Виды голосований

                Виды голосований

                об итогах шестого сезона «Голоса»





















Ни для кого не секрет, что голосовать аудитория может не только по симпатиям, но и протестно (кто угодно, только не этот  - типа «против кого мы дружим»). Есть еще один вид голосования – не за участника, а за наставника. Не важно, кого он вывел в финал, мы его команду поддержим. Люди этого не скрывают, пишут абсолютно прямо. Я всегда голосовала исключительно за участников, поэтому в финале поддержала команду Пелагеи – Ладислав из финишной четверки казался мне лучшим.

Вот я и думаю: голосование за Селима в финале – что это было? Предполагаю, что за наставника. В полуфинале – протестное. Многие не скрывали своей антипатии к Лоре Горбуновой, писали, что готовы кого угодно видеть в финале, только не эту девушку. Мне, кстати, это поголовное неприятие Лоры не очень понятно, но позже я его прокомментирую.

Конечно же, интернет – это не показатель. В особенности какой-то один конкретный форум. Вообще столько агрессии и грязи, сколько в интернете, в реале я не видела никогда. Самая здоровая психика от большого количества времени, проведенного в интернете, среди таких пользователей, у которых эмоциональный градус взвинчен до истерического, может пошатнуться. Врачи советуют тем, кто заболел (причем достаточно тяжело) на нервной почве после виртуальных разборок: «Забудьте вообще о компьютере, как будто это ящик какой-то». Не знаю, как это изобретение цивилизации будет оценено в будущем – какое разрушительное зерно оно несет в себе для здоровья. Но тревогу бьют уже давно – причем врачи разных стран.

Я понимаю, что против Тимофея Копылова меня настроили его фанаты, которые писали такие помои в адрес его конкурента, Брэндона Стоуна… печатных слов нет, чтобы все это охарактеризовать. Сам по себе этот участник, если абстрагироваться от виртуального психоза, не вызывал у меня антипатии, неприятия. А во время слепого прослушивания даже понравился. Для того, кто не претендует на звание супервокалиста, а просто обычный участник проекта, поет он вполне прилично, даже с фантазией, выдумкой. Протест могло вызвать то, что его вывели в финал, отсеяв шикарнейших вокалистов. Вот с этим часть аудитории не смирилась.

Не все любят дворовую интонацию и дворовую музыкальную культуру (когда-то пели пародию на все это – «Самый симпатичный во дворе»). Музыкантам хочется совершенно иного, а не того, что более уместно в проекте «Три аккорда». Этот проект может горючими слезами плакать по некоторым песням, которые на этот раз решили спеть в «Голосе», - совершенно не показательных с точки зрения вокала и музыки вообще. Если части зрителей хочется, чтобы «Голос» в эту сторону двигался… ну что тут скажешь? А там любят так называемую пронзительную «честность» - в ее дворовом, приблатненном варианте (типа «что ж вы, сволочи, меня в тюрьму посадили» или «вы сгубили меня, мусора проклятые» - крик души блатного). Высоцкий-то, кстати говоря, это все отчасти высмеивал, у него вообще юмористические вещи (типа пластинки «Алиса в Стране Чудес» или стихотворной «Пародии на плохой детектив») – самый блеск. А если не высмеивать, скоро будет, как у Басты:
«Медлячок, чтобы ты заплакала,
И пусть звучат они все одинаково,
 И пусть банально и не талантливо,
Но как сумел на гитаре сыграл и спел».
Я не знаю, как прямее еще можно выразиться… однако многие откровенную издевку Басты восприняли всерьез и считают, что это душераздирающая песня.

Если иностранцам разрешают участвовать в конкурсе (как бывшим гражданам СССР, так и не говорящим по-русски), то участвовать они должны на равных с нашими. А не так, как это, видимо, происходит сейчас: поучаствовать мы вам дадим, но победим не дадим ни за что. И не важно, что вы спели лучше. Тогда уж пусть не участвуют. И никому не обидно. Или- или. А третий вариант (участвовать, но не на равных, а на птичьих правах) – самый скользкий и несправедливый.

