Сохранить все лучшее от советской школы!

(Надеюсь, публикация картин известных художников (или фотографий) в качестве иллюстраций, оживляющих подачу материала, не будет считаться нарушением - ведь я УКАЗЫВАЮ ФАМИЛИИ ХУДОЖНИКОВ (обычно - в конце текста)! Это - общепринятая практика на всем просторе интернета!.. В крайнем случае - если руководители сайта сочтут это недопустимым - прошу просто УДАЛИТЬ КАРТИНКИ - либо известить меня, и я сделаю это сам!.. С уважением, Игорь Катанугин)



СОХРАНИТЬ ВСЕ ЛУЧШЕЕ ОТ СОВЕТСКОЙ ШКОЛЫ!
 
Уважаемый Министр образования и науки РФ, уважаемые Председатель и участники Комитета по образованию ГД, уважаемые соотечественники – все, кому небезразличны эти вопросы – о нашем российском образовании, о состоянии дел в этой области, обо всем, что здесь происходит… На первое сентября текущего 2017 года – на День знаний – пишущий эти скромные строки составил небольшое обращение, которое теперь просто хотел бы опубликовать в форме петиции – ничего в нем не меняя!.. Был бы очень признателен за ваше доброжелательное внимание!..

Жизнь идет своим чередом, снова приближается новый учебный год, и в эти дни люди вольно или невольно, вслух или молча делают в уме какие-то свои личные пожелания по этому знаменательному поводу – и сами преподаватели, и ученики, и их родители – все, кто так или иначе связан со школой – а это почти все люди… Вот захотел и автор этих скромных нескольких строк выразить свои пожелания… Долго думал над этим, и показалось мне, что кратко это можно выразить именно такими словами – пожалуйста, сохраните все лучшее от времен и практики нашей советской школы!.. Возможно, пишу это, ибо сам учился тогда – с 1972 по 1982 год, в пятой школе нашего города Бежецк, так что хорошо помню и знаю то, о чем собираюсь сказать, и вообще всегда интересовался этой тематикой, этой важной стороной жизни…
 
Конечно же, вопрос этот – настолько обширный, что в кратком письме можно наметить лишь некоторые краткие маленькие штрихи, ни в коей мере не претендуя на какую-то более-менее развернутую целостную картину… Уже ранее я писал, например, про парты, особенно для начальных классов – ибо раньше парты делали с НАКЛОННОЙ ПОВЕРХНОСТЬЮ!.. Излишне объяснять, что именно так нужно для здоровья детей, особенно маленьких – для их осанки, правильного формирования позвоночника и для зрения – наклонные поверхности парт, и так оно и было!!!... Простой вопрос – а ПОЧЕМУ с распадом СССР повсеместно отказались от парт с наклонной поверхностью??? Почему? – Прошу всех – пожалуйста, по возможности передайте этот и другие вопросы к чиновникам высокого ранга – ибо у меня это не получается, даже имея интернет, практически не удается достучаться до кого-нибудь принимающего решения!..

Естественно – в годы СССР РОДИТЕЛИ НИ ЗА ЧТО НЕ ПЛАТИЛИ! Говорю это как свидетель, кто хорошо помнит те времена – родители не платили никогда ни копейки ни за какую хозяйственную деятельность в школе – ни за школьную мебель, ни за окна, ни за какие ремонты – ни за что вообще!.. Так что еще вопрос «на засыпку», как принято говорить у студентов – а почему сейчас с родителей то и дело собирают деньги – и в школах, и в детских садах???.. Давайте посмотрим – в Советском Союзе не брали денег (это было бы дико!), а сейчас – что же случилось? Россия идет вперед или назад? Если вперед, то почему же с родителей требуют (настоятельно просят) финансовой помощи или помощи практической работой по ремонту – как в двадцатые революционные годы прошлого века, как в годы той страшной разрухи???..

