Розовые Мечты о Школе

 
(Надеюсь, публикация картин известных художников (или фотографий) в качестве иллюстраций, оживляющих подачу материала, не будет считаться нарушением - ведь я УКАЗЫВАЮ ФАМИЛИИ ХУДОЖНИКОВ (обычно - в конце текста)! Это - общепринятая практика на всем просторе интернета!.. В крайнем случае - если руководители сайта сочтут это недопустимым - прошу просто УДАЛИТЬ КАРТИНКИ - либо известить меня, и я сделаю это сам!.. С уважением, Игорь Катанугин)


РОЗОВЫЕ МЕЧТЫ о ШКОЛЕ

 (открытое письмо к работникам и руководителям сферы образования, а также родителям и  всем заинтересованным лицам, от Катанугина Игоря, гувернера (домашнего учителя), Бежецк Тверской области.)
 
Здравствуйте, уважаемые коллеги – работники сферы образования, здравствуйте, уважаемые родители сегодняшних учеников и все, кто читает эти скромные немногие строки!

Да, согласно профессии я позволил себе представиться как гувернер – домашний учитель – слово, которое, как я писал ранее, почти вымерло сейчас, вместе с самой этой профессией – почти как древние мамонты (так что, пожалуй, впору показывать меня в каком-нибудь музее, как якутского мамонтенка Юку!). Вместе с тем, мне знакомо и преподавание в школе – немного работал и у доски, и еще больше следил за всем происходящим в школе – так что практически я в курсе всей целостной текущей картины!...

Признаюсь – накопилось в уме и сердце очень много того, чем хотел бы поделиться со всеми так или иначе заинтересованными людьми. В уме я наметил даже целую книгу – «Школа и Дети», но сейчас хотел бы изложить некоторые моменты на самом деле ВКРАТЦЕ – чтобы не откладывать на более отдаленную перспективу!

Писать буду, не заботясь о стиле, о форме – кто хочет придираться – пусть, надеюсь просто на чье-либо искреннее дружеское внимание! Итак, начну с туалетов.  Они в большинстве школ, что я видел, КРАЙНЕ НЕУДОБНЫЕ и вообще БЕЗ ДВЕРОК! То есть на самом деле – ими просто физически КРАЙНЕ ТЯЖЕЛО воспользоваться, а полное отсутствие хоть каких-то дверок в кабинках, по моему глубокому убеждению, просто не соответствует никакому пониманию ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДОСТОИНСТВА! Ведь ребенок – тоже человек!  И вообще – скажите, пожалуйста – КАК можно воспользоваться туалетом, у которого унитаз БЕЗ пластиковых деталей, которые должны быть сверху? В крайнем случае, площадки для ног должны находиться НА ОДНОМ УРОВНЕ с верхним срезом (краем) унитаза! А у нас – ноги  - на полу стоят, а сам унитаз – примерно 45-50 см высотой, и без пластиковой накладки!

Далее. Когда я сам учился в школе – в 1970-ые годы – у нас – по крайней мере в первых пяти – шести классах – были парты с НАКЛОННОЙ плоскостью!!! Ведь совершенно очевидно – так и только так нужно для зрения и для позвоночника, для правильной осанки растущего организма! Но сейчас я бывал во многих школах – и нигде не видел таких наклонных парт! Мы добываем нефть, газ, продаем оружие, у нас больше всего миллиардеров – а на хорошие, БЕЗВРЕДНЫЕ для здоровья парты для детей нет денег?!

