Раз, раз, раз плюс 2017. Feat. Сэмогон

Все серии:

http://www.proza.ru/avtor/tovsled

Фотоальбом в ссылках на другие ресурсы.
--------------------------------------------

Пора отчитаться о том, что попало в орбиту «Раз, раз, раз…» в 2017-м.

14-е января. Зал филармонии. «Новогодний джаз» от Big Band`а Воронежской филармонии. Руководитель  – саксофонист Сергей Борисов. На контрабасе – Андрей Дудченко. На барабанах – Михаил Крюков. В оркестре две девушки – пианистка Наталья Назарова и саксофонистка Татьяна Таратайко.  Кроме названных – ещё три саксофониста, четыре трубача, три тромбониста и гитарист.  У микрофона Карина Кожевникова и Виктор Кайсин. Всего вокальных номеров – десять. Семь из них – в исполнении К.Кожевниковой, которая выходит трижды (каждый раз в новом платье), - это джазовая классика с праздничным уклоном плюс песня на русском (!) языке «А снег идёт».  Виктор Кайсин – две песни из репертуара Фрэнка Синатры и одна – Нэт Кинг Коула. Кстати, В.Кайсин – штатный певец одного из воронежских ресторанов. Среди оркестровых пьес – пара из «Серенады Солнечной долины», «Гарлемский ноктюрн»  Эрла Хагена (соло на тенор-саксофоне – Денис Лоскутов), а также «Tenor Medness»  - интерпретация «дуэли» на тенор-саксофонах между Джоном Колтрейном и Сонни Роллинзом («дуэлянты» - Сергей Борисов и Денис Лоскутов). Ведущая Татьяна Смирных. Всё хорошо, но разочаровывает продолжительность – 68 минут.

20-е января. Книжный клуб «Петровский». Аргентинский танго-дуэт «De los Dos»: Сабрина Боло (Sabrina Bolo) – вокал  и Поль Форастьеро (Pol Forastiero) – акустическая гитара. Танцевальные мелодии (танго, вальс, самба, милонга), превращённые в «камерный шансон». Среди организаторов – участники клуба аргентинского танго; в паре номеров они даже пытаются что-то станцевать в проходе. Танцуют и в более чем получасовом антракте, но уже под оркестровые фонограммы.  Сам же концерт длится 1 час 15 мин.

5-е февраля. «Петровский». Джазовое трио – Леонид Винцкевич (рояль, электропиано), Steve Kershaw (контрабас), Николай Винцкевич (саксофоны). Презентация альбома «Under a Different Sky», вышедшего в 2016-м году в Великобритании. Изящный камерный мейнстрим, которому, наверное, немного не хватает либо эмоциональности, либо «драматургической» насыщенности.  1 час 15 мин вместе со вступительным и заключительным словами, а также  небольшим «бисом». Со вступительным выступает воронежский продюсер «Джазовой провинции» Александр Лукинов. А заключительное берёт Иван Калабин, этакий стереотипный, с проблесками гротескности бизнесмен, владелец бизнес-отеля «Дегас» и ресторана «Апраксин» при нём. Бизнесмена никто не представляет, разве что Леонид Винцкевич называет его Иваном Васильевичем. На следующий день в «Апраксине» трио должно дать ещё один концерт, а в музыкальном колледже запланирована «творческая встреча».

11-е февраля. Зал филармонии. Воронежский академический симфонический оркестр; дирижёр – Игорь Вербицкий. Ведущий, как обычно, Бронислав Табачников. В первом отделении – миниатюра Анатолия Лядова «Волшебное озеро»  и симфоническая поэма Игоря Стравинского «Песнь соловья», созданная на основе оперы «Соловей».  В поэме солируют Яна Мирошникова (скрипка) и Константин Трушин (флейта). Во втором отделении на сцену выходит 31-летний питерский пианист Мирослав Култышев. Звучит Концерт №2 для фортепиано с оркестром Чайковского, во второй части которого кроме фортепианного соло слышится  «перекличка» скрипки и виолончели.  В заключении – пара сольных (без оркестра) «бисов». Предыдущий визит М.Култышева в Воронеж состоялся в апреле 2015-го; тогда прозвучал Концерт для фортепиано с оркестром ля минор Эдварда Грига.

18-е февраля. «Harat’s Pub».  Псой Короленко & «Опа!».  Псой Короленко (Павел Лион)  в представлении не нуждается; «Опа!» -  питерский секстет: Евгений Лизин – барабаны (в финальном номере  -  классический «большой барабан»); Дмитрий Храмцов – бас-гитара, скрипка, гитара в одном из эпизодов; Григорий Спиридонов – тромбон, бэк-вокал; Роман Шиндер – гитара; Максим Карпычев – саксофон; Алексей Степанов – туба, бэк-вокал; Илья Гиндин – кларнет, саксофон. Эти же музыканту дают ещё пару концертов под названием «Добраночь»: накануне там же и на следующий день –  дневной «детский» концерт в «Петровском».  Примерно полуторачасовая программа:
1. Здравствуйте вам
2. Way Down In The Hole
3. Песня про время
4. И кто я, и где я
5. Песня дружбы
6. Песня про Москву
7. Зай фрейлах
8. Як у евреев
9. О чём эта песня моя?
10. The Number I Wish To Call
11. Реникса
12. Лаптаптап лабадыбадыбады
13. Грустная песенка
14. Пусто
15. Папа и султан
16. История еврейской свадьбы
17. Любовь
18. В семнадцатом году
На разогреве, не попавшем в поле зрения «Раз, раз, раз…», как и два года назад -  местный дуэт («глобал-проект») « Фарс-МажорЪ».
«Harat’s», как и другие «ирландские пабы» - гиблое место для концертных мероприятий: тесно, шумно, большей части публики нет никакого дела до выступающих, во время концерта никто не удосуживается выключить телевизоры и музыкальную подзвучку.

8-е марта. «Петровский». Дуэт певицы Карины Кожевниковой и контрабасиста Андрея Дудченко. Пару раз к ним присоединяется гитарист Стас Тимошенко.
Джазовые стандарты с безупречным вокалом и  «подсветкой» блюзовых корней. Плюс песни Жака Бреля, группы «Smokie»,  Стиви Уандера и из фильма «День сурка», причём «Ne me quitte pas» Жака Бреля звучит не в джазово-приблюзованном ключе, как остальные, а вполне себе аутентично и на французском языке.

11-е марта. «Петровский». «Три О», «ансамбль  интуитивной музыки»: Сергей Летов (саксофоны, флейта, самодельный инструмент из алюминиевой трубки), Аркадий Кириченко aka ФриМэн (бас-труба, вокал), Юрий Парфёнов (труба, флюгельгорн). История ансамбля продолжается в режиме нечастых «тряхов стариной»; это один из них.  Если не вкладывать в определение «салонный» негативного смысла, то оно как нельзя лучше подходит к их фри-джазу. Салонный здесь это ироничный, лаконичный, не слишком концептуальный. В довольно продолжительных паузах Сергей Летов вспоминает как возник их музколлектив. По его словам, начиналось всё со спонтанного музицирования на какой-то художественной выставке. Потом, объявляя очередной номер, Летов сначала произносит «пьеса», но поправляет сам себя – «импровизация». Однако же, «импровизации»  уже известны по альбомам «Три О» и вполне узнаваемы. Впрочем, в дальнейшем Летов возвращается к правильному термину «пьеса». Ну а импровизируют музыканты в рамках каждой из композиций. Всего их звучит десять. Вот неполный, без первой и последней, перечень: «Мираж», «Джазообразие», «Ленин в Цюрихе», «Три отверстия», «Семипалатинск», «Шествие», «Архаический блюз», «Террористический акт» (из спектакля «Марат/Сад»). Видимо, это становится уже традицией для «Петровского» - время концерта – 1 час 15 минут, кстати, как и предыдущего.

