем случае…

И – такой Университет! Такой Университет! Здесь я не ставлю задачу подробно обо всем написать – разделяю это на части – в каждом очерке – понемножку, да и то лишь малую часть успел выразить!.. Позади даже два года в армии… «Кто не был, тот будет; кто был – не забудет 720 дней в сапогах!»..

А впереди – признаюсь, я не очень-то задумывался тогда… Просто стоял – тихо, мирно, спокойно стоял и как-то нежился, ловил этот разлитый вокруг мир, свет и покой… Я не думал тогда и не знал, сколь трудно окажется для меня сохранить этот мир, этот просветленный покой и разлитый повсюду свет! Сколь трудно окажется для меня сохранить в душе все это чистое, светлое, радостное! Я не знал, что не справлюсь со столь многими жизненными экзаменами и испытаниями… Не справлюсь, провалю их – в отличие от моих учебных экзаменов и сессий… Я не знал, что я не готов еще к жизни…


А она – эта неведомая кажущаяся еще столь далекой взрослая жизнь – она стояла, ожидала меня уже прямо там, на залитой солнцем остановке – она уже была готова начаться для меня прямо там, прямо в тот момент! Жизнь не терпела отлагательств, время нельзя было остановить – жизнь уже накатывалась на меня, жизнь уже готовилась ставить передо мной задачи, вопросы, проблемы, ставить выборы, которых нельзя избежать и нельзя отложить на потом…

Все это уже ждало меня – ждало после той остановки, после того автобуса! Я же ничего этого не знал и не думал об этом… Я просто пребывал в тишине… О если бы я смог потом всегда хранить в сердце эту отрадную тишину и покой, этот солнечный свет, струящийся сквозь кружевную листву, эту чудесную чистую радость Детства!...

Вот, казалось бы, это  - всего лишь вступление… Однако, по сути, многое уже выражено из того, что я хотел здесь сказать… Сам того не сознавая, я поставил эксперимент, научный эксперимент на самом себе… Что имею ввиду? – Просто я отдал себя в руки нашей системы образования – отдал себя практически целиком и полностью – сначала школа, потом Университет – на самом деле сильный, замечательный, интереснейший Университет, уникальный в своем роде!..

Я учился так старательно, прилежно, так самоотверженно, всеми силами ума и души – и так прошел весь путь всей нашей системы образования – одной из сильнейших в мире – прошел на отлично, на одни пятерки – все десять лет в школе и шесть лет в Университете (растянувшиеся на восемь лет из-за армии)!

Таким образом, я поставил эксперимент: что будет, если отдать себя в руки этой системы?! Каков получится результат? – И так я узнал это доподлинно, честно, на самом себе… Я узнал и все сильные стороны нашей Советской тогда еще Системы Образования (и не смотрите на нее свысока – ибо до сих пор лично я не вижу вокруг пока НИЧЕГО ЛУЧШЕГО!), и ее слабые стороны и места!..


Сильные стороны – это сам предлагаемый конкретный учебный материал – математика, физика, химия, языки - родной и иностранный, что-то из литературы, истории и других гуманитарных областей знания…

А слабость – это то, о чем я уже образно намекнул и даже сказал напрямую в начале – и что я имел возможность так остро, так полно испытать на себе впоследствии -  в долгие месяцы, годы и десятилетия ПОСЛЕ тех солнечных минут на остановке! Слабость – это то, что, как оказалось, как стало столь очевидно мне самому впоследствии – я был просто совершенно НЕ ГОТОВ К ЖИЗНИ!


Вот, пишу эти строки в данный момент в моем родном маленьком городке… Уже девятнадцатый год (!) я работаю почти только сторожем – дворником… Да, в эти годы – особенно начиная с 2009-ого – я начал стараться возрождать также старинную профессию гувернера – домашнего учителя, стал стараться практиковать это дело, эту профессию, давать уроки, общаться с семьями и детьми!

И вместе с тем – поверьте – у меня было и есть столько времени и возможности подумать, поразмышлять о былом, о всей жизни, о всех моих достижениях, о всех моих бедах, промахах и ошибках! Да, работая годами – многими долгими годами сторожем, дворником в маленьком провинциальном городке – у меня была эта возможность поразмышлять,  прочувствовать все на себе! Поверьте – иногда это оказывается очень и очень тяжело! Очень тяжело!


Скажу сразу же и вполне определенно – пишу все это НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ ДЛЯ ОСУЖДЕНИЯ! Никоим образом не хочу никого и ничего осуждать!

Я не сужу и не осуждаю нашу систему образования – просто на основе моего личного горького опыта пытаюсь как-то сказать, ЧТО бы следовало в ней изменить, на что обратить внимание, какие подходы пересмотреть!... 

