Наша школа

Прочел недавно две статьи моей одноклассницы  Клавдии Кирюшкиной (Саночкиной), опубликованные в газете «Сельская новь»: одну в №10 от 29.01.2011 «Ностальгия» и вторую в №12 от 04.02.2012 «Школа, школа… я скучаю!!!». В первой она рассказывает, как училась в начальной школе села Пеньки у брата нашего отца Даниила Ивановича и его жены Анастасии Абрамовны. Во второй – о том, как училась далее в Новодеревенской школе, где 35 лет учительствовала наша мать.
В августе 2012 года мои сестры съездили в Новую Деревню на празднование  336-летия деревни, сфотографировали все оставшиеся дома и жителей, которые живут там или приехали на праздник, и сделали альбом «Деревня, 40 лет спустя…», который разместили в «Одноклассниках» на страничке Нины Пичуевой (Поротниковой).
Вот эти события и стали причиной того, почему я решил написать о нашей школе. И не только по этой причине, но и потому, что стал замечать, как со временем все больше и больше событий стало забываться. А те, что зафиксированы на каком-то носителе, сохраняются на достаточно долгое время.
Наша мать,  Поротникова (Цепелева) Татьяна Моисеевна в 1942 году окончила педагогическое училище в г. Талице. Оно располагалось в доме бывшего талицкого заводчика Поклевского-Козелл. С той поры у нас дома хранилась фотография, где студенты были сняты на балконе училища. Позднее там разместили вместо училища детский дом. Информация об истории этого рода и их дома хорошо дана в «Сборнике информационно-методических материалов библиотеки имени Поклевских-Козелл».
   Мать основную часть жизни проработала школьным учителем в Новодеревенской школе. Вначале  преподавала в начальных классах, а потом математику в старших классах. И мы – я, сестры Сталина и Нина, брат Николай начинали учиться там же, поэтому основные детские воспоминания связаны именно со школой.
Первоначально семилетняя, а потом  восьмилетняя школа в Новой деревне охватывала  ряд окружающих деревень. В ней, на моей памяти, учились дети из Новой деревни, Пеньков, Черновой, Поротниковой, Вихляевой, Упоровой, Коноваловой, а также Новодеревенского и Приреченского лесоучастков. Эти лесоучастки были построены для работников химлесхоза, занимавшихся заготовкой сосновой живицы.
В этих деревнях были свои начальные школы, где дети учились четыре года, а с пятого класса учились уже у нас. Поскольку расстояния иногда были значительными (от Поротниковой, Коноваловой, от Приреченского лесоучастка), для детей был организован интернат. Вначале это было в каком-нибудь большом доме в деревне. Я помню, что такой интернат был на Баевой горе, в части деревни, называемой Зарекой. Учителя поочередно вечерами дежурили в интернате, чтобы не бросать детей одних. Я с матерью ходил на такие дежурства. Тогда в интернате жили ученики из Поротниковой. Мне нравилось бывать у них, так как там было много журналов «Вокруг света». Очевидно, и других тоже, которые я с удовольствием рассматривал, так как читать еще не умел.
В дальнейшем на территории школы был построен отдельный дом под интернат, а в том доме, где он раньше был, стала жить учительница Варвара Федоровна с семьей.
Когда была организована наша школа, я не знаю, но мне запомнилось, что в детстве мать говорила, как они учились в одном из старых домов, который сейчас не сохранился. Этот дом был в той части деревни , которая называется «Заров», где-то в районе домов Борцова Арсения Егоровича и Даниила Филипповича, напротив дома Федореевой Анны Дмитриевны. Возле него были большие старые тополя.
В архивах есть протокол Новодеревенского сельского схода от 19 января 1899 года, который рассматривал предложение Шадринской земской управы о совместном содержании построенного в этом году земского училища в деревне Новой. Сход приговорил: «Нет желающих в нашем Новодеревенском обществе принять на себя счет училища за освещение, отопление и сторожа, так как у нас уже в настоящее время существует Николаевское училище, в котором мы учим наших детей». (Владимир Добышев «Наследие».  Книга  2. «Земля Вихляевская».  2017.  ОАО «Каменск-Уральская типография» стр.28).
Было бы интересно узнать историю земского училища и что такое Николаевское училище в деревне Новой, о которых говорится в этих документах.