2-е апреля. «Петровский». «Континент А» - местный ансамбль традиционного джаза. На саксофоне и трубе – Игорь Бухтояров, в прошлом руководитель любительского оркестра «Doctor Band», на базе которого осенью 2016-го был создан Big Band Воронежской филармонии. На клавишных (синтезатор, звучащий как «олдовый» электроорган) – Владимир Шепелев. На бас-гитаре – Александр Иконников. За ударной установкой и конго чередуются Юрий Гавердовский и его внук Виктор Леденёв, который также выступает с сольным номером на вибрафоне («Midnight Star» Давида Фридмана). Более половины композиций – с вокалом. Поют Маргарита Кондусова и Павел Астанин. В свободное от пения время Астанин стучит по барабану джембе. Полуторачасовое выступление состоит из джазовых хитов – таких как «Hello, Dolly»,  «Moon River», «Make the Knife»,  «Georgia on My Mind», «Caravan»… Бибоп представлен пьесой Майлса Дэвиса «Solar».

10-е апреля. «Петровский». Дао – недавно дебютировавшая  певица, клавишница и автор. Последний концерт тура «Не по правилам». На гитаре – Марс Ковалевский, на бас-гитаре – Орион Савельев.  Плюс минималистические партии синтезатора и семплированные барабаны. Налицо собственный узнаваемый стиль. Если попытаться разложить его по полкам, вот что получится: запоминающиеся мелодии, иногда с явным «коммерческим потенциалом», как сказал бы А.Троицкий; ритмический рисунок, напоминающий трип-хоп; гитарные пассажи с привкусом психоделии; атмосферно-доверительный вокал; в текстах - внутренний протест против дегуманизации жизненного уклада. Полтора десятка песен общей продолжительностью около 80-ти минут:
1. С тонкой кожей
2. Планы, цели
3. Из зоны комфорта
4. Чуть-чуть
5. Новые люди
6. Мыслями
7. Что это было?
8. Кто-нибудь другой
9. Бунтарь
10. Между мирами
11. Лунная соната
12. Улетаешь
13. Расскажи
14. Про любовь
15. Вечного нет

15-е апреля. «Петровский». «DogOn» - трио из Швейцарии. Динамичный гитарный джаз-рок по формальным признакам находящийся, скорее, в контексте рока. Проект появился недавно (в январе вышел дебютный альбом   «Rotten Rainbow Rollercoaster»), но состоит из опытных музыкантов: Эрик Хунцикер (Eric Hunziker) – гитара, Томас Тавано (Thomas Tavano) – бас-гитара (6-ти струнная), Тобиас Хунцикер (Tobias Hunziker) – барабаны. В некоторых эпизодах солирует бас-гитарист. Первое отделение – 45 минут, антракт – 15 минут, второе отделение – 52 минуты.

26-е апреля. Jam Session в «Петровском» - регулярное ежемесячное мероприятие, впервые попавшее на наши страницы и на этот раз приуроченное к 100-летию Эллы Фицджеральд.  Почти всё, что звучит, когда-то входило в её репертуар. Организаторы джема – Андрей Дудченко (контрабас)  и Карина Кожевникова (фо-но, вокал в двух номерах). Участники всех возрастов – от подростков до, что называется, убелённых сединами: Михаил Крюков – барабаны; Глеб Кузнецов – саксофон; Илья Алёхин – саксофон, фо-но; Руслан Назаров – гитара; Юрий Гавердовский – барабаны;  Ольга Паукова – гитара; Клим Сальников – барабаны; Сергей Шарапов – гитара; Диана Хатамова – вокал; Руслан Кузнецов – фо-но; Татьяна Спасибухова – вокал; Валя Гаджиева – вокал; Игорь Рыжков – фо-но, вокал; Виталий Ценных – гитара, вокал; Луарсаб Куталадзе – вокал.  Остался неназванным, пожалуй, только ещё один саксофонист. Номер Виталия Ценных, выдержанный в «гаражном» духе,  Андрей Дудченко называет то ли хулиганством, то ли баловством.
Около двух часов.

29-е апреля. Снова «Петровский». Как видно, с некоторых пор концертная жизнь Воронежа, если смотреть на неё сквозь призму «Раз, раз, раз», сосредоточилась именно здесь. Камерный оркестр «Карелия» из Санкт-Петербурга. «Камерный оркестр» вместо набившей оскомину «группы» это такая фишка, которая, наверное, работает при первом знакомстве. Всего «оркестрантов» шестеро: Ника Гаврилова – вокал; Антон Верстовский – акустическая гитара; Яна Заводовская – флейта; Илья Леонтьев – валторна, труба; Олег Полевщиков – бас-гитара; Денис Никифоров – барабаны. Если говорить о стилистической идентификации, то здесь соседствуют два направления. Первое – фолк-рок, как в «базовой» англо-американской версии, так и тяготеющий к русскому аутентизму. Второе правильнее назвать софт-роком, ибо поп-рок всё-таки больше ассоциируется с электроникой, брит-поп привязан к конкретному времени, а инди-поп вообще лишён всякого терминологического смысла. Конечно, не всё до последней ноты укладывается в эти две составляющие, например, звучащий в финале «Зелёный ёжик» - типичное регги. Но стилистические различия нивелируются единым саундом – «выпуклая» ритм-секция, гитарный перезвон и сольные партии духовых. Тексты на русском и английском. На задник проецируется «умиротворяющее» видео. Время – 1 час, 53 мин.

19-е мая. Впервые в истории «Раз, раз, раз…» речь пойдёт о двух событиях,  происходящих одновременно.
В «Петровском» - питерский исполнитель на терменвоксе Пётр Термен, правнук Льва Термена, при участии воронежского пианиста Михаила Князева. «Изюминка» здесь в сочетании академической формы и элементов аттракциона, ведь терменвокс за без малого сотню лет так и остался диковинкой. «Классические» мелодии, джазовые стандарты, экспериментальная импровизация и хит  «Radiohead» на закуску:
1. Intro
2. Жаворонок  (Михаил Глинка)
3. Вокализ  (Сергей Рахманинов)
4. Не пой, красавица, при мне (Сергей Рахманинов)
5. Сон (Сергей Рахманинов)
6. Здесь хорошо (Сергей Рахманинов)
7. Еврейская мелодия (Иосиф Ахрон)
8. Степью идя унылою (Александр Гречанинов)
9. Le Cygne / Лебедь (Камиль Сен-Санс)
10. Summertime (Джордж Гершвин)
11. Autumn Leaves / Осенние листья (Жозеф Косма)
12. Moon River (Генри Манчини)
13. My Funny Valentine (Ричард Роджерс)
14. Импровизация с использованием программного процессора эффектов и технологии лупстейшн
15. Creep (Radiohead)
Время – 1 час, 25 минут, но финальные 20 минут занимают ответы на вопросы зрителей.

