Вооруженным силам Казахстана 25 лет. Глава 6

Военную безопасность Казахстана должны были обеспечивать свои Вооруженные Силы и Указом Президента они были созданы 7 мая 1992 года

Глава 6
(начало, глава 5 на http://www.proza.ru/2017/12/30/1500)

Освоение нового самолета. Создание Казахстаном своих Вооруженных Сил

После прохождения всех процедур наземной подготовки и сдачи зачетов, 14 апреля 1992 года я уже начал летать на МиГ-31. Получив три вывозных полета и один контрольный полет, с 21 апреля 1992 года я начал летать самостоятельно. В начале мая у меня выходил срок врачебно-летной комиссии (ВЛК) и меня направили в Новосибирск, в авиационный госпиталь дивизии, к которой некогда относился семипалатинский 356 иап. Офицеры, авиационные врачи, служившие в России, интересовались, когда Казахстан собирается создавать свои вооруженные силы. У меня не было таких сведении, и я не знал, что отвечать. Зато я узнал, что Российская Федерация собирается создавать свои вооруженные силы в мае, где-то на День Победы. Прибыв домой после ВЛК, я с удовлетворением узнал из телевизионных новостей о том, что в Казахстане созданы свои вооруженные силы.

Президент Республики Казахстан Н. Назарбаев, своим Указом №745 от 7 мая 1992 года создал Вооруженные Силы Республики Казахстан.

До этого, также Указом Президента №738 от 7 мая того же года действовавший в то время Государственный Комитет обороны был преобразован в Министерство обороны Республики Казахстан. В его функцию вменили выработку и осуществление военной политики, государственное правовое регулирование военного строительства в целях укрепления обороноспособности, обеспечения территориальной целостности и безопасности страны.

Бывший председатель Государственного Комитета обороны, Герой Советского Союза С. Нурмагамбетов был назначен Министром обороны и ему присвоено очередное воинское звание генерал-полковник. Также были назначены начальник Главного штаба вооруженных сил РК, другие заместители министра обороны, первые должностные лица видов вооруженных сил, их заместители и многим присвоены очередные воинские звания. Среди них были командующие ВВС, ПВО и других воинских формирований. Таким образом, были определены цели, задачи и должностные лица ответственные за состояние и управление Вооруженными Силами Республики Казахстан.

Вооруженные Силы создавались передачей дислоцирующихся на территории Казахстана воинских объединении, соединении, частей, учреждений, организации, полигонов, арсеналов, баз хранения, складов, движимого и недвижимого военного имущества под юрисдикцию Республики Казахстан.

Воинским формированиям, имеющим на вооружении ядерное оружие, предписывалось сохранять существующую систему управления Стратегическими Силами в соответствии с ранее принятыми Соглашениями между государствами - участниками Содружества.

Все полномочия руководства вооруженными силами до принятия необходимых законов передавались Президенту Республики Казахстан-Верховному Главнокомандующему Вооруженными Силами. Непосредственно руководство возлагалось на вновь созданное Министерство обороны. Ему же вменялось в обязанность в 3-месячный срок осуществить прием воинских объединений, соединений, частей, учреждений и организаций Объединенных Вооруженных Сил Содружества, дислоцированных на территории Республики Казахстан, обеспечить создание системы непосредственного управления войсками, принять меры по поддержанию их боевой готовности и организовать взаимодействие с Главнокомандующим Объединенными Вооруженными Силами.

Хочется отдельно акцентировать внимание на таком моменте, что обстановка вынудила внести в Указ такую норму как запрет командованиям воинских объединений, соединений, частей, учреждений, организаций, полигонов, арсеналов, баз хранения и складов, включая и непосредственно подчиненных Главнокомандующему Объединенными Вооруженными Силами, на передислокацию, вывоз военной техники, вооружения и материально-технического имущества за пределы Республики Казахстан без согласования с Правительством.

На Кабинет Министров было возложено решение вопросов финансирования, продовольственного, материально-технического и медицинского обеспечения войск, дислоцированных на территории Республики Казахстан.

Указом действие существующих правовых норм, инструкций и положений, регулирующих жизнедеятельность войск и поддержание их боевой готовности, было распространено на период до принятия соответствующих актов Казахстана.

Указ был опубликован в печати и должностными лицами доведен до всего личного состава. Благодаря этому многие организационные вопросы встали на свои места. Но отдельные случаи злоупотребления вооружением и военной техникой продолжали иметь место. По большинству таких случаев проводились расследования и результаты расследования, а также принятые по ним решения доводились до личного состава изданными приказами.

Таким образом, в первые же годы создания Вооруженных Сил, руководством Казахстана глобальные проблемы в основном были решены. Уровень проблем, ожидающих своего решения теперь стал по плечу командующим и командирам воинских формирований. Начало было положено, но было еще много нерешенных проблем. Некоторые конкретные механизмы реализации решений, принятых на более высоком уровне, детально не были проработаны на следующих уровнях. Иногда это становилось предметом для жарких дискуссий при проведении мероприятий приема воинских формирований под свою юрисдикцию.

Особо остро стоял вопрос о финансировании и снабжении материально-техническими средствами. Сказывался всеобъемлющий дефицит - последствие разрыва экономических связей между бывшими республиками СССР.

Продолжение на http://www.proza.ru/2017/12/30/1522


Рецензии