стихи, речевка и строптивая литераторша

Стихи, речевка и строптивая литераторша

Шел урок литературы в одиннадцатом классе. Татьяна Петровна вела два одиннадцатых, в одном из них была классным руководителем.
Поэзия Серебряного века. Брюсов....
Такой разный Брюсов, у которого есть стихи, где он как бы обижен на мир, противопоставляет себя миру. В какой-то миг Татьяне Петровне вспомнилось ее собственное стихотворение. « Как похоже по тематике! Рискну рассказать детям подоплеку и прочту этот стих»,- решила она.
- Вы знаете, ребят, мне хотелось бы прочитать вам свое стихотворение.
Дети притихли.
- Я хочу это сделать, потому что уловила некое созвучие со стихами Брюсова. Но вот почему я его написала... Это необходимо рассказать, хоть и это очень личное. Но тогда бы и затевать было бы все незачем...
Класс закивал и выразил желание послушать. Это бывает: когда учитель, не переходя грани дозволенного, говорит о своем, дети это искренне ценят. Мало кто из них всегда готов плюнуть в душу, и сегодня, видимо, таковые отсутствовали. Вирусы и репетиторы иногда полезны...
- Я была еще молоденькой, но уже замужем. Поссорилась с мужем. Был скандал-не скандал... Помню, я ему хотела что-то доказать, а не получалось... Да, многое тогда не получалось. Вот. И он ушел из комнаты. И пошел преспокойно принимать душ. А у меня все клокотало в груди! И вот родился такой стих... Мне не стыдно за него, потому что написан он так давно, что как будто и не я его писала. Готовы его послушать?
- Да, - серьезно закивали ребята.
- Эго
Какие-то излучины души,
Которые не выразить словами,
Открылись вдруг, безмолвные, в тиши,
Встревоженные музыкой, стихами.

Уйдите прочь, невежи, все пройдет!
Вам не понять тоски души высокой!
Чего-то требует душа, чего-то ждет,
И хорошо ей в мире одиноком.

А рядом суетятся, теребят,
В реальном мире не прощают тени.
Они всегда как все, они хотят,
Чтоб все были как все, без исключений!

А музыка течет,.......

Грубый стук в дверь - и дверь тут же открылась. Ребята вздрогнули от неожиданности. На душе у Татьяны Петровны стало... плохо. Она не окончила  читать свое стихотворение, ее перебили на середине. Глупо будет потом продолжать.
- Так, здравствуйте, - в класс заглянул завуч. Не очень было понятно, что делает в данной гимназии конкретно этот завуч, по счету восьмой. Но в этом году он придумал устроить смотр строя и песни. Все недоумевали: зачем? Не те времена, чтобы строем водить детей под речевку маршевым шагом. Мальчиков научат этому в армии ( кого не откупят, конечно), а девочки - они так вообще в этом не нуждаются!
- Я сказал: здравствуйте!
Молчание. Дети застыли и смотрят на него. Татьяна Петровна села за свой стол и приткнула подбородок кулачками. Она смотрела в противоположную стену кабинета.
- Татьяна Петровна!
Учительница сидела-по прежнему.
- Я к вам обращаюсь!
Так же глядя в противоположную стену, она отозвалась:
- Что вы хотели сообщить?
- Я хочу спросить, почему класс не встал при моем приходе?
Ответом завучу была возня детей и молчание Татьяны Петровны.
- Я вас спрашиваю, почему дети не встали при моем появлении?! - из завуча уже должен был скоро полить кипяток.
Тихо и раздумчиво Татьяна Петровна ответила:
- Возможно потому, что они слушали стихи.
- Чего?
- Они слушали поэзию Брюсова. У нас нынче Брюсов, понимаете...
Завуч переваривал. Не переварил.
- Что вы хотели узнать, прервав мой урок? - спросила учительница. - Или вам было интересно, встанет ли класс при вашем появлении?
- Я хотел сказать, Татьяна Петровна, - обиженно изрек завуч, - что речевка к смотру строя и песни должна быть в стихотворной форме! Это обязательное условие! Будут снижаться баллы!
Татьяна Петровна молчала.
Завуч обратился к ребятам:
- Вы запомнили? В стихотворной форме!
Бойкий Данилка пробасил:
- Ну и на кой тогда вы помешали нам слушать стихи?
- Что? Да как ты смеешь так со мной разговаривать? Как твоя фамилия?
- Вы завуч, - пожал плечами Данилка, - должны знать. Мы - выпускной класс. Все нормальные завучи нас знают.
Прозвенел звонок. Конец урока. Завуч ушел, хлопнув дверью. Теперь он пойдет докладывать директору, как плохо ведет себя эта худая учительница, которая, вопреки уставу, носит джинсы разных цветов. Надо бы премии ее лишить!
- Татьяна Петровна! - позвали ребята.
- Да? А, да. Урок окончен. Стихотворение Брюсова по выбору наизусть. До свидания. Дети ушли.

.....А музыка течет, стихи плывут,
Качаются, возносятся над нами.
В душе порядок, чистота, уют...
Сидите лишь с закрытыми глазами

И не смотрите на реальный шар.
Ведь песни и стихи слышны немногим.
Вся грязь людская - это лишь театр,
И из него есть разные дороги.

Одна, и главная из всех, - уйти,
Уйти в стихи и сказочные песни.
Реальность с сказкой переплетены,
Вас не коснуться червяки и плесень.

Когда же кончатся стихи, и пустота
Готова будет слить вас со скотами -
Не поддавайтесь, так как красота
Останется все ж с избранными, с нами.

Н. Ж.


Рецензии