А в это же время в баре «Литера Б» - Вадим Степанцов и «Бурлеск Оркестр». «Бурлеск Оркестр» - трио: Валентин Петриченко – контрабас, вокал; Константин Ядриков – гитара, бэк-вокал; Илья Рождественский – маршевый барабан, бэк-вокал. По словам Степанцова проекту необходимо название, есть два варианта: «Котики и Бантики» и «Masta Don’t». Утвердилось последнее. «Бурлеск Оркестр»  (без главного героя) открывает шоу, а также заполняет паузы в основной программе. Репертуар выстроен из азбучных кавер-версий: «Yellow Submarine», «Another  Brick in the Wall», «Venus»,  «Alabama Song», «Child In Time» со словами «Есть в графском парке черный пруд…» (баллада Атоса). Степанцов же к переосмысленному бахыт-компотовскому материалу («Карлики и женщины», «Ялта», «8 марта», «Пионервожатая» и др.) присовокупляет несколько собственно мастадонтовских опусов ( «Ангел Света», «Умирает бабочка», «Кот», «Жопа отдельно») и всевозможные перепевки-переделки,  впрочем, в большинстве своём также известные ещё по «Бахыт-Компоту» (секторгазовский «Страх», «Добрый вечер, Москва» с переиначенным своим же текстом, «Петя Боре вдул» - понятно, на какой мотив, «Ой, мороз, мороз» - «Dragostea din tei», «Скажена троянда»  -  «Where The Wild Roses Grow», «Трасса М1» - «Paint it black»). А вот на просьбу спеть «Бибигуль» куртуазный маньерист отвечает отказом, - дескать, это ж вам не «Бахыт-Компот».

23-е мая. Алиса Апрелева с программой «Musica Humana» в «Петровском». Музыкальная часть от авторских работ простирается в совершенно разных направлениях:  фолклор, джазовые стандарты («Moon River»), шлягеры битлов и Элвиса, «Прекрасное далёко» и многое другое. Виолончель, гитара, номер с продольной флейтой. В разговорной части помимо абстрактных стихотворений в прозе - вполне конкретные истории из музыкально-терапевтической практики, место действия которых  - в основном палаты для тяжелобольных. Насколько это гармонирует с музыкой в контексте публичного концерта – вопрос спорный. Время – 1 час 53 минуты.

26-е мая. «Петровский». «Vox Box» - новый проект, плавно вытекший из апрельского джема –  дуэт, неожиданно превратившийся в трио: Виталий Ценных - вокал, электро- и акустическая гитары; Андрей Дудченко – контрабас, бэк-вокал; Алла Перфильева – бэк-вокал, мелкая перкуссия. Виталий Ценных – в прошлом вокалист (второй по счёту) «Juke Box»,  довольно-таки известных воронежских рокабилльщиков. Дебютный 85-минутный концерт называется «Can`t Stop That Rock» по песне голландцев «Batmobile» (кстати, входившей в репертуар «Juke Box»)   и состоит из кавер-версий, относящихся в основном к периоду 80-х – 90-х годов, в диапазоне оригиналов от рокабилли до синти-попа («Depeche Mode») с общим «полуакустическим» знаменателем. Из более ранних о–«Runaway» и «Yellow Submarine».

28-е мая. «Петровский». Трибьют Александру Вертинскому. Дмитрий Сердцев – вокал, Никита Черницов – рояль. Перевоплощаясь в знаменитого шансонье, артист-вокалист немного переигрывает, что придаёт трибьюту оттенки гротеска. Правда, на время разговорных пауз резко становится самим собой. В качестве дивертисмента – песенка «Клованы»  (под аккордеон) из репертуара дуэта «БананаБис», одной из «половинок» которого и является Д.Сердцев. Время – 1 час 5 мин. На бис повторно звучит «Танго Магнолия», с которого всё и начиналось.

31-е мая. Очередной Jam в «Петровском» в честь годовщины проекта. Заправляет, как обычно, Андрей Дудченко. Карина Кожевникова отсутствует, зато  в числе участников – воронежский джазовый ветеран Игорь Файнбойм. А вот все остальные: Юрий Голубинский – труба; Руслан Абалаев – губная гармошка; Николай Пастухов – гитара; Сергей Шарапов – гитара; Наталья Назарова – фо-но; Мария Квачук – фо-но; Илья Алёхин – саксофон; Юрий Гавердовский – барабаны, перкуссия (конго); Михаил Крюков – барабаны; Павел Астанин – вокал, джембе; Маргарита Кондусова – вокал; Валентина Антонова – вокал; Татьяна Спасибухова – вокал; Святослав Шеховцов – контрабас, бас-гитара; Руслан Кузнецов – фо-но; Любовь Ермолова – вокал; Максим Перелыгин – барабаны; группа «Blues Family»: Андрей Бондарев – вокал, Владимир Степаничев – гитара, Валерий Татаринов – бас-гитара, Евгений Мисников – барабаны. Помимо традиционного джаза – бибоп, ритм-энд-блюз, фанк. По словам Андрея Дудченко это самый продолжительный джем за всю его годичную историю – 2 часа 20 минут.

9-е июня. «Петровский». Гости из Архангельска – «Moon Far Away» : Count Ash (Алексей Шептунов) – 12-ти струнная акустическая гитара, вокал, программные устройства, эпизодически – флейты и напольный том-том; Elena (Елена Шептунова) – вокал, флейта; Zhigich — бас-гитара, флейта; Victorion — барабаны («бочка» используется как напольный барабан, установленный под наклоном). Свою карьеру они начинали с дарквейфа, граничащего с эмбиентом,  потом обратились к северному фолклору, а дарквейф/эмбиент остался в качестве подосновы, что отлично вписывается в «экспортный» формат World Music. Но если с терминами не заморачиваться, можно сказать проще – минималистический фолк-рок. После продолжительного Intro с флейтами и барабанами на тягучем электронном фоне выходит вокалистка, между прочим, пятая по счёту за более чем 20-летнюю историю формации. Среди песнопений кроме фолклорных угадываются и авторские. Все в балахонах и масках. Лица открывают, когда дело доходит до «бисов», один из которых – «Буря мглою Paranoid», где хрестоматийная поэзия «нашего всего» неожиданно накладывается на хрестоматийный хит «Black Sabbath». Время – 1 час 50 мин.

16-е июня. В рамках проекта «Музыка без повода» - старые знакомые «Multi Art» на сцене, расположенной в фойе ТРК «Арена». Теперь в виде квартета: Ая Хумарян – скрипка, Александр Редченко – кнопочный аккордеон, Денис Петренко – гитара, Никита Шишкин – контрабас. Джазовые стандарты, танго, киномузыка, ирландский фолк и другие популярные мелодии. Два отделения (45 и 25 минут) играют квартетом, в перерыве (10 минут) - Александр Редченко соло под минусовки. В третьем отделении (20 мин) состав сокращается до трио скрипка/гитара/контрабас.

