Сталкер 1979

РЕЦЕНЗИЯ ИЗ КНИГИ «КИНО И ЖИЗНЬ»

Фильм «Сталкер» — неоднозначное киноявление. Можно бесконечно рассуждать о его смысле, спорить — и каждый будет прав. Почему?.. Потому что главная особенность этой ленты — туманность трактовки сюжета. Иными словами, не совсем понятно, что именно хотел сказать Андрей Тарковский (если он вообще хотел что-то сказать).
 
Кристально чистая со сказочными оттенками фабула вроде бы как изображает поход двух людей и их проводника в волшебную комнату, где якобы исполняются все мечты. Чёткая временная и географическая привязка отсутствует. То есть, в какой стране и в каком году происходит действие — это немного остаётся загадкой. Окружающая обстановка обрисована больше в апокалиптическом аспекте, чем в обыкновенном — как после ядерной войны. Хотя сама Зона изображена в хорошем состоянии (с экологической точки зрения). Но и в Зоне не обошлось без явных странностей. В природе бугристые заболоченные и полузаболоченные участки — нормальное явление, но в этом фильме они показаны в таком виде, что без чувства таинственной тревоги на них смотреть невозможно. Блаженный музыкальный ряд, сопровождающий кадры фильма, тоже не оставляет равнодушным… И не совсем ясно: то ли грустить под эту музыку, то ли радоваться. А помещения, в которые они всё-таки попали, — верх причудливости: сырость, грязь, кавардак, полумрак (эти коридоры и комнаты чем-то напоминают общественные туалеты на российских провинциальных вокзалах)… Да и сами люди, мягко говоря, не совсем приятные личности — как внешне, так и внутренне. Один только мягкосердечный Сталкер более или менее похож на человека. Хм… Надо обладать очень специфичным воображением, чтобы это всё придумать.
 
В общем, в конце фильма окончательно убеждаешься, что в таком безобразном захолустном месте не может исполниться даже самое ничтожное желание. Не говоря уже о каких-то высоких чаяниях.
 
О смысле рассуждать не буду по двум причинам: во-первых, каждый видит этот фильм со своей позиции, согласуясь с внутренним мироощущением и жизненным опытом, а во-вторых, если я начну разглагольствовать о том, какой смысл узрел я в этой ленте, то это получится уже не рецензия, а самая настоящая повесть.
 
Единственные недостатки экзистенциально-философского фильма-притчи «Сталкер», на мой взгляд, заключаются в том, что Тарковский переборщил с философичностью, которая ярко выражена в немного нудных и пространных диалогах, затрагивающих тему нравственности. Уж очень много главные герои рассуждают о смысле бытия… Ещё немного удручает медленное развитие сюжета. Всё это придаёт фильму в некотором роде скучность…
 
Всегда интересно узнать, где проходили съёмки какого-либо фильма… Так вот, любопытный факт: кадры картины сняты под Таллинном… Вот оказывается где бродили Учёный, Писатель и ихний проводник — Сталкер.
 
P. S. Без преувеличения «Сталкер» — это самый странный фильм из всех лент, которые я успел посмотреть за свою жизнь. И за это я ставлю Сталкеру самую высокую оценку. Брависсимо.


10 из 10 
· Полезная рецензия?
· Да / Нет
· 17 / 3
25 февраля 2010 | 17:11


Рецензии