Лиса и Журавль
Пролог. Уважаемые читатели, друзья! Отдаю себе отчет, что петиции мои не совсем обычны, а, может быть, совсем необычны… Они могут состоять из двух – трех частей, причем каждая из них представляет собой просто дружеское неформальное письмо или очерк воспоминаний… Как говорится, от сердца – к сердцу… Был бы очень рад, если бы так получилось… Заранее признателен вам за ваше дружеское доброжелательное внимание! Всегда за вежливый культурный диалог, автор.
Часть 1. Лиса и Журавль
Предисловие.
В Добрый путь!
Здравствуйте! Эти самые длинные летние дни – дни завершения школьных экзаменов – да и студенческих экзаменов тоже, дни бальных вечеров, посвященных завершению этой замечательной школьной поры… Поздравляем вас, выпускники – 2022!
Мы, ученики и студенты прошедших лет, включая Советскую пору, желаем вам – в Добрый путь!
Успехов вам в обучении дальнейшем, в трудах ваших, в жизни! Бог в помощь вам, в защиту, в сопутствие!..
В эти дни люди смотрят нередко одновременно и в Будущее, и в Прошлое – мечтают, строят дальнейшие планы – и вспоминают былое, школьные и студенческие годы свои…
Рассказ этот представляет собой воспоминания – личные воспоминания, впечатления, размышления автора этих строк о моей собственной студенческой поре… Особенно посвящена эта статья размышлениям о соотношении Общего, типичного, стандартного, с одной стороны, и Индивидуального, личностного, творческого, с другой…
Размышления об индивидуальности, творчестве – в педагогике и в жизни вообще…
(конец предисловия)
Здравствуйте! Обращаюсь в этом небольшом очерке – открытом письме моем - ко всем, кому так или иначе интересны вопросы педагогики – в самом широком глубоком смысле этого слова…
Хотел бы обратиться сейчас напрямую к очень дорогому для меня опыту, как был поставлен и как протекал учебный процесс в Университете Дружбы Народов имени Патриса Лумумбы в годы моей учебы там (1982-1990), и конкретно в преподавании испанского языка.
При размышлении о месте, роли и значении Индивидуальности мне очень нравится вспоминать басню Крылова «Лиса и Журавль» (все-таки какой талантливейший литератор!). Ведь что говорит басня? – Лиса не может съесть кашу из кувшина с высоким горлышком, а Журавлю крайне неудобно клевать кашу с плоской тарелки! Одно и то же действие – съесть кашу – но разным животным и птицам нужны для этого совершенно РАЗНЫЕ условия и приемы!!!
Так и два наших преподавателя по испанскому языку – два Анатолия Васильевича – делали одно и то же дело – но СОВЕРШЕННО ПО-РАЗНОМУ!
АВ – младший всегда давал одно и то же задание – рассказ на свободную тему – и просто спокойно прохаживался туда-сюда весь урок – задавая вопросы, побуждая нас к дискуссиям, самовыражению…
Потом уже я более глубоко осознал – он не просто «прохаживался»... Сами того не вполне сознавая, мы ощущали его человеческое Присутствие – доброе понимающее ободряющее – даже с улыбкой и юмором!.. Мы чувствовали, что нас понимают, внимательно слушают, размышляют, что-то сопоставляют в уме…
Преподаватель всегда был готов живо доброжелательно ободряюще реагировать на слова наших докладов, нередко с юмором, с улыбкой, со встречными шутками на испанском… По окончании наших выступлений – обычно довольно небольших – Анатолий Васильевич – младший задавал нам вопросы, которые выливались зачастую в интересную общую дискуссию всех участников группы (на испанском языке, разумеется) – а было нас на уроке человек так десять-двенадцать…
В результате что получалось? – Вроде бы, однообразная схема занятия – казалось бы, одно и то же всегда; казалось бы – что же это за творчество? – Педагог просто входит в аудиторию и завсегда ту же фразу произносит: «Здравствуйте! Ну, начинайте ваши рассказы – кто первый сегодня?» И ходит затем как маятник – туда-сюда, взад – вперед, скрестив руки на груди или подперев подбородок, выслушивает наши доклады – и общается с нами по этому поводу…
Очень просто, казалось бы – но на поверку выходило это всегда ново, увлекательно, интересно, очень полезно для развития наших навыков в языке, ля обогащения лексики и вообще – для развития наших навыков выступления, диалога, общения на самые различные темы…
Другой же – старший АВ – тот был (и ЕСТЬ – даже если уже не в этом мире!) просто совершенно потрясающим Артистом, актером педагогической сцены! – За его плечами был огромный жизненный опыт – Испания еще военных времен, Латинская Америка, личное знакомство с совершенно выдающимися мировыми писателями, поэтами, переводчиками!... Иллюстрируя какое-нибудь новое слово, АВ – старший мог пуститься в бесподобное театрализованное путешествие, перенестись в ту или иную ситуацию в минувшие годы!
