Два часа счастья

…Серпантин привычно наматывался на колёса…. Руки, ноги - «на автомате» делали всё необходимое….  И немудрено. Дорога из Аула в Долину знакома как родное подворье…. Столько лет…. А сколько?.. А сколько себя помню…. Пешком, машиной…. Верхом - на лошади, «велике», мотоцикле…. Зимой и летом…. Днём и ночью…. Вверх и вниз…. Всю жизнь…. А как иначе?.. Вверху - дом, внизу – школа, базар, работа…. Внизу – работаем, вверху – живём…. Умираем, вот, по-разному…. В дороге ли, в своей постели или в больнице…. Но похоронят, знаю, в горах – на погосте рядом с Аулом…. Где весь мой род лежит…. И это правильно. Откуда человек пришёл, туда и возвращаться должен. Но это потом. А пока что, вся жизнь – дорога….
…Там, в Долине ипподром и конюшня…. Ипподром – одно название, конечно. Просто, огороженный участок Долины…. Установленной формы и размера, понятно…. Нет, скаковой круг вполне приемлемый…. Но всё остальное…. Да, в общем-то, ничего больше и нет: палисад, круг, да «зелёнка» внутри…. Хозяину, по большому счёту  - «по-барабану»…. Оно и понятно: доход-то с этого участка минимальный. Да и то сказать: формально-то ипподром государственный…. Земля – «золотая», да не продашь….
А вот конюшня, пусть и на десяток лошадей, та - настоящая!.. А, главное,  моя…. И ничего, что сейчас лошадей лишь пять. Бог даст, будет и больше!.. Слава Богу, всё идёт своим чередом: дом отстроен, жена рожает в свои сроки, дети подрастают, деревья и виноград плодоносят…. Русские говорят: «где человек родился, там и пригодился!» И правильно это. Кто-то ищет счастье в дальних краях, вдали от родных гор… Бог им в помощь и Ангела им в дорогу!.. Спору нет: торговля – дело мужчины достойное…. Но кто-то должен и растить -  виноград, инжир, мандарины…. Здесь, в родных краях растить…. Достойно и  дома возводить – строить…. Но кто кроме меня – мой дом построит?.. Да не на Равнине, а здесь в родных горах?.. На синее море «с видом»?..
…Достойно джигита - лихостью да удалью жить…. Да только долго ли?.. Жизнь удальца-абрека ярка, но не продолжительна. Чужое горе счастливым не сделает, чужое добро впрок не пойдёт…. Ну да каждому своё…. Судить да осуждать – грех это…. Знаю одно: здесь, в родных горах мы мудры, как и подобает мужам. А там, на равнине, оторвавшись от корней своих, уподобляемся мы злым неразумным детям.  Исконное теряем, а вновь приобретённое миражу в пустыне подобно…. Марево….   Ну да ладно!.. Бог даёт мне малую толику в поте лица моего и довольно!.. Хлеб и мясо…. Молоко и вино…. Что ещё нужно человеку?.. Дети… Трое их у меня, дай им Бог здоровья!..  А Бог даст – так и по боле будет…. Дай Бог здоровья и моей женщине…. Хвала Богу – всё хорошо у меня!..
…И работа эта у меня хорошая!.. Я ведь, со своими лошадками, людям счастье даю…. Немножко. По два часа. Но где вы видели много счастья?..
Звонок на мобильный…. Клиент звонит – беспокоится, что задерживаюсь…. Э-э, куда ему спешить?.. Это мне с солнцем вставать надо: хозяйство большое и до полдневного зноя многое успеть нужно.  А ему что?.. Отдыхающий…. Вот и пускай отдохнёт немножко…. За рулём я. Не хорошо это - на горной дороге по мобильнику болтать…. Через десять минут буду на месте…. Ахмат (конюх мой) клиентам уйти не даст – удержит возле лошадей. Ничего. Подождут немного. Слава Богу, солнце уже на осень повернуло – не жарко….