МАТЕМАТИКА. В нашей Советской школе нас учили при решении задач по математике письменно записывать (простите за повтор) вопросы к каждому действию – и это было мудро – воистину, в самом глубоком смысле МУДРО – ибо всегда сначала МЫСЛЬ, потом – действие! На этом маленьком примере видно, что нас учили именно мыслить!!! А сейчас детям прямо запрещают писать вопросы к действиям! То есть в тетрадке – лишь цифры! И я уже позволил себе прямо выразиться в одном из очерков из моей книги «Игра и Дети» - это есть просто бунт – да, именно БУНТ – прикрываемый какими бы то ни было якобы «красивыми» словами бунт против вечного Духа, против неизменного Закона Мироздания – сначала всегда идет Мысль! «Мысль творящая, не уставай украшать пространство цветами Света!» - вспомнилась прямо сейчас эта красивая крылатая фраза из Учения Живой Этики Рерихов…

Позволю себе привести отрывок из того моего очерка:

Вот я повторяю снова и снова о Радости – что детство должно оставаться Детством – теплым, радостным, уютным – с прогулками, играми, шутками, добрым счастливым смехом! С воистину любовным добрым мудрым отношением и заботой и дома, в семье, и в школе!!! Да, это ВХОДИТ в задачи школы – с 1-го по выпускной класс – бережно заботиться о внутреннем мире ребенка (подростка, девушки, молодого человека)! Как у него (у нее) на душе? Нет ли какой тревожащей заботы, не намечается ли какая-то душевная рана? Не болит ли сердце из-за какой-нибудь несправедливости, из-за чьей-либо черствости и невнимания?

Все эти истинные заботы и попечения воистину должны ВХОДИТЬ в духовно-нравственные обязанности как школы (учителей, дирекции, воспитателей), так и, естественно, родителей этих детей! Учение должно протекать с РАДОСТЬЮ, с ЭНТУЗИАЗМОМ, с ИСКРЕННИМ ИНТЕРЕСОМ ученика, исключительно на положительных эмоциях! Да, это непростая задача, но, как мы сказали выше – «игра стоит свеч», и истинные Любовь, Мудрость, Милосердие воистину стоят всех усилий, чтобы постараться нам самим – уже более старшему поколению – впитать, внутренне усвоить все это, и так заботиться о детях!

Когда я учился в школе – в 1970-ые годы - у нас вплоть до 10-ого класса было по пять уроков в день – очень редко шесть (разве что классный час)! Сидели мы за партами с наклонной поверхностью (по крайней мере в начальной школе) – именно так нужно для зрения и позвоночника! Сами учителя не забывали твердить нам, что после уроков нужно гулять на свежем воздухе – и подвижно, конечно! Питались мы натуральной полезной пищей – химии тогда почти не было! Смотрели мы чудесные художественные фильмы – о, такие добрые, интересные, захватывающие, романтичные, окрыляющие! И книги читали ТЕ – как пел Владимир Высоцкий – те, чтобы было, с кого и с чего брать пример!!!

О, я просто не сумею сейчас даже кратко перечислить все драгоценные воспоминания о моем счастливом детстве! Не сумею – иначе это вылилось бы в целую новую книгу! И такую дорогую сердцу, что даже не знаю, а смог ли бы я все это так вот открыто рассказать?!!! Вот каким должно быть Детство! Чтобы давать человеку силы, утешение, оптимизм, энтузиазм, равновесие на всю оставшуюся жизнь!!! Чтобы человек знал, ЧТО передать уже своим собственным детям…

Так что учиться с РАДОСТЬЮ, с внутренним душевным комфортом, с чувством, что тебя всегда поймут, ободрят, утешат, простят, если надо – все это ВХОДИТ в задачи школы! И нужно поощрять в школе привычку и любовь ребенка к САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ МЫШЛЕНИЮ – чему учат и игры! У нас так и было! Например, возьмите задачи по математике – нас учили сначала записывать письменно вопрос к каждому действию – а лишь потом выполнять сами математические действия! Это было МУДРО! Ибо сначала – мысль, а потом – действие! Это ВЕЧНЫЙ ЗАКОН МИРОЗДАНИЯ!!!

А теперь в начальных классах ПРЯМО ЗАПРЕЩАЮТ писать вопросы к действиям!!! Это – бунт против Вечного Духа - против Вечного Мужского Принципа! Стыдно так поступать женщинам (ибо почти одни женщины в школе)! И навязывать этот бунт детям! Никакие указы горе - министров не должны нарушать Вечных Истин, Вечных Законов Мироздания! Низшее не указывает Высшему!!!
Видели ли вы когда-нибудь горькие какие-то обреченные слезы ребенка, испытывающего просто жуткий панический страх перед школой? – Я видел – и, к великому сожалению, очень часто!

