Три зимы и три лета
Нарадзіла Дзева чыста Бога Сына.
Па загаду Бога Духа, праз з'яўленне,
Усяму свету на пацеху, на збаўленне.
Нарадзіла Дзева Маці у бядоце,
У паветцы, ў недастатку, у хлапоце.
I над гэтым Божа Маці бедавала
I, калышучы Дзіцятка, так спявала:
Спі, мой міленькі Сыночак, Збаўца свету
Выбачай, мой галубочак, беднасць гэту.
Няма чым Цябе, нябожа, прыкрываці,
Твае ручанькі прыгожа спавіваці.
He пагардзіў Ты прыйсці так на свет гэты,
У сукеначку ў мяне Ты не адзеты.
Толькі сенцам тут Цябе я атуляю,
Невыгоды, можа, гэтым больш спраўляю.
Три года назад подвела черту под ушедшим 2014-м и больше не писала в этом духе, не оборачивалась назад вспомнить день за днём уходящие годы.
Время не останавливается, а мы можем: остановиться, оглянуться.
Погода этой зимой ужасная. Обычно не езжу на автобусах: или на велосипеде, или пешком. А тут ни проехать ни пройти, дождь, слякоть, закупились с ребёнком в дальнем "гипермаркете" и сели на пустой остановке ждать автобуса, 12 минут до него было по расписанию.
Двенадцать минут тишины. Темно, мокро, на площадке перед магазином светится большая ёлка - и никуда не нужно торопиться. Так хорошо. В такие минуты и понимаешь, что постоянно живёшь в напряжении.
Посоветовала знакомая фенибут пить, придумали его для космонавтов и продают без рецептов, а ей посоветовала стоматолог, когда увидела, что на неё не действует обезболивающий укол, настолько напряжены нервы, что нужно дополнительное расслабление.
Помогает. Ненадолго. Много есть ещё всяких пилюль и снадобий, но толку от них мало, когда источник напряжения не убрать: четвёртый год войны.
Поначалу бросилась помогать: ополченцам, беженцам. Но быстро иссякли и деньги, и силы, не получается с постоянной работой, русисты в Беларуси сейчас без надобности, а на тех вакансиях, что есть: социального педагога и психолога, - не только сердце кровью обливается за "соповских" детей, но и свой без присмотра.
Вспоминаю, когда не спится, своих подопечных, одиноких пьющих мамаш и их детей. Прежде всего ребёнка жалко, не имеет права мама опускаться. Но опускаются, пьют. Меняют сожителей, шило на мыло.
Одна мамочка сиротой была, совершеннолетняя уже, продала квартиру в Минске и купила в Красном Береге, разницу прогуляла с дружком, а когда появился ребёнок, дружок в кусты, с подружкой стала горе заливать, ребёнка у неё забрали.
По "декрету 18" если ребёнок досадиковский - школа наблюдает, и директор настоял, чтобы вернули ей младенца, а я их опекала. Однокомнатная квартира в старой двухэтажке. Мамочка эта кооперировалась с такой же подружкой и по очереди ездили в город, где дешевле закупаться на детские пособия.
Запутались с рассрочкой за телефоны и в коммунальных платежах, к тому моменту, когда я за неё взялась, у неё уже через судебных приставов изымали из детского пособия долги. Частично получилось помочь, по квартире долг заплатила - наросшие огромные пени списали, но за телефон так и остался висеть, кому он нужен, не продашь, чтобы заплатить. Остались голодные, но с гаджетами.
Уволилась на летние каникулы, тут же распределили на моё место "молодого специалиста", и 1-го сентября вышла в городском саду на работу, а там ещё похлеще: отобрали у мамаши троих детей вместе с новорожденным, с декретных и загуляла.
