По разные стороны зеленой простыни

                «  Почитай врача честью по надобности в
                нем, ибо Господь создал его…
                Знание врача возвысит его голову и между
                господ он будет в почете…
                И дай место врачу. В иное время и в их
                руках бывает успех.».
                Библия. Книга премудрости Иисуса, 
                сына  Сирахова. Гл. 38.
               

                Уважаемый читатель!
                Сразу хочу предупредить, что ничего нового вы на этой страничке для себя не найдете, как, впрочем, и я, начав писать, знал, что ничего нового я не напишу, и никаких открытий для вас, а тем более для себя, не сделаю.
      И, тем не менее, решил написать о своих мыслях и  ощущениях, короче, все, что я здесь напишу, это так, мысли в пути. Мои мысли!
     Как вы уже поняли, я по профессии врач, по специальности хирург, хирург с 44 летним стажем! Написал и даже самому страшно стало.
     Ну, и, для полноты картины, сообщаю, что уже больше двадцати пяти лет являюсь главным хирургом области и заведующим отделением хирургии областной больницы. Будем с вами считать, если не возражаете,  что этот абзац просто короткая производственная характеристика на автора.
      Заранее знаю, что большая часть написанного здесь вряд ли найдет у вас понимание. Ведь как ни крути, а каждый, кто будет читать эти строчки,является  или бывшим или потенциальным пациентом, моим пациентом или пациентом моих коллег.
      А значит, уважаемый читатель, в каком-то смысле мы с вами находимся по разные стороны барьера.
      Все, как в операционной, а именно, мы с вами находимся по разные стороны зеленой хирургической простыни. С той только разницей, что в операционной наши с вами интересы полностью совпадают, а вот дальше …
     Вот об этом «а вот дальше» я и хочу с вами поговорить.
     В один из воскресных дней мы с женой выбрались в магазин за покупками.
     И так случилось, что надо было нам заехать в большой торговый центр, в простонародье  называемый «китайским магазином». Почему китайским? Да потому, что большинство товаров в этом Центре-Эпицентре произведено в Китае. Нет, конечно, там есть товары и местного производителя, даже попадаются, хотя и очень редко, товары из других стран, но, в основном, все полки этого громадного супермаркета завалены товарами, «Made in China».
      Каждый раз, попадая в это царство, уж не знаю, какой там по счету китайской династии, я не перестаю удивляться.
     Ну, во-первых, удивляет, как они, эти китайцы, умудряются производить и поставлять нам всю эту ерунду. Начиная от веников, лопат, мусорных ведер, до всевозможной бытовой техники, стройматериалов, от садового инвентаря до домашних тапочек, трусов, носков, электродрелей и т.д., и т.п.
      А во-вторых, и как тут не удивиться, неужто мы сами не в состоянии всю эту чепуху произвести? Ну, к примеру, хотя бы подпорку под комнатный цветок?
      Как бы там ни было, а товары  из «Поднебесной» у моих земляков пользуются большим спросом, что и видно по парковке, иногда не удается и припарковаться у магазина сразу!
      Если честно, то каждый раз, попадая в этот «Эпицентр», я чувствую себя, посетителем какого-то музея, хожу, рассматриваю все эти товары-экспонаты даже те, которые и покупать не собираюсь.
    И вот, совершив все необходимые покупки, мы с женой оказались в отделе посуды.
-   Смотри, Саша, какие сервизы, правда, классные?
     На стеллажах были расставлены сервизы. Столовые, чайные, кофейные. Были тут сервизы на шесть персон и на двенадцать, с супницами и без, были такие, в комплект которых входило все сразу и столовый набор и чайный. Мы ходили и рассматривали всю эту красоту без всякой цели покупать что-либо! Да если честно, то дома у нас посуды этой вполне достаточно, так что о покупке речь не шла.
      Просто я посмотрел на один из ценников!
     Сорок тысяч гривен с хвостиком! И тут возникает вопрос, это много или мало? Ну, тут однозначного ответа быть не может, это ведь как для кого. А вот как для меня? Врач, хирург, заведующий отделением, главный хирург, Заслуженный врач Украины. Как эта сумма для меня, а вдруг бы купить надумал?
      Предлагаю вам, мой читатель, заняться простой арифметикой. Зарплата моя за предыдущий месяц, со всеми надбавками за категорию, заведование отделением, и всеми другими составила приблизительно семь тысяч гривен. Мелочевку опускаем, как и опустили ее, называя цену сервиза. Вот и выходит, что за полгода я вполне могу себе такую вот роскошь, как покупку этого сервиза позволить. Нормально?
