Чёрт из табакерки

                Чёрт из табакерки


                Водевиль


                Действующие лица


   Александр, новый жилец, холостяк
   Марьяна Петровна, пенсионерка со стажем
   Изида Шмуль-Кляйн, пройдоха ещё та, проживает в одном доме
   с Марьей Петровной
   Анастасия Алябьева, праправнучка великого композитора
   Любовь Павловна Островерхова
   Нина, просто Нина
   Людмила Закамчатская
   (Последние четыре человека – жилички дома напротив.)


                Действие первое


                Сцена первая


      Двор один на два высотных дома. Из окна одного из них выглядывает дама в расцвете лет Изида Шмуль-Кляйн. 


   Изида (разговаривая сама с собой). Это кто ж к нам заселяется?.. Машина с чемоданами… их хозяин у Марьяны Петровны о чём-то расспрашивает, она показывает на дом напротив и на моё окно… Видный  – и один. Может, на этот раз для меня это божье провидение?..  Ага, уходит… Спущусь спрошу, кого это к нам прибило… и чего ради эта трухлявая сплетница показывала на моё окно? Пока ещё бельё развешивает.

      Спускается с этажа. Обращается к Марьяне Петровне, которая неподалёку от детской площадки развешивает на верёвках мокрое бельё.

   Изида. Марьяна Петровна, у нас новый жилец появился? И ты показывала на моё окно. 
   Марьяна Петровна. Угадала – новый жилец. И машина его вон. (Показывает на стоящий у соседнего подъезда бумер). Он спросил, нет ли в нашем  доме или в другом каком свободной женщины в расцвете лет, он рад был бы познакомиться. Он бизнесмен и одинок. Я показала на тебя, сказала – тебя Изидой зовут. Ты как-то говорила, что вышла бы замуж за состоятельного человека. Может, он для тебя тот случай!.. Он поселился в тридцать седьмой.
   Изида. И мою назвала?
   Марьяна Петровна. Ты же сама!.. Красавец отменный… а там думай… И поторопись.
   Изида (встрепенувшись). Что имеешь ввиду?..   
   Марьяна Петровна. А то! Тут не у тебя только смотрят окна во двор. (Кивает в сторону дома напротив.)

      Изида молча уходит.


                Сцена вторая


      Александр стоит перед квартирой Изиды и нажимает на дверной звонок. Дверь отворяет Изида. 


   Александр. К вам можно?.. Узнал, вы одиноки, рискнул познакомиться… узнал про вашу беду. Я ваш новый сосед по дому – Александр. (Протягивает Изиде букет цветов.)
   Изида (кокетливо). Через порог не знакомятся. (Пропускает Александра в квартиру.) О таких цветах только мечтать. (Принимает цветы.) Признательна!.. В остальном: не вы первый рискуете… От кого ж и какую такую мою беду узнали и номер квартиры?!
   Александр. Земля слухами полнится. Пользуюсь случаем! (Улыбается Изиде.) 
   Изида. Этой бабке мало и белого света… Зовут меня Изидой, для вас – Иза. 
   Александр. Очень приятно. Ваше имя означает стремление к добрым отношениям, успеху. Не понаслышке знаю.
   Изида. А ваше – покровитель слабого пола. И я не понаслышке  о таком. Хотя нашу встречу случаем не назовёшь, не знаю, как и поступить… Давайте будем на «ты». Присаживайся вот сюда, Александр. (Показывает на стул.) Я на секунду тебя покину – выгляжу совершенно неухоженной. Легла поздно (Разглядывает себя в зеркало.) Ужасно!.. Как медуза!.. (Поправляет на себе причёску.) Заодно поставлю в вазу цветы. (Покидает гостиную, унося букет.)   
   Александр (обращаясь в зрительный зал). С этой медузой следует поосторожничать – и медузы бывают смертельными!.. Но игра стоит свеч!


                Сцена третья


      Сцена во дворе. Анастасия Алябьева и Марьяна Петровна. Последняя развешивает бельё.