20-е июня. «Петровский». Концерт в честь 70-летия Игоря Файнбойма, который в наши обзоры  попадал не часто, - совсем недавно как участник джема в «Петровском» и дважды как Special Guest – в 2013-м (квартет Карины Кожевниковой и Алексея Круглова) и в далёком  1985-м (ансамбль Давида Голощёкина). Примерно половина концертного времени отдана участникам джазовой студии при Дворце творчества детей и молодёжи, которой последние годы руководит И.Файнбойм. Сначала это Girls Band – две гитаристки, бас-гитаристка, пианистка. Следующий состав разновозрастный: пианист (самый юный), саксофонист (чуть постарше), гитарист и бас-гитарист (оба ещё старше; гитарист  – участник апрельского джема Руслан Назаров), барабанщик (совсем взрослый – участник майского джема Максим Перелыгин). Потом за рояль садится сам юбиляр и появляется девушка-трубачка (Анна Аристова). И, наконец,  духовики уступают место вокалистке Насте Борисовой. Программа, разумеется, составлена из джазовых стандартов. Следующие выступающие – ансамбль «Drink'n'Jazz». Начинают квартетом: на рояле Вадим Ширшиков, на гитаре Артём Мартьянов, на бас-гитаре Алексей Свинарь, за барабанами остаётся Максим Перелыгин. А продолжают уже секстетом: плюс саксофонист Илья Алёхин и вокалистка Татьяна Спасибухова. Далее – Игорь Файнбойм, Андрей Дудченко (контрабас) и Михаил Крюков (барабаны) с единственной, но довольно-таки продолжительной пьесой Билли Стрейхорна.  Ну и на закуску - Big Band Воронежской филармонии под руководством Сергея Борисова, - музыканты плотно заполняют не только сцену, но и пространство между сценой и  первым рядом. Сначала – пьеса Бади Рича, второй, он же финальный номер  – «Fantasy» знаменитых американцев «Earth, Wind & Fire» с Кариной Кожевниковой у микрофона, - это практически диско. Общее время – 1 час 40 мин включая 15-минутное слайд-шоу в начале.

23-е июня. Ещё одна «Музыка без повода» в «Арене» - «Cover Brothers». Александр Кутищев – гитара, вокал; Егор Сергеев – бас-гитара, бэк-вокал; Александр Калинин – барабаны. Ребята оправдывают своё название: классические рок-н-роллы («Blue Suede Shoes», «Johnny B. Goode» и т.п.), шлягеры битлов и криденсов, «Yellow River» , «Шизгара», «Jamaica» (частично с русским текстом) и многое другое в том же духе. Чуть особняком стоят «No Woman No Cry» Боба Марли и «Don’t Worry, Be Happy»  Бобби Макферрина. 1 час 40 - 50 минут включая пропущенные 5 - 15 минут (успеть к самому началу не удалось) и перерыв, тоже примерно 15-ти минутный.

28-е июня. «Петровский». Последний Jam сезона, - в июле и августе – «каникулы».  Отличается от двух предыдущих относительной немногочисленностью участников и большей их монолитностью. В принципе можно сказать, что на сцене единый музколлектив с несколько варьирующимся составом: Андрей Дудченко – контрабас; Мария Квачук – фо-но; Юрий Голубинский – флюгельгорн; Александр Куралесин – тромбон; Сергей Сухарев – кнопочный аккордеон; Руслан Назаров – гитара; Сергей Шарапов – гитара; Клим Сальников – барабаны; Юрий Гавердовский – перкуссия (конго), барабаны; Виктор Леденёв – барабаны, перкуссия (конго); Павел Астанин – вокал, перкуссия (джембе, шейкер); Елена Попова – вокал. В основном – традиционный джаз. Мало вокала: в одном номере солирует Елена Попова и ещё в двух – Павел Астанин. Завершается всё 12-минутной версией знаменитого «Каравана». 1 час 55 мин.

7-е июля. «Арена». Снова «Музыка без повода» и снова «Multi Art». Многое уже  звучало в прошлый раз, но есть и отличия, например, пара мелодий из фильма «Мэри Поппинс, до свидания». 1 час 20 мин квартетом плюс четыре пьесы под минус в сольном исполнении Александра Редченко. Инсайдерская информация: музыканты планировали вывести на сцену кого-то из своих детей, чтобы те спели вместе с квартетом, но администрация «Арены» не дала «добро»; причина – отсутствие «пропуска» - профессионально снятого и смонтированного видео.

9-е июля. Воронежский центральный парк («Динамо»), Зелёный театр. Big Band Воронежской филармонии под руководством Сергея Борисова. Чуть ли не половина программы – с вокалом Карины Кожевниковой. Сто минут относительно разнообразного и исполненного на подъёме джаза. Что-то уже звучало в прошлых концертах, например, «Tenor Medness», «Fantasy», хрестоматийные стандарты, «Самба» Игоря Бухтоярова (автор среди зрителей).

14-е июля. «Арена», «Музыка без повода»,  дубль два номер два - «Cover Brothers». На этот раз ещё и с двумя советскими шлягерами – «Королева красоты» и «Лучший город Земли», причём «Королева» из твиста превращается в рокабилли. «Runaway», «My Way» и «Шизгара» слегка подзвучены фонограммой клавишных. Играют и поют около полутора часов.

22-е июля. Рамонь, парк замка Ольденбургских. Фестиваль «Усадьба Jazz», проводящийся здесь уже в четвёртый раз, но к нам в обзор попавший впервые. Основные фестивальные принципы: 1) не смотря на название к джазу так или иначе  относится примерно половина участников; 2) две сцены - «Аристократ» («большая») и «Jazz Club» («малая»), критерии попадания на ту или иную непонятны, но  в нашем случае все, кому присуща хоть какая-то танцевальность, оказываются на «малой» сцене; 3) множество сопутствующих мероприятий, рассчитанных в том числе и на детскую аудиторию.
Фестивальный график не предусматривает накладок между выступающими на разных сценах, тем не менее, без них не обходится.
Открывает фестиваль  «Bubamara Brass Band» - оркестр балканской музыки под руководством Александра Каштанова – духовые, ударные, аккордеон, вокал. В репертуаре кроме каверов и фолклора есть и авторские номера. Перед тем как подняться на «малую» сцену совершают проход по парку.
А на «большую» первыми выходят Леонид Винцкевич (электрическое пианино), Николай Винцкевич (саксофоны), Борис Андрианов (виолончель). Подчёркнутая камерность соседствует с некоторым стилистическим разнообразием, но как бы приведённым к единому знаменателю.
Сцена «Jazz Club». Новоиспечённый воронежский коллектив «Alexin 5» с динамичным и сильно прифанкованным джазом. Это уже знакомые нам Татьяна Спасибухова (вокал) и Илья Алёхин (саксофон); Владимир Чепрасов (клавишные), лидер «Cheprasov Jazz Band»; гитарист Александр Долгих; бас-гитарист; барабанщик Сергей Почиталов.
Возвращаемся к сцене «Аристократ» чтобы послушать гостей из Италии Lello Petrarca Trio. На электрическом пианино - Lello Petrarca, на контрабасе - Vincenzo Faraldo, на барабанах - Aldo Fucile. Джазовый мейнстрим, граничащий с одной стороны с камерной академической музыкой, с другой – с лёгкой эстрадной. Едва итальянцы завершают свой сет, начинается ливень с грозой, поэтому приходится покинуть фестивальную площадку примерно на час, пропустив ещё один проход по парку «Bubamara Brass Band».
Но к выходу на «малую» сцену Светланы Жаворонковой удаётся вернуться. Светлана Жаворонкова это удивительное сочетание аутентичного «чёрного» вокала и эпической славянской внешности. Её группа называется «Electric Soul» (есть ещё «Acoustic Soul»): Юрий Новгородский – гитара, вокал; Антон Ильин – клавишные; Евгений Глухов – бас-гитара; Владимир Воеводин – барабаны. Диапазон кавер-версий – от госпел до диско, но в основном – соул и ритм-энд-блюз.
Светлана Жаворонкова и «Electric Soul» ещё не покинули «малую» сцену, а на «большую» уже выходит группа под управлением бывшего «звёздного фабриканта» Павла Артемьева, так и названная – «Artemiev». Замедленный монотонный поп в «интеллектуальной» упаковке. Впечатляющий (визуально) состав музыкантов: струнная группа из четырёх человек (это воронежцы, на виолончели – «сам» Никита Шишкин), тромбонист, гитарист, клавишник, бэк-вокалистка, барабанщик с электронной ударной установкой. Павел Артемьев поёт и играет на клавишных. Кто-то из зрителей то ли в шутку, то ли всерьёз просит спеть «Вику», на что артист отвечает «Это другая группа», ну в смысле не «Корни». Сет оказывается «обрезанным», не только в начале, но и в конце, - приходится подтягиваться в направлении «Jazz Club», дабы не опоздать к выходу следующих участников.
А следующие – «Red Elvises»: Игорь Юзов – гитара, вокал; Елена Шеманкова – клавишные, аккордеон; Тимур Поповкин – бас-гитара (стилизованная под балалайку); Павел Войсков – барабаны. Проверенное временем «дискобилли», под которое устоять невозможно: «I Wanna See You Bellydance», «Closet Disco Dancer», «Ticket to Japan», «Boogie On The Beach», «Любовь нельзя купить», «Космонавт Петров» и многое другое.
Ну и главный хедлайнер (что несколько странно) на сцене «Аристократ» – Варвара Визбор. Бэк-группа: клавишник, флейтист, гитарист, бас-гитарист, барабанщик. Для определения стилистической ориентации больше всего подходит термин нео-«советская эстрада», не зря же в программе, кроме песен бабушки-дедушки и современных авторов – две из репертуара Валентины Толкуновой, а также «Загадка женщины» из фильма «Чародеи», - под её звуки мы и покидаем гостеприимный райцентр.

