Статья о писателе Скромном 4
НРАВСТВЕННЫЙ ДОЛГ
(статья для газеты «Вечерний Мурманск")
Удивительные метаморфозы в жизни на каждом шагу. А в чиновничьем усердии до тупоголовости все просто – росчерк пера… и нет имени!.. Николая Скромного. Неумолимые годы, безостановочный бег времени и вот уже целое десятилетие, как его нет с нами… В конце своей жизни единодушно признанный, – премиями, наградами, обсуждениями в Москве, – после 2007 года он стал как-то быстро и неуклонно, неумолимо забываться, замалчиваться. И только благодаря усилиям вновь созданного Фонда его имени, с 2009 года, имя его стало постепенно, – возрождаться. Выставка, конференция, ходатайства об изданиях, присвоение имени писателя библиотеке в Росляково (17 ноября 2009 года). Но вот, через пять лет, в вышеназванной библиотеке случилось недоразумение, если не казус. С вводом в черту заполярной столицы поселка, с января 2015-го, в «мгновенье ока» исчезло, как по волшебству, именное название, и она превратилась в обычную номерную централизованной системы, «получив» не только моральные, но и материальные издержки. И все произошло автоматически, без оговорок и предупреждений, и также бы и продолжалось, – и продолжается! – если бы об этом случайно не узнали деятели Фонда. Наверно бы, и тому стоило пошевелиться. Но вот уже больше года (с марта 2016-го), продолжается эта волынка с возвращением имени. Писали ходатайство, заявляли на всех уровнях, а воз и ныне там. Горько, досадно, несправедливо… и даже обидно за наших горе-администраторов. Уж такие бедолаги, неповоротливые! Ничего не изменилось с приснопамятных салтыково-щедринских времен. Равнодушие, косность, непонимание сквозит во всех усилиях чиновников, их пустопорожних обещаниях. И что удивительно, на словах-то все «за», никто не против, – но дело, реально, ощутимо – н е с д в и г а е т с я. Но, может, стронется все же как-нибудь и когда-то, ведь скоро уже – семидесятилетие писателя. Не буду писать персонально, кто и за что ответственен, это некорректно, да и малоэффективно… Узналось лишь недавно, с последними сведениями, что по всем бюрократическим препонам и канонам, предстоит еще длительный и мучительный процесс. Дело даже не в возвращении имени, об этом уже речи нет, а в том, чтобы присваивать это имя… заново. Так что, борьба только начинается…
Тревожит еще и другое. Город наш, Мурманск, несмотря на солидный возраст, молодеет. Столетний юбилей, отмеченный с помпой, с размахом, не заставил усомниться в том, какая прекрасная, наша «заполярная столица», уникальная по расположению, на сопках у незамерзающего залива, с троллейбусом, единственном в своем роде, за Полярным кругом. Ну а сколько появилось новых скверов, разбито цветочных клумб, устроено детских игровых площадок, понастроено фонтанов, не счесть! Только зачем в городе, замерзающем уже с конца сентября, и получающего иногда дозы минусовой температуры даже в мае, еще и ледяные столбы(?). Непонятно. Лучше бы подумали о культурной составляющей…
Строятся новые дома, обновляются улицы. Наверное, это правильно. Архитектура – это лик, образ города, его примечательные особенности. Такого города, – многочисленного по населению, в северных широтах, нет нигде. И часть архитектуры в нем – это памятные места, связанные с культурой, выдающимися людьми города.
Вот иду я по главному проспекту, почему-то «по Ленина», вижу в центре доску галереи почетных граждан. Здесь знакомые когда-то мне поэт Виктор Тимофеев, разведчик Иван Бородулин, кудесник-хирург Баяндин, первый начальник Атомфлота Тумпаров. Прибавились Рукша, Смирнов, – тоже с ними работал. Все правильно. Люди достойные. Но вот забираемся на улицу повыше. Аллея писателей на улице Буркова. Здесь расположились классик земли Кольской Маслов, рядом писатель-моряк, защитник Заполярья Валентин Пикуль, тут же непревзойденный лирик, проникновенный поэт, матрос-североморец Николай Рубцов…
Все правильно.