       Но тут, как говориться, есть нюанс. Эти полгода я не должен есть, пить, платить коммуналку, одеваться. Короче, желательно на это время просто умереть.
       А значит, такая вот серьезная покупка, покупка тарелок и чашек  мне, врачу, все-таки не по карману!
      А ведь, я всего-навсего,  собрался купить сервиз. Собрался купить посуду, причем посуду, заметьте, не самого лучшего качества. А и правда, ведь не Майсенский же фарфор  в этом китайском магазине за сорок штук мне предложили, конечно, нет. Если быть честным, то это стекляшки, черепки, это то, что должно стоять на столе во время обеда и то, что после обеда, во время мытья посуды, иногда выскальзывает из рук на пол и разлетается вдребезги и о чем и жалеть-то, особо не стоит. Согласны?
      А  теперь давайте подумаем вместе, ну, может я слишком многого захотел? Зачем, скажете вы, нужен сервиз за такие деньги, разве нельзя найти, что-нибудь  подешевле? Как на ваш взгляд? А? Только честно!
     По-моему нет! Ведь не надумал же я, доктор, прикупить своей жене, ну, скажем бриллиантовое колье, или что-нибудь попроще, например кольцо с тем же самым бриллиантом, будь он неладен.
     На ваш взгляд, взгляд моих пациентов, бывших и будущих, покупка мною изделий в ювелирном магазине выглядела бы просто вызывающей, хотя и вполне понятной. Ну, а как же!    
      К ним же, к моим коллегам, и ко мне в том числе, без денег и не подходи, им бы лишь бы деньги были, а иначе …
      Короче, наживаются на чужом горе. А ведь клятву Гиппократа давали!
      Ну, к этой самой клятве мы с вами еще вернемся, а пока …
     Как ни обидно, но именно так вы, читатели мои, наши пациенты  и думаете, и это, как мне кажется, не ваша вина. Это почти столетнее отношение государства, в котором мы с вами имели несчастье жить к медицине вообще и к медикам в частности. Государства этого уже давно нет, а мы с вами остались, остались с нашим отношением к медицине, к врачам в том, уже сегодня несуществующем государстве.
     Да и что там греха таить, новая страна тоже мыслит теми же категориями, что и ушедшая в небытие. Во всяком случае, в своем отношении к людям моей профессии.
     Почему-то нам с вами, мои читатели, внушили, что врач должен быть бедным и несчастным. Он должен плохо одеваться, плохо питаться, ходить пешком и не только по своим личным делам, но и по вызовам. И, в то же самое время, он только  и должен, что заботиться о своих пациентах, думать о них и днем и ночью, лечить их, конечно же, бесплатно в любое время суток, и ни на минуту не забывать о той клятве Гиппократа, которую он давал, приступая к своей такой неблагодарной врачебной деятельности.
      Какие аргументы имеются в вашей обойме, уважаемый читатель в таком вот отношении к врачу вообще, ну и ко мне в частности?
     Их, этих самых аргументов несколько.
     Ну, для начала!
       Конечно же, на первом месте стоит пресловутая клятва Гиппократа. Хотя, собственно говоря, почему пресловутая? Просто клятва Гиппократа.
       Начну с того, что я никакой клятвы Гиппократа никогда не давал и думаю, что ни один из ваших, уважаемые пациенты, знакомых врачей тоже не клялся Гиппократу. Те, кто успел совершить этот обряд, уже давно вымерли. В то время, когда я и мое поколение врачей получали дипломы, вместо клятвы Гиппократа торжественно произносилась «Клятва советского врача».
      Хочу сразу заметить, дорогие  мои читатели и дорогие наши пациенты, что последняя клятва ничего общего с клятвой Гиппократа не имела, вот так!
      А «Клятву Гиппократа» я приведу здесь полностью, так, как ее предлагает нам интернет.
«Клянусь Аполлоном, врачом Асклепием, Гигиеей и Панакеей, всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно, и без всякого договора; наставления, устные уроки и всё остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому.
Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и своё искусство. Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далёк от всякого намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.
Что бы при лечении — а также и без лечения — я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена, преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому»[8]
       Как вы видите, ничего из того, о чем нам с вами постоянно твердят,  в этой «Клятве Гиппократа» и нет!
      Второй аргумент носит уже более простой, можно сказать, бытовой характер и звучит он в разных вариантах примерно так: «Сами себе профессию выбирали, никто не заставлял, а значит, нечего и жаловаться».
     И тут, друзья мои, вы правы, или, что будет точнее, почти правы.
