О язычестве
Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства;
да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. 9:
(Книга Исход 20:2,3)
Чем же вызвана такая категоричность? Почему именно один Бог? Почему поклонение другим богам не воспринимается в качестве акта поклонения одному Богу? В индуизме, например, все формы религиозного поклонения непременно привязаны к одной форме. Вот как о поклонении себе самому говорит Кришна:
Те, кто с верой поклоняется другим богам, в действительности поклоняются мне одному.
(Бхагавад - Гита 9:23)
Но, ни Библия, ни Коран не признают такого положения. В чём же тогда дело? Вот здесь и предстоит дать ответ на поставленный нами же вопрос. В самом деле, ну что особенного в том, что люди поклоняются другим богам? Есть ли здесь что-то странное? И стоило ли этого опасаться? Ведь, казалось бы, ничего страшного здесь нет, если за этим ничего не стоит. И Писание, как бы сказать, не отрицает этого:
Идолы язычников — серебро и золото, дело рук человеческих:
есть у них уста, но не говорят; есть у них глаза, но не видят;
есть у них уши, но не слышат, и нет дыхания в устах их.
(Псалтирь 134:15-17)
Не всё, однако, так однозначно. Ведь в Библии на самом деле конкретно сказано, кому именно поклоняются язычники:
Нет, но что язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу. Но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами. Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской.
(Первое послание к Коринфянам 10:20,21)
Прочие же люди, которые не умерли от этих язв, не раскаялись в делах рук своих, так чтобы не поклоняться бесам и золотым, серебряным, медным, каменным и деревянным идолам, которые не могут ни видеть, ни слышать, ни ходить.
(Откровение Иоанна Богослова 9:20)
…пал, пал Вавилон, великая блудница, сделался жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу, пристанищем всякой нечистой и отвратительной птице; ибо яростным вином блудодеяния своего она напоила все народы…
(Откровение Иоанна Богослова 18:2)
Знаете, что когда вы были язычниками, то ходили к безгласным идолам, так, как бы вели вас.
(Первое послание к Коринфянам 12:2)
И то же самое об этом говорится в Ветхом Завете:
Богами чуждыми они раздражили Его и мерзостями разгневали Его:
приносили жертвы бесам, а не Богу, богам, которых они не знали, новым, которые пришли от соседей и о которых не помышляли отцы ваши.
(Книга Второзаконие 32:16,17)
Ибо все боги народов — бесы, а Господь небеса сотворил.
(Псалтирь 95:5 – перевод с греческого)
Вы преданы язычникам не на погибель, но за то, что вы прогневали Бога, вы преданы врагам; ибо раздражили Сотворившего вас, принося жертвы бесам, а не Богу.
(Варух 4:6-7)
Из приведённых цитат становится ясно, что поклонение другим богам в виде идолов отнюдь не является беспочвенным, что в этом, можно сказать, тоже есть свой духовный смысл. И это не пустые слова. Ведь тот же объект поклонение в форме бесов на самом деле совершенно не лишён силы. В книге Исход есть очень интересный пример:
Моисей и Аарон пришли к фараону, и сделали так, как повелел Господь. И бросил Аарон жезл свой пред фараоном и пред рабами его, и он сделался змеем.
И призвал фараон мудрецов и чародеев; и эти волхвы Египетские сделали то же своими чарами…
(Книга Исход 7:10,11)
Как видно из текста, Моисей и Аарон на глазах фараона творят разного вида чудеса, но и египетские чародеи делают поначалу практически то же самое. В чём же здесь смысл? А всё дело в том, что человек собственными возможностями ничего подобного сотворить не сможет. Значит, здесь используются явно иные силы. В отношении того же Моисея, можно сказать, всё ясно – чудеса здесь творит Господь Бог, а Моисей и Аарон есть исполнители Его воли. Но кто делает чудеса руками египетских чародеев? В Библии напрямую об этом не сказано, но не сложно понять, что же здесь всё-таки имеется в виду. Египет того времени – страна языческая, а чему в конечном счёте поклоняются язычники, мы уже видели. Значит, за этими колдунами стояли явно тёмные силы, то есть, бесы, которым эти колдуны фактически и служили. И эти бесы, как мы заметили, вовсе не бессильны, и их воздействия тоже могут носить сверхъестественный характер. А если это так, то поклонение им никак не может быть безобидным занятием. Вот почему Библия часто предупреждает о недозволенности служения таким силам, сообщая при этом, к каким последствиям приводит такое поклонение:
Чтобы они не ввели тебя в грех против Меня; ибо если ты будешь служить богам их, то это будет тебе сетью.
(Книга Исход 23:33)
Ибо они отвратят сынов твоих от Меня, чтобы служить иным богам, и тогда воспламенится на вас гнев Господа, и Он скоро истребит тебя.