И все же чувствуется какая-то недосказанность, недоговоренность на этой ухоженной аллейке... Кажется, – чего-то не хватает в этих нынешних реалиях. А ведь здесь должно быть еще одно имя, известное не всем, не многим, и даже оно не на слуху; ведь и учителя, литературы(!), иногда морщат лбы, когда я их спрашиваю, при выступлениях в школах, – что самое видное и мощное, от мурманской культуры?.. И звучит это имя непритязательно, неброско – Николай Скромный.
Несомненно, Виталий Семенович Маслов, мастер слова, один из создателей «деревенской школы» отечественной литературы, видный общественный деятель, по праву воплощен в камне. Именно он, помню, когда-то сетовал, и в печати тоже, что нет в Мурманске улицы Пикуля, или того же – переулка Рубцова…
Обращались мы, конечно, в рамках деятельности Фонда, в Комитет по культуре, о бюсте Скромному. Но поахали, посочувствовали нам и… предложили сделать памятник за свои средства. Мол, денег нет, и не будет. Также объяснили и ситуацию с мемориальными досками. Даже сумму озвучили. Немалую. А потом еще и посетовали. Вот, мол, капитану некоему ставят, на пароходском здании на Коминтерна, а нашему знаменитому земляку – не получается. А ведь есть мемориальные доски Блинову Н.Н., Смирнову Владимиру, Миланову Александру, Подстаницкому. Но не писателю уровня Михаила Шолохова и Льва Толстого.
Ну и что уж просить чего-то большего для Скромного? Уже нескромно. Вот такой каламбур, получается…
Снова спускаясь вниз, по улице Воровского. Ну застрелили его, в 1923 году, жалко конечно, не уберегли этого, не очень выдающегося дипломата, но какое он отношение имеет к Мурманску, чтобы называть его именем центральную улицу, да еще и доску мемориальную тоже – лепить? Другие были времена… Но терренкур, для моего ослабленного сердца, продолжается. Около памятника Кирову, вижу, для будущего храма Св. Николая – знак, стелу, поставленную по инициативе, и как будто бы в память – по еще одному подвижнику, литератору, моряку и врачу, моему коллеге – Виталию Яковенко. Но тоже, – не отмечен он здесь никак, не упомянут…
И все же щемит сердце, и уже не по природе органики. Просто действительно обидно, что забывается великий писатель наш, родной, мурманский, уникальный…
Много ли вы читали книг, которые захватывают с первых же страниц? Ну, может, наберется несколько, может, с десяток. А вот возьмите да откройте главное произведение Скромного, «Перелом» (он есть на странице «проза ру.» Интернета) и, уверяю, что вы не оторветесь, что окунетесь в такой мир истинной художественности, которой не было, да и нет в постсоветской традиционной литературе. Захватывают широта, размах, масштабность, яркие образы, обыденные вроде, но до трагизма и боли невыносимые условия, в которых оказались, жили, и умирали герои. Звенящие строки, потрясающие картины, поражающие по красоте, и удивительным описаниям, – природные пейзажи. А знание реальных подробностей опыта? Будто бы сам Николай Александрович строил мазанки, пахал землю, распиливал лес на зэковской пилораме, участвовал в лихой кавалерийской атаке… Магия, изящество стиля Скромного увлекает, будоражит, обволакивает…
Россия никогда не щадила своих сыновей. И память, если не материализуется, то так же, постепенно, медленно, но стирается из сознания. Таков закон жизни. Уходят постепенно, но неумолимо и поклонники, сторонники Скромного. Уезжают подальше от Мурманска его родственники. Но надо не забывать такого художественного явления, феномена, каким был появившийся и стал, состоявшийся на Мурмане, русский национальный писатель, такая глыба и монумент, как Николай Александрович Скромный.
Вся жизнь его – это подвиг. Во имя Родины, Отчизны. Он сделал то, что зависело только от него, – рассказал оглушающую, обнажающую, потрясающую правду, живым доступным языком, облеченным в масштабную и широкую форму романа-эпопеи о народе, о бедах его и страданиях, стойкости в лишениях, о силе духа его, – во имя гуманизма, добра и справедливости, во имя достойного лучшего будущего, в котором уготовано жить уже всем нам. И тем более тем, кто причастен к отечественной словесности, русской литературе, национальной культуре, – это надо знать и понимать, чтобы донести до всех окружающих на этой замечательной Земле, в нашем прекрасном городе…
Январь 2017. Мурманск
Свидетельство о публикации №218010100144