На территории школы, как я ее помню с детства и которая находилась между Новой деревней и Черновой, первоначально было два здания.
Первое – основное – для 5-8 классов. Там был длинный коридор, из которого вели двери в учебные классы. В коридоре проводились различные торжественные мероприятия, общешкольные линейки, а на переменах бесились школьники. В конце коридора была учительская и кабинет директора.
 В коридоре стоял огромный  старинный самовар,  с медалями, в который заливалась вода для питья. Рядом стояла кружка.  За самоваром был вход в квартиру технички, которая делала уборки, топила печки, носила воду в самовар.
Второе здание – это начальная школа, где преподавали два учителя. Каждый вел по два класса. Во второй половине этого здания была столярная мастерская, где проводись занятия по труду, которые вел отставной офицер Берсенев Иосиф Алексеевич. Кроме этого, он вел еще занятия по физкультуре, пока не приехал Барсов Владислав Владимирович после окончания пединститута.
Территория школы была огорожена, и на ее территории было некоторое подсобное хозяйство, где школьникам прививались трудовые навыки. Между Новой деревней и школой было отведено небольшое поле для выращивания картофеля силами учеников.  Дальняя от основного корпуса сторона изгороди выходила к речке, сплошь заросшей ивняком. Это место мы называли «кустики». Там периодически с нами проводились занятия по природоведению и естествознанию. Зимой там были проложена лыжня, уходящая на Баеву гору, в лес, где мы занимались физкультурой. Позднее в кустиках был построен тир, где мы стреляли из малокалиберных винтовок. Надо сказать, что нашей спортивной подготовкой тогда занимались довольно серьезно. Конечно, исходя из возможностей обеспечения спортинвентарем. Самым любимым и доступным был лыжный спорт. Лыжи были у всех. Первоначально с мягкими креплениями, которые мы крепили на валенки. Позже стали покупать жесткие крепления с лыжными ботинками. Помню, что мои первые лыжные ботинки мне так понравились и выглядели так «круто», что я в них и в школу какое-то время ходил. Второй, наиболее распространенный вид спорта – стрельба. В школе приобрели несколько малокалиберных винтовок и построили тир. А дома отец тоже купил винтовку ТОЗ-16, и я с нею регулярно бродил по лесам. Это, видимо, сыграло свою роль в том, что я первоначально в техникуме окончил лесохозяйственный факультет.
Все мы стремились стать значкистами БГТО и ГТО. А, когда Барсов стал нам вручать удостоверения о присвоении юношеских и взрослых разрядов по некоторым видам спорта, отбоя от желающих заниматься ими не было. Приезжали к нам студенты, видимо, факультета физкультуры педагогического института. Привозили штангу и гантели и в клубе устраивали занятия по тяжелой атлетике. Несколько лыжников что-то около месяца нас тренировали и устраивали соревнования по лыжным гонкам. 
Когда речки замерзали, катались на коньках. Первоначально крепили их на валенки, потом постепенно стали покупать коньки с ботинками.
За речкой Буткой, напротив нашего дома было место, которое мы называли «Тополя». В свое время там был дом одного нашего родственника по линии  бабушки Зиновьи Родионовны. На этом месте остались громадные тополя, которыми по периметру был обсажен весь участок. Отсюда и название. Там же был выкопан пруд, где раньше разводили рыбу. Вот на льду этого пруда мы расчищали каток и катались на коньках.
Директором школы был Кузнецов Александр Борисович, который в старших классах преподавал географию. Его жена, Александра Карповна, преподавала в начальных классах. Первый раз в первый класс к ней меня привела мать. После ее ухода я вижу, что мой новый портфель она оставила на столе учительницы. Я полдня мучился, как мне его взять: ведь я ученик, а мой портфель почему-то на чужом столе стоит. Потом оказалось, что это все-таки был ее портфель, просто они похожи были.  А мы первый день в школу пришли без учебников и без портфеля.
Еще в начальных классах в то время преподавала Юкляевских Ефросинья Кирьяновна – мать моего школьного товарища, Володи. Его отец, как и наш, был участник войны и тоже вернулся после тяжелого ранения. А сестра моя, Сталина, в начальной школе училась у матери. Очевидно, по этой причине у нее сохранились все тетради за 1-ый класс, а мои нет, хотя не думаю, что сейчас я бы мог похвастать какими-то особыми каллиграфическими успехами. 