     А ведь действительно, ну кто меня заставлял в этот самый медицинский ВУЗ идти? А никто! Сам себе я его и выбрал, как и все мои коллеги, знакомые и не знакомые. Сами выбрали себе профессию, потом сами выбрали себе специальность. Вот только ни один из носящих белый халат не собирался жить, на те копейки, в которые государство оценило его труд.  Как, кстати, и на ваши подачки, наши бывшие, настоящие и будущие пациенты. Подачки, которые у медиков называются благодарностью, а на языке уголовного кодекса имеют более четкое определение, а именно взятка! Так вот, уважаемый мной читатель, предлагаю, уже вместе, обратится за помощью к интернету, к его разделу, под названием «Википедия».
     Так вот, «взятка это деньги или вещи, даваемые должностному лицу как подкуп, как оплата преступных, караемых законом действий».
     Теперь давайте разберем это определение, ну, если не по буквам, то, хотя бы по словам.
     Во-первых, врач не является должностным лицом. Заведующий отделением, да, главный хирург, естественно! А вот врач, к которому вы обратились за помощью, нет!
     А теперь давайте подумаем, а о каких преступных, караемых законом действиях, идет речь? Неужели действия, которые ваш врач направил на ваше излечение, на вашу операцию, на уход за вами после этой операции можно назвать «преступными действиями»? По-моему, нет!
     Объясните мне, почему же вы, так стыдливо тычете конверт врачу в карман, а не просто вручаете своему доктору этот конверт, желательно при этом произнося искренние слова благодарности?
      Правильно, вы так делаете потому, что за долгие-долгие годы нас с вами, мой читатель, приучили к тому, что врач вам обязан.
      Обязан днем, обязан ночью, обязан лечить, да и вообще, врач обязан думать о вас, своих пациентах, днем и ночью, и, конечно же, бесплатно, ну а как же, ведь он клятву давал. Знал, шельмец, на что идет, вот теперь пускай и работает бесплатно! Ну, или почти бесплатно!
       Теперь, когда мы с вами разобрались с «сами себе профессию выбирали» нельзя не вспомнить еще один «весомый» аргумент, а вернее одну фразу, которую полусерьезно полушутя, так любите вспоминать  вы, наши пациенты, и государство, когда речь заходит об оплате врачебного труда. Неизвестно, правда, кому эта фраза принадлежит, кто-то вспоминает вождя всех времен и народов, кто-то первого наркома здравоохранения
 Семашко Н.А., да и не в авторстве речь.
     Звучит этот аргумент примерно так: «Зарплату врачу можно платить минимальную, потому, что хорошего врача народ прокормит, а плохому и этих денег много».
     С этим можно было бы, и согласиться, хотя и с некоторой  натяжкой.
     Натяжка эта заключается в том, что ни я, ни мои коллеги не хотим, что бы вы, мои пациенты и пациенты моих коллег, нас кормили! Мы, и я в частности, хотим просто ходить на службу и честно выполнять свои профессиональные обязанности. И, естественно, хотим, за эту тяжелую и зачастую неблагодарную работу получать официально достойную, слышишь меня, мой дорогой читатель,  достойную зарплату, а не ту жалкую минималку, которую государство нам определило, приравняв наш труд к труду самой малоквалифицированной части трудящихся.
     Ну и еще к слову!
     Меня не устраивает ситуация, когда вы, друзья, будете меня кормить. Если уже так ставить вопрос, то я хочу, что бы вы, мои, очень хочется в это верить, благодарные пациенты, меня не только кормили, но еще бы одевали и обували. А еще хочется, что бы вы оплатили мне покупку машины, пусть и не Мерседеса класса «S», но вполне достойного авто, которое я, врач-хирург, за больше, чем за сорок лет стояния днем и ночью у операционного стола заслужил!
    Да мало ли чего, вы должны мне оплатить еще! А отпуск на море, в Турецкой  Анталии? Нет, конечно, есть места и покруче, но уже ладно, Бог с ними, остановимся на Турции.
      Наверное, вы, читая все это, глубоко возмущены! Вот ведь куда докторишку занесло!
      А ведь ничего особенного я сейчас не написал. Так живут врачи во всем мире, В Европе, куда мы все так стремимся и куда нас пускать, пока, в обозримом будущем, никто не собирается, в Штатах, в ЮАР и даже в Афганистане.
      Пишу я все это и предвижу вопрос, ваш вопрос, мой читатель и мой или наш пациент.
     А вопрос такой, а где нам, пациентам на все эти ваши желания и запросы деньги брать? У нас ведь лишних денег на лечение и на операцию тоже нет.
     Тут вы правы, и в этом я с вами, мои читатели, согласен. Согласен, но опять же не совсем.
     Потому, не совсем, что мы с вами, мой пациент, снова стоим по разные стороны зеленой простыни!
