1. Персидский поход - Начало

ТАК, КТО ТЫ, ТЕГЕРАН?

«Вспоминать легко. Трудно поставить точку», сказал мне один человек, сессионный саксофон в джаз-клубе. А я бы добавил: «Вместо точки сгодится и смайлик. Куда труднее понять, с чего начать! А точку сама жизнь поставит ».

Давайте, начнем с последнего дня! итак, Тегеран-17, Маршрут:

 ТЕБРИЗ-АСТАРА

В ту ночь, на пустоши северо-западного Ирана быстро спустилась ночная мгла. А вскоре – с Талышских гор или с Гирканского моря – за нею и поверх ее, приплыл и лег туман. И в последний наш иранский маршрут, по пути, вместе млечному и черному, вдаль на север уносилось наше такси, неслось, скрываясь от Шахачагского кочевника (*). А тот – плавно пожрав саму дорогу с ее зигзагами, бессчетными  и безотчетными, не оставил нам ничего, кроме тумана – да такого, что даже ночная мгла стала невидимой - или видимой - что одно и то же!

 «Небо и земля основаны на воде, вода стоит на трех слонокитах, слонокиты – на богемоте, богемот лежит на тумане. На чем покоится туман – неизвестно», – так говорят персидские толкователи Корана – говорят туманно, под стать именно подобному туману.
Неслучайно, все необычные перемещения во времени, все кротовые норы в нашем мире, связаны с неожиданным туманом.… и мы еще вернемся к этой теме, а пока…

…пока путь-дорога несет нас, не медля и вдаль, сквозь густой, неподвижный туман. А нашему бравому таксисту Али и дела нет до всей этой мистики: ни на минуту не сбавляя темпа, такси вслепую вписывается в незримые повороты - хотя задача «затемно успеть» давно уж снята с повестки дня... и ночи. К тому же, темный салон едва не поминутно взрывается буйным ритмом иранского хип-хопа и репа на фарси. Вслед за этим – быстро «Алло, Али!», и «непереводимая игра слов» с использованием фарси, курдского или азери. Это значит одно: новый заказ – то есть, новый «зигзуг» с трассы.

Такой маневр тифлисские кинто назвали бы «лирическое отступление» (от маршрута), а дальнобойщики Ашхабад-Астрахань - «внеочередным съездом» (с трассы). Это нужно Али для того, чтобы сгрузить старые заказы, и затовариваться новыми – во тьме и в тумане. Он проделывает все это столь мастерски, что не хочется его пилить – хотя все мы нечеловечески устали, а нам еще предстоит поиск ночевки в Астаре - а это ой как непросто в приграничных городах. А ведь завтра – или УЖЕ сегодня – этот… как его… Шахсей-Вахсей... и это прибавляет проблем.

…Вдруг – что это?! Вот, фары с мясом вырвали из мрака чьи-то тени, какие-то блики: куски окровавленных тел и цепей – под дробь барабанов, под гул дудуков, рядом с дорогой! Это – Шахсей-Вахсей - в сефевидской столице Ардебиль!

В свое время, свидетелями мистерии стали наши путешественники Афанасий Никитин и Федот Котов. Они передавали восклицания шиитов во время ошур-байрама очень по-русски: «Таусен, Таусен, Ксень, Ксень!». Откуда и пошло слово «таусенить» - "петь рождественские коляды" - из припева рождественских коляд «Авсень-таусень» - ведь похоже, не так ли?..

Не знаю, назвать ли Шахсей-Вахсей днем траура или праздничным днем – это священный день шиитов, так сказать, день-ствол в самосознании и мировоззрении особых мусульман, шиитов, - то, за что сунниты называют их «еретиками», ассоциируя их с нами, христианами. Несомненно, любое сравнение, уподобление и ассоциация – вещь ограниченная и условная. Однако, в определенном контексте, ислам шиитского толка куда ближе к христианству, чем к исламу суннитского (семитского?) толка… Достаточно уже флагеллантства на Шахсей-Вахсей - оно ведь связано с культом святых, который совершенно чужд традиционному исламу: там, Мухаммед является как бы «персоной» Аллаха – отверстием в маске, через которую говорит (весьма абстрактный) Ар-Рахман. Исторический Мухаммед, бесспорно, личность – но в богословском плане, он есть, грубо говоря, «рупор» Аллаха, а каждый мусульманин, будь то малайский рыбак или Брунейский султан, суть лишь исполнители.

А вот Хуссейн... Шах Хуссейн – мученик за веру, святой, в нашем понимании. Именно в понятии-личности СВЯТОГО сфокусированы такие базовые стороны (нашего) бытия, как грех и правда, жертва и любовь, смерть и личность, жизнь и бессмертие, человек и Бог!

Вспомним еще Символ веры зороастризма, приведенный в XII книге «Ясны». Это едва ли не первый «символ веры» в истории человечества – но здесь мне интересно, КТО ТАКИЕ ПЕРСЫ! Итак, зороастриец провозглашает свою веры беспрецедентно, категорично, нестандартно (и, как бы, от противного): «Я ненавижу дэвов, исповедую себя поклонником Мазды и врагом дэвов…» Такое «аподиктическое» начало персидского Credo еще и четко показывает личностную позицию: это не просто «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед, пророк Его»!
Хотя, начинать исповедание веры с ОТРИЦАНИЯ – весьма роковая черта, некая линия судьбы на ладони Иранского нагорья…

Итак, личность – ось биографии человека, так и в истории человечества – есть также особый знак в становлении мировоззрения персов, Персии и Ирана.

А как узнать, «почем» здесь личность? как человек полагает себя перед Богом и перед ближним? – этого, ведь в Google.maps не покажут, и на Travels & Adventure не увидишь…

Допустим, тебе удалось обнаружить людей, готовых прийти на помощь, увидеть, КАК именно они могут помочь, и даже открыть человека, способного радоваться или печалиться, вместе с тобой.… Значит ли это, что ты посетил и узнал страну? познакомился с народом? Наверное, все-таки, нет... такие люди есть, возможно, везде. Да и потом: это не цифры, не факты!
А кто-то вовсе хмыкнет глумливо: «Поехать за три-девять земель, чтобы найти друга! для этого есть сетевые программы...»

Все так. Однако, если смотришь на мир сквозь призму подведения итогов – причем, это происходит сам собой, и не навязано! – то понимаешь: ничего, кроме этого, не имеет ни смысла, ни значения.

Впрочем, я уже на границе пафоса. Поэтому отступаю. Тем более, что в заморских поездках есть одна изумительная штука.

Я назвал бы ее «Кувшином Джинна» - или, лучше, "Прогулкой с джинном". Часть пятая – если вы останетесь и не остановитесь...

Итак, вперед – только дикарем, и только на свой страх и риск!
http://www.proza.ru/2017/12/31/266

__________________________

(*) Шахачаг – живописнейший и приятнейший район между Талышскими горами и Каспием.


Рецензии
Шахсей-Вахсей означает горькое причитание над муками имама Хусейна: "Ах, шах (владыка) Хусейн, вах (горе) Хусейну!" Желая приобщиться к страданиям имама, его
поклонники истязают себя.
Впечатляющие воспоминания!

Нина Изюмова   03.01.2018 21:08     Заявить о нарушении
Быть может, в столь самоотверженном сострадании со стороны персов шаху Хуссейну видна их боль от своего исторического поражение?..

Локсий Ганглери   03.01.2018 22:21   Заявить о нарушении
Возможно, это поражение спасло от зороастрийской кастовости.

Нина Изюмова   03.01.2018 22:50   Заявить о нарушении