   Анастасия. Марьяна Петровна, что за молодой человек к вам вселился?
   Марьяна Петровна. Не совсем молодой – в возрасте. И ты уже немолодая… дай бог тебе уже лет-то… за тридцать?..
   Анастасия. Женщин года только красят!
   Марьяна Петровна. Меня совсем украсили. Жду не дождусь – кто замуж возьмёт…
   Анастасия. Он что, не женат?
   Марьяна Петровна. Не женат. Спрашивал – не живёт ли поблизости такая, как ты. Я показала на тебя. А там уж разбирайтесь.
   Анастасия. Вы сказали ему, кто я?
   Марьяна Петровна. Как же! правнучка алябьевского соловья.
   Анастасия. Праправнучка. И соловей тут не при чём.
   Марьяна Петровна. При чём не при чём – кроме соловья твой прапрадед ничего не написал.
   Анастасия. Можно подумать, у вас рояль пылится в кустах! Но я не об этом… 
   Марьяна Петровна. Знаю!.. Холост и бизнесмен. Да он к тебе сам проявит интерес: сама говоришь, у тебя в руках золотой ключ… Порасторопней будь.

      Марьяна Петровна кивает на окна, подхватывает пустой таз. Расходятся.


                Сцена четвёртая


      Марьяна Петровна и Любовь Павловна Островерхова в том же дворе.


   Марьяна Петровна (выбивая на верёвке коврик). Островерхова… никак  ко мне? В общем-то… есть зачем.
   Любовь Павловна. Марьяна Петровна… как вы уж догадались – к вам!.. (В волнении выдыхает.) Надо ж так запыхаться!.. Прямо не знаю… с чего начать…   
   Марьяна Петровна. А ты начни с конца.
   Любовь Павловна. Я так и решила. Что за жилец в ваш дом вселился?.. Машина дорогая, сам из себя выглядит нарядно! А вещей у него два чемодана. (Глазами изучает Марьяну Петровну.) Подумала ещё… 
   Марьяна Петровна. И ты правильно подумала – холостяк.
   Любовь Павловна. Это кто ещё – и ты?..
   Марьяна Петровна. Перед тобой уже очередь!.. Торопись!.. Видел тебя, интересовался… Если он поимеет к тебе интерес, я тебе знак подам… На этой верёвке (показывает на одну из верёвок) вывешу свою чёрную блузку. Подходи к той оранжевой скамейке, как на выданье. А он выйдет к своей машине (показывает на бумер), я тебя с ним познакомлю. Зовут его Александр. Но мне пора, ты уж извини.

      Снимает с верёвки коврик, торопится уйти. Любовь Павловна остаётся – с выражением радости на лице.


                Сцена пятая


      В начале двора с двумя кошёлками в руках Марьяна Петровна и Нина, просто Нина.


   Нина. Марьяна Петровна, я у вас всё собираюсь спросить… Только вы никому! (Оглядывается по сторонам, едва ли не шепчет доверительно.) Вон той машины хозяин, он что, к кому в гости или новый жилец?..
   Марьяна Петровна. А тебе зачем?
   Нина. Просто!.. Любопытно.
   Марьяна Петровна. От такого любопытства многие здесь уже с ума посходили.
   Нина. Какой-нибудь заслуженный деятель?
   Марьяна Петровна. Ещё какой!..
   Нина. Какой?!
   Марьяна Петровна. Предприниматель… О здешних незамужних спрашивал. Я ему про тебя намекну – у тебя козырь, ты моложе остальных. Я повешу на верёвку свою чёрную блузку – не прокарауль! Означать будет – дело сделано. Выходи к той оранжевой скамейке (показывает на скамейку) для знакомства, во всём нарядном.
   Нина (в смущении). Марьяна Петровна, и вы с ума сошли! У меня его и встретить будет нечем!
   Марьяна Петровна. У баб одно лакомое блюдо… Без меня сообразишь? (Улыбается назидательно.) Помоги донести до моей двери хотя бы одну кошёлку… В «Пятёрочку» ходила. У них до обеда уценка, набрала из продуктов абы чего.