     Потому не совсем, что проблема отсутствия у вас денег на лечение не является моей проблемой, эта проблема ваша, ваша лично и, конечно же, проблема  вашей семьи. А у меня есть своя семья, своя жена и свои дети, и обеспечение их нормальной жизни, заметьте, обычной нормальной жизни, без бриллиантов жене и БМВ детишкам является уже моей личной проблемой. Если хотите даже не проблемой, а моей обязанностью, моим долгом перед своей семьей.
     Как  долгом ваших детей и внуков является решение ваших проблем, в данном случае связанных с вашим нездоровьем и вашим лечением.
     А, и, правда, зачем мне знать о ваших финансовых возможностях? Зачем мне думать об этой вашей проблеме?     Я должен думать о вашем здоровье, о том, что бы правильно и своевременно поставить вам диагноз, думать о том, что бы выбрать правильную тактику лечения, думать о вас, стоя за операционным столом! Короче, я должен, я обязан думать о вас, мой пациент, мой больной, мой уважаемый читатель! Я ни в коем случае не должен думать о своем финансовом состоянии, ведь за мою работу, такую серьезную и такую ответственную мне заплатите вы, мой пациент. А где вы возьмете деньги на то, что бы оплатить мой труд должны думать вы. Вы и ваша семья!
     И, скорее всего, вашему сыну, невестке, вашим внукам в этом году придется много от чего оказаться. И от обмена машины, и от поездки со своими детьми и вашими внуками на море, и от покупки шубки невестке и еще от  много многого  другого.  Ведь на ваше лечение и достойную оплату моего врачебного труда потребуются деньги. Но, снова хочу повториться, это ваша, а не моя проблема. И решать ее вам! Ведь придя в супермаркет за колбасой, пусть в другой  ипостаси, уже не качестве пациента, а в качестве покупателя, вы не станете предлагать продавцу дать вам эту колбасу бесплатно, и не станете вводить его в курс вашего непростого материального положения.
     Ну вот, хотел написать пол странички, а получилось, сами видите что.  И дело ведь вовсе не в том злополучном, не нужном мне сервизе за сорок тысяч! Ну, помните, о том, который я в китайском магазине увидел и покупать не собирался.  Нет, конечно же, не в нем. Просто, наверное, к слову пришлось! Вот я и завелся, вот и понаписывал столько, что многие из вас, мои читатели, кто начинал читать этот мой опус, подозреваю, читать его бросили, потому, что, как я и обещал вначале, ничего для вас нового вы, мои читатели здесь не нашли. Бросили и, наверное, правильно сделали.
     Ну а для тех, кто дочитать собрался до конца, продолжу!
     Как-то стало привычным у нас с вами, всем и всегда быть недовольными, ругать порядки и законы, искать крайних и виноватых.
     А еще, привычной стала фраза, «сами во всем виноваты, с себя начинать надо» и т.д. и т.п. А ведь действительно, во многом виноваты мы с вами. Может не в то русло направили мы свою энергию? Может бог с ней с этой декомунизацией и сопутствующих ей сносов памятнтков. Ну и стоят эти памятники, памятники старому режиму, ну и гадят на них голуби, и что дальше? Да ничего! Был я в Лондоне, видел памятники королеве Виктории, видел памятники вождю мирового пролетариата В. И. Ленину. И те и другие  стоят в голубином помете и прекрасно уживаются.
      Да что там Лондон. В мои молодые годы мы с ребятами, когда договаривались о встрече, говорили
       - Встречаемся у «Чучела»!
      Догадываетесь о ком речь шла? Не все догадались, но вот мои земляки и мои ровесники, уж догадались точно! Стояло это чучело в самом центре нашего города, на самой главной площади, ну,пусть бы и дальше стояло!
     Так может не стоит тратить деньги, время и энергию на переименование улиц площадей переулков и городов!
     Может и стоит, но уж точно не сегодня, когда государству нечем платить врачу нормальную зарплату, а больному негде взять денег, что бы выполнить эту функцию вместо государства.
     Может нам всем стоит подумать, а надо ли тратить деньги и силы на всю эту чепуху? Может быть, стоит и средства и деньги наши направить на то, что бы вы, мои дорогие читатели, мои и наши пациенты, могли получить нормальную медицинскую помощь, не беспокоясь о том, есть ли у вас деньги на эту помощь.  А мы, медики, за свою работу смогли бы получить нормальную зарплату, соответствующую затраченным на ваше лечение силам не думая о состоянии вашего и своего кошелька.
     Ведь согласитесь, есть, что-то унизительное в получении этой самой вашей, далеко не всегда искренней, благодарности за проделанную нами работу.
     Очень хочется верить, что, когда-нибудь мы с вами, врач и пациент, все-таки окажемся по одну сторону зеленой хирургической  простыни. И не только в операционном зале!



