Троя в Баку

     Кроме Трои Шлимана существовала одноименная крепость и в средневековом Египте напротив острова Рода. Турах его другое название. Все топонимы с именем Тура, а в Европе их сотня, потенциально являются мифическими Троями. Одна из них находится на Кавказе, в центре города Баку.
    Нет более других крепостей с таким великолепным настоящим и глубоко темным прошлым. На портале её главного входа находится старинное изображение головы быка со львами по бокам. Этот символ дал повод Э.Кемпферу, путешественнику 17 века, назвать город у моря землею Бога Тура, da; feld Thor.
     Тур эпитет божества германо-славянских племен и означает Двуликого Бога. Особенностью ритуалов с ним является церемония открытия Портала в Потусторонний Мир.К слову сказать, символические Врата Божьи существовали во всех городах назореев. В Турине в Италии, в Туре во Франции, в Трире в Германии. Религиозные мистерии вокруг них со временем трансформировались в народные праздники, и проводятся регулярно не только там, но и в Великобритании и России. Фольклор славян,например, в основном связан с Бычьим Богом, и в этом смысле русские, например, более "тюрки", чем,скажем, азеры и османы.
     По аналогии с горой Муров в Карабахе, безымянная крепость в Баку могла называться Туров, либо Турой (Troy).Город со святилищем Бога Азъ  скандинавские саги называют Троей. Ее герои носят те же имена, что и в греческих сказаниях о Троянской Войне. В основании же римской версии этой войны также лежат события вокруг возвращения сбежавшей супруги царя. Летом 70 года н. э. римляне совершили поход в Кавказскую Германию. О пребывании их в Баку свидетельствует древняя надпись на скале в Гобустане. Упомянутый там военноначальник Луций Максимус, по словам римского историка Кассия Диона, отличился особой жестокостью в обращение с готами. 22 июня Парис был схвачен и распят, а на его глазах были убиты тысячи троянцев. Император Тит Домициан лично руководил казнью. Об этом рассказывает гравюра Альбрехта Дюрера "Убийство десяти тысяч мучеников". Но шутовская диадема из колючек на его голове переворачивает все представления об античном времени и христианстве. Мифический Парис был непросто царем ,а пророком. Средневековый художник изобразил несчастного распятого с терновым венцом Иисуса Назорея.
   Назорейский Азербайджан долгое время  помнил его. Поэт Низами Гянджеви упоминал о Парисиосе возле города Барда. А в Баку сохранились связанные с ним архитектурные и археологические памятники старины.


Рецензии