Тепло ли тебе, девица? Или трагедия Снегурочки

На фото автора - Костромской музей "Лес-Чудодей".




Богата преданиями старины Костромская земля. Распростёрла свои дремучие леса с холодными мрачными озёрами на север. Сусанино, Галич, Чухлома... Хляби да болота...

В давние времена здесь обитали языческие финно-угорские племена меря. Чувство страха перед силами природы заставляло людей верить в божества, обожествлять неодушевлённое. И приносить в жертву не только животных, но и людей.

Оно и понятно, жизнь племени во многом зависела от природных явлений. Занимаясь собирательством, охотой и рыбалкой, люди зависели от всего. В таких диких условиях и люди становились дикарями, по образу и подобию стаи животных.

С появлением на Волге первых христианских городов, где жители занимались ремесленничеством, торговлей, а миротворческая вера направляла людей на оказание помощи ближнему и милосердие, дикари из лесов стали нападать на караваны торговцев и грабить их. А пленённых уводить в рабство. Многих христиан просто приносили в жертву многочисленным богам.

Терпеть разбои горожане не хотели, приходилось вооружаться, создавать отряды, дружины воинов, которые сопровождали караваны торговцев. Жившие по законам волчьей стаи язычники данные обещания не нападать и не грабить не сдерживали. Тогда воеводам и князьям приходилось силой искоренять язычество. Всё больше язычников примыкало к христианам, принимая новую, несущую силу света, а не страха и тьмы, веру.

Простые члены общины, понимали, что только среди людей они могут быть в безопасности. В поселениях язычников были другие законы, звериные, суровые и несправедливые. Часто самых лучших и ловких молодых людей, составляющих конкуренцию старому вождю племени, приносили в жертву. Страх правил людьми в стае. Только вождь и жрец, и члены их семей жили припеваючи, держа в страхе всю округу.

Недюжинной силой, поддерживаемой богом единым, обладали христиане, против которой были бессильны даже конунги, вожди племени. Постепенно эта разница в образе жизни привела к тому, что все люди, населявшие эти земли, приняли христианство.

Но вожди и шаманы, которые водили дружбу с тёмными силами, вселяя страх в людей, не желали мириться с таким положением дела. Они уходили глубоко в леса, уводя с собой самых бессильных против страха людей, продолжая жить по своим волчьим законам. Иногда совершая вылазки и запугивая жителей христианских поселений.

Предания перерождались в сказки, героями которых становились хозяин леса великан-медведь, кикимора лесная, водяной, бог магии Велес, и многие другие.

И сегодня ещё, в 21-м веке, такие сказочные герои служат украшением праздников.
Да-да, именно праздников! Например, Нового года. Дед Мороз и Снегурочка - из тех же костромских преданий!

Родина Снегурочки - усадьба Щелыково в Костромской губернии, где жил и писал свои драматические пьесы Александр Островский. Сегодня в Костроме существует музей Снегурочки.

На территории усадьбы - незамерзающий Голубой Ключ, вода в котором остаётся голубой во все времена года. По преданию, Снегурочка растаяла, а сердце её не умерло, а продолжает биться на дне ключа.

Легенда эта связана с языческой традицией древних меря приносить в жертву молодую девушку в угождение бога мороза. Древние люди очень боялись холода, и, чтобы умилостивить богов, в морозную зиму приносили в жертву молодых девушек. Они привязывали их к дереву возле культовых мест (мест силы, как они считали) и оставляли замерзать.

Весной же, когда морозы отступали, тело девушки снимали с дерева и сжигали.

Ничего не напоминает? Конечно, праздник Масленицы. А ведь мало кто сегодня знает, что этот обряд означает.

Ну, а Дедушка Мороз вовсе не дедушка, а культовый бог мороза. Которому Снегурочку и приносили в жертву.

Вот такая грустная и жестокая история про Деда Мороза и Снегурочку. Но это теперь история, предания старины, и ничего более.