И, конечно, почему такие НИЩЕНСКИЕ ЗАРПЛАТЫ – возможно, не у всех, но, например, у нянечек в детских садах, возможно, у части учителей, и, наконец, у самих РОДИТЕЛЕЙ сегодняшних учеников?.. Конечно, этот вопрос выходит за рамки собственно школы, но ведь все так взаимосвязано! К примеру, поговорил с одной женщиной – мамой ученика седьмого класса, так вот – и она сама, и муж ее оказались вообще без работы – хотя – поверьте – они могут и умеют работать! Просто на предприятии, где она работала, помимо совершенно ужасающих тяжких условий труда (как при диком капитализме, которым нас справедливо пугали в школе!), просто перестали платить деньги (большие задержки), и она ушла оттуда…

К огромному сожалению, такие горькие ситуации – типичны или по крайней мере нередки в нашем городе – а возможно, и в стране вообще; несомненно, все это самым прямым и негативным образом отражается и на школе, так что всем надо иметь это ввиду – особенно, прежде чем спрашивать с родителей деньги на какой-то ремонт или другие школьные нужды!.. В конце концов, Россия – это на самом деле БОГАТЕЙШАЯ СТРАНА – нефть, газ, все ископаемые, умнейшие головы в «оборонке» и других секторах!.. Должно бы хватить и на школы и детские сады, на достойные зарплаты их персоналу!
 
Конечно же, и в самом учебном процессе есть очень и очень много ценного, что можно и нужно сохранить со времен нашей советской школы… Как ни удивительно прозвучит, но там прежде всего детей учили МЫСЛИТЬ!

Возьмем пример из начальной школы. Рассмотрим простую задачу. На столе – 4 тарелки, в первой – 2 яблока, во второй – 4 яблока, в третьей – 3 груши, в четвертой – 5 груш. Вопрос – сколько всего фруктов на столе? Как нас учили решать? – Сначала – ПИСЬМЕННО ФОРМУЛИРУЕМ ВОПРОСЫ!!! Сколько на столе яблоков? 2+4=6. Сколько на столе груш? 3+5=8. Сколько всего фруктов? 6+8=14. Понимаете? – СНАЧАЛА – МЫСЛЬ! Сначала – мысль, а уже потом – действие!
 
Смотрите – это же ВЕЧНЫЙ УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ПРИНЦИП, верный сейчас и тысячи лет до и после – сначала – всегда мысль, и на каждом примере, при всяком удобном случае нас так и учили в школе! А сейчас – говорю это совершенно точно, ответственно, на основе моих личных многочисленных опытов – детям ПРЯМО ЗАПРЕЩАЮТ ПИСАТЬ ВОПРОСЫ перед действиями!

Уважаемые родители – кем бы вы ни работали – пусть на самой простой рабочей специальности (которые воистину ТАК ЖЕ УВАЖАЕМЫ, как и профессии «белых воротничков»!), вы несомненно можете понять этот принцип и всегда знать – если в начальных классах школ детям запрещают писать (письменно!) вопросы к действиям – это – ужасное вредительство, прокравшееся из «высоких» министерских кабинетов и тем еще более страшное! Есть вещи, которые неподвластны моде, времени, сиюминутным «инновационным» лихорадкам, и это – один из таких примеров!..
 
Более того – в советской школе существовал незыблемый принцип – решил задачу так, как учили в школе – пятерка! Решил задачу как-то иначе, проявив самостоятельность, оригинальность мышления – вот тебе пятерка с плюсом!!! Пятерка с плюсом, а теперь – хотите верьте, хотите нет, но лучше, чтобы вы это знали – теперь за всякую попытку самостоятельности в решении задач, за малейший отход от данного в школе трафарета – ставят ДВОЙКИ! Не четверки, не тройки – двойки!

И ученики испытывают просто жуткий панический страх – как бы хоть на капельку не отклониться от данной на уроке «кальки»! Излишне говорить, что таким образом школа воспитывает – понимая то или нет – растит просто слепых подавленных ИСПОЛНИТЕЛЕЙ ВОЛИ «НАЧАЛЬСТВА»!  Вы видите? – Все это так явно и… так ужасно… И сейчас пишу об этом, чтобы те родители, кто выросли позднее, знали – раньше, в советской школе, детей прежде всего учили САМОСТОЯТЕЛЬНО МЫСЛИТЬ!..
 
 
Да, еще, конечно, стоит сказать, что вплоть до десятого выпускного класса (тогда 10 классов всего было в школе – и все успевали!) у нас было ПЯТЬ УРОКОВ В ДЕНЬ! И лишь, когда труды или классный час – 6 уроков, а теперь сплошь и рядом ученики 5-ого класса приходят домой после СЕМИ УРОКОВ – естественно, страшно уставшие, измочаленные, безо всякого энтузиазма и сил, имея к тому же гору домашних заданий!.. Уважаемые родители и учителя! Если кто-то из вас думает, что причиной таких непомерных нагрузок является возросшие объем и сложность программ, осмелюсь совершенно ответственно и недвусмысленно заявить – это – ГЛУБОЧАЙШЕЕ ЗАБЛУЖДЕНИЕ!