«Летим мы однажды из Парижа в Буэнос-Айрес (самолетом Air-France), - рассказывал он однажды, - погода хорошая, все спокойны…
И вдруг над Атлантикой самолет вошел в зону сильнейшего шторма, грозы! Нас трясет, как щепку, кидает – ужас! Все уже потеряли всякую уверенность, что будем живы! Стюардессы вывезли все запасы спиртного – пейте, помирать – так с музыкой!
И после всех этих бедствий вдруг все успокоилось, и мы подлетаем к Буэнос-Айресу при ясной солнечной погоде! Спускаемся по трапу, и никто на земле даже не представляет, ЧТО мы только что пережили!...»
Какие чудесные ряды испанских синонимов давал нам Анатолий Васильевич! Как умел на примерах, нередко разыгрывая импровизированные театральные сценки, пояснить смысл каждого слова, его место в ряду схожих слов, как позволял почувствовать саму душу изучаемого языка и народа!..
А еще были у нас также чудесные замечательные преподавательницы – женщины (опять же испанский язык имею ввиду в данном случае)! И они преподавали каждая по-своему, и тоже очень эффективно и интересно – даже – поверьте – чем дальше во времени, тем более трогательными и дорогими становятся эти воспоминания!
Понимаете – КАЖДЫЙ – ПО-СВОЕМУ! Да, были и планы, и программы, и вместе с тем тот опыт вполне доказал – все хорошее можно совместить – и планирование какое-то разумное, и сохранение яркой самобытной индивидуальности каждого педагогического работника!
Да, дорогие читатели, как видите, по форме это именно письма… Просто почувствовал сейчас, что хочу что-то добавить…
Вчера я писал о наших преподавателях – мужчинах – и как же не вспомнить с благодарностью о чудесных преподавателях – женщинах! Например, самый первый год обучения – это было в далеком, казалось бы, 1982-1983 учебном году – испанский язык преподавала у нас на подфаке (напомню, речь идет об Университете Дружбы Народов имени Патриса Лумумбы) совершенно чудесная удивительная женщина – Ангелина Петровна (фамилия, если не ошибаюсь, была у нее двойная – Претель-Мартинес – если я правильно помню…).
Она была в возрасте уже тогда, стройная, тоненькая, седая, с морщинками на удивительно приятном всегда добром энергичном как-то именно молодом лице – молодом по своему какому-то скрытому оптимизму, по чувству Радости Жизни, радости работы, радости от общения с нами!
Да, поэтому я говорю при любой возможности, что иностранный язык надо изучать только, исключительно на позитиве, с хорошим, приподнятым настроением, с чувством как бы голода по все новым и новым знаниям! – Ибо у нас так и было! У нас все так и было поставлено – благодаря таким замечательным преподавателям и простой разумной организации труда!
Интересный момент. Испанский язык мне просто дали - как говорится, поставили перед фактом – ведь в школе я учил немецкий! Мы же были молоды, полны сил и мотивации, и энергии – так почему бы и не начать язык «с нуля»?!
Среди прочего, лично мне это говорит также и о том, что если уж и обучать языку второклашек (как это принято сейчас в средних школах) – то опять же ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО при условии, что преподавателю удастся сделать эти занятия радостными, приятными, интересными для детей! – В противном случае – это уже что-то такое, чему просто не подобрать слов с позитивным значением!
И это было практически погружение в язык – шесть дней в неделю по четыре часа в день в аудитории, плюс два часа самоподготовки – и так весь учебный год!
Понимаете? – Занимались спокойно, не спеша, основательно, серьезно! И без малейших намеков на какие-то помехи, горы ненужных бумаг, одергивания со стороны администрации! Нашим учителям просто ДОВЕРЯЛИ!!! Никто из руководства абсолютно ничем им не докучал, не мешал, не заставлял делать ни одной вещи, которая выглядела бы лишней, ненужной в глазах учителя!!! Такое у меня сформировалось впечатление…
Пишу это, имея ввиду – о столь многочисленные горькие жалобы моих коллег – работников образования! Они сетуют – и это правда – что им просто не дают спокойно работать, подменяя творчество немыслимыми объемами ненужной «писанины» и прочими помехами! И вот я привожу сейчас эти замечательные примеры – примеры разумной организации учебного процесса, примеры истинного доверия к учителю и замечательных результатов такого торжества ЗДРАВОГО СМЫСЛА!!!