О сколько раз за все эти долгие годы мне вспоминались снова и снова все те многочисленные блестящие возможности, которые сама Жизнь столь щедро рассыпала передо мной прямо после того памятного дня получения Диплома! Возможности интересной хорошо оплачиваемой работы – пожалуйста! Дальнейшая учеба, карьера в хорошем смысле – пожалуйста!

Настоящая дружба мужская, друзья, о которых можно только мечтать – пожалуйста, у меня были такие знакомства, такие верные настоящие друзья! Любовь, о которой пишут самые выдающиеся писатели и поэты всех стран и времен и народов? – Я имел счастье и честь познакомиться и с такими чудесными девушками…

Даже бабушку еще одну - третью - получил – пусть не родную в обычном смысле, но ставшую мне настоящей бабушкой, полюбившую меня как родного внука…

И – как я потом столь ясно, столь четко понял – ничего этого я не ценил, не понимал, не сберег!... А когда так происходит, когда человек проявляет такую слепоту, тупость, неблагодарность, такую по сути черствость, омраченность сердца и ума (хотя я вовсе не злой по природе!) – тогда оказываешься, как говорится, у разбитого корыта…

Слава в Вышних Богу, что я сумел, нашел в себе силы последовать совету друга не отчаиваться, не падать окончательно духом, но стараться встать, подняться в душе, карабкаться, искать возрождения! Как мог, я старался следовать этим искренним дружеским словам, и смог таким образом избежать окончательного болота безнадежности и – очень возможно – гибели полной ужасной!.. И могу даже вот набирать эти строки…


Просто хочу сказать – ведь дело не в оценках! Не надо всей этой школьной суеты, шумихи вокруг «инноваций»! Не надо так дискредитировать это Вечное Обновление Жизни! Оно – не в суете, оно – не в шумной кампании за модные престижные модернизации!

К примеру, ведь есть же у Тургенева повесть «Ася», есть «Дворянское гнездо», есть другие чудесные произведения… Ведь что здесь самое важное? – Важно просто искренне, всем сердцем, всем умом и душой проникнуться переживаниями и опытом героев – столь горьким опытом подчас! Проникнуться, понять их ошибку и сохранить в сердце тот или иной важный жизненный урок! И далее – применять это усвоенное сердцем знание в своей собственной жизни!

Если бы я так старался делать и поступать! Если бы я так старался усваивать горячее устремление столь многих настоящих писателей, поэтов, художников, служителей искусства – устремление к внутренней чистоте, честности, доблести, благородству!

Если бы я пораньше постарался хотя бы НАЧАТЬ внимать и стремиться к этим драгоценным качествам сердца! О тогда бы я смог понять и по достоинству оценить хотя бы некоторые из всех Даров Жизни! Тогда бы я постарался собрать все силы и тянулся бы к тому, чтобы быть достойным этих драгоценных даров и возможностей! Быть достойным в сердце, в уме и душе! Приготовить чашу для них!.. Чашу для этих даров – чтобы они не пролились понапрасну!..

Вот что важно, а не суета вокруг соответствия тем или иным циркулярам, нормативам, модным поветриям и течениям!.. Суета сует, все – суета! О воистину, не помешало бы всем нам снова и снова задуматься об этих словах из Библии!..


Почему я назвал этот краткий очерк «Физики и Лирики»? Надеюсь, Вы уже поняли это… Просто есть давний спор о Физиках и Лириках – что важнее, что нужнее – физико-математические науки или искусства и гуманитарные?! Что избрать, что предпочесть?!

В школах уже лет десять внедряют профилизацию – по сути раннюю специализацию молодого человека, юноши или девушки, на том или другом направлении; то есть кому быть Физиком, кому – Лириком!

И вот я говорю – ерунда, вредная опасная ложь, суета сует вся эта школьная «профилизация»! И лично я доказал это моим собственным горьким опытом – доказал хотя бы САМОМУ СЕБЕ! Ибо понимаю – чтобы по-настоящему понять это, кому-то может потребоваться повторить весь мой горький путь, все получить, все потерять, и у разбитого корыта понять, что НУЖНО РАВНОВЕСИЕ! Нужно и то, и другое!

Нужно и познакомиться с Красотой математической мысли – хорошенько прочувствовать, впитать в себя эту стройную логику и красоту Математики, а с другой стороны – нужно и постараться проникнуться всей чудесной ценнейшей жизненной мудростью Литературы и Искусства, чтобы впитать сердцем весь содержащийся в них сладкий духовный Свет!

Быть и Физиком, и Лириком сразу! По крайней мере в школе, до самых выпускных классов, пусть все ученики имеют эту возможность не спешить так уж слишком, не гнать лошадей! Не надо этой якобы «современной» поспешности! Пусть юность познает Равновесие! Пусть познает радость, блаженство внутренней тишины.. Пусть впитывает всем сердцем молоко Матери – Жизни! Духовное молоко, свет, мудрость, любовь, струящиеся так широко и отрадно повсюду! Надо только смотреть, слушать, внимать! И для этого иногда побыть в тишине…

Все пригодится, все ценно и благотворно в жизни – и радость от усвоенного математического образа и стройного логичного мышления, и радость сопричастности к сокровенным переживаниям литературного героя, когда ты открываешь свое сердце, и вы общаетесь, как зримые ближайшие друзья – прямо со страниц книги или с экрана кино!..