      Обе уходят в подъезд Марьяны Петровны, унося авоськи.


                Сцена шестая


      Марьяна Петровна сидит у бельевых верёвок во дворе на стуле, разбрасывает на коленях игральные карты. К ней подходит жиличка из дома напротив, Людмила Закамчатская.


   Марьяна Петровна (не поднимая головы, как старой знакомой). Тебе чего надо? (Отрывается от карт, смотрит выжидательно на Людмилу.)
   Людмила. Во-первых, доброе утро. У тебя глаза на затылке. Во-вторых, хочу спросить…
   Марьяна Петровна. Спрашивай!..
   Людмила. Вчера к тебе прибегала с нашего третьего подъезда (кивает на дом, стоящий напротив), как её?.. Нина, которая всем, когда её спрашивают, как её звать, представляется «просто Нина». Как я поняла, прибегала не в классики поиграть… Так вот, хочу спросить: ты три дня назад развешивала бельё, к тебе подходил хозяин вон той машины, он ещё два чемодана выгрузил из неё. (Показывает в сторону бумера.) Вселился в ваш дом. Выглядит – как сокол! Кто он?.. О чём вы говорили – всё на мои окна поглядывали?
   Марьяна Петровна. Как сокол, да не гол! Мало ли о чём… тебе-то что?.. Предприниматель… Сватал! 
   Людмила. Так уж и сватал! (С недоверчивой улыбкой разглядывает Марьяну Петровну.) 
   Марьяна Петровна. Я пошутила! Для меня он слишком молод.
   Людмила. И я решила – молодой.
   Марьяна Петровна. Она решила!.. За себя решай. (Скептически улыбаясь в ответ, недоумённо разглядывает Людмилу.)
   Людмила. Нет… я так просто.
   Марьяна Петровна. Просто чирий на задницу не садится. Успела заметить – два чемодана выгрузил!.. Ещё б догадаться сокола окольцевать. (Глядит на Людмилу наставительно.) Холост. Торопись!.. Тем более – Нина прибегала!
   Людмила. Рада б окольцевать, но как?..
   Марьяна Петровна. Умудрись – как! Я тебя не первый год знаю – ловка таким голову морочить. Приходилось видеть.  Деньги за здорово живёшь где попало не валяются.
   Людмила. Причём тут деньги?
   Марьяна Петровна. Ступай… Надо будет, сообщу – на верёвку чёрную блузку свою повешу. Тут же к той оранжевой скамейке выходи. (Показывает на скамейку.) Нарядись только. Может сразу в ЗАГС поедете. Мало ли чего!.. Ступай, не мешай мне.
    Людмила (направляясь к своему дому, сама с собой). Не валяются!.. Предприниматели тем более!
   Марьяна Петровна (вслух, себе). И эта про чемоданы!..

   
                Действие второе


                Сцена седьмая


      Изида Шмуль-Кляйн и Марьяна Петровна в беседке на детской площадке.


   Изида. Я видела, как ты разговаривала с теми, кого и предполагала увидеть.
   Марьяна Петровна. И я вижу – от своих окон не можешь оторваться.
   Изида. О чём же вы говорили, если не секрет?
   Марьяна Петровна. Всё о том же.
   Изида. О новом жильце Александре?..
   Марьяна Петровна. О ком ещё?.. И не только!
   Изида. О ком ещё?
   Марьяна Петровна. О тебе.
   Изида. Я так и догадалась!.. Меня они без внимания в первую очередь не оставят. И что?..
   Марьяна Петровна. А то! Предлагали кое-чего…
   Изида. Чего?..
   Марьяна Петровна. Что-нибудь сказать новому жильцу про тебя нехорошее… Я им пообещала повесить на верёвке свою чёрную блузку, если у тебя с ним карта не ляжет. Только ты им обо мне… (Погрозила Изиде пальцем.) С тобой мы соседи.   
   Изида. Мыши решили поиграть с кошкой в кошки-мышки!..


      Расходятся.


                Сцена восьмая


      Во дворе Александр моет машину. К нему подходит Марьяна Петровна.