Многое, конечно, забывается, но учителей я многих помню:
- Манцветова Екатерина Павловна (математика).
- Ощукова Варвара Федоровна (русский язык и литература, а потом завуч школы)
- Ефремова Вера Сергеевна (немецкий язык и математика).
- Борцова Руфина Максимовна (биология).
- Историю и литературу потом преподавала молодая выпускница ВУЗа, Тамара Трофимовна.
- Впоследствии пришла еще одна выпускница ВУЗа, Галина Ивановна, которая вела иностранный язык.
В нашей школе также преподавали Федореев Иван Евстефеевич и Шимолин Сильвестр Карпович. Я у них не учился, но Ивана Евстефеевича знал очень хорошо, так как он как фронтовик был другом моего отца, закончил училище вместе с нашей матерью и с моим будущим преподавателем в техникуме Худяковым Виктором Ивановичем. До Александра Борисовича он около года руководил нашей школой. Впоследствии был директором одной из средних школ города  Перми. В период 1972-1980 годов он был директором общеобразовательной школа №2 г. Югорска.
На сайте этой школы о нем хранится информация: «Самый сложный период в истории нашей школы, когда она была буквально переполнена в несколько раз, достался директору Федорееву Ивану Евстефеевичу. Авторитет его был истинным и непререкаемым. Его отличала система в работе, уважительное отношение к учителю, ученику, родителям, тактичность и интеллигентность. Именно при нем в 1972 году школа стала переходить на кабинетную систему. Она позволила сконцентрировать наглядные пособия в одном месте, использовать лучшие технические средства обучения.
Федореев И.Е. заложил фундамент партнерских отношений с производственными коллективами, особенно с Комсомольским ЛПХ. На его долю выпала нелегкая реорганизация школы из средней в восьмилетнюю и обратно в среднюю. Он очень болезненно воспринял деление коллектива и новое его становление. Сердце уважаемого Учителя не выдержало, и он по состоянию здоровья вынужден был уйти на пенсию в 1980 году». А Шимолин Сильвестр Карпович был братом моей первой учительницы Александры Карповны и впоследствии преподавал в других школах нашей округи.
У меня сохранилась фотография «Лучшие учащиеся за первую четверть 1961-62 учебного года». В этом году мы заканчивали восьмой класс. Там довольно много школьников из разных классов, но из нашего класса:
- Это я и Иван Поротников из Новой
- Фая Мартынова из Новодеревенского лесоучастка
- Аня Мальцева из Черновой
Другие учащиеся, которые с нами тогда заканчивали школу:
- Клава Саночкина, Августа Никулина, Геннадий Борцов, Валя Федореева, Саша Соколов,  Петя Баев из Новой
- Валя Поротникова, Коля Брусянин из Пеньков
- Паша Котлов из Черновой
- Толя Поротников и Вася Поротников из Поротниковой
- Вася Жлудов с Приреченского лесоучастка
- Юра Кокшаров, Коля Тельминов, Толя Сидоров, Валера Берсенев, Дуся Цепелева и ее подруга Грапа из Вихляевой
- Саша Саргин из Коноваловой
- Федя Торопов из Упоровой
Надо сказать, что независимо от того, где располагались Сельсоветы или центры колхозов в ходе их регулярных преобразований, основным образовательным учреждением в этой округе была Новодеревенская школа. До средины 1960-х годов все ученики прошли через нее.
Это уже впоследствии все школьное образование в этой округе было сосредоточено в деревне Вихляевой, где была построена новая средняя школа.
В Вихляевой преподавал Сидоров Дмитрий Анисиферович – историк, который серьезно занимался историей нашего края. На основе его материалов был написан мой рассказ «Старая тетрадь». Очень жаль, если другие его материалы утрачены.
В интернете опубликован материал Вихляевской основной общеобразовательной школы «Поурочное планирование по краеведению» Зыковой Александры Георгиевны. Из материалов видно, что длительное время в школе, кроме Дмитрия Анисиферовича, работали Аргаузов Игнатий Вавилович, Кокшарова Валентина Гавриловна, Погадаевы Акиндин Сергеевич и Сталина Данииловна.