…Мужчина, что вчера прогулку заказывал….  Знаком он мне. Говорит, что водил я его уже с девушкой на Речку когда-то…. Что-то…  не очень хорошее вспоминается….  А! Упал я тогда в Речку. Подпруга под Мальчиком лопнула. И  я  - на мелководье, на голыши…. Плечо потом болело…. Потому и запомнил. Ну да сам виноват. Упряжь обветшала – давно пора было менять. После того раза и поменял. На здоровье экономить – себе дороже!..
…Лошади у меня хоть и неказисты, но справны.  Кормлены, ухожены, вычищены…. Для клиента что главное?.. Шею себе не сломать. А, значит, упряжь должна быть в порядке. Ну и чтоб чисты были лошади…. А что не резвы, как иным бы хотелось, так то и к лучшему. На ипподроме ладно ещё: сотню метров в намёт - можно. Если и свалится кто – не так страшно: грунт - не голыши речные…. А по бездорожью здешнему так и в самый раз, что не шибко скоры мои лошади. Они у меня умницы. Что Мальчик, что Ласточка с дочкой – Звёздочкой. Сами могут по любому маршруту клиента провезти…. Нет, понятно, хозяйский догляд нужен…. Да и клиент возможность «порулить» иметь должен….
….Помню, «девушка» тогда «в возрасте» была. Лет под пятьдесят. Но «в форме». И в седле хорошо держалась….  Интересно, всё та же, или уже другая?.. По курортным нравам может и так быть…. Посмотрим.
…Припарковав «железного коня» поодаль ипподрома, к живым лошадям иду  пешком….  И это тоже правильно. Не нужно мешать Божье с  людским. А здесь  - всё что вокруг: горы, лес, Речка – Божье. Лошади – тоже Божье. А вот машины – это от людей…. Потому  «джиппинг» и не люблю….
…А вот и Ахмат с клиентами…. Кивает им на меня с облегчением: я ж. мол, говорил, что хозяин приедет обязательно…. Говорит он по-русски ещё хуже, чем я. В девяностые думали: зачем учить?.. Дураки были. И дед, и отец по-русски говорят хорошо: советская власть учила – хочешь-не хочешь. А мы вот…. Хорошо, дети  – по-русски чисто говорят. Им жить….
…Клиенты…. А хороша девка!.. Хотя, какая девка – женщина…. За тридцать точно…. Но хороша…. Блондинка…. Глаза синие… Русская, конечно…. Но не из России…. Ростов или Ставрополь…. Или вообще, считай «местная» - из Краснодара….  Стан – как лоза…. А лицо…. Если б не знал точно, что русская – за нашу бы принял…. Наверно, из казаков. Те свою кровь часто с нашей мешали. Да и наши джигиты   свою долю внесли…. Там пролили – здесь отдали. Всё честно. Горской крови в казаках - что в  терских, что в кубанских, много. Да проку в том нет. Казак он и есть – казак, сколько б крови в нём намешано не было…. И женщины их такие же…. Это вам не Россия. Вон, «блондинку» из анекдотов из себя строит по привычке….  А на деле…. Нет, наши женщины, хоть  тоже - не московские «пышки»-«хохотушки», а всё ж другие…. И, слава Богу…. Мы не казаки…. И по обычаю нашему чистоту  рода блюдём.
Мужчина…. Старше её значительно…. И к ней, как русские говорят – «неровно дышит». Что ж, так часто бывает. Особенно здесь – «на курорте»…. Как русские говорят: «Седина в бороду – бес в ребро»… И ещё что-то… про ровесников….
Хотя, тут, может, и не «курортный роман»…. У меня за девять лет моего «бизнеса» глаз «намётан». Всякого повидал…. И всяких. По всему, знакомы они уже давно: привычных «заигрываний» не вижу…. А она с ним, похоже,  так   - «за компанию»…. Странная пара…. Хотя, почему странная?.. Обычная история. Вечная игра мужчины и женщины: она убегает – он догоняет. Чаще всего она, конечно, хочет, чтобы её догнали. Но здесь не тот случай.
…Спросили: лошадей покормить сейчас можно или потом?.. Конечно, можно сейчас. Без этого редко обходится: лошади привыкли – лакомства ждут. Сам я их давно не балую: зачем?.. На то клиенты  есть. Я своих лошадей – кормлю - как положено: зерном, сеном. Дети на выпас выводят. А лакомства лошадиные – то «бонус» от клиентов.  Кормёжка, можно сказать, в «программу» входит….
