ЛЁН

Мы вернулись из Лукинцев и стали вязать берёзовые веники. В дороге мама вспомнила, как её после техникума на практике в Фокинском районе посылали с вальками лён «колотить». Папа продолжил:
- На первом году лён вылёживается на снегу. Летом лён связывали в сноп, а зимой развязывали и выкладывали по одному стебельку тонким слоем. Потом убирали со снега и  сушили в бане. У нас была русская баня. Лен ставили на полки и подсушивали несколько часов, а может быть в течении дня, чтобы ушла вся влага. В предбаннике стояла мялка. У неё с двух сторон - ручки. Крутили вдвоём. Зубчиками разминали стебли. Третий человек следил, встряхивал кострицу – внешнюю оболочку, превращающуюся стразу же в труху и опилки.
Затем лён трепали специальной деревянной саблей, в ширину – до 10 см, и острой по краям. Ей били по снопу и вы-бивали кострицу. После этого разделяли на паклю и тканину. Из тканины пряли нить с помощью веретена. А после – вручную или на деревянном станке плели и ткали полотно.
У моей матушки Акулины был ткацкий станок, доставшийся ей по наследству от моей бабушки Елены Галактионовны Сухановой.
- А ты свою бабушку, мою прабабушку Елену видел? – спросила я отца.
- Да, мне было три года. Я помню, что она была очень красивая.


Рецензии