Последний парад комбата литвинцева

   В преддверии  праздника тридцатилетия Победы в первом батальоне  седьмого учебного полка старшины рот командовали  наведением порядка на своих подведомственных территориях. Убрана   опавшая  листва с деревьев. Побелены и подкрашены заборчики и стволы деревьев, не говоря о самой казарме. Она блистала,   внутри, так и снаружи. Белые квадраты и линии строевого плаца выделялись на черноте асфальта. Кое - где, особенно в тени деревьев,  ещё лежал почерневший от пыли и  сажи снег. Конец марта.  Всё больше пригревало солнце, всё больше не хотелось находиться в казарме с устоявшимся «запахом»  солдатской жизни.   
   
  На полковом построении командир полка полковник Ларионов объявил  об участии нашего учебного полка в Параде победы.  Командирам батальонов была поставлена задача, отобрать курсантов  сержантов для участия в Параде, автобату  приготовить машины.
 
  После утренней поверки,  с первого батальона под командованием командиров рот,  отправились на плац отобранные солдаты и сержанты – будущие участники парада Победы. Среди их оказался и я, отслуживший к этому времени почти год.
   
  Перед нами на плацу выступил наш комбат подполковник  Литвинцев. Прищуриваясь от яркого  весеннего солнца, в полевой форме,  своим слегка хрипловатым  голосом обратился он к нам:  - Солдаты и сержанты! Скоро наш народ будет праздновать тридцатилетие победы над фашистской Германией. Нашему полку выпала честь участвовать в параде Победы. Сейчас командиры рот,  взводов будут с вами заниматься строевой подготовкой. Мы уже не раз участвовали в парадах в составе Уральского Краснознамённого военного округа.  Парад будет  проходить  на центральной площади 1905 года города Свердловска. Она покрыта такой же брусчаткой, как и Кремлёвская площадь в Москве, поэтому от вас требуется собранность, упорство и хорошая физическая форма. Если есть у кого сомнение в своем участии – шаг вперёд! – закончил он.
 
  Никто из солдат и сержантов даже не шелохнулся.
  - Вольно! Командирам рот и  взводов приступить к поставленной задаче! – выразительно  взглянув на младших офицеров, сержантов командиров   взводов комбат своим видом демонстрировал серьёзность  предстоящего мероприятия.
 
  Меня радовало, что я стал участником парада. Мой отец, как и наш комбат, были участниками минувшей Великой Отечественной войны. Они были одни из последних призывников «фронтового» набора. Как и мой отец получили боевое крещение автоматчиками. Только комбат был  ниже ростом, как говорят – метр с шапкой. Мой отец при форсировании реки Неман был тяжело ранен и восемь месяцев проходил лечение в различных госпиталях.  В одном из них, под Ленинградом, встретил день Победы.    

 Седые волосы на висках, резкие черты волевого лица подчёркивали, что и  Литвинцев немало повидал в  своей жизни  военного солдата, участника Отечественной войны,  и военного офицера в мирное время.  Наш призыв уважал комбата за его справедливость, отеческое отношение к нам, как фронтовика, то есть настоящего авторитетного  человека.
 
  Начались, так сказать трудовые будни. Тренировки, как правильно тянуть носок, как правильно печатать шаг. Сначала  поодиночке, затем шеренгой. Потом в составе батальона и полка в полной коробке,  как должны пройти в составе парада Победы  по центральной площади города. Было три ночных тренировки в полном составе всех участников. Втянувшись в подготовку, мне уже не было трудно переносить физические нагрузки.
 
  Кроме дневных занятий,  на вечерней поверке, комбат Литвинцев подводил итоги дня.  Определял, кому заступить в «караул», кому в наряд на кухню и т. д. Стоя на высоком бетонном  крыльце батальонной казармы,  если только при этом держал руки за спиной – все ужё знали, что будем петь строевые песни, маршируя по плацу. Если по швам -  поверка и затем отбой.
 

  - Первая рота спела хорошо, вторая не очень, третья  совсем уснула! Повторить сначала - так повторялось почти ежедневно, пока все не показывали хороший результат, удовлетворяющий комбата,  или наступал час «отбоя».
 
  Уже наступил май. Офицеры батальона вместе с нами готовились к параду Победы,  проводили различные мероприятия.   Подшивали и подгоняли парадную форму, начищали до зеркального блеска сапоги. В полку витало  у всех приподнятое настроение от гордости за победу наших отцов, за Родину, которая  вышла победителем в этой страшной битве.
 
  Распространились слухи, что нашему комбату присвоят звание полковника, и, отправят в запас.  Кто- то их офицеров батальона  на парадном погоне кителя комбата прокрутил дырочку для третьей большой звезды. Скорее это сделал замполит майор Райков, который служил с нами и, был главным воспитателем курсантов нашего учебного батальона и большим выдумщиком.
 
   Наступило  девятое мая. Нас участников  парада Победы заранее привезли на исходную позицию, построили на площади. Парад принимал командующий Уральским Краснознамённым военным округом. Перед нами,  на   ЗИЛе, специально для таких  торжественных случаев без крыши, проехал генерал – майор и, поочерёдно останавливаясь против каждой коробки  войск,  здоровался и поздравил участников парада Победы. Воины, участники парада,  дружно отвечали на его приветствие,  провожая  троекратным  ура – а до следующей коробки.  Завершив объезд парада,  машина    генерал – майором, остановилась против трибуны, доложить  о готовности парада. Командующий,  приняв парад,  произнёс короткую речь, поздравив всех жителей и участников со  знаменательной датой.
 
  -Парад! Смир-р-но!  К торжественному маршу …- раздалась команда командующего парадом и, мы,  повинуясь ему,  проделали, как на «автомате» натренированные  действия участников парада.
 
  Шагая восьмым в третьей шеренге, думал о том, что как можно точнее и ровнее пройти по брусчатой площади.  Подошвы ног почти не ощущали разницы между брусчаткой и асфальтовым плацем. Какой – то миг и,  лица гостей парада слились в одну яркую линию.  Кого -  либо из них,  невозможно выделить,  из общей массы гостей, стоящих вдоль домов и, находящихся на трибуне.   Показалось, что мы проплыли над площадью за доли секунд и,  батальон уже  усаживался  на автомашины  нашего полка, заранее  построенных  на  примыкающей улице, чтобы доставить нас в учебный полк.
 
  По прибытии в полк нас построили на плацу.  Командир полка полковник Ларионов передал нам благодарность от командующего округа за хорошее прохождение на параде Победы. От имени министра обороны офицерам полка были вручены государственные награды, присвоены очередные звания. Нашему комбату был вручён орден «За службу Родине в Вооружённых силах СССР». Затем командиры батальонов повели своих бойцов к казармам.
 
  Комбат Литвинцев,  сияя парадной формой  с золотыми  погонами с новым орденом на груди,  отдал приказ готовиться к торжественному обеду. Напряжение от участия в параде постепенно спадало. Хорошее настроение не покидало меня ни на минуту, как  впрочем, всех остальных.
 
  В столовой были накрыты столы. Дымились наваристые щи в кастрюлях, гречневая каша с мясом, компот из сухофруктов, и, всем выдали по плитке шоколада. После обеда проходили спортивные и культурные мероприятия.
 
  Через некоторое время комбата Литвинцева торжественно проводили на заслуженный отдых в звании подполковника. Прощаясь с нами, голос его слегка подрагивал. Мне показалось, что я проводил своего отца на заслуженную пенсию, отслужившего, отработавшего  честно на нашу Родину.
      


Рецензии