О язычестве

Тема язычества всегда носила и носит, можно сказать, особенный характер, поскольку требует она  к себе весьма отличительного подхода. И это особенно важно, поскольку монотеистические религии, основанные на Божественных Откровениях, никогда не признавали поклонения другим богам, кроме Бога Единого, от Которого последователи данных религий получили соответствующие Откровения. Вот что, например, об этом говорит сама Библия:

Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства;
да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. 9:
(Книга Исход 20:2,3)

Чем же вызвана такая категоричность? Почему именно один Бог? Почему поклонение другим богам не воспринимается в качестве акта поклонения одному Богу? В индуизме, например, все формы религиозного поклонения непременно привязаны к одной форме. Вот как о поклонении себе самому говорит Кришна:

Те, кто с верой поклоняется другим богам, в действительности поклоняются мне одному.
(Бхагавад - Гита 9:23)

Но, ни Библия, ни Коран не признают такого положения. В чём же тогда дело? Вот здесь и предстоит дать ответ на поставленный нами же вопрос. В самом деле, ну что особенного в том, что люди поклоняются другим богам? Есть ли здесь что-то странное? И стоило ли этого опасаться? Ведь, казалось бы, ничего страшного здесь нет, если за этим ничего не стоит. И Писание, как бы сказать, не отрицает этого:

Идолы язычников — серебро и золото, дело рук человеческих:
есть у них уста, но не говорят; есть у них глаза, но не видят;
есть у них уши, но не слышат, и нет дыхания в устах их.
(Псалтирь 134:15-17)

Не всё, однако, так однозначно. Ведь в Библии на самом деле конкретно сказано, кому именно поклоняются язычники:

Нет, но что язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу. Но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами. Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской.
(Первое послание к Коринфянам 10:20,21)
Прочие же люди, которые не умерли от этих язв, не раскаялись в делах рук своих, так чтобы не поклоняться бесам и золотым, серебряным, медным, каменным и деревянным идолам, которые не могут ни видеть, ни слышать, ни ходить.
(Откровение Иоанна Богослова 9:20)
…пал, пал Вавилон, великая блудница, сделался жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу, пристанищем всякой нечистой и отвратительной птице; ибо яростным вином блудодеяния своего она напоила все народы…
(Откровение Иоанна Богослова 18:2)
Знаете, что когда вы были язычниками, то ходили к безгласным идолам, так, как бы вели вас.
(Первое послание к Коринфянам 12:2)

И то же самое об этом говорится в Ветхом Завете:

Богами чуждыми они раздражили Его и мерзостями разгневали Его:
приносили жертвы бесам, а не Богу, богам, которых они не знали, новым, которые пришли от соседей и о которых не помышляли отцы ваши.
(Книга Второзаконие 32:16,17)
Ибо все боги народов — бесы, а Господь небеса сотворил.
(Псалтирь 95:5 – перевод с греческого)
Вы преданы язычникам не на погибель, но за то, что вы прогневали Бога, вы преданы врагам; ибо раздражили Сотворившего вас, принося жертвы бесам, а не Богу.
(Варух 4:6-7)

Из приведённых цитат становится ясно, что поклонение другим богам в виде идолов отнюдь не является беспочвенным, что в этом, можно сказать, тоже есть свой духовный смысл. И это не пустые слова. Ведь тот же объект поклонение в форме бесов на самом деле совершенно не лишён силы. В книге Исход есть очень интересный пример:

Моисей и Аарон пришли к фараону, и сделали так, как повелел Господь. И бросил Аарон жезл свой пред фараоном и пред рабами его, и он сделался змеем.
И призвал фараон мудрецов и чародеев; и эти волхвы Египетские сделали то же своими чарами…
(Книга Исход 7:10,11)

Как видно из текста, Моисей и Аарон на глазах фараона творят разного вида чудеса, но и египетские чародеи делают поначалу практически то же самое. В чём же здесь смысл? А всё дело в том, что человек собственными возможностями ничего подобного сотворить не сможет. Значит, здесь используются явно иные силы. В отношении того же Моисея, можно сказать, всё ясно – чудеса здесь творит Господь Бог, а Моисей и Аарон есть исполнители Его воли. Но кто делает чудеса руками египетских чародеев? В Библии напрямую об этом не сказано, но не сложно понять, что же здесь всё-таки имеется в виду. Египет того времени – страна языческая, а чему в конечном счёте поклоняются язычники, мы уже видели. Значит, за этими колдунами стояли явно тёмные силы, то есть, бесы, которым эти колдуны фактически и служили. И эти бесы, как мы заметили, вовсе не бессильны, и их воздействия тоже могут носить сверхъестественный характер. А если это так, то поклонение им никак не может быть безобидным занятием. Вот почему Библия часто предупреждает о недозволенности служения таким силам, сообщая при этом, к каким последствиям приводит такое поклонение:

Чтобы они не ввели тебя в грех против Меня; ибо если ты будешь служить богам их, то это будет тебе сетью.
(Книга Исход 23:33)
Ибо они отвратят сынов твоих от Меня, чтобы служить иным богам, и тогда воспламенится на вас гнев Господа, и Он скоро истребит тебя.
(Книга Второзаконие 7:4)
Дабы они не научили вас делать такие же мерзости, какие они делали для богов своих, и дабы вы не грешили пред Господом Богом вашим.
(Книга Второзаконие 20:18)
И вы не слушайте своих пророков и своих гадателей, и своих сновидцев, и своих волшебников, и своих звездочетов, которые говорят вам: «не будете служить царю Вавилонскому». Ибо они пророчествуют вам ложь, чтобы удалить вас из земли вашей и чтобы Я изгнал вас и вы погибли.
(Иеремия 27:9,10)

Но люди не всегда внимали этим мудрым советам и нередко отступали от веры истинной. В чём это выражалось, о том ясно говорит Священное Писание:

Не истребили народов, о которых сказал им Господь,
но смешались с язычниками и научились делам их;
служили истуканам их, которые были для них сетью,
и приносили сыновей своих и дочерей своих в жертву бесам;
проливали кровь невинную, кровь сыновей своих и дочерей своих, которых приносили в жертву идолам Ханаанским, — и осквернилась земля кровью;
оскверняли себя делами своими, блудодействовали поступками своими.
(Псалтирь 105:34-39)
…и устроили высоты Тофета в долине сыновей Енномовых, чтобы сожигать сыновей своих и дочерей своих в огне, чего Я не повелевал и что Мне на сердце не приходило.
(Иеремия 7:31)
Ибо равно ненавистны Богу и нечестивец и нечестие его; и сделанное вместе со сделавшим будет наказано. Посему и на идолов языческих будет суд, так как они среди создания Божия сделались мерзостью, соблазном душ человеческих и сетью ногам неразумных.
Ибо вымысел идолов — начало блуда, и изобретение их — растление жизни. Не было их вначале, и не вовеки они будут. Они вошли в мир по человеческому тщеславию, и потому близкий сужден им конец.
(Премудрость Соломона 14:9-14)

Предупреждает об этом также Новый Завет:

Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?
Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным?
Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом.
(Второе послание к Коринфянам 6:14-16)
Знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа.
(Откровение Иоанна Богослова 2:13)

Таким особым вниманием язычество здесь затронуто неспроста, потому что апостолы, посланные проповедовать Иисусом Христом, слово Божие несли большей частью именно языческим народам ради обращения последних в христианскую веру. И это был не просто призыв в новую для них религию – это было обращение от тьмы к свету, давая понять бывшим язычникам, каким силам в действительности ранее поклонялись они:

Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте, как чада света…
(Послание к Ефесянам 5:8)
Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет…
(Первое послание Петра 2:9)
избавляя тебя от народа Иудейского и от язычников, к которым Я теперь посылаю тебя
открыть глаза им, чтобы они обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу, и верою в Меня получили прощение грехов и жребий с освященными».
(Деяния св. Апостолов 26:17,18)

Но вот вполне резонным будет вопрос: а что привлекало людей в язычестве, когда они так легко не раз оставляли веру истинную? Почему оно завоёвывало такую популярность, да ещё имело при этом тысячелетнюю историю? А причина вся была в том, что язычество хорошо всегда отвечало человеческим страстям, который часто вели человека к непотребным действиям, тогда как истинная религия требовала всегда от своих последователей постоянного обуздания таких страстей, без чего невозможно было достижение высоких духовных целей. А язычество этого как раз и не требовало, стремилось наоборот подчинить человека этим страстям, а несовершенная человеческая природа только способствовала этому процессу, как выше было сказано: «вошли в мир по человеческому тщеславию». Идола достаточно было «задобрить» какой-нибудь жертвой, в том числе, человеческой, что оказалось гораздо проще, нежели следовать часто сложным, но последовательным требованиям духовной жизни, выполнять её строгие предписания. Разумеется, такая жизнь требовала приложения немалых усилий и стараний, а человеку, толкаемому собственными же страстями, свойственно часто выбирать именно более лёгкий путь.  Поэтому переход из язычества в христианство должен был заставить человека как раз отойти от подобного рода страстей:

Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение…
(Послание к Колоссянам 3:5)

Стоит обратить внимание на то, что апостол Павел в данном Послании идолослужением называет не просто поклонение иным богам, но следование тем моральным установкам, которые и даёт такое служение. И акцент делается здесь не на форму поклонения как таковую, а на её духовное содержание, сущность которого квалифицируется уже как уход в это самое язычество, даже если внешне этим оно ещё не является. А это значит, что язычество следует понимать даже шире, чем оно часто трактуется, и потому этим же диктуется необходимость его полностью избегать.


2017 г.


Рецензии
Язычество это многобожие, идолопоклонство; политеизм. Язычники, псевдохристиане, даже не понимают, что ими являются.

...апостолы, посланные проповедовать Иисусом Христом...

Не апостолы, а посланники. И не Иисусом Христом, а Йешуа помазанником. Учите историю и библейские языки. Пока единица.

Денис Фоменко   15.06.2019 23:37     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.