Позволю себе сказать, что я сам предметно детально (и имея для этого все необходимые профессиональные навыки) проанализировал школьные программы по таким предметам, как алгебра, геометрия, физика, химия – во времена СССР и сейчас – и говорю: ТОГДА УРОВЕНЬ ПОДГОТОВКИ БЫЛ ЗНАЧИТЕЛЬНО ВЫШЕ!.. Готов предметно показать это в личной беседе всем, кто желает.

Лишь один пример – в Советском Союзе в старших классах на математике учили основательно – именно ОСНОВАТЕЛЬНО НЕСПЕШНО ПОДРОБНО – учили четырем китам всей настоящей математики – ФУНКЦИЯ, ПРЕДЕЛ, ПРОИЗВОДНАЯ, ИНТЕГРАЛ! Со всеми теоремами и сложными задачами и вычислениями! Теперь же – говорю это совершенно честно – своими глазами видел учебник по алгебре 11-ого класса в одной из школ города, где на каждое из этих ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ понятий отводится (вы не поверите!) – ТРЕТЬ СТРАНИЦЫ! Треть одной страницы!!!.. Кладу руку на Библию – я сам никогда бы не поверил в это, если бы не держал в руках такой горе-учебник, и ведь это – типичный пример, наверняка, такие учебники расходятся по всей России!

А в случае химии также ужас кромешный – лично мне показывали школьный учебник по химии (в одной из школ города), где преподавание ведется ВООБЩЕ БЕЗ ЗАКОНА МЕНДЕЛЕЕВА! На все учение, закон и систему Дмитрия Ивановича там отводится где-то одна-две страницы, эффект – НОЛЬ (и это естественно при таком ужасно малом объеме), так что дальше ученикам остается лишь бездумно зубрить, как попугаи, БЕЗ МАЛЕЙШИХ ШАНСОВ НА ПОНИМАНИЕ!

Уважаемые школьные преподаватели – понятно, что вас заставляют преподавать по таким горе – учебникам, но, пожалуйста, постарайтесь изыскать хоть какую-то возможность, чтобы – вопреки всем сознательным и несознательным вредителям из «высоких кабинетов» - учить детей по логичным продуманным программам – как было то в годы СССР!..

И еще – хотя бы буквально парой слов – пожалуйста, просим всех, от кого это зависит – снимите непомерную ненужную бумажную работу с преподавателей школ и ВУЗов! (Кстати, такая же беда и в медицине – приехала «скорая», и женщина минут пятнадцать заполняла какие-то бумажные «простыни» размером с хорошую газету – как будто не медицинские работники, а нотариусы какие-то приехали!..) Педагог и сам прекрасно знает, что и как ему или ей нужно записать – поверьте, для этого не нужно никаких дополнительных «подстегиваний»! УЧИТЕЛЬ САМ ЗНАЕТ! Нужно просто доверять, избавляя от ненужных гор бумажной отчетности – чтобы вечерами преподаватель мог спокойно посмотреть хороший художественный фильм, погулять, почитать книгу, поразмышлять в покое о текущих школьных вопросах – а не заполнять бесполезные формуляры…
 
Как говорит Алексей Пушков в программе «Пост скриптум», несомненно, нам есть еще многое, что рассказать, а пока – спасибо за внимание, и – ПРИЯТНОГО УСПЕШНОГО КОНСТРУКТИВНОГО ВАМ УЧЕБНОГО ГОДА!!!
 
 
 
Петиция «Сохранить все лучшее от советской школы», часть 2
 
ШКОЛА: ПРОСТОТА И ОТЗЫВЧИВОСТЬ

Уважаемые участники сообщества, земляки, соотечественники!
Простота и отзывчивость – это, возможно, на самом деле одни из ключевых слов этого обращения… Сначала там речь идет о некоторых материальных денежных вопросах – и вижу этому явный резон!

Дело в том, что, к сожалению, материальное состояние довольно большого процента людей снизилось сейчас до очень тревожного уровня – да и раньше-то не так уж сладко жилось… К примеру, в нашем городе – как и по всей необъятной стране – многие люди живут на минимальную зарплату, то есть примерно 6800 рублей в месяц на руки!.. (А у кого-то и вообще нет работы…) Позволю себе выразить мнение (подтвержденное и моим личным опытом) – на такие деньги вообще очень трудно прожить – ОЧЕНЬ ТРУДНО, и тем более – трудно растить, содержать детей, обеспечивать детей в школе… Откровенно говоря, когда пишу сейчас «трудно», имею ввиду, держу в уме другое слово – «невозможно»… Конечно же, такое состояние дел должно учитываться всеми участниками учебного процесса!..
ПРОСТОТА… Это качество может тоже существенно смягчить всю ситуацию в школе – и для учеников, и для учителей, и для родителей!...