Довольно часто – пожалуй, каждую неделю – в конце недели – Ангелина Петровна устраивала прямо в учебной аудитории чаепитие; мы «складывались» понемножку – на самом деле понемножку – совершенно не в тягость, не обременительно для студента, покупали торт или еще что-нибудь вкусное и не спеша пили чай за свободными непринужденными разговорами «обо всем», как говорится – очень приятными и интересными для всех!
И никакого барьера между нами и нашей чудесной учительницей! В сердце она была также молода, оптимистична, всегда умела найти слова, нужные, доступные, понятные именно данному человеку, к кому обращалась…
Потом у нас были и другие преподавательницы испанского – напротив, очень молоденькие - Лейла Газыевна, Фатима Адамовна; имена некоторых я уже и забыл – но не забыл впечатления от их уроков – спокойный размеренный учебный труд – напряженный, но все по силам, все соответствует, все внутренне уравновешено – и опять же никто ни кого не дергает, не заваливает ненужной контр-продуктивной работой – ни администрация учителей, ни учителя – нас, студентов! Все просто спокойно планомерно работают, никому не мешая!
Кстати, нередко мне думалось эти долгие годы – после того, как прошли десятилетия уже по окончании ВУЗа – ну почему я был тогда такой нелюбопытный, нелюбознательный – зажатый? – Да, именно так – всё простое – простое в хорошем позитивном человеческом смысле – все легкое свободное искреннее непринужденное в моем сознании – было тогда (и многие еще годы спустя) – зажато, заморожено во мне, погружено в глубокий сон…
Мне даже ни разу не пришло в голову поинтересоваться хотя бы чем-то о жизни наших преподавателей и преподавательниц – откуда они, как начинали карьеру, почему избрали тот и ли иной учебный предмет?.. Та же Лейла Газыевна, например – сейчас вижу четко – даже по имени-отчеству ее ясно, что она из Дагестана, наверное…
И вот – стала преподавательницей испанского языка в Университете Дружбы Народов… Красивая стройная интеллигентная молодая женщина… Спросить бы тогда у нее хоть что-нибудь о ней самой – откуда она родом, где училась сама – здесь же в УДН, наверное? Как так получилось, что избрала испанский язык?..
Тактично дружелюбно дружески поинтересоваться о жизни человека – преподавателя твоего в данном случае – разве это плохо? Разве это неуместно, бестактно? – Нет!
Сейчас я думаю – наоборот – бестактно, как-то не по-людски было проявлять подобное равнодушие, безразличие к человеку – какое продемонстрировал я тогда (ради справедливости и полноты картины надо сказать, и другие участники учебной группы нашей тоже не сильно продвинулись в этом…)
Вот – снова и снова возвращаюсь волей-неволей к этой мысли – на которой специально подробно остановился в очерке моем «Физики и Лирики»… Там я писал, что тогда – в студенческие годы мои и после них – я оказался на поверку совершенно НЕ ГОТОВЫМ К ЖИЗНИ…
Сейчас добавляю – зажат, заморожен, заторможен - как в летаргическом сне…
Лиса и Журавль – так мне нравится кратко, образно, символично обозначать идею индивидуальности каждого человека, как индивидуален подход у персонажей этой басни Крылова!.
Да, на самом деле – ведь и каждая из этих преподавательниц – женщин, как и оба Анатолия Васильевича – каждый и каждая были и есть яркие самобытные индивидуальности – и это четко проявлялось в работе! И было у всех понимание, что это – нормально, даже очень хорошо и прекрасно! Имело место просто разумное гармоничное сочетание разумного планирования и вполне естественной для каждого человека индивидуальности!
Естественно, и в средних школах все это вполне применимо, все так и должно быть! Опять же мудрый баланс, равновесие во всем, торжество здравого смысла, опять же доверие к учителю, учет мнений и пожеланий самих учителей – практиков!
Устремляться в Будущее на основе позитивного опыта прошлого - вот одна из простых замечательных мыслей, которую я хотел бы еще раз проиллюстрировать в этом скромном письме.
Искренне, с наилучшими пожеланиями, Игорь Сватин (Катанугин И. А.), г. Бежецк.