(Книга Второзаконие 7:4)
Дабы они не научили вас делать такие же мерзости, какие они делали для богов своих, и дабы вы не грешили пред Господом Богом вашим.
(Книга Второзаконие 20:18)
И вы не слушайте своих пророков и своих гадателей, и своих сновидцев, и своих волшебников, и своих звездочетов, которые говорят вам: «не будете служить царю Вавилонскому». Ибо они пророчествуют вам ложь, чтобы удалить вас из земли вашей и чтобы Я изгнал вас и вы погибли.
(Иеремия 27:9,10)
Но люди не всегда внимали этим мудрым советам и нередко отступали от веры истинной. В чём это выражалось, о том ясно говорит Священное Писание:
Не истребили народов, о которых сказал им Господь,
но смешались с язычниками и научились делам их;
служили истуканам их, которые были для них сетью,
и приносили сыновей своих и дочерей своих в жертву бесам;
проливали кровь невинную, кровь сыновей своих и дочерей своих, которых приносили в жертву идолам Ханаанским, — и осквернилась земля кровью;
оскверняли себя делами своими, блудодействовали поступками своими.
(Псалтирь 105:34-39)
…и устроили высоты Тофета в долине сыновей Енномовых, чтобы сожигать сыновей своих и дочерей своих в огне, чего Я не повелевал и что Мне на сердце не приходило.
(Иеремия 7:31)
Ибо равно ненавистны Богу и нечестивец и нечестие его; и сделанное вместе со сделавшим будет наказано. Посему и на идолов языческих будет суд, так как они среди создания Божия сделались мерзостью, соблазном душ человеческих и сетью ногам неразумных.
Ибо вымысел идолов — начало блуда, и изобретение их — растление жизни. Не было их вначале, и не вовеки они будут. Они вошли в мир по человеческому тщеславию, и потому близкий сужден им конец.
(Премудрость Соломона 14:9-14)
Предупреждает об этом также Новый Завет:
Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?
Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным?
Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом.
(Второе послание к Коринфянам 6:14-16)
Знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа.
(Откровение Иоанна Богослова 2:13)
Таким особым вниманием язычество здесь затронуто неспроста, потому что апостолы, посланные проповедовать Иисусом Христом, слово Божие несли большей частью именно языческим народам ради обращения последних в христианскую веру. И это был не просто призыв в новую для них религию – это было обращение от тьмы к свету, давая понять бывшим язычникам, каким силам в действительности ранее поклонялись они:
Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте, как чада света…
(Послание к Ефесянам 5:8)
Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет…
(Первое послание Петра 2:9)
избавляя тебя от народа Иудейского и от язычников, к которым Я теперь посылаю тебя
открыть глаза им, чтобы они обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу, и верою в Меня получили прощение грехов и жребий с освященными».
(Деяния св. Апостолов 26:17,18)
Но вот вполне резонным будет вопрос: а что привлекало людей в язычестве, когда они так легко не раз оставляли веру истинную? Почему оно завоёвывало такую популярность, да ещё имело при этом тысячелетнюю историю? А причина вся была в том, что язычество хорошо всегда отвечало человеческим страстям, который часто вели человека к непотребным действиям, тогда как истинная религия требовала всегда от своих последователей постоянного обуздания таких страстей, без чего невозможно было достижение высоких духовных целей. А язычество этого как раз и не требовало, стремилось наоборот подчинить человека этим страстям, а несовершенная человеческая природа только способствовала этому процессу, как выше было сказано: «вошли в мир по человеческому тщеславию». Идола достаточно было «задобрить» какой-нибудь жертвой, в том числе, человеческой, что оказалось гораздо проще, нежели следовать часто сложным, но последовательным требованиям духовной жизни, выполнять её строгие предписания. Разумеется, такая жизнь требовала приложения немалых усилий и стараний, а человеку, толкаемому собственными же страстями, свойственно часто выбирать именно более лёгкий путь. Поэтому переход из язычества в христианство должен был заставить человека как раз отойти от подобного рода страстей:
Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение…
(Послание к Колоссянам 3:5)
Стоит обратить внимание на то, что апостол Павел в данном Послании идолослужением называет не просто поклонение иным богам, но следование тем моральным установкам, которые и даёт такое служение. И акцент делается здесь не на форму поклонения как таковую, а на её духовное содержание, сущность которого квалифицируется уже как уход в это самое язычество, даже если внешне этим оно ещё не является. А это значит, что язычество следует понимать даже шире, чем оно часто трактуется, и потому этим же диктуется необходимость его полностью избегать.
2017 г.
Свидетельство о публикации №217123001713
...апостолы, посланные проповедовать Иисусом Христом...
Не апостолы, а посланники. И не Иисусом Христом, а Йешуа помазанником. Учите историю и библейские языки. Пока единица.
Денис Фоменко 15.06.2019 23:37 Заявить о нарушении