Много ещё преданий в земле Костромской. Например, в Сусанинском районе. Понятно, что эти места связаны с подвигом старосты Ивана Сусанина, который завёл беспечных и горделивых поляков в топи и болота. Когда их отряд направлялся в имение матери будущего царя Михаила Романова, чтобы истребить уцелевшего царского наследника.

Так вот, в этих лесах сегодня много странных камней-валунов, на которых сохранились отпечатки ног человека и диких животных. Как будто камни были из пластилина, когда по ним ходили, а потом затвердели.

Эти камни считались у племени меря культовыми. И означали, что к ним прикасалась нога проводника в иные миры, бога магии Велеса.

Или, например, два озера Святой Бочаг, находящиеся в Красносельском районе.  Считается, что одно из них с мёртвой водой, другое с живой. Археологами установлено, что здесь находились языческие святилища племени меря.

И по сей день есть такие люди, которые занимаются магией и ищут пути выхода в другие миры. Не хотят они жить, как все, хотят считать себя избранными, а потому заигрывают с магией. Но это их дело, во что верить и на что обрекать себя.

Хотелось бы пару слов сказать о тех отважных автолюбителях, кто приезжает в Чухломские болотистые леса на стыке осень-зима не за чудесами. А ради того, чтобы участвовать в ралли на автомашинах по ухабам и буеракам, проверяя себя на прочность. Заодно познакомиться с историей края, его достопримечательностями. Ведь всё познаётся, когда прикоснёшься к чему-то сам. 

***

На берегу реки Кострома, при впадении в Волгу, стоит удивительный дом. Это музей "Лес-Чудодей", частная коллекция народных промыслов.

С первых шагов посетителя окружает таинственный лес. Лесные звери и птицы, насекомые и пресмыкающиеся, изготовленные из дерева, плетёного ивового прута, кованого железа, сопровождают посетителей во время экскурсии.

Да-да, именно, настоящей экскурсии по Костромским лесам. Здесь можно посидеть в плетёном кресле, которое исполняет желания. Можно погладить сову, сидящую на дереве, или поиграться с звенящими коваными листочками на берёзе. Заглянуть в чулан, откуда на тебя во все глаза смотрит огромный паук, желая заманить в свои металлические сети.

Сочетание природного материала, поделочных камней и дерева с ковкой - это творения костромских ремесленников и кузнецов. Есть здесь зал, где представлены работы студентов и выпускников Красносельского училища художественной обработки металла. Именно они потом становятся ювелирных дел мастерами, ведь Кострома издавна славится своими ювелирными мастерскими.

Для продажи выставлены поделки художниц-кружевниц и вязальщиц. Что и говорить, не оторвать глаз от красоты такой!

К сожалению, пора было расставаться с этим удивительно красивым старым городом на Волге, с его славным прошлым и древними преданиями.

Напоследок постояли на знаменитой набережной рядом с причалом, откуда когда-то вниз по Волге отправлялись в дальние страны купеческие караваны с пушниной, мёдом и древесиной. И куда причаливали после возращения, привозя дорогие восточные ткани, изделия из жемчуга и драгоценных камней. Именно тогда и пришло ткацкое производство на берега Волги.

Время идёт вперёд, диктуя своё. На смену ритуалов язычников пришло время строительства христианских храмов. А с ним вместе и развитие цивилизованных торгов-ремесленных отношений. И где-то на краю земли, в Приволжских лесах, стали появляться ремёсла, которых доселе местный люд не знал.

И как важно не забывать об этом сейчас, в 21-м веке. Когда развитие технологий шагнуло так далеко. Так далеко, что может вернуть человечество к состоянию звериной стаи.



О древней истории Ярославля - http://www.proza.ru/2017/12/12/1079

О событиях времён Смуты и роли Костромы в становлении Государства Российского - http://www.proza.ru/2017/12/20/1616
 


Рецензии
ТАТЬЯНА!
СПАСИБО-оч люпопытные подробности!

с покл нч!

Ник.Чарус   03.08.2023 11:18     Заявить о нарушении
Рада, что вам было интересно.

Татьяна Сергеевна Дмитриева   06.08.2023 20:41   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.