   Марьяна Петровна. Добрый день, Александр.
   Александр. Кто вам сказал, что зовут меня Александром?
   Марьяна Петровна. Двор.
   Александр. Вас как зовут? Я тогда себя не представил.
   Марьяна Петровна. Время нынче такое – себя представишь, сам можешь представиться. Нынче все за семью замками сидим… Народ-то пошёл какой!
   Александр. Надеюсь, меня не причисляете?..
   Марьяна Петровна. Причислила  – не подошла бы. Я уже справилась у твоих хозяев – что за квартирант? Вас, гастарбайтеров, нынче в Москве – не только пруд пруди, Москву-реку можно на миллион раз перегородить!.. Я тебе в прошлый раз так же не представилась. Зови меня, как и все здесь, Марьяной Петровной. Был в четыреста второй?..
   Александр. В таком дворе мне не отвертеться, Иза мне понравилась.
   Марьяна Петровна. Уже – Иза?.. Ну и ну – скора Пенелопа на подъём! Если что, держи в курсе. Может, ещё чего подскажу. Машину зря здесь ставишь, детская площадка рядом. Шум поднимут.
   Александр. Учту – всё учту! (Растопыривает пальцы, как знак согласия. Мило улыбается.)

      Марьяна Петровна для любопытных окон машет рукой то на машину  Александра, то на сторону, мол, предлагает переставить машину туда, куда показывает. Не спеша уходит.


                Сцена девятая


      Марьяна Петровна развешивает бельё. Рядом Анастасия.


   Марьяна Петровна. С чем ещё?..
   Анастасия. Я узнала кое от кого, у него объявилась Золушка.
   Марьяна Петровна (нарочито изумлённо). Кто ж такая?
   Анастасия. Изида Шмуль-Кляйн.  С вами в одном подъезде живёт. Я уже видела вас с ней.
   Марьяна Петровна. У этой Золушки босоножки моего размера!..  И тебя предупредила – поторопись… Ты вот что, наблюдай из своего окна, как только повешу чёрную блузку – тут же торопись вон к той оранжевой скамейке. (Показывает на скамейку.) Только нарядись как следует. Это будет знак тебе, что он готов поехать с тобой в ЗАГС. Он выйдет к своей машине, где она сейчас стоит. Я его к вашей поездке подготовлю. (Ободряюще кивает головой.) А на эту Золушку плюнь!.. Тем более праправнучка известного соловья. За таких сейчас борются.

      Расходятся.


                Сцена десятая


      Детская площадка с оранжевой скамьёй,  в стороне  бумер Александра. Александр и подошедшая к нему Марьяна Петровна. Стоит Александр, к нему подходит Марьяна Петровна.


   Александр. Приятно увидеть вас, Марьяна Петровна. Добрый день, добрый день!
   Марьяна Петровна. Подожди, Александр! До доброго дня дожить надо. Со всеми перезнакомился? (Кивает по сторонам.)
   Александр. А как же – инкогнито!
   Марьяна Петровна. У вас, мужчин, инкогнито детьми заканчиваются. Я знаю, кого ты выбрал, с ней будь особенно осторожней: она змея в своем гнезде, его станет защищать особенно! Стань для неё соколом. Ты ей говорил, что гол как сокол?.. Если нет – скажешь лишь после венчания в ЗАГСе. Она любит богатых. Ей о тебе я так и сказала!.. И ты о чём угодно, только не о богатстве, намекай. Хозяева выгонят, куда подашься? (Смотрит наставительно.) Пора мне уходить: твои суженые все окна проглазели. Успехов тебе… Да!.. увидишь на одной из моих верёвок чёрную блузку, это тебе мой знак, не мешкая выходи нарядным. И помни: дорогой товар стоит дорогих денег. Загодя подыщи себе свидетеля. А об Изиде я позабочусь.

      Спешит к своим верёвкам, где у неё таз полон белья.


                Сцена одиннадцатая


      Александр продолжительно глядит Марьяне Петровне вслед, начинает заниматься машиной и при этом вслух размышляет.