11-е – 12-е августа. Фрагменты трёхдневного 15-го фестиваля авторской песни «Рамонский родник», который теперь проводится в августе (раньше – в июне) и снова сменил место дислокации, «переехав» от Ступинского моста на территорию бывшего хутора Степной. Вход свободный, въезд платный. На фестивальной поляне три сцены: «Исток» – классика авторской песни, «Водопад» – молодёжная (или рок-бардовская) и главная сцена «Родник». 11-е. На сцене «Водопад» - Николай Недорезов (гр. «Ремонт бампера»). На главной сцене - короткое (три песни) выступление проекта «Sоль» (Андрей Бобровников). Торжественное открытие; смена символов: «Бобрёнок» передаёт эстафету «Мальчику Стёпке»; вступительное слово главы Рамонского района и руководителей спонсорских организаций; поднятие флагов под гимн. Концерт «Открытие» построен по принципу чередования классики и новой волны. Ведущие А. Ефремов и А. Пчелова. Выступающие, попавшие «в кадр»: Юлия Зиганшина, Роман Ланкин, Роман Филиппов, Владимир Каденко (плюс аккомпанемент на гитаре - Борис Бельский), Алексей Вдовин. 12-е. Сцена «Водопад». «Батл» –два исполнителя, поющие по очереди. Первую часть (Тимофей Яровиков – Роман Филиппов) пропускаем. Вторая часть - Михаил Башаков – Алексей Вдовин. Далее – концерт под названием «Пафос, понты, гордыня», - все исполнители, поют по одной песне:
1. Александр Мельников
2. Олег Барабаш
3. Тимофей Яровиков
4. Кирилл Нагорнюк (гр. «Весна в Сан-Бликко»)
5. Николай Недорезов
6. Михаил Башаков
7. Алексей Вдовин
8. Екатерина Изосимова
9. Илья Оленёв
10. Константин Арбенин
11. Александр Щербина
12. Дмитрий Дубров
13. Роман Филиппов.

7-е сентября. Сцена парка «Танаис». Концерт Ярослава Евдокимова, организованный администрацией Советского района и загодя приуроченный к Дню города, который намечен на 16-е сентября. До начала – разогрев («задушевные кавера» под ужасного качества минусовки) от слегка поддатого артиста художественной самодеятельности Ивана Образцова, в прошлом одиозного чиновника и несостоявшегося мэра. Когда-то он попеременно рулил управлением культуры и администрацией одного из городских районов, В 2003-м, опираясь на дичайший административный ресурс, баллотировался в мэры, ходил павлином, считая, что победа у него в кармане, однако, с треском провалился, заняв третье место. Закончив чиновничью карьеру, уселся в кресло директора музыкально-педагогического колледжа.
70-летний Евдокимов в прекрасной форме; в паузах шутливо заигрывает с «Иван-Петровичем», главой Советского района.  Привычный «застольный» репертуар и незатейливый аккомпанемент – гитарист, клавишник, в паре случаев дующий в трубу, и девушка с тамбурином на подпевках-подтанцовках. 1 час 10 минут.

17-е сентября. Зал филармонии. Белорусский Государственный ансамбль «Песняры», формально продолжающий историю мулявинских «Песняров». По сути, конечно же, клон, но весьма аутентичный. Вот только внешний облик слишком далёк от оригинала, - никакой «этнографии» - костюмчики, один из певцов даже в шляпе. Роман Козырев (худрук) – клавишные, бэк-вокал; Николай Потрусов – клавишные; Олег Железняков – гитара, вокал; Александр Жих – вокал, аккордеон, саксофон, флейта, белорусская волынка в сольном номере; Игорь Дударчик – вокал; Артур Михайлов – вокал; Сергей Боёк – бас-гитара; Юрий Туровец – барабаны. В акапелльном Полонезе Огинского поют все. Наследие исторических «Песняров» («Рушники», «Александрина», «Будочник», «За полчаса до весны», «Наши любимые», «Вологда», «Беловежская пуща», «Крик птицы», «Косил Ясь конюшину» и т.п.) слегка разбавлено несколькими собственными песнями, прифанкованной импровизацией (клавишные, бас-гитара, барабаны; кульминация – drum solo) и номером с волынкой. 1 час 40 минут.

27-е сентября. Первый после двухмесячных каникул Jam в «Петровском». У руля Андрей Дудченко, хедлайнер – Карина Кожевникова. Руслан Назаров – гитара; Денис Лоскутов – саксофон; Руслан Абалаев – губная гармошка; Павел Астанин – вокал, джембе; Михаил Крюков – барабаны; Клим Сальников – барабаны; Юрий Гавердовский – перкуссия; Виктор Леденёв –  барабаны; Сергей Сухарев – кнопочный аккордеон; Руслан Кузнецов и Роман Воробьёв, представленные как  группа «Funky Tunes» –  соответственно синтезатор (звучит как электроорган) и бас-гитара; Олеся Аникеева – вокал; Анастасия Ивакина – вокал; Татьяна Спасибухова – вокал; «Blues Family» в полном составе; Антон Рязанов с экспериментальным номером, где голос это и вокал, и аккомпанемент. А также (имена запомнить не удалось) – ещё одна вокалистка и ещё один барабанщик. 2 часа 20 минут.