PS
Трудно затронуть в одном кратком письме также другие предметы – а учился я на факультете физико-математических и естественных наук по специальности «физическая химия» - так что преподавали нам примерно в равных объемах математику, физику и химию – и в объемах довольно больших!
Опять же – преподавали нам эти предметы как педагоги-мужчины, так и женщины – и как преподавали! И какие! Скажу вкратце, что своими глазами мы увидели – что такое настоящий преподаватель, учитель, интеллигент в высоком смысле этого слова, человек высокой Культуры и Знаний…
С улыбкой отмечу – иногда мне приходится слышать от некоторых моих знакомых, собеседников, что, мол, женщина якобы по природе своей не способна на столь сильную высокую продуктивную работу мысли, на столь высокий полет ее, как мужчины…
Мда… Интересно – а смотрели ли эти люди, например, фильмы про детектива Эркюля Пуаро – созданные по романам Агаты Кристи?! (Для меня – это одни из любимейших фильмов!..) – Это надо же так мысль обострить!… Узнал недавно, что книги Агаты Кристи – третьи во всей Мировой литературе по объемам печати, по числу экземпляров проданных книг – третьи после Библии и Шекспира… Вот вам и «женщины ограниченные»…
Также и наши преподавательницы – женщины – по физике, математике, химии – какая сильная могучая Мысль! Сам уже будучи довольно искушен в высшей математике, я чувствовал себя на их лекциях как бы малым ребенком, с восхищением наблюдающим за развитием потрясающих математических выкладок их на доске, которые я мог хоть как-то понять лишь дома (или в общежитии), в ходе долгих неспешных кропотливых самостоятельных размышлений… Впечатление, не ослабевающее с десятилетиями…
Система уравнений Максвелла в интегральной и дифференциальной форме… Посмотришь – аж дух захватывает! Дифференциальные уравнения в частных производных, интегралы, дифференциалы, роторы, дивергенция вектора…
По сей день бережно храню тетради мои с этими лекциями, которые читала нам наша чудесная замечательная преподавательница по физике – любимая ученица академика Льва Ландау (прошу прощения – я забыл ее имя – помню лишь – ученица Ландау, которая находилась с ним в белой «Волге» в момент страшной аварии – О Боже, Спаси, Сохрани!)…
PPS
И еще – позволю себе поделиться… Буквально вчера посмотрел… «Чужой звонок», 1985 год. Пронзительная совершенно история…
Да здравствует, да процветает Искусство, которое пробуждает в нас чуткость, учит нас пониманию, верности...
В Добрый путь, наши молодые друзья – и все добрые милосердные безобидные люди!..
Часть 2. ШКОЛА: РАЗМЫШЛЕНИЯ О РАВНОВЕСИИ…
Искренне присоединяюсь ко всем поздравлениям, которые звучат сегодня в адрес учителей по случаю их профессионального праздника! (Письмо это написано ко Дню учителя 2017 года.) С ДНЕМ УЧИТЕЛЯ! Доброго здоровья вам, уважаемые учителя, приятной спокойной работы, радости творческих достижений – и еще – чтобы ваши собственные семьи, ваши дома были для вас прочной надежной поддержкой, опорой, местом приятного отдыха, где можно в полной мере сбросить всю усталость от вашей нелегкой работы!..
Вместе с тем – наряду с поздравлениями – хотел бы предложить всем желающим поразмышлять немного о самом этом обширном вопросе, области, теме – образование в средней школе, и сделать это предлагаю в формате размышлений о РАВНОВЕСИИ!.. Канатоходец – отличный пример того, как важно равновесие в жизни – буквально в любой ее области… Сейчас – в этой супер-краткой заметке – хотел бы выделить три вида, три области равновесия в школе, которые кажутся мне очень важными и достойными внимания…
Итак, первое – РАВНОВЕСИЕ ОБЩЕГО И ИНДИВИДУАЛЬНОГО. Этот вопрос можно рассматривать как по отношению к ученикам, так и по отношению к самим учителям; для краткости остановимся на последнем… Вопрос, на самом деле, стоит очень остро и – к сожалению – зачастую является причиной многих серьезных проблем в педагогических коллективах.
С одной стороны, есть ОБЩИЕ моменты для всех – общие для всех планы, объемы преподавания, общий набор тем, предметов, ряд общих подходов к делу… Вместе с тем – очевидно – имеет место и фактор ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ – ведь каждый учитель – тоже человек, и как таковой – имеет свою неповторимую индивидуальность, свои уникальные личностные качества – и это законно, это хорошо, так и должно быть!