Санта-Барбара, но мамаша молодая, симпатичная, и когда я ей посоветовала с психологом поговорить, имея в виду специалиста из социального центра, она сказала, что лучше со мной поговорит: дескать, детей она любит, хочет и четвёртого, сама из многодетной семьи, но... отчим её изнасиловал, а мать не поверила, пришлось уйти от родителей, с тех пор и скитается, рассчитывала за третьего получить "материнский капитал" и купить жильё, а вот что вышло.
Жалеешь этих непутёвых мамаш. Хотя и не всегда. Долго опекала у соседки ребёнка, но когда его изнасиловали, сказала в суде, что мамаша виновата, и непонятно, куда смотрела школа, почему не забрали у неё ребёнка до трагедии.
Часто бывает, что пока не дойдёт до края - не забирают. Народ стращают ювенальной юстицией, ужас-ужас, но я-то другую сторону видела: матери пьют, а дети голодные и грязные, и хорошо ещё, если не изнасилуют собутыльники.
Ужасная профессия. Всегда относилась к школьным педагогам с большим сочувствием, но это уже просто край. Повесили на социальных педагогов и психологов эту беду - ну а на кого ещё, папаши в бегах, отлавливают с переменным успехом, пособие до 3-х лет платит государство в размере средней женской зарплаты, но молодые мамы ещё в социальной и психологической поддержке нуждаются - попросту в бабушках, которых всё меньше почему-то.
Сама стала бабушкой два года назад, дочка несколько дней полежала в роддоме - и вперёд, на работу, кредиты ждать не будут, хорошо, прабабушки есть помочь нянчиться. Но не все такие работяги, есть неустойчивые молодые мамы, у которых никакой поддержки нет, разрушена семья.
Тяжелей всего весной 2015-го пришлось: резко упал российский рубль, не пришла вовремя "зимняя" пенсия, в Беларусь российским пенсионерам раз в квартал её переводят по текущему курсу. Пришлось на работу выйти, но вылез стресс быстро, стала сбоить щитовидка.
Пока хватает на еду и одежду, есть в холодильнике запас лекарств, некоторые просроченные уже, но ещё помогают. А вот техника вся старая и отказывает одно за другим. Микроволновку с тостером не стала чинить, только стиральную машину, руками стирать нет уже сил. Магнитофон тоже не стала, и не на чем больше слушать любимые записи на кассетах, как и на виниле в своё время.
Один чудак посоветовал купить новый проигрыватель для винила, раз у меня много пластинок, посмотрела цены - чуть со стула не упала, месяц жизни.
Ребёнка свозил муж на море. А я за три года, слава Богу, что выбралась к своим на север, согласился свозить нас на машине один парень по цене двух железнодорожных билетов, что нам выгодно, Тишка же ещё, а с ним либо здесь няньку нанимать, либо незнамо как добираться.
И всё-таки наступает весна, Пасха, приходит лето, расцветают цветы на днепровском лугу, прилетают аисты с ласточками, плывут над речной долиной высокие облака. Странно, что не видела раньше этой красоты, не собирала цветы. Сейчас стоят дома всё лето букеты, и в глазах на весь год остаются картинки: сиреневое море цветущего кипрея в луговых низинах в июле, люпина в июне или ирисов в мае.
Записаны с сыном во все городские библиотеки, две взрослых, две детских, а покупаю книги редко. В театре были раз за три года, сходили на новогоднюю сказку, когда к своим ездили.
Смотрели фильмы про космос, "Время первых" и "Салют 7", сыну понравилось, мне нет, больше красиво снятая "Легенда про Коловрата: чем скуднее жизнь, тем красивее кино. Точней, не так: и в жизни есть красота, но увидеть её то суета мешает, то шоры на глазах, а в кино пришёл, сел, расслабился, смотришь.
Красивый город - Смоленск, не чаяла попасть туда, пригласили на Авраамиевские чтения.
Умерла на 90-м году моя деревенская подружка, Прасковья Фёдоровна, выбралась к ней на могилку в её родную деревню Ректу, где её схоронили, так-то она в городе жила в старости, когда не могла уже в деревне управляться в родительском доме. И такая красивая оказалась эта деревня! С братской могилой на центральной площади, с дальними далями, живностью, высоким небом и тихим деревенским кладбищем под старыми деревьями.