30-е сентября. Вадим Курылёв в «Литере Б» (вход свободный). С 12-ти струнной электрогитарой. Музыкант предлагает задавать вопросы, но вопросов практически не поступает, кроме как «Когда приедете в составе группы?».
Первое отделение (не по порядку): «Тонкая игра», «Домовые уходят», «Булавка для бабочки», «На войне как на войне», «Малиновка летит на север», «Минные поля свободы», «Подземное время», «Век неспокойного солнца», «Колесо Сансары», «Ингерманландия».
Второе: «Молекула ветра», «Свет на дороге», «Дзен-анархия», «Тусклое солнце» (одна из первых песен), «Полюс неба», «Навеки в нирване (Рок-герой)», «Смерти не было» (посв. Лукичу), «Харакири», «Пока не поздно» (заключительный номер проекта «Анти-армия»; против пропаганды псевдопатриотизма и военной риторики).

Ещё одно событие, приходящееся на 30-е сентября – «Ночь в филармонии. Осенний ноктюрн». «Ночь», конечно же, громко сказано, - начало в 21-00, продолжительность полтора часа плюс «романтический фуршет»  в фойе перед началом с участием скрипичного квартета, - удаётся застать лишь последние его мгновения. А на сцене – слегка театрализованное разножанровое  музшоу. Участвуют: пианист Михаил Князев, вокальный дуэт Елена Старкова и Галина Леонова, инструментальный квинтет «Воронежские солисты» (фо-но, два баяна, контрабас и барабаны), мужской хор ВФ, вокалисты, выступающие под минус – Светлана Шкарупина, Алексей Попов, Андрей Сорокин, Татьяна Спасбухова в сопровождении музыкантов Big Band`а ВФ (пианистка Наталья Назарова, гитарист Сергей Игнатушин, бас-гитарист Сергей Бондарев, барабанщик Михаил Крюков, а также в одном из трёх номеров Александр Куралесин на тромбоне и ещё в одном – Юрий Голубинский на флюгельгорне).

8-е октября. «Петровский». Первое мероприятие (фактически открытие) Leo Records Festival in Russia. Остальные должны пройти в Питере и Москве. Алексей Круглов кратко презентует книгу Стива Дея в переводе Лео Фейгина (Алексея Леонидова) «Слушая Музыку Трио Ганелина.  Русский триптих»  и фильм Оксаны Матиевской «Непредсказмуемое прошлое» также посвящённый трио Ганелина. Далее – демонстрация самого фильма и онлайн-связь с Лео Фейгиным. Ну и час довольно-таки размашистого фри-джаза от гостей из Швейцарии «Luсa Sisera Roofer» при участии Алексея Круглова и Олега Юданова (соответственно – саксофон и барабаны). Швейцарцев трое:  Лука Сисера (Luca Sisera) – контрабас; Михаэль Джагер (Michael Jaeger) — саксофон, кларнет; Маурус Тверенбод (Maurus Twerenbold) – тромбон. Вообще-то «Luсa Sisera Roofer» - квинтет, но пианист отсутствует из-за болезни, а участие барабанщика, видимо, и не планировалось.

18-е октября.  «Пикник» в «Полтиннике» - осенний «Новый год», потихоньку смещающийся к середине октября. Кстати, о «Полтиннике» - ему ведь и самому уже «полтинник» . И это, пожалуй, единственный городской ДК, продолжающий функционировать как концертная площадка с относительной регулярностью.
И тур, и новый альбом «Пикника» называются «Искры и канкан». Как такового заглавного трека в альбоме нет, - его название – фраза из баллады «Последний из могикан». Два 50-минутных отделения.
Первое:
1. Intro + Остров
2. Злая кровь
3. Парню 90 лет
4. Египтянин
5. Лихие пришли времена
6. Русы косы
7. Немного огня
8. Последний из могикан
9. У шамана три руки
10. Течёт большая река
Второе:
11. Мать Земля
12. Говорит и показывает
13. Всё хорошо
14. Из коры себе подругу выстругал
15. Фиолетово-чёрный
16. Из мышеловки
17. Любо, братцы, любо
18. Попурри + представление состава
19. Праздник
20. Королевство кривых
21. Там, на самом на краю земли
Как видно, здесь потенциально хитовая половина презентуемого альбома (правда, без позапрошлогодней «Большой игры»), проверенные временем боевики и кое-что из редко звучащего. Эдмунд Шклярский – вокал, гитара, новоегипетский инструмент (4), мелодическая гармоника (13); Леонид Кирнос – барабаны; Марат Корчемный – бас-гитара; Станислав Шклярский – клавишные, второй вокал (11). Новый персонаж шоу – «флейтист»; сразу вспоминаются «Jethro Tull», с которыми когда-то сравнивали «Пикник».

21-е октября. Театральный центр «Никитинский», находящийся в бывшем помещении Камерного театра, которое занимает часть «Карлуши»   (в прошлом – ДК имени Карла Маркса, ныне ДК Железнодорожников).  «Музыка в театре» - своего рода мини-фест родственных направлений эмбиент/дрим-поп/этериал/шугейз/и т.п. Три получасовых выступления со щедрым видеорядом. Все участники местные -  Tayna, радиоАвгуст, teu, - кавычки ставить не будем, например, teu они просто «сожрут». А вообще «советский» принцип обязательного закавычивания названий музколлективов в «Раз, раз, раз…» вот откуда взялся. Независимая перестроечная рок-пресса как бы в пику советским штампам кавычки игнорировала, выделяя названия заглавными буквами. Но к тому времени, когда началась работа над предварительным вариантом первой части текста (а это начало 90-х) заглавные буквы уже сами стали штампом, в пику которому было решено вернуться к старым добрым кавычкам.
Tayna: Кристина Кругликова – вокал, клавишные; Александр Стеценко – гитара; ещё один гитарист; Евгений Трофимов – бас-гитара. Крен в сторону эмбиента, «тонущий» вокал, одна гитара перегруженная, другая звенящая, «виртуальные» барабаны.
радиоАвгуст: Макс Жриводкин – клавишные, электронные устройства, вокал; Алексей Гопак – барабаны; Alicia Ubeda («гостья из Испании») – речитатив (на испанском яз.). Самые экспериментальные, но и самые монолитно-минималистически звучашие.
teu: снова Кристина Кругликова плюс Данил Кругликов на гитаре. Презентуются как дуэт, но на клавишных помогает Макс Жриводкин. Дрим-поп/трип-хоп, тяготеющий к обычной песенной форме.