Когда в «Голосе» говорят о том, что зрители должны попытаться представить себя на месте наставников, понятно, что это – некая игра. Но слишком многие восприняли эту игру всерьез и возомнили себя высшими арбитрами. Я, к примеру, знаю, что не смогла бы быть наставником в вокальном эстрадном конкурсе, несмотря на музыкальное образование. А у людей и того нет! Но они так безапелляционно пишут, как будто изрекают истину в последней инстанции. Я – не вокалист, никогда у меня не было даже подобия голоса. Могу оценить только общее впечатление – о технике я практически и не пишу. Да и познания в области эстрады у меня куда меньше, чем у наставников. До двадцати лет я вообще слушала только классику, эстрадой заинтересовалась уже в консерватории и защитила диплом как музыкальный критик в сфере и академической, и эстрадной культуры России. У меня есть любимые исполнители, к примеру, Уитни Хьюстон, у них я знаю почти все песни, а кто-то мне нравится меньше – та же Мэрайя Кэри, я не могу сказать, что хорошо знаю ее творчество. Пробелов у меня хватает. А наставнику надо знать много вне зависимости от вкусовых предпочтений и самому иметь исполнительский опыт. Потому что какие-то вещи теоретически не познаешь. Теоретика выше практика (певца, композитора) я не ставлю. Хотя в чем-то теоретик и может быть по-своему полезен. Средненькую песенку он сочинит, при этом прекрасно понимая ей цену, и вообще не считая такие свои стилистические упражнения каким-то невероятным «творчеством». Композитор – мой отец, а меня даже и не тянуло в эту сторону, только если забавы ради.

Я предпочитаю тех участников, которые сформировались в стенах учебных заведений. Потому что они объективнее воспринимают себя. У них была возможность соотнести себя с другими, увидеть, что таких много, есть и в сто раз лучше, талантливее, оригинальнее… Учебные заведения с жесткими  требованиями объективизируют человека. Самородки, даже очень одаренные от природы, на всю жизнь сохраняют нелюбовь к критике, страх любых замечаний, они любой отрицательный чих в свою сторону воспринимают как личный выпад и не любят признавать чужую правоту. К критике как к ежедневной норме жизни они не привыкли. А «первый парень на деревне» - это вообще может стать катастрофой для человека с провинциальным самомнением. Знаю случаи, когда пианисты блистают в своих местных школах, училищах, а, приехав в мегаполис, в консерватории на экзамене по специальности получают «два». У того же Д. Билана очень хорошее образование, и его скромность может объясняться тем, что он много чего повидал.

Академическая и эстрадная культура – это два полярных мира, мало соприкасающиеся. Мне казалось, что это не правильно, между ними должен быть мостик, чем больше эти миры будут взаимодействовать, тем лучше в итоге будет творческий результат. Одна среда слишком чопорная и оторванная от обычной реальности, другая чересчур отвязная и криминализированная. Первый состав наставников (который сейчас называют золотым) создал как раз ту золотую середину, о которой многие мечтали. Это не шоу-бизнес в своем худшем, вызывающе вульгарном варианте, но и не среда надменнейших снобов. Признавая все достоинства «золотого состава» (лучших у нас в стране не найти), я все же считаю, что критику в свой адрес наставники должны уметь принимать – другое дело, как это высказано. И, что бы там ни говорили о «зоне комфорта», побеждают те участники, которых никто насильственно из так называемой «зоны» не выводил. Демонстрировать надо сильные стороны, а не очевидные недостатки. Если участник не очень пластичен, не обладает подходящим для танцев телосложением, так и не надо его гонять по сцене… пусть поет стоя или сидя. Потом в Сети по нему так пройдутся, не выбирая выражений… что мало уже никому не покажется. А ведь можно было этого избежать. Другое дело – что участники и сами должны осознавать свои «минусы».

Лора Горбунова – актриса. Все, что связано с актерами, актерским проживанием песни меня всегда интересовало. Люблю театр, пишу пьесы. С интересом наблюдала за этой девушкой. На вид совсем юная, с детским личиком. Но пытается изображать трагическую героиню – причем такого накала, как будто она прожила три Хиросимы. Антипатии, неприятия, отторжения у меня она не вызвала. Война – не повод для иронии, это понятно. Но с этой темой надо обращаться аккуратно, потому что иначе эти поводы будут появляться… Она могла один, два раза выйти в образе чуть ли не семидесятилетней женщины. Но не каждый же раз? С трагизмом – явный перебор. Можно было хоть чуть-чуть попробовать соответствовать своему сценическому возрасту (выглядит она вообще девчонкой)? В результате – ощущение неестественности. Как будто ребенок старается изобразить древнюю старуху. Голос не лишен красивых красок. Внешность у нее для актрисы удобная – Лору можно принять и за славянку, и за итальянку, и за француженку… Можно было поэкспериментировать так, чтобы публика приняла это лучше. Данные у нее есть. Я бы, возможно, предпочла ее Селиму, если бы репертуар был другой. Вообще в этой команде было два не скучных, при этом очень голосистых участника – Габриэль и Софья. Но с их уходом я давно смирилась. Поэтому готова была рассматривать и Лору как вариант…