В начальной школе села Пеньки, где всю жизнь преподавали Поротниковы Даниил Иванович и Анастасия Абрамовна. Потом какое-то время с ними там работала их дочь Сталина Данииловна, которая впоследствии с мужем, тоже педагогом, перевелась в Вихляевскую школу.
Более подробно об этой школе и вообще о селе Пеньки написано в книге Поротникова Леонида Тимофеевича «От деревни к селу и обратно. История села Пеньки». (Тюмень: ООО «АС-Принт», 2014 г., 212 стр.)
Учителем после окончания Талицкого педучилища в Поротниковой, а потом в Пеньках  работал Ботанин Александр Леонтьевич.
В селе Пеньки, а потом в Новой деревне учился  Поротников Петр Трофимович.
В электронном архиве УрФУ есть ряд его работ, написанных в 60-70 годы на материалах, собранных в бывшем Буткинском районе:
- Из опыта сбора антропонимического материала в полевых условиях.
- Антропонимика села Пеньки.
- Женские прозвания на - ИХА в говорах Талицкого района Свердловской области.
- Отпрозвищные антропотопонимы южной части Талицкого района Свердловской области.
- Отфамильные антропотопонимы южной части Талицкого района Свердловской области.
- Отыменные антропотопонимы южной части Талицкого района Свердловской области.
- Семантическая и грамматическая классификация прозвищ говоров Талицкого района Свердловской области.
Основным культурным центром в этой округе была Новодеревенская сельская библиотека, которую многие годы возглавляла Тельминова Екатерина Михайловна.
Она в свое время в школе училась с будущим филологом  Петром Трофимовичем. Однажды, уже через длительное время, тот в ходе своих научных изысканий познакомился с ее сыном Андреем, разговорились и Андрей привел его домой, а там уже выяснилось, что филологическими исследованиями занимается  одноклассник его матери.
Библиотека Екатерины Михайловны была действительно уникальной библиотекой. Меня в начале 50-х годов, когда я стал ее посещать, поразил объем хранения. Мне запомнились слова отца, что в то время в ней было свыше 5000 книг! А сколько там выписывалось различной периодической литературы! В центре зала стоял огромный стол во всю его длину. На нем эта периодическая литература была разложена. А мы, школьники, да и другие читатели сидели вокруг этого стола и читали журналы, газеты. Все школьники со всех деревень нашей округи были в ней записаны и регулярно брали в ней книги.
Запомнился мне такой факт: учитель, когда я учился в 3 или 4 классе, специально принесла в библиотеку записку, чтобы мне не давали какое-то время книг, так как я, по ее мнению, совершенно забросил учебу и только чтением и занимаюсь. Это, конечно, неприятность, хотя дома всегда было что читать. Тогда нам по подписке стала поступать 10-томная «Детская энциклопедия» и «Всемирная история» в 12 томах. Так что пережил этот период, пока не сняли санкционные ограничения. Помню, как старшие ученики меня уговаривали, чтобы я им принес из дома почитать книгу «Похождения бравого солдата Швейка», которую отец купил и, по их сведениям, уже прочел. А они обещали незамедлительно ее вернуть, как только понадобится.
Вот в настоящее время школьники так же читают, что их приходится ограничивать?
А эту любовь к чтению нам наряд с учителями привила Екатерина Михайловна, у которой всегда можно было найти что-то интересное для чтения. Хотя наши интересы с годами изменялись. Если в начальных классах мы увлекались русскими и почему-то китайскими и нанайскими сказками, впоследствии это были Майн Рид, Жюль Верн, Марк Твен, советская фантастика.
 Увлекались мы работами Владимира Клавдиевича Арсеньева, Николая Павловича Задорнова, Григория Анисимовича Федосеева. Благодаря книгам этих авторов я в конечном итоге многие годы живу на Дальнем Востоке.   
В восьмом классе все напропалую зачитывались Мопассаном, в частности, «Милый друг», «Жизнь» и так далее. Очень серьезное впечатление на меня в свое время  произвела «Американская трагедия» Драйзера.
Екатерина Михайловна в дальнейшем  была избрана секретарем парткома колхоза. Кто-то должен был ее заменить в библиотеке. А тут моя сестра Сталина окончила школу,  и ей предложили стать библиотекарем. В общем, это получилось на всю жизнь: библиотечный факультет института культуры и до 68 лет работа в различных библиотеках.


Рецензии