Вот, например, я помогаю моей ученице – девочке 5-го класса (а ей всего-то 10 лет!) решать задачу и примеры по математике, и вдруг она бросается в этот самый жуткий плач и слезы! Оказывается, я делаю записи НЕ СОВСЕМ ТАК, как учительница велит! Не важно, что правильно решено! Не важно, что в целом использован тот же самый математический аппарат, что и в классе! Чуть-чуть отклонился в форме записи – и у ребенка уже просто жуткий панический страх и слезы!!! – Просто девочка знает, что за малейшее отклонение от данного им ТРАФАРЕТА – ДВОЙКА! Не четверка, не тройка – двойка! А это, в свою очередь, означает крайне тяжелые (и только вредящие!) выговоры со стороны родителей и лишение катка (зимой) и ВООБЩЕ ВСЕХ ПРОГУЛОК на свежем воздухе и общения с подругами сроком ДО МЕСЯЦА!!!

Простите, пожалуйста, дорогие читатели, что закралась горечь в эту книгу про Игры и Детей – книгу, которая должна быть исключительно светлой и радостной по самой своей тематике и содержанию! Просто я помню, как в наше школьное время учителя (тогда еще и МУЖЧИНЫ в школе не были редчайшим исключением!) ПООЩРЯЛИ в нас, детях, склонность и привычку к САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ МЫШЛЕНИЮ! Иными словами, решил задачу так, как учили – пять тебе! Решил каким-нибудь своим, оригинальным способом – ПЯТЬ С ПЛЮСОМ! И ПОХВАЛА перед всем классом! О, даже не верится – неужели все это было?!! И как могло все в школе так быстро перевернуться с ног на голову?!!

И еще чуть-чуть. Зачем заставлять детей тратить уйму времени на то, что вообще не нужно?! Например, в начальной школе учат писать, соединяя все буквы слова непрерывной линией! Но это очень трудно и совершенно не обязательно! Почти все взрослые пишут буквы РАЗДЕЛЬНО!!! Это же намного проще – и тоже очень красиво может быть!!! А высвободившееся время можно бы употребить, например, на возрождение совершенно ЧУДЕСНОЙ традиции Царской России – ДЕТСКИЕ ТЕАТРЫ, включая музыкальные, и чудесные сказочные БАЛЫ!!! А язык иностранный в школе вообще должен быть ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ФАКУЛЬТАТИВНЫМ!! Чисто на доброй воле и положительных эмоциях!!! Или - никак!!! (конец цитаты)

Да, тут я вышел за рамки математики, и просто выделил большими буквами ряд ключевых для меня слов и понятий, таких как Радость, истинная забота о внутреннем психологическом комфорте и уюте ребенка и юноши, девушки – что все это ВХОДИТ! Входит, и даже стоит на первом месте, по моему глубокому убеждению! Пожалуйста, поймите меня правильно – я просто в значительной степени выполняю заказ от самих детей – чудесных драгоценных детей, с которыми я имел честь и радость работать и общаться – их выраженный и невыраженный заказ – но от этого не менее кричащий!

Да, про ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК я высказался радикально – исключительно ФАКУЛЬТАТИВ, абсолютно никакой «обязаловки» - но это тоже есть мое глубочайшее убеждение! Я всю жизнь «в языке», в школе у нас была замечательная учительница немецкого, в Университете Дружбы Народов имени Патриса Лумумбы у нас были совершенно замечательные чудесные педагоги, и по языкам, и по всем предметам, и далее по сей день я даже общаюсь в основном на иностранном языке – по почте, в интернете, слушаю аудио-книги на иностранном языке… Я не хвастаюсь – более того, могу сказать, что, несмотря на все это, есть много областей и ситуаций в иностранных языках, когда я просто должен еще учиться и учиться! И вместе с тем – очевидно – только добровольно, только на позитиве, только на основе глубоко личной мотивации и ЭНТУЗИАЗМА! – Так учат иностранный язык!