   Александр. Я и вправду сокол! (Произносит «сокол» с ударением на втором «о».) Изиду надо брать на абордаж!.. Хотя куда спешить? Засидевшаяся мадам Тюссо…  подозреваю, с набитой заначкой. Ради такого можно и перестать быть бдителным. Смекаешь, донжуан?.. Смекай!.. На время побудь восковой фигурой… Надо подумать, как из мадам Тюссо извлечь свои дивиденды. (Заканчивает заниматься машиной, направляется в свой подъезд.)


                Сцена двенадцатая


      Марьяна Петровна во дворе рассуждает сама с собой, обращаясь к зрителям.   


   Марьяна Петровна. Всё вроде как получилось. Изида мной обработана: свадьбы не миновать. Кого не касается – станут свидетелями… Они тут решают!.. Так я решила!.. Надо бы и мне по такому случаю получше принарядиться… Праправнучка Алябьева выглядывает в платье даже подвенечном!.. Надеется на прапрадеда. Надейся, да гляди – из окна не вывались! Итак, до завтра – а там посмеёмся!

      Машет рукой Алябьевой, вроде как случайно увидела, обещающе приветствует. Анастасия машет в ответ, показывает на подвенечный наряд, давая понять – ждёт!


                Сцена тринадцатая   


      Всё тот же знакомый зрителям двор. На бельевой верёвке висит чёрная блузка. У подъезда Изиды и Марьяны Петровны стоит белый лимузин линкольн. Напротив припаркован автомобиль Александра. У оранжевой скамьи стоят Анастасия Алябьева, Любовь Павловна Островерхова, Нина (просто Нина), Людмила Закамчатская. Позже выходят из своих подъездов Марьяна Петровна, Александр, Изида Шмуль-Кляйн. Все в недоумении, за исключением Изиды.


   Людмила. Это чей такой красавец стоит у подъезда Шмуль-Кляйн? Прямо-таки белый лебедь!.. Два кольца с лентами… цветы на капоте.   
   Анастасия (в белом наряде, встревоженно). Это лимузин линкольн. (Встревоженно.) Но почему он стоит у её подъезда?!..

      Собравшиеся начинают происходящее возбужденно обсуждать . Все в напряжённом ожидании. Из своего подъезда выходит не менее нарядная, чем собравшиеся у скамейки, Марьяна Петровна. Все восторгаются её нарядом.   
   Марьяна Петровна (подходя к скамье). Вижу, вижу – собрались! (Улыбается всем, делает вид, не замечает восторгов на её счёт.) Изида задерживается… . А вон и Александр выходит… у-ух, как нарядился, с собой ещё букет прихватил…
   Нина. Но почему-то машину свою поставил напротив подъезда Шмуль-Кляйн и вашего?
   Марьяна Петровна. Сейчас всё объяснится…
   
      Из подъезда, напротив  белого лимузина появляется Изида в свадебном белом платье с жемчужным венчиком на голове. С ней – джентльмен в белом фраке, ведёт её под руку. Они, не замечая присутствующих у скамьи, с помощью выскочившего из линкольна молодого человека, скрываются в салоне машины и уезжают.

   Марьяна Петровна (всем). Всё и объяснилось!.. Мечтала о молодом, статном и состоятельном – его и получила… Вот уж мал золотник – да дорог. Не баба, чёрт из табакерки! Когда успела?.. А я-то проглядела!.. Александр не дошёл к нам, бросил цветы в урну. Щипаный петух не перепрыгнет и через пень. И как говорится – козыри свежи, а дураки те же!.. А теперь пойдёмте, куда легла карта.
    
      Все персонажи выходят к краю сцены, кланяются зрителям. Александр в руках держит урну; как факир, демонстрирует, что она всего лишь из картона и извлекает из неё букет, тот самый, и бросает в зрительный зал со словами: «Не уберёгся: медуза оказалась смертельной!»  Артисты аплодируют и дружно скандируют: «И такое бывает!» Зрители аплодируют им.


                Занавес


16 час. 09 мин. 21.12.2017 г., г. Москва


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.