Раскрыта тайна тайн

Англия подарила миру много, устанешь перечислять, но самым большим подарком, кроме нее самой, разумеется, является по моему горячайшему убеждению, Би-Би-Си. Созданная 18 октября 1922 года как British Broadcasting Company (Британская вещательная компания), она вот уже скоро будет сто лет, как просвещает нас, неблагодарных, сама оставаясь образцом независимости от генетических пороков человечества: она чужда даже политической конъюнктуры, ее материалы всегда выверены и безупречны. Хотите знать «как было на самом деле» - читайте на сайте BBC russian!

Вот и сейчас моя любимая Вещательная компания меня не подвела. Аккурат в Новый год опубликована потрясающая новость. Они наконец-то раскрыли тайну тайн, над которой бились лучшие умы человечества от Рюриков и де Кюстина до Гумилёва и Солженицына, - почему русские врут?

Вопрос отнюдь не праздный, от правильности ответа на него зависит ни много - ни мало, а сама судьба цивилизации! Потому что термоядерная бомба в руках примитивного кретина, которому, вдобавок, невозможно верить, - это, согласитесь, что-то вроде жарения яичницы на пороховой бочке. И тут такое открытие!

«Ложь как альтернативная правда». Владимир Пастухов для bbcrussian.com 29 декабря 2017

«В уходящем году всемирно известное издание «Collins Dictionary's» признало выражение «fake news» («фальшивые новости») словами года, вписав таким образом в историю имя Дональда Трампа [Именно американский президент признан автором этого выражения - ВС]. Это, безусловно, является очередным проявлением русофобии и несправедливости по отношению к России (сарказм).

Ибо имеется другое лицо, которое гораздо больше чем Трамп заслуживает того, чтобы его имя ассоциировалось со словами «fake news». [Тут, я считаю, ни к селу - ни к городу вставлен портрет г-на Путина, известного своей кристальной честностью! Ай-ай-яй].

В результате его действий наводившая ужас советская «империя зла» окончательно и бесповоротно выродилась в раздражающую «империю лжи».

Английский фантаст Герберт Уэллс, приехавший в Россию на встречу с Лениным и оставивший об этом замечательные воспоминания «Россия во мгле», среди прочего с удивлением отмечал, что в России много и с упоением врут. Он писал, что это касается как высших, так и низших классов, и обман в России считается чем-то вроде доблести.

Как это ни парадоксально, наблюдение Уэллса не является до конца точным. Вряд ли русских можно рассматривать как патологических врунов.

Я бы не осмелился утверждать, что на бытовом уровне в России лгут больше, чем в каком-либо другом месте, включая Великобританию.

Другое дело - публичная сфера. Особенность России в том, что ложь в публичном пространстве здесь часто не только не порицается, но даже поощряется. Более того, она выглядит чуть ли не нормой публичной политики, причем не только в глазах власти, но и в глазах населения.

Этот феномен, как ни странно, хорошо знаком британским юристам. Начав заниматься юридической практикой в Великобритании, я столкнулся с неожиданной психологической проблемой в работе со многими российскими клиентами.

Их готовность лгать под присягой, делать не соответствующие действительности заявления в суде, подделывать и представлять в суд фальшивые документы была и остается феноменальной, и это многим дорого обошлось.

В итоге, еще до начала каких-либо юридических процедур, я стал терпеливо объяснять соотечественникам, что, хотя в частной жизни ложь и обман распространены в Англии ничуть не меньше, чем на их исторической родине, публичная ложь здесь наказуема, причем очень жестко. Настолько жестко, что лгать становится невыгодно.

Русское вранье - это проявление комплекса неполноценности!

Причин для официального снисходительного отношения ко лжи в России немало, и все они уходят корнями вглубь веков.

Конечно, немалую роль сыграло русское православие, никогда не относившееся щепетильно к проблеме персональной ответственности за свои поступки. Но дело не только в этом. Несмотря на свои гигантские географические размеры, а до недавнего времени и численность населения, русские всегда воспринимали себя как культурное меньшинство, вынужденное постоянно сопротивляться противнику, многократно превосходящему его по силам, сначала по отношению к Азии, а потом и по отношению к Европе.

ЛОЖЬ В РОССИИ РАССМАТРИВАЕТСЯ КАК ОРУДИЕ СЛАБОГО ПРОТИВ СИЛЬНОГО, КАК ОПРАВДАННОЕ СРЕДСТВО ЗАЩИТЫ ПРИ НЕРАВЕНСТВЕ СИЛ.

Проблема не в том, что в России много и с удовольствием лгут, а в том, что часто гордятся этим. Когда речь заходит о политике и идеологии, ложь в России рассматривается как «альтернативная правда» [иногда «постправда»]. Возможно, именно поэтому слово «правда» не совпадает в русской речи со словом «истина». Правдой в России может быть и то, что соответствует действительности, и то, что ей не соответствует, - ГЛАВНОЕ, ЧТОБЫ ОНО СООТВЕТСТВОВАЛО ПРЕДСТАВЛЕНИЯМ ГОВОРЯЩЕГО О СПРАВЕДЛИВОСТИ. Справедливая ложь в России ценится выше, чем несправедливая истина.

В России лгут с миссионерским экстазом. Это основа знаменитого русского двоемыслия. Эта вседозволенность и нравственная снисходительность к себе есть не что иное как проявление комплекса неполноценности по отношению к сильным мира сего, рабская привычка, уходящая корнями в крепостничество.

Это затрагивает и отношения России с другими странами. Постоянно рассуждая о величии России, многие из русских в глубине души не верят в способность страны отстоять свою независимость, не прибегая к такому средству, как ложь. Они уверены, что их маленькая ложь извинительна на фоне «большой лжи» их грозных конкурентов.