Видите ли – это еще, по-моему, вообще мало понято пока – иностранный язык предусматривает ОЧЕНЬ ГЛУБОКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ на психику, сознание, на весь внутренний мир человека! Так, например, даже на основе моего собственного языкового опыта могу совершенно определенно утверждать, что для общения на иностранном языке человек должен научиться ДАЖЕ МЫСЛИТЬ по-английски, по-испански, и так далее! Понимаете? – Даже мыслить! Иначе просто не получится никакого зрелого владения языком!!! Но Вы только вдумайтесь – мыслить на иностранном языке – ведь какое же это воистину ГЛУБОЧАЙШЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ на всего ВНУТРЕННЕГО ЧЕЛОВЕКА!!! И кто-то говорит, что этому можно просто ОБЯЗЫВАТЬ?! – О Боже! – Но ведь воистину редко кто смог бы придумать более глубокую, более изощренную форму насилия! Так что ТОЛЬКО ДОБРОВОЛЬНО! ТОЛЬКО НА ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ЭМОЦИЯХ!

Или – никак вообще! Все равно иначе профанация получается! Вот у меня, например, в нашем маленьком городке практически нет партнера, чтобы просто поговорить по-английски – просто так, для души, ради практики! Просто никто не хочет из моих знакомых – да и не может! А ведь почти все «учили» английский! Ну заставили вы их, ну высидели они силком свои уроки! – Ну и что дальше?! Не лучше ли было бы честно, открыто обучать только тех, кто хочет учиться – а для всех остальных предусмотреть какую-то полезную, доступную и интересную для них альтернативу?!

И еще. Лет двадцать я сам использовал в английском международную транскрипцию – все эти значки – иероглифы для выражения звука, а потом, преподавая детям, вдруг ясно увидел, что это ВОВСЕ НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО! Просто можно добавить некоторые дополнительные элементы к нашим русским буквам – и получится ничуть не менее четкая точная система звуко-передачи – на основе кириллицы – то есть просто буквально один в один соответствующая значкам международной транскрипции - и НАМНОГО БОЛЕЕ ПОНЯТНАЯ И НАГЛЯДНАЯ детям! Просто не надо робеть – если что-то принято уже давно, уже широко в мире – это еще не значит, что нет более простых и эффективных решений! (Был бы рад поделиться этими конкретными наработками!) Ведь мы просто слепо копируем иногда то, где можно проявить, если хотите, национальную самостоятельность!

ЛИТЕРАТУРА. Вы знаете? – В УДН у нас был учитель «политики на испанском языке» (был и такой предмет!) – Анатолий Васильевич – младший, (ибо был еще и А. В. – старший – весь седой уже – о такой необычайный чудесный артистичный незабываемый учитель!!!), который каждый раз задавал нам одно и то же задание на дом – подготовить рассказ О ЧЕМ ХОЧЕШЬ, НА ЛЮБУЮ ТЕМУ, ИЗ ЛЮБОГО ИСТОЧНИКА! – Проще просто некуда!  И что интересно, что мы сами проверили – ЭТО РАБОТАЛО!!! Это никогда никому не надоедало! Просто каждый по очереди говорил свой рассказ, а А.В. ходил взад-вперед и слушал, иногда с иронической – но всегда доброй улыбкой, и с юмором реагировал, и завязывались дискуссии,
интересные обсуждения!

Почему я вспомнил об этом под знаком уроков литературы? – Очень просто – этот принцип добровольного выбора учеником конкретного материала – воистину также мудрый принцип! Это перекликается с идеями и практикой Марии Монтессори – ребенок САМ знает, какую игрушку, какой развивающий материал взять с полочек вдоль стены! Так и ученик на литературе – пусть имеет МАКСИМАЛЬНО ВОЗМОЖНУЮ СВОБОДУ ВЫБОРА – пусть даже в рамках программы! Пусть готовит рассказ, сочинение, презентацию по тому, что наиболее близко именно его или ее сердцу!!! Ведь всегда при желании учитель может предусмотреть некоторую ВАРИАТИВНОСТЬ даже при изучении какого-либо вполне определенного писателя, поэта или темы!

