Статья о писателе Скромном 3

Николай РОГОЖИН
ЖИЗНЬ НА ВЗЛЕТЕ   
    
    Время неумолимо. Чем дальше отдаляются скорбные даты, тем острее чувствуешь их значимость и горше сожалеешь о  невозвратной потере. Четыре года назад, 30 января 2007 года, не стало Николая Александровича Скромного, русского писателя, творившего в нашем городе, создавшего  уникальное произведение о годах репрессий в Советском Союзе – роман-эпопею «Перелом». Родившись в 1948 году, на просторах Северного Казахстана, будущий писатель набирался впечатлениями ранних лет от взбудораженной, еще не остывшей вокруг себя земли –  сначала от нашествия вынужденных переселенцев, а затем и от согнанных туда целинников, – впитывая  от их рассказов, родных, близких, очевидцев, окружавших его, –  те страдания и муки, которые потом опишет в  своей  монументальной книге. После учебы в Ленинграде Скромный обосновывается в Мурманске, и с 1976 года, вряд ли осознавая, что  начинает  свой судьбоносный труд – приступает к работе над «Переломом», – изучает партархивы, свидетельства, воспоминания очевидцев  прошедших событий…
      Книги имеют свою судьбу. Вот и «злоключения» главного детища писателя оказались необычны. В 1986 году роман  начинает печататься в журнале «Север», и вызывают бурю положительных и единодушных откликов ведущих тогдашних критиков страны, – Бондаренко, Дедкова, Куницына, Ланщикова. В 1989 году первая книга романа выходит в Москве стотысячным тиражом, и также восторженно принимается читателями и общественностью. Его обсуждают, комментируют,  и мало кто осознает и понимает, что  вслед за  живущими  еще тогда Солженицыным и Рыбаковым, появился в России новый, незаурядный,  маститый классик, мастер слова, и даже не шолоховского размаха, а повыше, потому что он создатель  произведения такой  потрясающей художественной силы и правды,  о  таких неисчислимых страданиях народа,  так осветивший впервые, эту  тему,  вынужденных переселенцев, изгнанных со своих исконных земель, сотнями тысяч, в необжитые и суровые регионы   страны – Севера, Урала, Сибири, Казахстана, которого  вообще никогда еще не было,  – ни в мировой, а тем более, – в отечественной литературе… 
    В 1990 году роман Скромного представляют для печатания во Всесоюзной «Роман-газете», имеющей тогда миллионные тиражи… Но  вот  потом, к великому  и большому сожалению, всё… оборвалось. В последующие лихие годы о романе  и его  авторе забыли.  И хоть книги эпопеи дописывались, выходили частями в  малотиражном журнале «Север», но  только  в 2003 году «Перелом» был издан, в полной версии, в г. Мурманске. Автор уже стал лишь тогда, достаточно известен, и руководил местной писательской организацией. На посту ответственного секретаря он не давал себе поблажек,  и на этой должности по-особому, чётко, высветились все его поразительнейшие, человеческие и деловые качества.  Он много сил и времени отдает литературным и культурным начинаниям, участвует в Комиссии по помилованию при губернаторе,  хлопочет об объединении  разрозненных писательских союзов, помогает молодым авторам, впервые налаживает связи с церковью. Ведь в романе его, неразгаданном и нераскрытом по идейно-философской, сюжетной, нравственной проблематике до  сих пор, немало места отводится рассуждениям о Боге, Вере, святости, мучительным поискам сущей истины мироздания… И хоть была уже вручена Большая Литературная премия, губернаторская награда, медаль имени Шолохова и Премия пароходства, заново роман  все равно,  очень трудно и мучительно, пробивался к заслуженному  призванию. И только в конце 2005 года он был, наконец-то, обсужден,  за «большим круглым столом», в самом сердце и средоточии  литературного руководства, – в  секретариате Союза писателей России в Москве, где получил безоговорочную и однозначную положительную оценку, рекомендации его издавать, популяризировать, но  вот что произошло дальше…  остается только подивиться, – пожелания  так  и остались на бумаге, оказались без дальнейшего содействия и применения. Но удивительным образом бывает в нашей стране, – настоящее признание, – всего большого, талантливого, великого, – уже приходит после ухода человека.  И когда создался Общественный региональный Фонд имени писателя  Николая Скромного, в апреле 2009-го, и стали проводиться различные мероприятия по увековечиванию его памяти, оказалось, что вся жизнь  Николая Александровича – это подвижничество, подвиг, во имя  своего многострадального, многонационального народа,  который он так  достоверно и убедительно, ярко, и страстно,  воплотил в эпопее, отобразил в Слове… 
      В жизни редко выпадает  счастье общения с незаурядной личностью, но мне выпала такая возможность. Я знал Николая Александровича с 1985 года. Встречи наши были нечасты, случайны, но в дальнейшем, с 2001-го, видеться удавалось нередко. Он помогал мне в издании  моей первой книги. Потом  мы, незаметно как-то, стали мечтать о телеэкранизации «Перелома». К сожалению, времени для этого оставалось мало, тяжелая болезнь Николая, как ни мужественно он с ней боролся, подтачивала его силы. Но все-таки он, несмотря ни на что,  успел сделать,  и закончить,  вторую  свою вещь – удивительную по чистоте и красоте повесть о Лермонтове  – хронику пяти  роковых дней, от ссоры и до дуэли, до  гибели и похорон гениального  поэта...  Скромный оставался верен себе, и не позволял  поблажек, – он самоотверженно трудился до последних своих дней, –  даже в больничной палате выправлял рукописи других авторов… «Работать надо, работать» – любил он повторять, словно клятва, любимую свою фразу, как лозунг, как девиз, – своей яркой и стремительной, будто комета на взлете, – жизни. Уверен, появится когда-нибудь и будет светить нам звезда имени Скромного, – земли Русской великого писателя, гражданина, патриота… 

«Вечерний Мурманск», 25.01.2011
 


Рецензии