23-е октября. Один из концертов фестиваля искусств в честь 80-летия Воронежской филармонии. Губернаторский эстрадно-духовой оркестр и Big Band ВФ в одном флаконе.  Каждое из отделений длится немногим менее часа. В ГЭДО более 30-ти музыкантов. Представлены практически все духовые инструменты, есть ритм-секция и даже клавишные, но многих музыкантов за спинами коллег не видно вообще. Целых три дирижёра – главный (Виктор Шорин) и два неглавных (Владимир Курило и Вадим Мунаев). И саунд, и репертуар не так архаичны, как это можно предположить. Тут и бодрые, динамичные обработки эстрадных мелодий, и джазовые стандарты, и даже пьеса-парафраз «Рок-классик», в центре которой хрестоматийная тема  «Smoke on the Water». С вокалом – «Гранада» и «My Funny Valentine». Поёт Светлана Шкарупина, а вот заявленного Андрея Сорокина почему-то нет.
Состав Big Band`а примерно вдвое меньше, но и их не всех хорошо видно из-за нагромождений (пюпитры, стулья), оставшихся после ГЭДО. Работают без контрабаса, только с бас-гитарой. Басист – Сергей Бондарев.  Татьяна Спасибухова судя по всему теперь новая штатная вокалистка оркестра, хотя никаких официальных сообщений об уходе Карины Кожевниковой вроде бы не было.
В финале совместный номер двух оркестров – своеобразная интерпретация темы из «Щелкунчика».

25-е октября. Jam в «Петровском», открывает и закрывает который Карина Кожевникова. Художественный руководитель и главный дирижёр – Андрей Дудченко. Участники: Мария Квачук – фо-но; Денис Лоскутов – саксофон; Юрий Голубинский – труба; Руслан Назаров – гитара; Юлия Быковская – фо-но; Вадим Гульванский – бас-гитара; Михаил Крюков – барабаны; Клим Сальников – барабаны; Юрий Гавердовский – перкуссия, барабаны; Наталья Назарова – фо-но; Сергей Шахов – кларнет (между прочим, бас-гитарист гр. «Духовное оружие»); Виктор Леденёв – барабаны; вокалисты – Роман Кортунов, Екатерина Короткова, Екатерина Шатило, Анастасия Ивакина, Максим Мищенко (из Ставропольского края), Алексей Геращенко. А также – группа «Blues Family».

1-е ноября. Пролог со свободным входом ежегодного фестиваля «Джазовая провинция» в Воронеже. Первая часть представляет  джазовое отделение Воронежского музыкального колледжа, которое возглавляет Андрей Дудченко. Он же в роли ведущего. На сцене: Юлия Быковская – фо-но; Анастасия Бокова -  саксофон; Руслан Назаров – гитара; Вадим Гульванский – бас-гитара; Клим Сальников и Даниил Рябцев – барабаны; солисты-вокалисты – Роман Кортунов, Олеся Аникеева, Лада Абрамова, Дарья Грищенко; вокальный секстет, выступающий как с аккомпанементом,  так и а`капелльно - Олеся Аникеева, Елизавета Грякалова, Екатерина Лисицына, Валерия Попова, Юлия Алексеева и Дмитрий Сердцев.
Во второй части – Студия Игоря Файнбойма. Сначала – юные и чуть постарше музыканты: инструментальный секстет (труба, саксофон, фо-но, гитара, бас-гитара, барабаны), девочка-вокалистка (совсем крошечная), гитарное girls-трио. Один из барабанщиков – Виктор Леденёв, на гитаре – всё тот же Руслан Назаров. Потом поёт взрослая девушка Настя Борисова; за роялем И.Файнбойм. Ну и хедлайнеры - «Drink'n'Jazz», «выпускники» студии: Татьяна Спасибухова – вокал; Вадим Ширшиков – фо-но; Илья Алёхин – саксофон; Артём Мартьянов – гитара; Алексей Свинарь – бас-гитара; Максим Перелыгин – барабаны. Завершают ребята хитом Энн Пиблз «I Can not Stand The Rain», более известным у нас по диско-версии гр. «Eruption».

2-е ноября. «Петровский». Открытие основной программы «Джазовой провинции». Вступительное слово Александра Лукинова, ведущий всех концертов Кирилл Мошков. Первое отделение – саксофонист-битбоксер из Чикаго Дерек Браун (Derek Brown). А ещё он вокалист и артист разговорного (с переводчиком) жанра. Популярные мелодии, вплоть до «Спят усталые игрушки», и немного собственных «проб пера». Забавный аттракцион, который вряд ли можно всерьёз рассматривать как музыкальный проект.
Второе отделение – «Арт-ансамбль» (Архангельск), сократившийся до трио: Тим(офей) Дорофеев – гитара; Константин Седовин – флейта, вокал; Олег Юданов – барабаны. «Фирменный» -  атмосферный в обрамлении символов фри-джаза саунд. «Восход», «Море белое» и «На солнечном исходе» звучат одной сюитой. Далее – новая пьеса «Тройка», небольшая импровизация и «Размышление» + «Движение» (также без паузы). А кульминация – джем при участии Дерека Брауна и… неожиданно, прямо с поезда появившегося Аркадия Шилклопера (валторна), - его плановое выступление намечено на следующий день. Валторна органично вписывается в блюз «Love Me, Baby» с аутентично-англоязычным вокалом. В завершение и джема, и всего концерта – некая «специальная композиция», как объявляет её Шилклопер.
Дерек Браун – около 50 минут, «Арт-ансамбль»  (включая финальный джем) – час с небольшим.

3-е ноября. «Петровский». Продолжение «Джазовой провинции»: Аркадий Шилклопер и «Block[Bass]ter». Шилклопер начинает с сюиты для альпийского рога, за которой следуют камерные пьесы, сыгранные на валторне и флюгельгорне. «Block[Bass]ter»: Антон Силаев – труба, электронные устройства; Дмитрий Сепарин – туба; Анатолий Кожаев – электроконтрабас; Денис Липатов – барабаны; Тамара Зубова – флейта в одной пьесе, в остальное время заведует видеорядом (находясь на сцене). Примоднённый, можно даже сказать хипстерский, эйсид-джаз. Фактически единственный сольный инструмент – труба. Её партии, и без того не слишком «драматургичные», немного теряются в мощно-монотонной ритмической подоснове. Некоторое оживление вносят соло Дениса Липатова на печатной машинке, игра смычком на электроконтрабасе и электронно-звуковое устройство, управляемое  приближением/отдалением руки. Каждое из отделений около 50 минут.

6-е ноября. Зал филармонии. Заключительный концерт «Джазовой провинции». 4-е («Петровский») и 5-е (филармония) ноября в поле зрения «Раз, раз, раз» не попадают. По два исполнителя в каждом из двух отделений. Первое открывают швейцарцы Vein Trio или трио «Vein», кому как угодно: Мишель Арбенц (Michael Arbenz) – фо-но; Томас Ланц (Thomas L;hns) – контрабас; Флориан Арбенц (Florian Arbenz) – барабаны. И в авторских пьесах, и в «чужих» барабаны как бы пытаются вступить в диалог «на равных» с фо-но. Видимо, поэтому Кирилл Мошков говорит, что их джаз порой подаётся средствами рок-музыки. Вторые в первом отделении – Дмитрий Илугдин Трио или, если по-нашему, трио Дмитрия Илугдина: Дмитрий Илугдин – фо-но; Виктор Шестак – контрабас; Пётр Ившин – барабаны. После 13-минутного «Непостоянства» , от которого не смотря на отсутствие электроинструментов, веет джаз-роком, выходит певица Алина Ростоцкая: сефардская песня XV века, «Колыбельная» собственного авторства с вступлением на мелодической гармонике и «инструментальный» вокал в пьесе Илугдина «Аура».
Первый во втором отделении – «старый знакомый» Дерек Браун. На этот раз его шоу чуть короче.
Ну и типа хедлайнеры «Baltic All Stars Quintet», к которым после вступительного номера присоединяется певица из Дании Синне Эг (Sinne Eeg). На фо-но – питерец Николай Сизов. На саксофоне – его юный земляк Максим Медведев, на прошлогодней «Джазовой провинции» - участник финского «Saimaa Quartet». На трубе - Микко «Гуну» Карьялайнен (Mikko Gunu Karjalainen), на контрабасе - Хейкко Реммель (Heikko Remmel), на барабанах - Алекси Хейнола (Aleksi Heinola), - первый и третий из Финдляндии, второй из Эстонии, а все вместе – «Gunu Supreme». Добротный, где-то даже слегка гламурный мейнстрим.
Общая продолжительность – 4 часа включая вступительное слово Александра Лукинова, конферанс Кирилла Мошкова и 20-минутный антракт.