Прошу понять меня правильно - я ни в коем случае не призываю к полному отказу от учебного плана, программы, от некоего списка обязательных произведений! - Просто прошу максимально, насколько это возможно, предоставить каждому ученику некую свободу выбора, свободу восприятия и само-выражения! Например, лично я ну просто НИКАК не мог полностью читать в школьные годы такие произведения, как "Война и Мир" Толстого, как "Преступление и наказание" Достоевского - ну просто вообще не мог (кстати, и сейчас не чувствую тяги к их прочтению - хотя трижды с огромным удовольствием полностью просмотрел восьми-серийный западный фильм по роману "Война и Мир" – кинематограф пришел мне на выручку!!!!)! И сейчас я понимаю - наша замечательная учительница поступала МУДРО, не принуждая нас к тому, к чему мы были не готовы, чего мы не желали и что было на самом деле просто НЕ НУЖНО - лично для меня, например! (Не было внутреннего запроса ни готовности у меня…)

Понимаете - тут есть тонкая грань! Одно дело настоятельно рекомендовать ученику прочесть краткий рассказ; и СОВСЕМ ДРУГОЕ - пытаться принудить полностью читать "Войну и Мир" или "Преступление и наказание"! Это было бы просто ужасным насилием над самим сокровенным внутренним существом, внутренним миром ребенка или юноши, девушки!

И еще о литературе. Буквально недавно я имел огромную радость прочесть роман Юрия Иванова «Мы шли под грохот канонады» - о чудесных героических защитниках блокадного Ленинграда… Так вот, в одном из моих писем  я сказал, что бывают книги, которые хочешь прижать к сердцу, как любимого человека… Среди других моих любимых произведений (Шекспира и Джека Лондона, например), я имел ввиду и этот во многом простой незамысловатый роман «для среднего и старшего школьного возраста», как говорится в аннотации! А потом я нашел в интернете, что, оказывается, японцы перевели эту книгу на свой японский язык прямо в год ее выхода – 1978-ой – присудили ей первое место на ежегодном конкурсе литературы – и – внимание! – ввели этот роман советского автора в свою школьную программу по литературе! Вот! Вот как надо уметь ВИДЕТЬ и ценить таланты, видеть все то, что воистину имеет непреходящую вечную ценность!..

О красивых сказочных балах с вальсами я уже вкратце писал – хотя можно бы еще многое добавить... А что? - Пожалуй, использую тот же прием – просто вставлю отрывок из моего очерка, входящего в книгу «Игра и Дети», где я пишу о вальсе – ибо здесь есть много того, что, как говорится, кроется между строк – о том очень ценном из нашей же российской культуры, что оказалось утеряно – наряду с чудесными детскими театрами – на больших сценах и прямо в самих семейных очагах!

Итак, выдержка о вальсе:

Позволю себе сказать, что больше всего мне довелось – и я бы даже сказал – посчастливилось – работать и общаться именно с девочками, обычно в возрасте семи – одиннадцати лет, и я прекрасно видел и вижу, что, возможно даже сами того не вполне сознавая, они МЕЧТАЮТ О БАЛЕ! Мечтают О ВАЛЬСЕ и других бальных танцах!

Да, глубоко внутри, в сердце – девочки – это маленькие принцессы! Да, они сейчас захватываются мощной агрессивной волной современных дискотек, но посмотрели бы Вы, как любят они наряжаться именно в бальные платья – пышные длинные красивые – на самом деле – принцессы! Ну и куда пойти, где блистать в таком роскошном наряде? – В грохоте современной дискотеки? – Нет, воистину – они ждут бал! Но для этого вроде бы простого мероприятия на самом деле нужна – я бы сказал – целая революция в сознании общества! Да, ибо слишком многое мы утеряли!