Таким образом, возникает реальная необходимость уравновесить общее и индивидуальное, найти тот хрупкий тонкий баланс, который позволил бы в школе сохранить общее стандартизированное пространство – и вместе с тем оставить каждому учителю необходимый простор для его или ее личностного самовыражения, для проявления своих индивидуальных сильных сторон! Согласитесь – вопрос немаловажный и – насколько могу видеть – этот вопрос редко вот так прямо ставится!..
Этот материал дается как пост в социальной сети, поэтому он должен быть краток – и для этого просто прикрепляю к посту очерк «Лиса и Журавль», который я написал ранее во многом именно на эту тему. Само название его выражает мысль – смотрите-ка – в басне Крылова Лиса и Журавль должны были произвести одно и то же действие – съесть кашу, но – в силу своих отличий – для Лисы нужно было плоское блюдце, ибо она лакает кашу, а для Журавля – высокий кувшин, ибо ему удобно совать в него свой длинный клюв! Отличный пример того, как одно общее дело требует различного индивидуального подхода! (пожалуйста – читайте прикрепленные документы! Правда – я очень старался!...)
Второе. РАВНОВЕСИЕ МУЖСКОГО И ЖЕНСКОГО… Опять же – вопрос – очевидно, очень важный, который, мне кажется, предпочитают просто замалчивать, просто обходить стороной… Очевидно – баланс в школах страны – всей страны! – явно слишком смещен в сторону преподавателей – женщин… Конечно, женщины могут быть чудесными достойными учителями, воспитателями, директорами – и они это прекрасно демонстрируют на практике!..
В этом нет никаких сомнений, и, вместе с тем, также очевидно, что было бы хорошо привлекать в школы больше мужчин – преподавателей, так, чтобы их доля в коллективе составляла ХОТЯ БЫ ТРЕТЬ! Хотя бы треть от общего числа педагогов!...
Видите ли – это, мне кажется, очень и очень важно в целом ряде тонких и первостепенных вопросов, например, чтобы научить детей правильному уважительному отношению между полами – между мальчикам и девочками, между юношами и девушками, между мужчинами и женщинами, важно показать в этом ПРИМЕР – а как это возможно силами одних женщин?!..
Третье – РАВНОВЕСИЕ МЕЖДУ УЧИТЕЛЯМИ ШКОЛЬНЫМИ И ДОМАШНИМИ! – Да, да, и домашними – так я назвал бы репетиторов, которые очень привычны, и гувернанток, которые пока очень редки в провинции, и гувернеров – профессию, которая привлекает, похоже, вообще пока лишь меня одного во всей стране!
Между репетитором, с одной стороны, и гувернанткой, гувернером, с другой, есть некая тонкая разница в подходе – и опять же по причине личных особенностей каждого – репетитор склонен концентрироваться исключительно на предмете, который преподает, в то время как гувернер, гувернантка воспринимает ситуацию в более общем, более широком ключе, обращая внимание и на аспекты психологии, психологического климата, стараясь также просто развивать общение и с учеником, и с его (ее) родителями, даже поиграть иногда, даже погулять, просто непринужденно общаясь…
Лично я совершенно уверен в уместности и важности всех этих подходов, профессий, в важности откровенного искреннего доброжелательного ДИАЛОГА, СОТРУДНИЧЕСТВА И РАВНОВЕСИЯ между учителями школьными и домашними – на благо наших учеников и ради гибкого творческого развития самой педагогической системы!
Еще раз – С ПРАЗДНИКОМ и – ПИШИТЕ!!!...
С уважением, Игорь К., домашний учитель – гувернер, город Бежецк
Кристина Светличная - Столько дней (Детская Песня Года)
https://www.youtube.com/watch?v=_t7IPdq5xb0
Часть 3. ПЕДАГОГИКА - ПРОФЕССИЯ НЕФОРМАЛЬНАЯ!
