Вариативность церковного наказания

Эта заметка ни в коей мере не призвана выразить все мои мысли о церковном наказании. Просто ровно месяц назад я пообщался с одним братом на эту тему, и в голове остался пунктик: «Хорошо бы сохранить мысли, возможно, кому-то (или мне в будущем) что-то из этого пригодится». Я почти не правил стилистически или содержательно эти абзацы, взятые из переписки в вайбере, этим объясняется их разговорность и фрагментарность.

...У отцов церкви все было очень жестко/строго, намного строже, чем у нас. Не хотел бы нам сегодня те меры наказания. Очень длинные сроки восстановления/принятия обратно. Возможно, это было связано с их принципиальностью/посвященностью и контрастным положением церкви по отношению к остальному обществу: ты либо христианин всем сердцем, либо ты нам как язычник и приходи на собрание на общих для язычников основаниях. В первых томах Шаффа есть разделы о наказаниях в первые века.

...Конечно, возникает вопрос: было ли это особенностью того времени или так наказывать правильно во все века? Думаю, что в разные эпохи в церкви наказание должно быть разным. У нас сейчас все процессы ускорены, социальная мобильность, быстрая обучаемость и все такое. Не вижу смысла в наказаниях по 3-5 лет, как у отцов. Велика вероятность, что человек уйдет в мир или в другую общину. Либо, если вытерпит, это будет пять вырезанных из его церковной жизни лет. Думаю, надо иметь в виду цель наказания, а при определении срока смотреть на достижение этой цели.

...И еще один из ключевых моментов в наказании: надо следить не только за формой послушания, но добиваться понимания сути, смысла послушания. И обучение проводить в этой плоскости. Человека наказали за нарушение формы, он срок отбыл, формально покаялся, его восстановили, и он больше не повторяет ту форму. А суть понимает/не понимает по-прежнему.

...И еще. Система наказаний должна быть (и бывает) встроена в общую жизнь церкви. Аналогия: в каждой семье родители наказывают детей по-разному. У всех есть свои шкалы провинностей, свои триггеры для реагирования, свои понимания тяжестей проступков, свои способы наказания и т.п. Где-то ремнем отлупят, где-то карманных денег не дадут, где-то в угол поставят, где-то на ближайшее собрание не возьмут (знаю такую семью, и там это было самой строгой мерой), а где-то все комбинируют. И нельзя назвать одну систему наказания детей идеальной. Нельзя шаблонно переносить систему наказания из одной семьи в другую. Где-то строже накажут, но потом возьмут на руки, поцелуют, позже окажут много внимания и т.п. Дети во всех семьях разные, как и родители. Главное - чтобы система наказаний работала и не была неоправданно жестокой. Наверное, эту идею можно перенести и на церковные наказания. В Новом Завете нет четко расписанной и градуированной системы наказаний с объяснением всех пунктов. Важно, чтобы наказание не было акцией, отделенной от остальной жизни церкви.

...Писание разговаривает с нами в основном на уровне принципов и нарратива, это обеспечивает гибкость и адаптивность под каждую эпоху и культуру. Вводя ту или иную систему, изначально опирающуюся в общих принципах на Писание, но в частностях определяемую культурными и бытовыми особенностями конкретной среды, в закостенелую стадию, мы рискуем в будущем перестать достигать целей, которые изначально ставились перед этой системой. Конечно, человеку с шаблонной, возведенной в ранг закона и непререкаемой истины системой жить проще: не нужно думать, анализировать, держать руку на пульсе времени. Но церковь призвана к творчеству и зависимости от Бога.

01.01.2018


Рецензии
Приветствую, брат Саша! С Новым Годом! У меня вопрос по цитате:
"...Писание разговаривает с нами в основном на уровне принципов и нарратива..." На чём она основана? Или это просто аксиома, которую мы просто приняли...

Юрий Борисенко   02.01.2018 23:49     Заявить о нарушении
Мысль основана на наблюдении: в Новом Завете преобладают повествования (нарратив) и принципы, но не детализированные заповеди и постановления.

Рыжов Александр Геннадьевич   03.01.2018 00:07   Заявить о нарушении