Возьмем, к примеру, простоту в составлении всяких отчетов и планов…. Читали ли вы когда-нибудь совершенно потрясающую повесть Даниила Гранина «Эта странная жизнь» - произведение на строго документальной основе о замечательном выдающемся советском ученом – энциклопедисте Александре Александровиче Любищеве?! – Этот удивительный человек установил в своей жизни совершенно невероятные отношения со Временем – об этом надо читать, это так не расскажешь! Среди прочего можно сказать, что каждый момент жизни ученого был строго зафиксирован в его абсолютно строгих всеобъемлющих дневниках, планах, отчетах!.. Что когда делал, что читал, писал, куда ходил, с кем общался, о чем размышлял, все письма, прогулки, купания, походы в кино и театр – всё, АБСОЛЮТНО ВСЕ строго фиксировал в своих дневниках этот выдающийся ученый…

Зачем пишу это? – Видите ли, в свое время это очень меня впечатлило, и я стал таким же ФАНАТОМ всякой бумажной работы, как и сам Александр Александрович (почти таким же, ибо повторить это вряд ли возможно!)! И вот – сейчас я, как настоящий большой любитель всякой бумажной отчетности, со всей убежденностью говорю – в школе на 90 процентов всё это АБСОЛЮТНО НЕ НУЖНО! Допустим, есть 20 уроков в полугодие, нужно пройти 40 параграфов; очень просто – делим 40 на 20, каждый урок проходим по два параграфа – ВОТ И ВЕСЬ ПЛАН! Прошли 3 параграфа – следующий раз можно расслабиться, изучить всего один параграф за урок!.. Одолели вдруг лишь один – следующий раз поднатужимся, пройдем сразу три за урок – или выделим дополнительное занятие, например… Вот как-то так – очень просто, наглядно, логично!..
 
Простота в самом учебном процессе… Правда, не надо никакой спешки, суеты, никаких ненужных искусственных сложностей… Откровенно говоря – лично я вообще просто оставил бы в школе – по крайней мере, на математике, физике и химии – оставил бы учебники времен Советского Союза! Однако, что же делали бы тогда целые армии различных составителей, администраторов и бизнесменов, которые кормятся, которые живут на постоянной смене учебников? Пожалуй, так и по миру пошли бы – или научились бы какой-нибудь по-настоящему полезной работе! Ведь эти старые учебники – ОТЛИЧНЫЕ и будут актуальны еще ТЫСЯЧИ ЛЕТ – пока сама наша физика, химия и математика не станут кардинально иными в самой основе своей – а до этого еще ох как долго! Конечно, отразить компьютерную революцию нужно – но это уже другая тема, другие предметы – специализированные на компьютерной технике…
 
Отзывчивость, взаимные бережность и внимание, наконец, взаимная помощь… Без этого вообще тяжело, а в такой тяжелой ситуации, какую переживаем сейчас – пожалуй, вообще не обойтись нам нигде, в том числе в школе… Кстати, смотрю - пора уже закруглять это письмо – успею, пожалуй, отметить еще лишь один момент – и очень важный, несомненно – намечу хотя бы одним предложением… Характер отношений между учениками… Как относятся между собой старшие и младшие, более сильные и более слабые? Помогают ли старшие младшим, сильные - слабым или стараются обижать, унижать?

Отношения между мальчиками и девочками – особенно, когда они уже подрастают, между юношами и девушками… Есть ли в них что-то рыцарское, красивое, чистое?!.. Мне кажется, это очень важно, это совершенно НИКОИМ ОБРАЗОМ невозможно «регулировать из высоких инстанций»!.. Никак… Это – как тонкие сияющие паутинки, которые летают во множестве осенью в ясные погожие дни, летают свободно по ветру – по вольному осеннему ветру, по широкому простору полей – летают и садятся вдруг на какую-то травинку, на черные комья грядок, блистая, сияя на солнце, в косых осенних лучах…

Об этом ведь песня сложена –
«Первая любовь, школьные года,
В лужах голубых стекляшки льда,
Не забывается, не забывается,
Не забывается такое никогда…»
 
Долго думал и вот - все же позволю себе сказать... Когда я учился в школе, в нашем классе, к моему глубочайшему сожалению, не было таких чистых красивых отношений между мальчиками и девочками! Не было, не было и в помине!... Это даже травмировало меня, причем на многие годы вперед, и вот, с тех пор часто думаю - пусть другим повезёт больше!.. А меня утешает кино!..
 