Мужчина достал торчащий из штакетника свёрток – развернул…. Там полный лошадиный набор деликатесов: ломти белого хлеба, кусочки сахара, яблоки…. Большую часть поделил с девушкой. Остальное засунул назад – в штакетник.
…Хоть и забыл я давно, когда в последний раз своих лошадей  «с руки» кормил, но помню как это…. Губы у лошади – мягкие, бархатистые…. Клиентов понять могу – удовольствие это….
Предложил женщине Ласточку – там стремена покороче. Обняла за шею Звёздочку, говорит, что её уже выбрала. Ну и ладно. Для мужчины, конечно, стремена на Ласточке коротковаты – почти  «по-жокейски»…. Ну да два часа – покататься можно. Не поход же.
…Чуть было не «зашла на посадку» на Звёздочку с правой стороны. Посмеялись все вместе:  что, мол, с блондинки взять…. А в седле сидит… спокойно – без страха. А вот мужчина сидит хорошо... но осторожен. С уважением к лошади относится. И это тоже правильно.
Выехали с ипподрома, она спрашивает: а быстро скакать можно?.. Я говорю: на ипподроме нужно было – там безопасно. А здесь не надо – дорога сложная: покалечится можно…. Или лошадь покалечить…. Так что теперь только на обратном пути…. Сразу заскучала и мобильник достала.
… Разные они какие – эти мужчина и женщина!.. «Не пара» - как русские говорят. И не в возрасте дело….
…История, вечная как горы. Вот он -  едет впереди: дорогу торит. Он осторожен, но уверен в себе. На нём ответственность за женщину, следующую за ним. Женщину, которую он любит.
Она беспечна и спокойна. Она знает, что мужчины, которые рядом, оберегают её. А потому она может и шенкеля не держать, ногами болтать в стремени, в мобильник уткнуться…. Ей  место для новых фото освободить надо. Это для неё сейчас главное….  Хорошо, Звёздочке повод не нужен -  сама дорогу знает….
Нет, понятно, что для неё важно, чтобы снимки красивые получились. Снимки – на которых она «на первом плане».  Вот и «чистит» память….
Я еду на Мальчике замыкающим, стараюсь, по возможности, держаться не «в хвост», а немного поодаль - в сторону. И не только потому, что на жеребце подальше от кобылок держаться надо. В пути мне видеть и женщину и мужчину нужно: отвечаю-то я за обоих…. Так что, кем бы он (мужчина) себя не воображал,  по-настоящему «рулю» я. Голосом тоже: «направо» там, «налево»…. Маршрут – это моя забота.
  …Время от времени он оглядывается, и видит её, бросившей повод и «тыкающей» пальцами в дисплей. Ему и беспокойно и досадно одновременно. Беспокойно – понятно: седло – не заднее кресло в машине. И досадно -  понятно: уткнуться в мобильник можно где угодно. Да хоть в номере гостиницы!.. Зачем ехать куда-то?.. Задницу себе отбивать….
И зачем тогда эти горы, скалы, море, Речка?.. Зачем синева неба и зелень лесов?.. Неужели только для того чтобы засняться на фото и выставить его затем в Соц.сетях?.. Вот, мол, где я была: завидуйте и ставьте лайки!.. Нет, понять можно.  Для многих женщин всё, что вокруг них, не более чем рамка для фото.
…Красивая женщина – слов нет…. Только нужна ли мужчине  рядом женщина, которая на самом деле и не рядом, а где там – в «виртуальном пространстве», как мой старший сын говорит?.. Мне точно нет. А ему – мужчине,  видно, нужна. Любит он её очень….  И понимаю я его, когда он говорит, что хочется ему разбить «на хрен» этот её мобильник. Говорит ей: да брось ты его, оглядись, посмотри - красота какая кругом!.. А она ему: не могу. Надо место для фото на мобильнике освободить. Память об отдыхе будет. А память это – святое….
Не знаю, может она и верит в то, что говорит. Только вижу я другое. Есть она и этот мобильник. И есть весь остальной мир. И этот мир только через экран мобильника  принять она может….