Выступление Селима даже комментировать не хочется, настолько, мне кажется, все очевидно. И здесь большинство зрителей сойдутся во мнениях. Не стоило ему давать песню Цоя – это самоубийство. Нужна другая энергетика, иной темперамент… Он не вытянул. В случае с Ивановым могло быть то же самое. Но зрители определяются в своих предпочтениях еще до финальных выступлений и, скорее всего, решили поддержать наставника, который им импонирует. Певцам, естественно, хочется все это принять на свой счет.

Что до других финалистов – Ян Гэ и Ладислава – мое отношение к ним менялось. Д. Билан объективно распределил голоса в полуфинале, дав Ян Гэ сорок процентов. По голосу должен был пройти другой участник. У нее нет соответствующей вокальной мощи. Песню в финале ей дали красивую – одного из лучших наших кинокомпозиторов. Надо было спеть чисто, своим хрустальным тембром. Она решила включить актерскую игру. А здесь главное – не игра, а музыкальность: красота мелодии, гармонии (всех этих задержаний, которые смягчают тот или иной аккорд, делая его более изысканным). И номер, на мой взгляд, вышел хуже, чем мог бы. Она не столько спела эту музыку, сколько проговорила. Не знаю, чья это была идея.

Ладислав во время слепых прослушиваний понравился тембром (хотя у мужчин я люблю более брутальные голоса), но произвел несколько странное впечатление. Я думала, почему так? Видимо, он своеобразно рассказал свою биографию. Моим фаворитом он не был, но после песни «Московский бит» я к нему прониклась. Мне нравится танцевальный ретро-стиль Сюткина и группы «Браво». В этой музыке, которая только кажется очень простенькой, нет ни намека на пошлость, вульгарность, приблатненность. Она не лишена изящества. С оттенком светлой грусти. Это – образец того, что по стилю было удачно в советские времена. Без претензий. И не пафосно. Если бы таким был средний уровень нашей эстрады, это было бы мило. Так что танцевальная музыка танцевальной музыке – рознь. И у Ладислава, которого я считала лирическим певцом, так органично все получилось, да еще и на чужом языке, что я поняла: его многие недооценили. Даже песня, которую я всю жизнь не люблю, «Очи черные», у него прозвучала естественно, что архитрудно, учитывая текст и настроение. Мне казались смешными слова «вы сгубили меня, очи черные», вообще не представляла, как это можно серьезно петь. Глеб Матвейчук выступал с откровенно пародированным исполнением этой песни, издеваясь над оригиналом. У Ладислава получилось что-то среднее – и не первоначальный убийственный пафос, и не пародия. Он сделал акцент на музыкальной стороне, спев текст нейтрально. Цыганскую манеру я не люблю, но у них с наставницей получилось красивое эффектное вступительное выступление. Это было к месту и кстати. Так что в финале я была за эту команду, считаю, что уж второе место как минимум Ладислав заслужил… если не первое. Это человек-музыка. Он хорошо ее чувствует, вполне органичен в самых разных стилях.

Вообще мне хотелось бы, чтобы не только любители пафоса в «Голосе» находили отклик на свои пожелания. Но и те, кому по душе иной характер, иная манера… Меня заинтересовало, как высказался Алексей из команды Пелагеи: ему хотелось отойти от серьезного угрюмого образа. Может быть, ему вообще было смешно петь песню Меладзе (которого я в принципе уважаю как автора) о том, как «красиво вошла» в его жизнь героиня, - текст с обилием «красивостей». Пришла красиво, ушла красиво… Может, это дань восточной манере. Но это не близко характеру данного конкретного исполнителя. Люди не пафосного склада имеют право на свое собственное раскрытие, свое личностное высказывание. И сколько угодно музыки, чтобы их показать! Почему так мало поисков в этом направлении?

А трагедия – она не обязательно должна быть кричащей. Песня Анны Герман «Снова мамин голос слышу» по смыслу страшнее многих, но поется она в абсолютно спокойной, даже можно сказать, отрешенной манере. Лоре она подошла бы… И сколько таких!..


Рецензии
http://www.proza.ru/2016/03/05/1354

Это на близкую тему.

Наталия Май   30.12.2017 20:06     Заявить о нарушении