На встречу одноклассников съездила в Минск. Правда, всё в цейтноте, и в Минск, и в Смоленск, не оставишь надолго ребёнка.
Услышала сегодня по "Культуре" эту колядку и расплакалась, стыдно стало, что унываю: есть и крыша над головой, и провизия в холодильнике.
Прошлой зимой вернулись от своих с ватрушкой, ходил на днепровские горки кататься сын с друзьями, и я с ними, месяца полтора точно пролежал снег.
А сейгод нет его, похоронила намедни грача, подобрала больного, звонила орнитологу в Минск посоветоваться, как лечить, видимых повреждений не было, и он мне сказал, что скорее всего озимыми отравился, оказывается, зерно протравливают, а снега нет, вот птицы и клюют его.
Такая холодная была весна, на Пасху шёл снег, а на Рождество - нет. Помню такое по северу, когда бывало на Рождество теплей, чем на Пасху.
Не получается всех спасти, кого жалеешь. Так жалко было этого соседского парнишку. И погибающих всякий год стрижиных и прочих птенцов, троих только спасли, а сколько погибло, а сколько бездомного зверья и прочих ёжиков.
Хотели с "девчонками" открыть приют, но не хватило сил, у каждой семья, муж и дети, не сильно оплачиваемая работа, плюс у каждой свои подопечные. Выбрали молодую и энергичную главой, но и у неё не получилось грудью стену пробить.
Хорошо хоть Найду спасли все вместе: нужна была дорогая операция, удаление раздробленной лапы и стерилизация, ездила к ней на перевязки, но не могла помочь с операцией. А девочки помоложе не теряли надежду, вышли с Найдой 3-го июля, в праздник, в городской парк и собрали денег. Я-то боялась, что она операцию, совмещённую со стерилизацией, не перенесёт, но молодой организм справился, резво прыгала потом на трёх лапах, и хозяйка для неё нашлась.
Для животных страдания не имеют очистительного смысла, поэтому для них возможна эвтаназия - прочла в "Нравственном богословии" и пересказала своим товаркам, дескать, не лучше ли Найдины страдания прекратить, но они меня, хорошо, не послушались.
Жуткое лицемерие в слове "усыпление", поэтому можно понять частные клиники, отказывающиеся это делать. Хотя и тут не всё гладко.
Кормим с соседкой бездомных котов во дворе, выбрасывают красивых, породистых. Начали с оставшихся сиротками котят и соображения, что лучше пара котов в подвале, чем крысы, но постепенно к их мискам прибилось ещё несколько, и снова окотилась кошка.
Забрать кошку после стерилизации нам было некуда (у меня аллергия, у соседки муж против), не обратно же в подвал её нести после полостной операции - решили обойтись уколом, хотя бы отодвинуть проблему.
Отодвинули на зиму и получили на следующее лето: пятеро больных котят. Пришлось их по одному после первого умершего ловить и таскать в клинику, а там сказали, что скорее всего кошка с вирусом, вот и заражает, нужно её пролечить или стерилизовать. Но и то и другое в силу вышеописанных обстоятельств нереально.
Все котята от этой кошки передохли, не сразу, а после "лечения", то есть выброшенных на ветер денег и лишних мучений, плюс нам подбросили ещё нескольких, ни много ни мало - восемь или девять, сбилась со счёта.
Выжило четверо, в клинику никого больше не таскала, не было денег, двоих удалось пристроить хорошо, двоих кое-как, в ненадёжные руки, к соседке-кошатнице, которой пенсии и себе на провизию не хватает, поэтому она их подрастила и выгнала обратно на улицу подкормиться.