Но, хоть и досадно это мужчине, а вижу – всё равно счастлив он. Счастлив тем, что чувствует коня под собой, счастлив солнцу над головой, горному воздуху, что вдыхает полной грудью, счастлив тем, что она рядом…. Что ещё нужно джигиту?..
Нет, и он не нашей крови, конечно. Хоть  течёт и в его жилах не малая её толика. Как и во всяком в здешних краях, в ком есть казачья кровь. Тут уж не ошибёшься: южанин!.. Но… славянин. Только они, пожалуй, так беспечны. У нас ведь как: что ни аул, то свой род, свой язык, свой князь….. Мы недоверчивы: осторожны, как к чужакам, так и к своим. Свои, ведь тоже…. Сегодня он твой брат и кунак, а завтра кровник….
…Впереди мелководная заводь с поросшим «зелёнкой», почти отвесным склоном на той стороне Речки…. Даю команду – «прямо».  Мол, здесь на тот берег перебираться будем. Мужчина без вопросов направляет Ласточку в воду, двигаясь прямо к скальной стене…. Погоди, кричу, я, мол, пошутил. Просто место для фото очень красивое. Пожимает в ответ плечами, говорит - думал, что где-то здесь подъём есть…. Но у меня почему-то уверенность, что он заставил бы Ласточку прямо по стене подняться …. Да ещё бы и женщину свою за собой вытянул….
…Ну вот, место для новых снимков она вроде бы освободила достаточно:  беру её мобильник…. Сколько у меня за эти годы  (как конюшню завёл) в руках этих гаджетов побывало: мобил дешёвых и навороченных -  айфонов, смартфонов всяких, планшетов, фотиков разных!.. Этот мобильник не из дешёвых, но и не самый крутой…. Мне-то все равно с какой техникой работать – опыт есть. Жаль профессия фотографа умирает…. Теперь каждый сам себе фотограф  -  знай «лепи» себе селфи!.. Фотограф бы из меня хороший получился. Даже фотограф-экстремал. С седла ведь снимаю…. Помню, когда подпруга лопнула, в воду, на голыши упал, а мобилу спас – не выронил…. У некоторых, как они говорят, в мобилах «вся жизнь»…. Плохо ли это – хорошо, а по ходу так оно и есть.
…Место действительно классное…. Склон горы, поросший ельником, обнажённые гранитные грани, прозрачная вода с сияющей на солнце галькой….
…«Рулит» сьёмкой, кончечно, она…. Вот берёт мужчину за руку, поднимает вверх…. Улыбаются…. Она – дежурно-ослепительно, а он….  Непривычно ему, по-всему, счастливым быть…. Да и не большой любитель он «сниматься»…. Я его понимаю, а потому щёлкаю в основном её…. С удовольствием, надо сказать, щёлкаю…. Хоть в седле она сидит «кое-как», но…. «смотрится»…. Чего-там – очень «смотрится»!..
…Она, верно, из таких, что способны нравится  всем…. И не только людям: я смотрю, Звёздочка под ней не капризничает – слушается…. Есть такой дар у людей: нравится всем – вплоть до собак, кошек и даже птиц…. Божий дар…. Беда, только, если он расходуется неразумно…. Или того хуже – без сердца. Беда для того кто попал под это… «оружие массового поражения»!.. Ей-то что! Влюбила  себя мимоходом - «зажгла» и дальше летит по жизни как мотылёк беспечный…. А что пожар в душе чьей-то, так то на миг ей теплее и светлее…. А что потом у кого-то вместо души пожарище выжженное, так  то уже не её забота…. Нет, по мне уж лучше гордая холодная красота, перед которой иные и … «тормозят». И правильно: красив узор на капюшоне у кобры, да целовать её ты не станешь…. Ну а уж если смел да уверен в себе настолько…. Что ж, Бог в помощь!.. Может лёд высокомерия и растает под горячим натиском джигита….
…В дороге он всё больше молчит, лишь изредка перебрасываясь с ней словами да уточняя у меня направление движения…. Зато она,  лишённая мобильника (он то – у меня!) «наезжает»  с вопросами: о лошадях, моей семье, работе….. Спрашивает: за сколько времени можно научиться хорошо ездить на лошади?.. Говорит, что мечтает о такой работе, как у меня. Мужчина замечает, что, возможно, у неё бы и получилось….
