Ты же умный парень, так что ж ты такой дурной? ч-1

               
   
 
   Бабушка моя Мария Ивановна  была не грамотная. Если надо было расписаться, то она ставила крестик. А расписаться надо  было, когда к нам заявлялся какой-нибудь уполномоченный по налогам.   Он - то, этот очередной уполномоченный и называл мою бабушку Марией Ивановной. Больше ее никто так не называл. По крайней мере,  при мне. А  звали ее все баба Марика.  Мне казалось, что это даже  как - то не по правде  - Мария Ивановна!  Как будто, она учительница. У нас всё было записано на бабушку - так огород больше.  Потому,  что бабушка - колхозница.  А  мама - учительница,  отец - военный - им полагалось  огорода поменьше.   Отец служил в лётной части, которая стояла рядом с селом. Он прыгал на парашюте.  У нас в селе все говорят: прыгать на парашюте. А отец говорил, что он прыгает с парашютом.  И мне было немного неудобно за него - что он неправильно говорит. Это, наверно,  потому, что он не из нашего села. Он вообще не из села.  Он из Кавказа.  Поэтому он так и говорит, неправильно. 

  Уполномоченный,  старый Инжиевский,  как только заходил во двор, то первым делом, объявлял: "Догоним и перегоним Америку!" В те годы мы все догоняли и перегоняли  Америку.    Затем он ходил по двору,  считал и записывал кур, свиней, корову и даже деревья в саду.  Уполномоченный  определял сколько мы должны  продать  родному государству по госцене молока, мяса,  яиц.  А чтоб  догнать и перегнать эту самую  Америку, я каждый день носил в трёхлитровом бидончике  на приёмный пункт молоко. Сдавали мы его по 11 (одиннадцать) копеек литр. Стакан газировки в райцентре  стоил 3 копейки. То есть - 12 копеек литр. Вот такая арифметика. Когда всё подсчитывалось, то  бабушка принималась ставить свой крестик.  Делала она это основательно и на полном серьезе. Будто она расписывалась по - настоящему.  Сказать по правде, смотреть на это мне было досадно и даже  обидно. Я ведь здесь, рядом... Я к мальчишкам играть не пошёл... хотя звали. Как, будто, и не видят.  Это потому, что мамы рядом нет.

  Прошлый раз  мама была, и когда надо было расписаться, то она сказала, чтоб я расписался вместо бабушки. И я спокойно написал бабушкину фамилию: Пастух. Не крестик какой - нибудь. А ещё мама предложила, чтоб я столиком был - и я согнулся, и у меня на спине что - то там  писали. Тоже интересно! А тут, нате вам, бабушка сама расписывается - крестик выводит, старается, будто, в самом деле  пишет... Курам на смех...  Обидно, что как дурак здесь торчал...  Все это происходило прямо во дворе, на столбике нашего забора. Бабушка в тетрадке выводила свой крестик,  уполномоченный прощался  и  шел подсчитывать соседских кур и свиней, а жизнь шла своим чередом.
               
  Как-то пришел   я из школы и начал рассказывать бабушке о коммунизме. Учительница рассказывала нам, а я решил просветить свою неграмотную  бабушку.  Пока хлебал свой борщ,  всё  и изложил:   какая  удивительная и прекрасная жизнь нас ждет впереди! Мы с ней о многом разговаривали. Нередко спорили. Вот  тут, баба и заявляет:               
      
   - Ты же умный парень - так что ж ты такой дурной?
 
  Ничего себе заявочки. Это я дурной?!  И кто мне это говорит!  Баба Марика, которая за всю свою жизнь ни одной книжки не прочитала;  которая даже расписаться не умеет; которая кроме своих горшков, кур, свиней да коровы Галки ничего не знает! Я осерчал не на шутку. Но бабушка меня утихомирила, и как - то так спокойно, я бы даже сказал, ласково спрашивает: 

 - Значит, в магазине будет все бесплатно?

 - Бесплатно

 - А на работу, хочу - иду, хочу - не иду, Так?
 
 - Ну, так.
 
 - И водка будет бесплатно?

 - Ну да...
               
  Тут я несколько напрягся. Во-первых, учительница ничего про водку не сказала,  а во-вторых, я почувствовал, что разговор наш как-то пошел не так. Наше светлое будущее, неизбежная победа коммунизма во всем мире и какая-то водка в нашем магазине. Чё попало! А баба продолжает:
 
 - И закуска будет бесплатно?

   Я чего-то там мычу, что  все бесплатно. 
 
 - А скажи ты мне: пойдет Иван Черный на работу, если водка в магазине буде бесплатная? А на работу можно не  ходить? Так? И что Иван выберет? Работу, или водку?               
 
 Иван жил в крайней избе от поля по нашей улице, потому первый и попал под раздачу. 

  Я молчал. Молчал, потому что знал Ивана Черного. Как, впрочем, все его знали. А баба Марика давай перебирать всех мужиков нашего «кутка»:  от Ивана  Черного до Володьки ПалИцы, который жил на другом конце улицы.  Тридцать семь дворов. Правда, в некоторых дворах мужиков не было. Но в общем картина ясная. Коммунизму на нашей улице ничего не светит. Даже если некоторые мужики и пойдут работать, несмотря на наличие бесплатной водки в магазине, то со временем, глядя на пьяниц-бездельников, тоже перестанут работать. Кому охота вкалывать за лодырей. Я, правда, настоял на том, что наша соседка Зоська-Ливониха будет работать при любом раскладе.

  Она передовая телятница, получила орден Ленина. Бабушка согласилась, но и то, потому что видела:  очень уж мне хочется, чтоб хоть кто-нибудь на нашей улице был сознательным. Таким, про которых я в книжках читал. Но тут же ткнула  пальцем в ее сына Юрку. Тоже - выпивоха. Не пойдет.               
Я вынужден был согласиться. Но мое пионерское сознание не позволяло мне  согласиться с потерей светлых идеалов. Я заявил бабушке, что все несознательные через некоторое время помрут, а им на смену придут новые люди.   Вот они и построят коммунизм. Они будут другие.
 
 - Ладно,- говорит бабушка, – твоя правда. Придет время, и мы все помрем.  А  вы станете взрослыми и будете строить, что захотите. А вот только ты подумай. Вот подрастет твой друг Борька, он же будет  похож на своего отца, на Степана  Чибиса. И Воводя  и Витя - Шустрик.   Дети вырастают и становятся похожими на родителей.
 


 


Рецензии
Костя! Тоже живу умом моей безграмотной бабки-селючки!В итоге - оказалась,что её мудростью пользуюсь всю жизнь!

Монахов Владимир   04.06.2023 10:28     Заявить о нарушении
Володя, мне приятно, что ты заметил мою бабушку. Чем дольше живу, тем больше её ценю.

Константин Пастух -Магидин   13.06.2023 14:46   Заявить о нарушении
Да, у многих теперь так...

Монахов Владимир   14.06.2023 04:13   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.