Финал «Джазовой провинции» снова оказывается подпорченным, хотя и не так вопиюще, как в прошлом году. Если тогда якобы из-за звонка «телефонного террориста» было сорвано третье отделение заключительного концерта в «Эвент-Холле» (при этом официальная версия инцидента не выдерживала никакой критики), то 7-го ноября 2017-го  буквально за пять минут до начала отменяется объявленное накануне Afterparty в «Петровском» с участием «Baltic All Stars Quintet» и воронежских музыкантов.

19-е ноября. «Петровский». Норвежско-бельгийское фри-джазовое Jonas Cambien Trio (трио Йонаса Камбиена): Jonas Cambien – фо-но; Andre Roligheten – саксофоны, флейта, бас-кларнет; Andreas Wildhagen – барабаны. Как-то сама собой возникает аллюзия на ГТЧ, особенно когда Andre Roligheten дует сразу в два саксофона.

23-е ноября. Зал филармонии. «Танцы в стиле джаз» - первый (из четырёх) концерт Big Band`а ВФ в рамках абонемента «Джаз для всех». Руководитель – Сергей Борисов. Вокал – Татьяна Спасибухова. Саксофоны – Сергей Борисов, Павел Федоренко, Иван Голованов, Денис Лоскутов, Артём Бесчетвертных. Тромбоны – Александр Куралесин, Александр Свергунов, Виталий Проволокин. Трубы – Борис Щедрин, Артём Жаров, Юрий Голубинский, Ярослав Живов. Фо-но – Наталья Назарова. Гитара – Сергей Игнатушин. Бас-гитара – Сергей Бондарев. Барабаны – Михаил Крюков. А ещё – танцевальный дуэт Анастасия Дьякова и Денис Дунаев. Два отделения по 50 минут. Джазовая классика с танцевальным уклоном в диапазоне от Каунта Бейси до Сонни Роллинза. Почти в самом конце, перед заключительным бисом - «Fantasy», но уже без вокала. Напомним, что этот хит гр. «Earth, Wind & Fire» звучал на юбилейном концерте И.Файнбойма и летом в Зелёном театре в исполнении Карины Кожевниковой.

25-е ноября. Дом актёра. Мероприятие формально сугубо театральное, но фактический его формат ближе к концертному. Спектакль, а точнее музыкально-разговорное ревю «Сто часов счастья» Костромского камерного драматического театра под руководством Бориса Голодницкого.  Монологи и сценки на любовную тематику  совершенно разного происхождения (вплоть до интернет-форумов) чередуются с песнями и романсами в «живом», но под минус, исполнении Натальи Кузьминской. В немузыкальной части заняты шесть актёров, но по времени она явно меньше музыкальной. А общая продолжительность – более двух часов.

26-е ноября. «Петровский». Музыкальный салон «Классика+»; организатор проекта и ведущая концертов – пианистка Светлана Гельфанд. Концерт-посвящение музыканту и преподавателю Валерию Волкову. Участвуют пианисты Лариса Вахтель, Александр Ибатулин, Светлана Краснова (Попова). Музыка Шопена, Шумана, Купрявичуса, Рахманинова, Скрябина… Около 1 часа 10 минут. Дольше всех выступает Лариса Вахтель, а в паузе она ещё и декламирует стихотворение Арсения Тарковского.

29-е ноября. «Петровский». Последний Jam уходящего года (декабрьский, как и в прошлом году, переносится на начало января), выдержанный в популярно-развлекательном духе, что идеально подходит для приобщения к джазу «неподготовленного слушателя». При этом доля вокала сравнительно невелика. Андрей Дудченко – контрабас; Юрий Голубинский – труба; Павел Астанин – вокал, джембе; Олег Лаврентьев – саксофон; Сергей Сухарев – кнопочный аккордеон; Александр Куралесин – тромбон; Максим Мищенко – вокал; Михаил Крюков – барабаны; Сергей Шарапов – гитара; Клим Сальников – барабаны; Виктор Леденёв  – барабаны;  Юрий Гавердовский – конго; Глеб Кузнецов – саксофон; Вадим Гульванский – бас-гитара; Анна Аристова – корнет; Анастасия Бокова – саксофон; Юлия Быковская – фо-но; Катя Бакуменко – вокал; Виктор Каплан – фо-но; Руслан Назаров – гитара; Сергей Шахов – кларнет; Александр Ефимов – барабаны; Руслан Кузнецов – фо-но; Татьяна Спасибухова – фо-но, вокал; Надежда Ташлыкова – вокал; Игорь Рыжков – фо-но, а также ещё один пианист, которого забыли представить. 1час 40 минут.

30-е ноября. Зал Воронежского музыкального колледжа, - кстати, в докапиталистические времена – площадка №2 после Зала филармонии, где звучала академическая музыка. Карина Кожевникова и Андрей Дудченко. По сравнению с мартовским концертом акценты смещены в сторону академичности, причём в более широком, чем сугубо джазовый, смысле.  Возможно из-за особенностей зала и отсутствия звукоусиления. Джазовые стандарты, как и в марте, разбавлены Жаком Брелем, Стиви Уандером и гр. «Smokie», но сюда в качестве биса добавлена ещё и «Paroles, paroles» - франкоязычная (более известная) версия итальянского шлягера. Время – около 1-го часа, вход свободный.

9-е декабря. Камерный театр. Александр Маноцков и «Courage Quartet»  - «Псалмы и танцы / Псалми i танцi».  Одно из мероприятий трёхдневного «Мандельштамфеста» - фестиваля поэтического искусства. 12 песен на стихи украинских поэтов, из которых ныне здравствующий только один – Сергей Жадан. Остальные – Василий Стус (1938 – 1985), Богдан-Игорь Антонич (1909 – 1937), Леся Украинка (1871 – 1913), Степан Руданский (1833 – 1873), Тарас Шевченко (1814 – 1861), Семён Гулак-Артемовский (1813 – 1873). Псалми здесь от Шевченко, всё остальное – танцi. До – три бонуса на стихи О.Мандельштама, после – один на стихи А.Введенского («Прощайте, тёмные деревья») и ещё один («Волку») на собственные, правда, явно замешанные на фолклоре. «Шансон с человеческим лицом», в самом строгом смысле камерный и предельно минималистичный даже в рамках камерности. Состав «Courage Quartet`а»: Андрей Рухадзе, Антон Якушев - скрипки, Дмитрий Берлизов - альт, Сергей Пантелеев – виолончель. Вместе с бонусами – всего лишь 67 мин.

Встретимся в 2018-м.


Рецензии
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.