Даже когда в каких-нибудь столичных ВУЗах – военных, например – устраиваются балы с вальсом – я вижу, что чего-то там остро не хватает! Свобода-то – внутренняя свобода и раскрепощенность в Свете вальса – утеряны! Это веками росло и лелеялось в русской культуре, потом было вдруг резко обрублено бедствиями и трагедиями двадцатого века – поэтому не вдруг-то возродишь и продолжишь былую внутреннюю свободу, глубинный просветленный оптимизм, напор света, чудесную свойственную самой настоящей Жизни игривость, юмор и пламя безусловного оптимизма!

Итак, я выполнил мой внутренний заказ, идущий от моих замечательных маленьких учениц – я написал об их мечте о вальсе, о чудесных прекрасных балах! И мальчики тоже научились бы, и поняли бы, как говорится, что к чему, и смогли бы составить своим маленьким подружкам настоящих умелых учтивых кавалеров, партнеров по чудесному танцу! А может быть, и я бы научился вальсу! Надеюсь, дорогие мои читатели, Вы великодушно простите мне это лирическое отступление – ведь, согласитесь, оно такое красивое, и оно стоило места! (конец цитаты)

А на селе школы закрываются вообще! Одна за другой! И это ведь сама жизнь уходит из российского села и деревни – сама Жизнь – вместе со школами, ФАП-ами, клубами, банями, больницами и отделениями связи! Дорогие коллеги, земляки! Вспомните всю нашу многовековую культуру! И посмотрите также на масштабы нашей просторной страны! Что есть Россия без деревни? – Крохотные точечки городов среди необъятной ПУСТЫНИ!!! Пустыни, заросшей бурьяном и совсем неживописной чащобой!

А что мужчин в школе почти не осталось – будьте уверены – это – НЕ пустячок! Это – еще какая ПРОБЛЕМА! Например, кто же научит наших мальчишек истинному, настоящему, рыцарскому отношению к женщине, к девочке, к одноклассницам? – Воистину – ТОЛЬКО МУЖЧИНА может этому научить – своим собственным примером! А мужчин почти нет в школе – да и во многих семьях тоже! Вот и растут подростки, даже не представляющие себе, что к девочке можно относиться с таким уважением, почитанием, благоговением, как, например, Володя Волков – один из героев выше названного романа Юрия Иванова…

И кто же пойдет с детьми в поход, на речку, на природу?... А кто расскажет о звездах, кто покажет их в телескоп? (Хотя бы «просто так», для души – ибо урок астрономии изгнали из школы! Зачем детям мечтать о звездах?!)
Ну вот, всего сразу все равно не напишешь, а для одного письма – пожалуй, достаточно! С уважением, с благодарностью за внимание, Игорь Катанугин
 

Часть 2. НЕ ОТРЕКАЙТЕСЬ ОТ ВЕЧНЫХ ПРИНЦИПОВ!

…Итак, уже в который раз я наблюдаю совершенно новое лично для меня явление в нашей школьной жизни – новое и очень печальное, и заключается оно в следующем… Кто не успевал раньше? Кто ранее – в годы СССР – не знал, не понимал тот или иной школьный предмет? – Естественно, такими отстающими были ученики без мотивации, без всякого желания учиться, зачастую из очень трудных семей, зачастую склонных к бесконечному бродяжничеству по улицам, в трудных компаниях, и так далее…

Сейчас же сплошь и рядом можно увидеть в числе неуспевающих ученика или ученицу, которые ОЧЕНЬ МОТИВИРОВАНЫ на серьезную добросовестную учебу, у которых есть к тому ВСЕ СПОСОБНОСТИ И УСЛОВИЯ, дети, которых горячо поддерживают родители! И вот, несмотря на все эти 100-процентные предпосылки – эти дети совершенно НИЧЕГО не понимают в школе! Не понимают и ищут учителя на дому, и искренне взывают о помощи – «Помогите мне понять тот или иной предмет! Помогите, ибо я ничего не понимаю!»