 




 


Рецензии
Дошёл до этой фразы :
Но тут, как говоритЬЬЬЬЬЬься, есть нюанс.
=================================================
И после этого - СТРЕЛЯЙТЕ в меня дальше читать не мог. Не от строптивости и высокомерия. А оттого, что В ПЕРВОМ классе детям говорят, что частица НЕ пишется от глаголов РАЗДЕЛЬНО. А с первого курса медицинского института (хоть я и не учился там), но наверняка учат, что прежде чем браться за пациента и вскрывать его, врач должен ПОМЫТЬ РУКИ.
Ветеранам не спитьььься! И это имеет место быть....

Сергей Елисеев   22.04.2019 21:38     Заявить о нарушении
Уважаемый Сергей! Простите, отчества не знаю! Будьте проще! И, кстати, во втором классе учат правильно расставлять знаки препинания!!!
А читать дальше Вы не стали (подозреваю, что здесь. Вы, слукавили) не от строптивости, а от того, что Вы, Сергей, тоже находитесь по другую сторону простыни!
И, к слову, "ВСКРЫВАЮТ" в морге, а в операционной оперируют.
С уважением А.М.

Александр Маркович Богуславский   14.06.2019 06:57   Заявить о нарушении
я тоже не все прочел.вернулся,как Фома не верующий к 38 главе.прочел там больше и дальше. Вам спасибо.мне это оказалось нужно.

Владимир Вдовин   13.05.2020 06:03   Заявить о нарушении
По ту сторону простыни? Очень оригинально и точно сказано! Извините, но ТЕРЯЮ ТЕРПЕНИЕ, когда вижу, что взрослые люди делают то, что обучают ни в коем случае не делать девятилетних детей. Извините. Ничего личного.

Сергей Елисеев   13.05.2020 14:54   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.