Возможно, название письма звучит скучновато, да и сама тема, быть может, покажется вам не очень интересной, и, тем не менее, что же побуждает снова поднять эту тему? – А побуждает, среди прочего – довольно печальное состояние в жизни, в школьной ситуации многих учеников, многих наших детей…
Коротко говоря, просто снова и снова вижу примерно такую ситуацию… Ученик или ученица средних классов школы: шестой – седьмой – восьмой… В общении – умные доброжелательные, довольно открытые, с удовольствием могут рассказать о своих увлечениях, и интересы довольно разносторонние – и автомобили, и спорт, и рисование, и познание других стран, и раскопки древних цивилизаций… Однако, в школе – проблемы…
Начинаешь присматриваться поближе, занимаемся по математике, физике… И тут вдруг выясняется, что знания -то у них – иногда буквально на уровне начальных классов, хотя учатся уже в седьмом, в восьмом, а то и девятом (разные были случаи)!... Поверьте, я не преувеличиваю, не раздуваю проблему! На самом деле – так обстоит часто дело, и никогда бы не стал писать, если бы все не было именно так – ученик средних, а иногда и старших классов – вполне сообразительный, умный, играет неплохо в шашки, шахматы, например, а по математике, физике (про химию уж не говорю) – уровень первого класса! (Отдельный вопрос – иностранный язык, там ситуация бывает ЕЩЕ ХУЖЕ – ибо просто невозможно скрыть отсутствие навыков речи, но об этом писал уже ранее...)
Поверьте, это – проблема! Ведь человек – не автомат, не машина!.. Ведь он или она чувствует!.. Ведь неприятно, неестественно, когда складывается такая ситуация – ученик просто замыкается, уходит в себя, при этом неизбежно накапливается эмоциональное, глубокое психологическое травмирование! Часто говорят – трудный возраст – 13-14-15 лет! Так вот и трудный он от подобных недоразумений! Вижу снова и снова – общение школьного учителя и ученика практически НАРУШЕНО! Да, формально, может быть, как-то общаются, но делу это никак не помогает – ибо в педагогике формального подхода недостаточно!
Возможно, педагогика – это одна из САМЫХ НЕФОРМАЛЬНЫХ ПРОФЕССИЙ!
Ну скажите, к примеру – певец, певица, актер кино и театра, писатель, поэт, композитор – ну КАК МОЖНО ЗАФОРМАЛИЗОВАТЬ ЭТИ ПРОФЕССИИ??? А ведь ровно то же самое – в педагогике!..
Читали ли вы совершенно потрясающий рассказ Джека Лондона «Язычник» - из цикла южных морей? Герой рассказа – совершенно неграмотный не умеющий ни читать ни писать местный житель по имени Отоо… Волею случая – волею судеб он стал другом, настоящим другом с одним человеком, приезжим на тех островах, белокожим, европейского вида… И вот так все само собой сложилось – этот европеец попросил Отоо шефствовать, гулять со своими многочисленными детьми, и так Отоо стал выполнять, можно сказать, обязанности домашнего учителя – гувернера!..
Он учил детей ориентироваться в джунглях, учил навыкам выживания в любой трудной ситуации, учил их рыбачить и самим плавать на воде и под водой, как рыбы – да много чему научил! И дети, и этот европеец, и его жена – все очень любили Отоо!... Не хочу пересказывать эту потрясающую историю – читайте сами, просто привожу этот пример, потому что он здорово иллюстрирует мысль, что ПЕДАГОГИКА – ПРОФЕССИЯ НЕФОРМАЛЬНАЯ! Как говорится, просто нужно быть человеком – честным добрым отзывчивым к радости и к боли других людей человеком!
Вы скажете – а как же преподавание самого учебного предмета? – Очень просто – будет отзывчивость, будет стремление понять ученика – в чем проблема, на каком уровне у него или у нее находятся знания, будет искреннее желание помочь (и знания, конечно) – будет и успех по этому набору предметов!
Возвращаюсь к печальным примерам – там требуется КРОПОТЛИВАЯ НЕСПЕШНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С КАЖДЫМ ОТСТАЮЩИМ УЧЕНИКОМ! Тут могут помочь и одноклассники, может помочь и домашний учитель – репетитор, гувернантка или гувернер, и, конечно же, может и должен помочь и учитель или учительница школьные – если будут так отзывчивы, внимательны, чутки, как героиня такого замечательного фильма, как «Уроки французского» - киноленты, которую многие из вас уже, возможно, смотрели, и вместе с тем – с огромным удовольствием просто вспоминаю сейчас этот неувядающий фильм…
Смотрите… СССР, «Мосфильм», 1978 год, режиссер – Евгений Ташков, по мотивам одноименного рассказа Валентина Распутина… Татьяна Ташкова в роли Лидии Михайловны, учительницы французского языка, Миша Егоров – Володя… Кстати, на съемках фильма Татьяна и познакомилась со своим будущим мужем Евгением – счастливые уроки французского!..
https://www.youtube.com/watch?v=eanqQR4u-lc
Свидетельство о публикации №217122900963