Василий

По весне мне понадобился работник на даче, и по совету одного моего знакомого,хорошо знающего многих гастарбайтеров,ютившихся по разным углам нашего района, я обратился к одному из них.Это был довольно оригинальный тип неизвестной национальности ,но родом родом из Молдавии,с хитрыми глазами и жидкой бороденкой на круглом   лице.Мне подумалось,что если  его обуть в лапти,одеть в плисовые штаны и зипун,а на голову напялить драный треух,он вполне мог  при наличии даже незначительных способностей к лицедейству сыграть в театре или кино героя известного чеховского рассказа"Злоумышленник".
Поселился он в бытовке вблизи недостроенного многоэтажного для рабочих,покинутой ими в виду "заморозки" строительства,что часто случалось в во времена  "перестройки".Впрочем,это пока случается и сейчас.И тогда хитрые застройщики смываются за границу,а толпы одураченных дольщиков слоняются по судам и другим инстанциям,хотя то и другое за редким исключением совершенно бессмысленно.
Я застал его сидящим на топчане из не струганных досок перед так же грубо сколоченным столом,благостно сложившим давно не мытые руки на животе.Не хватало только образа Спасителя над головой,в остальном он вполне мог бы сойти за одного из Апостолов.

При виде меня его голубые глаза с хитринкой мгновенно приняли выражение,которые придавали ликам святых древние иконописцы.
На мое предложение стать на время моим садовником он смиренно улыбнулся и указал мне на стул,приглашая присесть.Я положил свою спортивную сумку на на стол-единственное чистое место во всей его каморке,не считая стула,на который я опрометчиво сел.В сию же минуту он подо мной оглушительно треснул и развалился на части.Со мой могло произойти то же самое,если бы я в прошлом не был неплохим акробатом,а поэтому отделался легким испугом.Василий,а именно так его звали,еще более кротко и виновато улыбнулся и указал на кривое полено,стоящее торчком в углу.

Я с опаской присел на это полено и повторил вопрос.
-Ваши условия?-проявив деловую хватку,спросил Василий.
-Мои харчи,проживание и регистрация, а в замен с вашей стороны- работа на огороде и уход за котом.
Регистрация-это хорошо,задумчиво проговорил он,-а то ведь без регистрации совсем хана будет.Только вы деньги на регистрацию мне сразу  дайте,а я уж сам это дело сделаю.И еще авансик вперед,чтобы закрепить наш договор.Мы договорились встретиться и я встал,чтобы уйти,но с удивлением обнаружил, что моя сумка исчезла со стола.
-Я с сумкой пришел?-сомневаясь в себе, спросил я.
-Глаза Василия выразили искреннее недоумение:
-Может,дома забыли?Позвоните жене,она найдет,если что.
Меня не часто так бессовестно обманывали, но я все-таки заглянул под полати,на которых восседал этот с виду благочестивый мошенник.Без особого труда обнаружил свою потерю,хотя она старательно была задвинута поглубже и заставлена картонным ящиком.И когда он только успел?!
-Негодяй,-подумал я,но вспомнил,что заплатил ему деньги вперед и поэтому ушел,решив больше никогда не доверять этому проходимцу и установить за ним негласный надзор.
Позднее я узнал,что он давно был зарегистрирован у сестры в Краснодаре,так что деньги на регистрацию он содрал с меня совершенно необоснованно.

На следующий день я заехал за ним,чтобы отвезти на дачу.Застал его чисто выбритым,но мертвецки пьяным.Сколько ни тряс его,поливая при этом холодной водой,он только мычал что-то нечленораздельное, икал и испускал кишечные газы.Потеряв всякую надежду разбудить пропойцу,я вышел, спотыкаясь о разбросанные по полу порожние бутылки из под спиртного и твердо решив завтра же вышвырнуть его вон ,когда протрезвеет.Но и на следующий день и в последующие два наблюдалась одна и та же картина: Василий опять  спал,как и ранее, пьяный,в мокрых штанах и смердил экскрементами отвратительнейшим  образом.
На четвертый день я все-таки застал его трезвым.Это было жалкое зрелище.Он сидел за столом в одних трусах, и в глазах его ничего уже не было от прежнего благочестия.Теперь они выражали невыносимую муку и скорбь,как у грешника перед ниспровержением в преисподнюю.А руки его и все тело тряслись,как на морозе.
-Выходи,Василий,пора на работу,-подавив в себе невольную жалость,приказал я.
Василий стал дрожащими руками натягивать на себя уже просушенные где-то штаны и рубаху.Но на полпути остановился,вытер лицо тыльной стороной кисти выступивший градом пот,передохнул,и,опустив руки, жалобно заговорил:
-Куда же я такой? Мне и десяти шагов не пройти.Вот кабы глоток вина,я бы сразу в чувство пришел.А не то помру я здесь,так вам же с милицией разбираться потом:кто,мол,скажут, такой,откуда и почему помер.Ведь вас видели здесь и не один раз.Вот и попадете под подозрение.Вам это нужно?
Поняв,что нахожусь в руках опытного шантажиста,я ,скрипя сердцем, сходил к машине,вынул из бардачка фляжку с коньяком и вернулся к Василию.Увидев в моей руке спиртное,он просиял, как красно солнышко, и потянулся к фляжке не только руками,но и всем своим существом.
-Только один глоток,-сказал я нерешительно.Опрометчиво протянул ему вожделенный сосуд и тут же раскаялся.Василий опрокинул посудину в рот, и ее содержимое  мгновенно,даже не булькая,исчезло в его луженой глотке.Действие коньяка проявилось почти мгновенно-Василий тут же потерял возможность соображать,с бессмысленным выражением лица повалился набок и захрапел.Все мои попытки привести его в чувство,окончились так же неудачно,как и раньше.Проклиная все на свете и в первую очередь себя,я направился к машине.

На этом я прекратил все попытки приобщить Василия к труду,да и он сам не горел этим желанием.Проезжая по городу,я частенько видел его то в компании таких же опустившихся субъектов,то у церкви с протянутой рукой,то на вокзальной площади,где он пытался изобразить из себя носильщика,то просто бредущего по тротуару,довольно сильно покачиваясь в состоянии опьянения.Умер он,разумеется,не в чистой постели,окруженный скорбящими родственниками и друзьями.Исчерпав все способы добывания денег без труда,а хищение продуктов и спиртного в супермаркетах чревато было неминуемой отсидкой в местах не столь отдаленных из-за широкого внедрения видеокамер в систему торговли,то он придумал способ выживания настолько оригинальный,насколько и опасный.С перевязанной эластичным бинтом голенью поверх штанины и толстой палкой в руке он притворно хромал,изображая калеку,и в таком жалостном виде быстро ковылял к автомобилям ,останавливающимся на зеленый свет, и просил милостыню.Подавали неплохо,но его подвело отсутствие должной увертливости при возвращении на исходную позицию.Какой-то лихач не стал дожидаться пока Василий дохромает до тротуара и нажал на газ.Результат оказался плачевным-Василий погиб на месте.Кажется,никто не присутствовал на его похоронах.    


Рецензии