Петиция «Сохранить все лучшее от советской школы» часть 3

ШКОЛА: НАРУШАТЬ ВСЕ СОВЕТСКОЕ – ЭТО ВРЕДИТЕЛЬСТВО!

Уважаемые участники сообщества, неравнодушные к вопросам образования – учителя школьные и домашние (да, и ДОМАШНИЕ! Пожалуйста, называйте и считайте себя именно УЧИТЕЛЯМИ – ибо по сути вы и ЕСТЬ учителя, просто работающие на дому, что ТОЖЕ НУЖНО И ПРАВИЛЬНО И ЗАКОННО по сути! И так было всегда в любом обществе – с Древнего Рима, Древней Греции, Древнего Египта, всех стран во все времена, ВКЛЮЧАЯ РОССИЮ – особенно царской поры, да и советских времен, и сейчас!..)

Уважаемые родители сегодняшних учеников и сами ученики – которых теперь стыдливо называют «обучающимися» на жаргоне чиновников – смотрите – слова «ученик, ученица» уже режут кому-то слух! Да что и говорить – посмотрите международные сайты – теперь там в графе «Ваш  пол» имеется БОЛЕЕ ДВУХ вариантов! Так что и ВЕЧНЫЕ слова «учитель» и «ученик» тоже уже «устарели» на Западе – а любители обезьянничать и у нас рады вторить своим заокеанским кураторам!..

Прошу прощения – я и раньше много писал про школу, но делал это мягче, старался подбирать слова повежливее – а теперь вот вконец пропало всякое такое желание!.. Поэтому и весь пост этот назвал столь резко: нарушать в школе все советское – это ВРЕДИТЕЛЬСТВО!... О – сколько уже написано, правда! Повторять вряд ли имеет смысл, но и молчать не хочу – по крайней мере, если будет позволено!..

Про учебники уже писал – беру сейчас пример математики, физики, химии; писал, что ОТ ДОБРА ДОБРА НЕ ИЩУТ! Учебники времен СССР – ОТЛИЧНЫЕ! Они – неспешные без суеты без зуда «инноваций», они СТРОГО ЛОГИЧНЫЕ и – обеспечивают ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ С ВЫСШЕЙ ШКОЛОЙ! Иными словами, по освоению этих старых учебников ученик (ученица) становится ПОЛНОСТЬЮ ГОТОВ к восприятию программы ВУЗов! Говорю это на основе моего собственного богатого опыта – не ради хвастовства, но ради пользы дела!

Со всей ответственностью говорю – именно СОВЕТСКИЕ учебники протягивают МОСТИК к ВУЗовской программе по математике, физике и химии! И эти основы – ВЕЧНЫ! ВЕЧНЫ, понимаете? Пройдет тысяча лет, десять тысяч, сто тысяч лет – не важно – ОСНОВЫ ОСТАНУТСЯ ТЕ ЖЕ!!! Так зачем же так вот зудит у столь многих менять, отбрасывать все советское??? Прошу прощения у всех, кто может простить – НАБОЛЕЛО! Просто ЖАЛЬ БЕДНЫХ УЧЕНИКОВ!..

Буквально вчера занимался с одним пареньком по математике – ученик 7-ого класса, геометрия… Ну почему все переврали, что было в СССР? Ведь, например, угол обозначали раньше либо греческими буквами (альфа, бэта, гамма,…), либо комбинацией из трех больших латинских букв – ABC, CAB, ACB… Причем галочка, лежащая на боку, означает само понятие «угол», а значок в виде крыши домика означал всегда «величина угла» - и так далее, и так далее! Была выработана единая ОЧЕНЬ УДОБНАЯ ЛОГИЧНАЯ система обозначений! Сейчас же – смотрю в учебник 7-ого класса – от этой системы НЕ ОСТАВИЛИ КАМНЯ НА КАМНЕ! Бред, просто бред какой-то – угол номер 1, угол номер 2 и так далее…

И – что также противно – опять же, снова и снова повторяется тот же пассаж – советую ученику, как можно оформить математическую запись, какие могут быть тут варианты, указываю на некоторые очень удобные логичные формы записи, унаследованные от школы СССР – именно логичные имеющие свое продолжение и в высшей школе – а ученик отвечает: «Так нельзя, нам красным зачеркнут!» Понимаете? – Я-то вижу, что учу устоявшейся оправдавшей себя методике, доказавшей свою ценность и простоту как в средней школе, так и в ВУЗе (то есть потом уже НЕ НАДО переучиваться!), а ученик отвечает – «Нельзя! Зачеркнут красным!» но ведь ВАРИАТИВНОСТЬ ЗАПИСИ – это НЕ ОШИБКА!!! Это просто вариативность (тем более – более логичная и зарекомендовавшая себя!)