В посткоммунистической России в течение нескольких десятилетий, прежде чем стать главным продуктом российского экспорта, ложь оставалась товаром для внутреннего потребления.

Тяжелые испытания, которые пришлось пережить России после поражения в холодной войне, лишь обострили эту многовековую проблему. После небольшого перерыва, когда горбачевская гласность осветила тонким лучиком это царство вранья, в России снова стали лгать с упоением.

Наверное, какие-то личные качества Владимира Путина способствовали тому, что его стиль правления вошел в резонанс с предрасположенностью элит и населения России к неограниченному использованию лжи.

В течение первого десятилетия происходило лишь механическое накопление лжи в публичной политике, которое в нарастающих объемах использовалось для решения локальных задач. Ложь сопровождала практически любую акцию Кремля, будь то война с терроризмом или резонансные судебные процессы.

Параллельно власть реализовала единственный свой проект по созданию вертикали - вертикали контроля над электронными средствами массовой информации и основными печатными изданиями в стране. Таким образом, для большой лжи была проторена большая дорога.

К началу третьего срока Путина уровень лжи в российской публичной политике достиг критической массы. Революция «рассерженных горожан» стала триггером для перехода от артельного производства вранья к конвейерному.

Создание на рубеже 2012-13 годов ольгинской «фабрики троллей» под кураторством личного повара Путина Пригожина можно считать отсечкой для начала новой эпохи. С этого момента троллинг стал основным и универсальным методом российской внутренней политики.

Украинская революция, напугавшая Кремль и породившая русскую контрреволюцию, привела к тому, что все государственные медиа были выстроены по образу и подобию «ольгинских троллей».

С этого момента конвейер заработал в обратную сторону. ЯД ЛЖИ, ДВУЛИЧИЯ И ЛИЦЕМЕРИЯ, КОПИВШИЙСЯ В СФЕРЕ ПУБЛИЧНОЙ ПОЛИТИКИ, ОГРОМНЫМ МЕДИЙНЫМ ШПРИЦЕМ ВПРЫСНУЛИ В ВЕНУ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ.

Ложь распространилась по русской жизни как вирус, стала массовым и повседневным явлением, общей и универсальной нормой жизни.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что ложь стала главным оружием внешней политики России в ее борьбе с Западом, в котором она видит своего главного врага. Современная Россия взяла на вооружение тактику Коминтерна, эта тактика состоит в создании искусственных противоречий и обострении естественных противоречий между западными странами, а также между политическими партиями и группами внутри каждой из западных стран в отдельности.

С этой целью Россия под видом «альтернативной информации» занимается целенаправленным распространением дезинформации среди специально отобранного контингента, добиваясь иногда немалых успехов. При этом следует различать оборонительную и наступательную ложь.

К первой относится распространение дезинформации по таким значимым для Кремля вопросам, как дело Магнитского, международные судебные разбирательства по искам акционеров ЮКОСа, допинговый скандал и другие.

Ко второй - информационные кампании, сопровождающие так называемые «гибридные войны», в первую очередь - на Украине. На решение этих задач из года в год тратится все больше средств.

Население России прекрасно отдает себе отчет в том, что на самом деле происходит, и при этом всецело поддерживает внешнеполитический курс Кремля, не испытывая никакого нравственного дискомфорта. В глазах обывателя сознательное распространение дезинформации - не более чем удачный тактический прием в одной из бесконечных «скифских войн» России.

Ложь будет изгнана из публичной сферы в России только тогда, когда в ней появятся элиты, НЕ СТРАДАЮЩИЕ КОМПЛЕКСОМ НЕПОЛНОЦЕННОСТИ, ни по отношению к Западу, ни по отношению к Востоку, и не нуждающиеся во лжи во спасение». http://www.bbc.com/russian/features-42513156

Остается прислушаться к гениальному тексту этому, и использовать последний рецепт. Правда, это не так просто: ведь элиты, не страдающие комплексом неполноценности, - это ни что иное, как настоящая, а не «фейковая» буржуазия, которая, как известно, от сырости не заводится. Она заводится на базе богатой конкурентоспособной экономики, а следовательно, дело упирается опять же в лесотундру. Как продолжать пользоваться природными кладовыми Северов, не нагружая при этом экономику неподъемными накладными расходами?

Канадцы это показали, но готовы ли мы повторить опыт Канады? Ведь для этого нам пришлось бы превратить в «Канадский Север» бОльшую часть страны, вплоть аж до Воронежа! Даже Москва располагается в зоне, непригодной для жизни человека! К сожалению, страны Евразии в сравнении со странами Северной Америки по климату много суровее, - для жителей Чукотки Аляска как для нас Сочи. Поэтому географическая оптимизация приведет к существенному сокращению населения. Правда, как канадские Севера, так и наши, превратившись в зону вахтовых поселков, вряд ли создадут проблему в обороноспособности, т.к. желающих их оккупировать вряд ли найдется. Это, конечно, «чемодан Улюкаева», но чемодан без ручки.

Однако, сохранив «Сывтывкары», мы никогда не выберемся из трясины нищеты и комплекса неполноценности. Конечно, Севера и так обезлюдиваются, население из них и без всякой оптимизации бежит, а по мере умирания экономики России денег в бюджете будет все меньше и меньше, - и географическая оптимизация совершится сама собой. Но… будет потеряно время, которого у нас практически не осталось. Сможем мы совершить этот маневр – выживем, и станем одной из стран Европы. Продрыхнем – погибнем.

Валентин Спицин


Рецензии