Возвращусь к моему конкретному теперешнему примеру. Химия, 8-ой класс. Да простят мне все, кто может простить, но я просто сказал моей ученице, что лично я просто сдал бы этот их школьный учебник в макулатуру! И я просто принес мои старые – времен СССР – книги и учебники по химии, и стал диктовать ей уроки по ним, а она записывает, как это делают студенты на лекциях! Только так, ибо смотрите сами – раньше программа по химии была построена просто и абсолютно ЛОГИЧНО! Сначала – М. В. Ломоносов, его учение об атомах и молекулах, еще ряд выдающихся имен… Потом сразу – наш великий Д. И. Менделеев, его периодический Закон и Система элементов, строение атома и электронных орбиталей!..

На этой прочной основе – химические свойства элементов, металлы, неметаллы, электроотрицательность, основы химической связи!.. Основные понятия, включая степень окисления (в неорганике) и валентность (в органической химии)! Теория растворов, электролитическая диссоциация, реакции обмена в растворах!.. Окислительно-восстановительные реакции, и так далее, и так далее – СТРОГОЕ ПОНЯТНОЕ НЕСПЕШНОЕ ЛОГИЧНОЕ развертывание всего материала! Понимаете?! – Ведь основы-то эти остались все те же самые! Никаких новых базисных посылок не появилось и не прибавилось! ТЕ ЖЕ САМЫЕ УЧЕНИЯ ЛОМОНОСОВА И МЕНДЕЛЕЕВА, БУТЛЕРОВА, других основоположников химии! Отсюда – ТА ЖЕ ЛОГИКА И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ИЗЛОЖЕНИЯ!

Так должно бы быть! И было бы все понятно! Однако, что получилось? – Кому-то очень прыткому, уж не знаю, из глупости или из сознательного желания навредить – пришло желание просто перевернуть все с ног на голову, просто взять и разрушить эту устоявшуюся стройную логичную систему преподавания! И так и случилось! Все испортили, искромсали, перевернули! Никаких теоретических основ, никакой глубинной внутренней логики! Камня на камне не оставили от прежней оправдавшей себя системы! Учите, дети, безо всякого учения Менделеева, безо всякого понимания его великого Периодического Закона и Системы Элементов! Иначе говоря, остается только ЗУБРИТЬ, как попугаи – ибо без описанной выше прочной теоретической основы просто АБСОЛЮТНО НЕВОЗМОЖНО никакое понимание химии! Абсолютно! Вы понимаете, какая это ужасная, отвратительная профанация?! Какое издевательство над самим понятием «инновация, модернизация образования»!

Для чего пишу об этом? – Ведь не чтобы похвастать, но чтобы продемонстрировать ПРИНЦИП: настоящая конструктивная инновация НИКОИМ ОБРАЗОМ НЕ ОТРИЦАЕТ ничего ценного, что было накоплено раньше! Не отрицает, но ищет пути и способы сделать преподавание еще более наглядным, доступным, простым – без ущерба качеству и глубине знаний!

И еще хотел бы вкратце подчеркнуть одну простую мысль, о которой я уже писал ранее… Эта важнейшая мысль, идея, принцип заключается в том, что истинный учитель всегда ПООЩРЯЕТ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ МЫСЛИ!! Самостоятельность мысли! Только вдумайтесь – ведь это имеет даже глубоко нравственное и духовное значение! Это связано напрямую с формированием Человека Мыслящего, Человека Разумного! Homo sapiens – человек разумный – так ведь называется даже сам наш род человеческий! 

У меня хранятся книги педагогов Советской поры, в которых они снова и снова подчеркивают – решил ученик математическую задачу своим, оригинальным способом, не так, как учили на уроке – ставьте за это «пять с плюсом»! Понимаете? – Учитель поощряет самостоятельность! А ныне, как я уже писал, наоборот, за малейшее отступление от данного на уроке трафарета – ДВОЙКА! Пусть все правильно решено, пусть математический аппарат тот же использован, не важно! Отступил от данной на уроке кальки – вот тебе «двойка»! Это же прямое откровенное удушение всякой самостоятельности мысли! Удушение самих основ, самих зачатков личного творчества ребенка!