Пора уже кончать с подобным диктатом, когда НЕ ДОПУСКАЕТСЯ НИКАКАЯ ВАРИАТИВНОСТЬ ЗАПИСИ! Это – не прогресс, это – именно ДИКТАТ – тупой недобрый диктат, диктат посредственности, дорвавшейся до власти… Это – ЗАЖИМ ВСЯКОЙ ИНИЦИАТИВЫ, понимаете? То есть ЕДИНСТВЕННОЕ, над чем думает ученик – как бы, упаси, Господи, не отклониться на йоту от формы, данной учительницей!!! САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ СВЕДЕНА К НУЛЮ таким образом! Держи нос по ветру, смотри в рот начальству, ходи ровно по струнке – вот ведь чему учит по сути такая порочная практика! Опять же – говорю резко, но наболело – ибо в современной школе лично мне еще НЕ ВСТРЕЧАЛИСЬ ИСКЛЮЧЕНИЯ из такого тупого диктата! Может быть, они и есть где-то, эти благодатные исключения, но – не встречались…

Уважаемые преподаватели, пожалуйста – НЕ ПРЕДАВАЙТЕ ЛОГИКИ И ПОРЯДКА!.. Да, нас к этому толкают вредители из министерств и ведомств – но это все же всегда ДЕЛО СОВЕСТИ! Знаете? – В детстве в нашем доме жил Николай Степанович Чернухин (Царство ему небесное!), он работал председателем колхоза во времена Хрущева… Так вот – их заставляли сеять кукурузу, а она НЕ РОСЛА!!! Так вот он рассказывал, что сеяли ее, кукурузу – только вдоль дорог, для глаза «высокого начальства», а на основной площади продолжали сеять то, что растет у нас (рожь, лен, овес,..) – как говорится, на свой страх и риск! Однако – иначе совесть не позволяла – да и просто по миру бы пошли с неудачницей – кукурузой! Вот, дожили – как-то так и в школе дела обстоят – и лучше порой также как-то «отвертеться» от «высоких проверяющих», но сохранить всю логику и стройность замечательной советской системы!..

Ну что же – очень хорошо помню – и это запало в душу – недавно мне выразили свои добрые чувства женщины по поводу одного моего лиричного очерка о любви, и просили еще так писать! А я вот – наоборот, ругаю текущее положение… Пусть же будет небольшим оправданием то, что хотел бы завершить этот пост именно на лиричной ноте… Недавно я посмотрел один практически неизвестный старый фильм о школе – «Мишка, Серега и я» - это еще начало 60-ых или даже 50-ые годы… Василий Шукшин снимается, другие чудесные актеры… Кино передает живую реальную атмосферу школы тех лет, различные переживания как подрастающего поколения, так и взрослых… Интересная как бы фотография времени! Очень интересно устроить в уме как бы перекличку времен, сравнить, как, чем жили тогда наши дети, чем живут сейчас… И, конечно, с юмором!
 
И еще… В этом фильме мы можем увидеть – жаль, что всего лишь на краткие мгновения – одну совершенно чудесную актрису, к сожалению, слишком мало приглашавшуюся на съемки – и это – БЕСЧИНСТВО, УЖАС, БЕСПРЕДЕЛ! Всего краткий миг на экране, и ВООБЩЕ БЕЗ СЛОВ!.. Галина Васильева… Она напомнила мне портреты жены Пушкина – Натальи Николаевны Гончаровой, портреты Анны Петровны Керн, портреты жен декабристов… Возвышенная чудесная красота, все, что называется женственностью… И – почти полное отсутствие ролей – разве что «Ссора  в Лукашах»… Спасибо этому фильму – хоть мельком увидим талант и свет Галины Сергеевны – и других наших чудесных актеров, и даже просто детей из тех лет!..

Мишка, Серёга и я (1961)

https://www.youtube.com/watch?v=pkfRF7v3Lsk

Картина: И. Н.Крамской Книги одолели! 1872


Рецензии