Четырнадцать котят, значит, за последнее лето, из которых в нормальные руки и дом двое попали, а 12 погибли или на грани. Один из этих подброшенных котят был с лишаём, хорошо хоть не я его нашла, как раз в Смоленск уезжала. Сын прошлым летом лишай схватил и месяц в школу не ходил, а тут соседка пострадала, и когда в панике принесла его в клинику усыпить, ну кто возьмёт лишайного, ей там отказали.
Идти с ним было некуда, она там его и оставила, дескать, не хотите - как хотите. Клиника написала на неё телегу, вызывали в милицию, заплатила штраф. То есть прошла бы мимо той лужи, в которой он барахтался - ничего б не было. А тут родня с лишаём плюс скандал в клинике и штраф. Зато котёнок живой, пристроила его клиника.
И всё потому, что нет приюта, где можно было бы держать кошек после стерилизации, не плодить котят. Но чтобы создать приют, нужны деньги, чтобы их легально собирать, нужна регистрация общества, а чтобы пройти регистрацию, нужно нанять юриста для правильного оформления документов,а денег нанять нет. На колу мочало, начинай сначала.
"Всех спасти нельзя, хотя бы одного рядом", - так и делаешь.
Жизнь идёт год за годом, но разве что иногда успокоишься, неожиданно, вот как на 12 минут на остановке: сидим все втроём, Тишка тоже запрыгнул на лавочку, тычется носом в руку, горят на елке разноцветные огни, и скоро приедет автобус по расписанию.
Изо всех древнерусских инициалов, заглавных буквиц, моя любимейшая - П, покой. Она и изображается как "покой", комната с перекрытием. Покровом.
Смотрела сюжеты с Донбасса, про одиноких матерей и стариков.
Мальчик, показывая пустой холодильник:
- Всё время хочется есть.
Две одинокие бабушки в разбитом снарядом доме живут в уцелевшей летней кухне и говорят:
- Скорее бы умереть.
Кто-то ещё имеет силы и средства помогать им. Но царя-батюшки сто лет уже как нет, а те правители, что есть, не справляются, не хотят или не могут.
Братолюбие, а не сребролюбие - это же христианская добродетель, взращивается аскезой, а если сто лет вытравлять то, что предыдущие сотни лет копилось - много ли останется?
Да и революция не на пустом месте случилась, если "сейчас мы достигли неравенства 1905-го года", то всё понятно, только тогда народа больше было, молодого, энергичного - вот и случился взрыв. А сейчас навальнята - это же слёзы. Кургинята постарше и позлее, но тоже смешные, "видимый миру смех сквозь невидимые слёзы".
Ну и закруглюсь на этом. Пора ёлку наряжать. Всё познаётся в сравнении, по мере утеснения жизненных обстоятельств собираешься, в эти последние годы не только святителям Николаю со Спиридоном, но и Царю и новомученикам и исповедникам выучила, наконец, тропари так, чтобы от зубов отскакивали, а раньше всё спотыкалась.
Богатыри - не мы. Но если мы их будем помнить - и они нас не забудут.
Свидетельство о публикации №217123001087
Алексей Мельников Калуга 30.12.2017 15:30 Заявить о нарушении
Его задача - "заряжать электорат социальным оптимизмом", лапшу на уши, словом, вешать, отвлекать от непосредственного восприятия жизни.
А братолюбие в русском варианте - это общежительные монастыри с уставом, в котором прописано "равное на всю братию содержание" и благотворительность в миру, когда богатые бедным добровольно помогают ради Христа.
И то и другое было в советское время порушено, государство регулировало социальное устройство общества, а без Бога любой дом - на песке, вот и рухнул, и что там впереди - одному Богу ведомо.
Наталья Чернавская 30.12.2017 15:57 Заявить о нарушении
Алексей Мельников Калуга 30.12.2017 16:30 Заявить о нарушении
- Ты бы хотела быть молодой?
На что я ему отвечаю: - Ни за что, всякому овощу своё время.
Наталья Чернавская 30.12.2017 18:48 Заявить о нарушении