Что и говорить? – Опять же, уже писал об этом, но повторюсь – на уроках математики в начальной школе нас учили ВСЕГДА ПИСАТЬ СЛОВАМИ ВОПРОСЫ к каждому действию при решении задач! Ибо сначала – МЫСЛЬ!!! Сначала всегда идет МЫСЛЬ – в данном случае, выражаемая в виде вопроса к действию, например, «Сколько на столе яблоков?» (допустим, 2+3=5), потом «Сколько апельсинов?» (3+4=7), потом «Сколько всего фруктов?» (5+7=12). И так наши учителя учили нас СНАЧАЛА – МЫСЛИТЬ!

А теперь это просто НАПРЯМУЮ ЗАПРЕЩАЮТ! Запрещают маленьким детям писать сначала вопросы при решении задач! Это – полное абсолютное извращение – какими бы якобы «красивыми» словами оно ни прикрывалось! Понимаете? – Дети не умеют мыслить, они не знают, КАК решать ту или иную задачу, а я как учитель, оказывается, даже не имею права (по мнению сегодняшней школы) – не имею права учить детей сначала формулировать вопрос! Сначала – МЫСЛИТЬ! Конечно же, лично я НИКОГДА не пойду на поводу у таких горе – организаторов учебного процесса, у таких горе-министров! Никогда – ибо есть вещи, которыми не торгуют, не продают и не предают!...

 «Любить человека» - так называется один замечательный художественный фильм все той же Советской поры… Фильм, целиком и полностью оправдывающий свое великое красивейшее название!... (Как и столь многие другие фильмы, книги и песни той ушедшей поры!)  Не об этом ли мы говорим и сейчас?!... Любить человека – ученика, учителя, родителей!... Вот ведь главный ключ ко всему!..
Вдумаешься – и все станет ясно!...

И не надо лошадиных нагрузок в школе (типа по семь уроков в день) – ни на учеников, ни на учителей! Не надо ненужной писанины – учитель и сам знает и напишет то, что ему или ей ДЕЙСТВИТЕЛЬНО НУЖНО записать на бумаге! И каждый может, имеет право сохранять, развивать, проявлять свою неповторимую индивидуальность – опять же и ученик, и учитель – как, напимер, это имело место среди наших замечательных преподавателей УДН имени Патриса Лумумбы! Зажигать в детях ИНТЕРЕС, ЭНТУЗИАЗМ к предмету – это тоже входит в роль и обязанность учителя! Это – ВХОДИТ!!! И это напрочь потеряно сейчас в столь многих случаях! Столь многих – к величайшему сожалению!...

Любить человека…

С уважением, Игорь Сватин (Катанугин Игорь Анатольевич), г. Бежецк. 16 марта 2016 года

Картина: Фредерик Морган Уроки закончились!


Рецензии
Уважаемый Игорь Анатольевич! К сожалению, от такой демократии ушла, и уходит всё дальше, не только школа, но и всё наше общество. Без разворота к демократии общества невозможен разворот к демократии и в школе.

Анатолий Писцов   29.12.2017 20:47     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Анатолий! Спасибо за добрый отзыв!С Новым годом Вас! С искренними наилучшими пожеланиями! Относительно Ваших слов - да, согласен - школа не является отдельным изолированным островом, все взаимосвязано в обществе! При явном недостатке истинной демократии как полного безусловного уважения всех основополагающих прав человека - при такой ситуации, конечно же, трудно ожидать и каких-то коренных перемен к лучшему в области народного образования - к сожалению...

Вместе с тем - что же делать? Не унывать же, не сидеть, сложа руки!.. Сколько в народе есь мудрых пословиц и поговорок - вода камень точит, под лежачий камень вода не течет... Так что - все же принято надеяться на лучшее в праздник Нового года - а пишу эти строки как раз Первого января Нового 2018 года!..

Игорь Катанугин   01.01.2018 19:26   Заявить о нарушении
"что же делать?" - каждый решает сам за себя. Мои намерения - участвовать в формировании общественного мнения о необходимости перехода от сегодняшней авторитарности к демократии.

Анатолий Писцов   02.01.2018 08:35   Заявить о нарушении