Так что не надо спешить, не надо принижать эти возможности – хотя бы в средней школе! Да и в ВУЗах это бы тоже ничуть не помешало – физикам презентовать литературу, а историков, правоведов и литераторов знакомить со всей стройностью строгого математического мышления! Только опять же – не ради оценок или модных программ, а ради гармоничного, уравновешенного развития, роста, формирования внутреннего мира человека! Человека, входящего в жизнь!..


С благодарностью за Ваше внимание, с наилучшими пожеланиями, Игорь Сватин (Катанугин И. А.), город Бежецк, 8 апреля 2016 года
 

PS
 
… Автобус упорно карабкался на вершину высокой горы, упрямо полз по крутому горному серпантину… Наконец, подъем стал слишком крут для техники, и все мы – группа российских детей из зоны поражения Чернобыля, с переводчиками и испанскими гидами, вышли из салона автобуса и стали подниматься «на своих двоих», карабкаться по извилистым горным тропинкам на эту живописную вершину, располагающуюся вблизи побережья Средиземного моря… Подъем был не прост, но – молодости все по плечу, тем более – такой азарт, такой интерес!..
 
И вот, наконец, вершина, и на ней, на огромной головокружительной высоте, предстал перед нами – как в детских фильмах и сказках – настоящий средневековый замок!.. Мы подошли к высокой крепостной стене, и перед нами открылись ворота, в которые когда-то – много веков назад – въезжали – выезжали рыцари в блестящих на солнце доспехах, стремились на какие-то свои настоящие рыцарские подвиги, может быть, иногда возвращались побитые, израненные, еле собрав силы на тяжелый обратный путь…

И вот мы поднимаемся, растянувшись гуськом, по узкой каменной лесенке на стену средневекового замка – ровно такую, как принято рисовать на картинах – с зубчатой верхней кромкой, чтобы защищала от стрел, с круглыми башенками по углам… Представляете? – И так на вершине настоящей высоченной горы, да еще замок, да еще на самой вершине стены!..

Пейзаж открывается – дух захватывает!.. Просто как будто из самолета!.. Далеко-далеко – необозримо – тянется этот красивый чудесный пейзаж – горы, перемежающиеся с равнинами, аккуратно засеянными различными южными культурами, мандаринами, апельсинами, голубые линии каналов и также повсюду – как маленькие синие пятнышки –  личные маленькие бассейны прямо у дома или прямо на поле – бассейны, которые так любят испанцы!..
 

И вот – гид начинает рассказ… Смотрю – и вижу вдруг знакомый мне узор, рисунок на одной из башен замка – круг, а внутри его – еще три маленьких кружка! Ранее я уже видел такой знак на полотнах Николая Рериха!

И вот – Испания, старинный рыцарский замок – и те же кружки внутри круга!.. Говорю нашему гиду – «А Вы знаете? – Я читал, что эти три маленькие кружка означают Прошлое, Настоящее и Будущее, и они находятся в одном большом круге, означающем Вечность!..»

- «Надо же! И откуда Вы это знаете?» - услышал я вдруг обращенный ко мне вопрос – но только не от гида, а от одной нашей российской девушки – переводчицы…

Так мы и познакомились с ней… Стыдно сказать, но я не помню ее имени – не помню по моей вине!... Мы ехали в автобусе, и она рассказала, что раздала свою зарплату (которую переводчикам дали заранее – перед поездкой в Испанию) детям, которые были в ее группе, а испанцы, узнав об этом, устроили между собой сбор и вернули ей эти деньги!..

Помню до сих пор этот удивительный трогательный эпизод, помню, что эта девушка была такой светлой доброй красивой… И ей было приятно общаться со мной, она с удовольствием говорила, делилась своими впечатлениями, интересовалась моими мыслями…

Почему вспомнил сейчас этот далекий, вроде бы, эпизод? – Конечно, от него можно бы протянуть ниточки мыслей по многим направлениям, темам, но сейчас вспоминаю одно –

Почему я отказался продолжать общение с девушкой? ПОЧЕМУ?..

Разве каждый день в жизни нам выпадает такая возможность, такая удивительная встреча? Разве не настраивает старинный рыцарский замок на лирический романтический лад? Разве не была девушка очень красивой и чистой, доброй, светлой в душе? Разве не хотела она сама ближе познакомиться со мной, разве не интересовалась моим внутренним миром?



КАРТИНА: Фредерик Морган Розочка


Рецензии