Она говорит мне: у тебя такая работа замечательная – людям радость, здоровье даёшь – счастливый ты?.. Э-э, конечно, счастливый, говорю…. На работу - к лошадкам с радостью еду. Домой – к жене, детям тоже с радостью возвращаюсь. Как несчастливым быть?..
Мужчина говорит: чем дольше едешь, тем больше счастья. Шутит так.
…Только женщина может о таком спросить…. Важно для них это…. Для мужчины главное – дело. Если я буду мрачный, грустный - улыбаться не буду, ко мне не то, что клиент не пойдёт – лошади шарахаться будут…. Что заработаю?..
…Лошади останавливаются  в проточной воде, чтобы попить….  Они всегда здесь останавливаются….. Мешать им не надо…. Мужчина поглаживает ладонью шею пьющей Ласточке…. Женщина картинно ложится, обнимая склонившуюся к воде Звёздочку….. Кадр эффектный…. «Щёлкаю» несколько раз….
Лошади пьют не спеша – основательно…. Наконец, удовлетворённо фыркая, отрываются от воды…. Вновь трогаемся в путь…. Тропа привычно  пересекает подлесок, луг… вновь возвращается к змеящейся Речке….  «В пути следования»  периодически  «щёлкаю» клиентов с разных ракурсов      
…Предлагаю женщине «сняться» на моём Мальчике…. Что ж, на высоком жеребце она «смотрится» ещё лучше, чем на Звёздочке…. Да, только «сидеть» и «ездить» - вещи разные…. Ей с ним не справиться….
…Время привала… Пора дать отдых лошадям.  Да и клиенты хотели в Речке искупаться …. Место, конечно, не самое лучшее для купания…. Да и спуск с тропы к воде крутоват…. Но на лошадях дальше пройти трудно….
Перекур, конечно, сначала…. Мужчина, сбросив одежду, спускается по склону к Речке…. «На разведку» говорит….
 …Течение здесь не слишком сильное – заводь. Глубина – где-то по пояс….
 Окунувшись, он проплывает с десяток метров, выбирается на берег…. Ищет более удобный спуск-подъём....  К этому времени и она готова  к «водным процедурам»….Что тут скажешь…. Фигура у неё девичья….
Поднявшись к тропе,  он подаёт ей руку и помогает спустится, подстраховывая на склоне и замшелых  валунах у Речки….
…Ей явно не хочется лезть в холодную воду, но… делать нечего: в руках у меня ее мобильник  - я должен «запечатлеть» её в Речке…. Он тут же плюхается в заводь, заверяя, что вода тёплая…. Лукавит, конечно. Вода – градусов пятнадцать,  не больше. Но, видно, что для него такая температура привычна….  Ежась и выстукивая дробь зубами, она всё же опускается в воду, «сигналя» мне: снимай, мол….
…В белой пене мини-водопада «смотрится» она, конечно, очень эффектно….
…Сначала, сама: вплавь…, лёжа…, сидя….. Затем, с ним…. Тоже «лёжа», «сидя»…. А вот что-то новенькое…. Похоже, как из «Титанника», но немножко по-другому: он позади неё, поднятые руки вместе ….
Отстранившись после  снимка, она что-то говорит ему с усмешкой, он отвечает с вызовом….
…Но вот, похоже, она устала стучать зубами - фотосессия «На речке» закончена…. Да и лошади  уже отдохнули, пора возвращаться….
…Купальник её мокр, но переодеться не во что. Он говорит ей: да не надевай ты майку на мокрое,  езжай так: пока приедем – высохнешь…. Она соглашается….
…В бриджах и в бюстгальтере от купальника  смотрится она, как героиня какого-нибудь компьютерного квеста!.. Он говорит ей;  в этом «прикиде» ты просто «супер»!.. Прям – амазаонка…. Она усмехается….
 ….Обратно едем в том же порядке: он впереди, затем – женщина, я замыкаю….
Он, как и прежде, время от времени оглядывается на женщину…. Что-то она задумчива…. Даже глаза прикрыла!.. Похоже, полностью доверилась Звёздочке…. Мужчина окликает её…. Она что-то тихо спрашивает у него…. Он, смеясь, отвечает….
Не смотря, на  загар, на щеках её  лёгкий румянец…. Кажется, я догадываюсь - в чём тут дело…. Что ж, бывает…. А они уже смеются вместе….
…На въезде на ипподром, она, а за ней и он пытаются пустить в лошадей в намёт …. Но не тут-то было. Лошади, хоть и рады возвращению домой и предстоящему отдыху, но  рысь  - это всё на что они сейчас согласны….
Э-э, а шенкеля-то у нашего джигита слабоваты!.. Так он себе всю задницу отобьёт…. Оно и понятно: раз в год в седло садится – практики нет…. Облегчаться на шенкелях правильно - это наука….  Ты гляди!.. По-жокейски на стремена встал – как на галопе…. Тоже не дело: рысь не галоп. Да и стремя коротковато – долго не продержится…. Так и есть: плюхается в седло…. Ну да ничего – финиш скоро…. А вот ей, на рысях, похоже, не в пример, комфортнее, чем мужчине.... Но вот и финиш…. Конец прогулке.
Подъезжаю…. Они уже спешились, держат лошадей в поводу…. Просят напоследок побаловать лошадок оставшимися «лакомствами». Разрешаю, конечно….
Она со Звёздочкой стоит возле самого палисада  и мужчина   просит её вытащить  оттуда пакет….  Достав яблоки и сахар, женщина начинает кормить «свою» лошадь…. Он говорит: передай  сахар!.. Но где там! Она слишком увлечена: отделывается коротким «подожди».  Поглаживая Ласточку, (которая, конечно же, видит, как кормят её дочку) он опять говорит женщине: сахар передай!... Ну-ну…. Похоже, он воображает, что по-прежнему в седле и «рулит»!.. Эх, парень!.. Спустись на землю. Попутал ты.  Лошадка-то не объезжена!.. На такую, как говорят – «как сядешь – так и слезешь»!..   Она продолжает кормить «свою» Звёздочку….
Любовь, говорят, слепа….  Но и глуха она иногда бывает!  Вон он, (как тетерев на токовище!) похоже, и не слышит раздражения в её очередном «подожди»: не унимается – продолжает бубнить: сахар ему передай!.. Наконец,   она передаёт ему остатки сахара и он скармливает их Ласточке…. Мужчина своего добился….  Но не будь я сын своего отца, если  ему не придётся ответить за  своё «занудство»!.. И ещё до захода солнца – или я не знаю женщин….
 …Расплачиваясь за прогулку, благодарит…. В его глазах его  читаю не просто довольство, а счастье…. Два часа счастья…. Как мало иногда бывает нужно человеку!.. Но за всё приходится платить на этом свете!.. И не только мне….  И не только за удовольствие….
Она тоже благодарит с улыбкой…. Но меня-то не проведёшь, женщина: безмятежная синева твоих глаз, обещает скорый шторм….
Попрощавшись, «парочка» уходит по улице в сторону моря…. Гляжу им в след…. Странная пара…. Идут вместе, но надолго ли?.. Бог весть!.. Но…. В пророки не гожусь, да вот верится  отчего-то: вместе ли - порознь, а вернутся они ещё когда-нибудь сюда – ко мне и моим лошадкам….
…Ну а мне время сменить моего Мальчика на «железного коня»…. Ахмат позаботится о лошадях, а мой путь – назад: домой, в горы….
…Сев за руль, врубаю радио и слышу:
«…И оба сошли где-то под Таганрогом,
Среди бескрайних полей.
И каждый пошел своею дорогой,
А поезд пошел своей…»
…Какие слова!.. Однако, беда с этими поэтами!.. Отчего они так мудры в своих песнях и так безнадёжно простодушны в жизни?..


Рецензии
Два часа счастья... и тонких психологических наблюдении.
Вроде, ни о чем: сели, прокатились, вернулись. А сколько выводов сделает наблюдательный взгляд.

Муса Галимов   05.07.2021 21:10     Заявить о нарушении
Еще раз спасибо за отзывы!
С уважением

Игорь Сахно   06.07.2021 00:08   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.